статья "социальная адаптация детей с овз через декоративно-приуладное творчнство
статья по зож (4 класс)
Через свое творчество они пытаются достучаться до нас. Главная проблема, с которой они сталкиваются - это непонимание отторжение обществом, отсутствие общения со сверстниками, нежелание людей замечать их. Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Реабилитация детей с ограниченными возможностями – одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kozhevnikova_l.v.-statya.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Кожевникова Лариса Владимировна Педагог-психолог Республиканской психолого- педагогической медицинской и социальной службы с. Малый-Куналей, Россия. Социальная адаптация ребёнка с овз через занятия декоративно-прикладным творчеством (статья) |
АННОТАЦИЯ: Через свое творчество они пытаются достучаться до нас. Главная проблема, с которой они сталкиваются - это непонимание отторжение обществом, отсутствие общения со сверстниками, нежелание людей замечать их. Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Реабилитация детей с ограниченными возможностями – одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: адаптация, декоративно-прикладное творчество, ограниченные возможности здоровья, гарденотерапия.
ЦЕЛЬ: Социальная адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья через занятия декоративно-прикладным творчеством.
Задачи:
Развивающие: развитие умения видеть, наблюдать, выделять главное и второстепенное; развитие мелкой моторики, образного мышления, внимания, фантазии; развитие стремления ребенка к созданию образов; формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты.
Воспитательные: формирование художественного вкуса, чувства стиля, гармонии и равновесия в композиции; формирование наблюдательности, усидчивости, аккуратности; воспитание любви к декоративному искусству, народным традициям и к творчеству в целом.
Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого педагогического подхода в обучении. Круг общения таких детей невелик.
Опыт педагогической работы доказывает, что ограниченные возможности ребенка не являются основанием для отнесения его к категории «необучаемых».
Творчество - это откровение, это влияние на мир. Но, у детей с ОВЗ ограниченное жизненное пространства и социальная активность. Им трудно дается деятельность, где требуется смелость, фантазия. Её целью является не только дать навыки и приемы работы с разными материалами, но и раскрепостить детей, придать им уверенность в своих силах. Дети с ОВЗ лучше раскрываются, когда они включены в совместную деятельность со здоровыми сверстниками, учатся от них, получают поддержку.
Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Ряд качеств, которые формируются у ребенка в процессе творческой деятельности, в конечном итоге положительно скажутся на характере.
Способности к творчеству имеет практически любой ребенок. Но возможность творческих проявлений возникает у человека не от рождения, а формируется под воздействием среды, воспитания и условий общественной жизни.
Развитие творческих способностей у детей - инвалидов не только возможно, а является нормой и не зависит от деформации в его развитии.
Выполняемая деятельность соответствует возможности ребенка, не наносит вреда его здоровью.
Я решила заниматься с ребёнком с ОВЗ прикладным творчеством, так как это помогает максимально использовать возможности ребенка в направлении прогрессивного саморазвития, способствует лучшему познанию окружающего мира, дает возможность, преодолев трудности, поверить в собственные силы.
Дети с ограниченными возможностями в здоровье отзывчивые, открытые, добрые, искренние дети. Это дети с взрослыми проблемами, уже понимающие смысл жизни, они очень хорошо осознают себя в болезни. Так как круг общения у детей очень узок, они, любят поговорить.
Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента.
Моей главной задачей стала попытка открыть ребенка с творческой стороны. Вся работа велась с соблюдением определенных психолого-педагогических условий:
- учет сложившегося социального опыта ребенка;
- любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности;
- опора на зону актуального развития;
- учет возможностей, интересов, потребностей, индивидуальных особенностей;
- ориентация на паритетные отношения;
- создание ситуации успеха.
Встреча всегда начиналась с доверительного и доброжелательного общения. К работе приступали с самого простого - плоских игрушек и аппликации из бумаги и ткани.
