Школа безопасности
рабочая программа по зож
Предварительный просмотр:
МБОУ Ельнинская СШ №2 им. К.И. Ракутина
РАССМОТРЕНО председатель методического совета _________________ Протокол № 01 от «30» 08. 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор __________________Г.Н. Иванова Приказ № 131 от «30» 08 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Школа безопасности»
направление «Социальное»
для обучающихся 4 класса Б
Якутиной Татьяной Романовной
учителя начальных классов
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе:
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ
№ 373 от 6 октября 2009 г.
- Основной образовательной программы начального общего образования.
- Учебного плана на 2023-2024 учебный год.
- Положения о внеурочной деятельности.
- Рабочей программы воспитания .
- Программы общеобразовательных учреждений авторов: Л.П. Анастасовай, П.В. Ижевского, Н.В. Ивановой «Основы безопасности жизнедеятельности 1 – 4 классы»
Продолжительность занятий строится из расчёта - 1 час в неделю. Курс рассчитан на8 часов.
Сроки реализации: 1 четверть
Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники учебные пособия для учащихся и учителя:
1. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельност,: учебник для общеобразоват. учреждений / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — 3-е изд. — М.: Просвещение
Основной целью интеграции знаний по основам безопасности жизни и содержания базового курса «Окружающий мир» является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартных экстренных ситуациях.
Реализация программы позволит решить следующие задачи:
• привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
• сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
• выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Общие цели изучения курса призваны способствовать:
• повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
• снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
• формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Количество часов: всего 8часов; в неделю 1 час
Название раздела и тем | Количество часов для изучения | Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации и виды деятельности |
Раздел1.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. 4ч. | ведущей формой организации занятий является практическая деятельность: - работа с дидактическим материалом (в игровой форме); - изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы); - разработка и защита исследовательских проектов; - практические занятия на спортивной площадке; Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающих Итоги занятий могут быть подведены в форме, защиты творческих проектов, соревнований, конкурсов между командами школы и учащимися местных учебных заведений с приглашением родителей детей, педагогов, социального педагога, медицинского работника, администрации школы, участкового полиции, инспекторов по делам несовершеннолетних, инспекторов пожарной службы и МЧС. | ||
Безопасное поведение на улицах и дорогах | 1ч | Путь в школу и новые маршруты. Движение учащихся группами и в колонне. Предупредительные сигналы водителей. Движение через железнодорожное полотно. Поездка на автобусе и троллейбусе. Правила движения велосипедистов. Тормозной путь транспорта. Правила обхода стоящего транспорта. Движение по специально размеченной площадке. Опасные ситуации на дороге. | |
Пожарная безопасность и поведение при пожаре | 1ч | Лесные и торфяные пожары, как стихийные бедствия. Безопасная эксплуатация газовых приборов. Действия при обнаружении запаха газа в квартире. Пожарная безопасность при разведении костров. Средства, используемые при тушении электропроводки, горючих жидкостей. Подручные средства тушения огня. | |
Безопасное поведение на воде | 1ч | Меры безопасности при нахождении около водоёмов. Способы использования плавсредств для спасения утопающих. Действия при судорогах. Оказание первой помощи пострадавшим. | |
Безопасное поведение дома. | 1ч | Система обеспечения безопасности города. Правила эксплуатации различных бытовых приборов. Меры безопасности при пользовании инструментами. Средства бытовой химии как источники опасности. Правила эвакуации из дома в экстренных случаях. Защита проекта «Безопасность в доме» | |
Раздел 2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.- 1 ч. | |||
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. | 1ч | Порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавших. Первая помощь при травме кисти рук. Оказание помощи при травмах опорно-двигательного аппарата | |
Раздел3. Основы здорового образа жизни. 2 ч. | |||
Компьютер и его влияние на здоровье | 1ч | Нормы работы на компьютере для младших школьников. Влияние компьютера на зрение человека. | |
Основные правила здорового питания | 1ч | Правила выбора качественных продуктов для питания. Выбор продуктов для сбалансированного питания. | |
Раздел 4. Защита человека в чрезвычайных ситуациях.-1ч. | |||
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты). | 1ч | Аварии на воздушном транспорте. Правила поведения в самолете. Железнодорожные катастрофы. Правила поведения. | |
8ч |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Наименование разделов | Количество часов | Резерв |
1. | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. | 4 | |
1.1 | Безопасное поведение на улицах и дорогах | 1 | |
1.2 | Пожарная безопасность и поведение при пожарах | 1 | |
1.3 | Безопасное поведение на воде | 1 | |
1.4 | Безопасное поведение дома | 1 | |
2. | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. | 1 | |
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь | 1 | ||
3. | Основы здорового образа жизни | 2 | |
3.1 | Компьютер и его влияние на здоровье | 1 | |
3.2 | Основные правила здорового питания | 1 | |
4. | Защита человека в чрезвычайных ситуациях | 1 | |
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты) | 1 | ||
Итого | 8 |
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
для 4 класса8 часов, в неделю 1 час
№ занятия | Тема занятия | Дата | Корректировка КТП | Дополнительная информация |
Безопасное поведение на улицах и дорогах | ||||
Пожарная безопасность и поведение при пожарах | ||||
Безопасное поведение на воде | ||||
Безопасное поведение дома | ||||
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь | ||||
Компьютер и его влияние на здоровье | ||||
Основные правила здорового питания | ||||
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты) |
5. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты
•развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
•формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
•воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты
•овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
•овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
•формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
•освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
•формирование умений взаимодействовать с окружающими,
выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
- определять факторы, влияющие на здоровье;
- различать факторы, негативновоздействующие на здоровье;
- применять индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической подготовленности;
- определять какие бывают опасности и как их избежать.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях.
- разговаривать с незнакомыми людьми, соблюдать правила безопасности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности « Школа безопасности»
Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности "Школа безопасности" .Цели: Продожить знакомство с правилами безопасности в быту,отрабатывать правильность действий во время пожара, воспитывать уважен...
Воспитание здорового образа жизни и личной безопасности младшего школьника через внеурочную деятельность (кружок « Школа безопасности»)
В соответствии с утверждённым Федеральным государственным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлимая часть процесса образования детей мл...
"Школа безопасности» как форма деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, а тема "Риск, наука, обучение на школьном уровне" Сов...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Школа безопасности"
Программа направлена на создание условий по организации непрерывного процесса обучения навыкам безопасности на улицах и дорогах в системе дополнительного образования детей,...
Классный час с презентацией в начальной школе «Безопасность и здоровье» (в рамках «Недели безопасности»)
Материал классного часа помогает сформулировать правила здорового образа жизни и безопасного поведения. Занятие предназначено для учащихся начальных классов коррекционных школ I, II и V видов....
Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности "Школа безопасности".
Ребенок должен понимать, почему пожары опасны, вреден ли дым, и что хуже, огонь или дым. Оставаться ли в горящей квартире или как-то (и как именно) из нее выбираться. Стоит ли пытаться тушить пожар са...
Внеклассное мероприятие по правилам пожарной безопасности «Школа безопасности!»
Материал поможет учителю через образные ассоциации формировать основы безопасности жизнедеятельности младших школьников при пожаре; воспитывать у детей чувства ответственности за своё поведение...