У ребенка, не занимающегося, не происходит наработки жизненных навыков, позволяющих ему существовать со своими особенностями во взрослой жизни, поэтому моя работа заключалась не только в том, чтобы познакомить с различным видам прикладного искусства, но и выработать у них умения и навыки работы с различными материалами, в различных техниках. В конечном итоге - научить ребёнка полноценному образу жизни, радоваться этой жизни, не обращая внимания на свой недуг. Все занятия носили воспитательный характер. Большая работа велась по знакомству с родным краем, его природной красотой, культурой, традициями. Ребёнок развивают мелкую моторику, тренируют различные группы мышц. При проведении коррекционных занятий проявляла заботу о настроении и работоспособности детей, создавала особую атмосферу внимания и доверия. Хвалила: молодец, сумела показать свои «задумки»; сегодня ты нас очень порадовала и т.д.
Ребёнок постоянно должен чувствовать со стороны педагога поддержку в совместном творчестве и общении. С самого начала определялась длительность занятия, оно планировалось в зависимости от физического состояния ребёнка, его творческой активности, душевной расположенности на текущий момент.
В конце каждого занятия также фиксировалось внимание детей на достигнутом результате. Учила ребёнка оценивать свой результат. Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом. Необходимо отметить недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.
Материал подбирала так, чтобы ребёнок не чувствовал утомления. На занятиях чередовала различные виды деятельности, предоставляя время для отдыха – ребёнок мог поиграть, поупражняться физически, послушать музыку, посмотреть мультфильм. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве разгрузки проводились словесные игры, разгадывались шарады, ребусы.
Все занятия носили практико-ориентированный характер. Это расширяет возможности приобретения практического опыта ребенка, формирование и развитие новых жизненных умений и навыков.
Индивидуальные особенности некоторых детей-инвалидов затрудняют его самостоятельность, а это, как следствие, порождает неуверенность в своих силах. Моя задача – помочь детям преодолевать трудности: не бояться браться за новое дело, высказывать свое мнение, быть решительным, уверенным, смелым.
Ребята, с которыми я занималась, испытывали удовлетворение от сознания того, что они преодолевают определенные трудности. Затем подобные явления становятся для них обыденностью, и они готовы идти к новым целям, выполнять более сложную работу. Во время работы у ребенка улучшается память и пространственно- логическое мышление, развивается ловкость, увеличивается словарный запас.
Психологи утверждают, что общение с природой наиболее глубоко формируют личность - происходит воздействие на все стороны функционирования нервной системы, положительно влияя на социальное и психологическое самочувствие ребенка. Я адаптировала и ввела в программный материал элементы гарденотерапии – это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей к природе, работе с растениями. Коррекционные возможности гарденотерапии велики:
- расширение функциональных возможностей кисти рук;
- предупреждение невротических расстройств;
- развитие тактильной чувствительности;
- предупреждение психического инфантилизма;
- коррекция эмоциональной сферы;
- развитие элементарных трудовых навыков;
- развитие познавательной активности.
Начинали работу со сбора листьев, причудливых веточек и корешков, узнавали о видах и свойства растений, способах засушки. Мы стали собирать ракушки, речные камешки, семена растений, скорлупки орехов. Такое разнообразие материала даёт возможность, «колдовать» над очередной работой. Делали коллажи, составляли букеты, занимались флористикой. Высаживали комнатные растения, наблюдали за их ростом и развитием. Это вызывало чувство эмпатии, заинтересованности в результатах своего труда. Мы испытывали радость от совместного творчества. Таким образом, элементы гарденотерапии, включаемые в работу с особыми детьми, способствуют плавному переходу от общения с природными объектами к нормализации взаимоотношений с окружающим миром.
Такая категория детей нуждается в общении, внимании, заботе. Большая ответственность возлагается на педагога, который поможет ребенку с ограниченными возможностями познать мир, сложный и недоступный. Именно педагог помогает ребенку познать себя, преодолеть свою «неполноценность» и заявить всему миру: «Я такой же, как все!». Зачастую мы не думаем о том, кто же такие дети с ограниченными возможностями. Мы не встречаем их на улицах, детских площадках, они не ходят в обычные школы. Складывается впечатление, что таких детей не бывает. Дети с ограниченными возможностями изолированы от общества, они живут в своем закрытом, недоступном для нас мире. Но эти дети рисуют, лепят, делают аппликации, шьют, их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. Дети с ограниченными возможностями в силу своих «ограничений» воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. Они более усердны, вдумчивы и внимательны, так как их физические возможности ограниченны. И именно в занятиях творчеством дети-инвалиды находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией.
Через свое творчество они пытаются достучаться до нас. Главная проблема, с которой они сталкиваются - это непонимание отторжение обществом, отсутствие общения со сверстниками, нежелание людей замечать их. Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и всем детям, необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия, так как зачастую это является единственной возможностью для детей с ограниченными возможностями, для их продуктивной творческой деятельности и социального общения.
Атмосфера занятий творчеством позволяет раскрепоститься, ведь ребенку дается больше свободы для реализации желаний и идей.
Создавая что-то своими руками, ребенок укрепляет связь с внешним миром, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями. Изделие, выполненное ребенком-инвалидом, несет отпечаток его личности.
Мы знаем, что творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.
«Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком», как высказывался С.Л. Рубинштейн.
Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Работе с родителями уделяла особое внимание, поэтому с ними сложились добрые, доверительные отношения. Постоянно нацеливала на то, чтобы родители как можно чаще беседовали о том, чем занимались, как прошел день, чем доволен и чем огорчен ребенок.
Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности.
Девочка родилась 24 января 2004года. диагноз ДЦП инвалид детства. С 1сентября 2012г поступила в школу. Ничего не умела, не могла держать ручку, не умела рисовать, не могла говорить. Говорила только мама, папа, дядя. Умела играть за детским компьютером. Сейчас учиться в 5классе. Девочка научилась считать до 10 по часам, читать, писать печатными буквами. Девочка очень старательная, усидчивая, внимательно слушает, хорошо воспринимает, отзывчивая. С 2016г занималась декоративно–прикладным творчеством. Сначала пробовали простые аппликации, потом аппликации из природного материала. Девочку очень заинтересовали большие картины из семян, крупы. Её работы участвуют в выставках и занимают призовые места. После занятий она научилась держать ложку, кушать вилкой. Научилась писать прописными буквами. На сегодня 12 грамот из них 7 грамот районных за призовые места. Каждой грамоте, она очень радуется. У неё есть цель научиться чему-то новому, двигаться вперёд, достигать новые вершины, новые победы. Сейчас она вяжет на специальном станке шарф и шапочку.
Литература:
1. Колмогорова, Л. С. Диагностика психологической культуры школьников: практическое пособие для школьных психологов / Л. С. Колмогорова. – М. : ВЛАДОС – ПРЕСС, 2009. – С. 259 – 268.
2. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 480 с.
Kozhevnikova Larisa Vladimirovna
Teacher-psychologist of the Republican psycho-pedagogical services
Maly-Kunaley, Russia
Social adaptation children with disabilities through decorative and applied creativity.
Annotation: Through their decorative and applied creativity children try to reach out to us. Their main problems are misunderstanding and rejection by society, lack of communication with contemporaries, reluctance of people to notice them. Through their works they try to communicate with people, they try to find connection to the world.
Keywords: adaptation, decorative and applied creativity, disabilities, garden therapy.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-патриотическое воспитание, как одно из направлений социализации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в обществе.
Воспитание любви в Родине и формирование достойного гражданина - основная состовляющая учебно-воспитательной работы....
Адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Данная статья раскрывает работу социального педагога СПб ГБ ПОУ "Колледж "Звездный" по адаптации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников сиротских учрежде...
Родительское собрание «Итоги адаптации детей к детскому саду. Возрастные особенности детей 2-3 лет»
повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка....
" Социализация детей с ОВЗ в МАОУ "СОШ №60 социальной адаптации детей- инвалидов" через внеурочную деятельность
В современном мире проблема социального развития детей становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, ст...
Презентация 2018 г. "Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве через систему партнёрства школы и родителей."
В помощь учителю начальных классов, педагогу-психологу....
Проект по социальной адаптации детей 1 класса детей с ОВЗ
Проект направлен на социальную адаптацию детей 1 класса с ОВЗ по программе 9.1....