Гражданско-патриотическое воспитание, как одно из направлений социализации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в обществе.
статья на тему
Воспитание любви в Родине и формирование достойного гражданина - основная состовляющая учебно-воспитательной работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное (Областное) Образовательное Учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом №6.
«ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ОБЩЕСТВЕ»
Подготовила воспитатель Федоренко Л.А.
С. Боринское 2012г.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина – патриота сегодня – залог гарантированного будущего для всего российского общества. К сожалению, под влиянием западной культуры произошла переоценка духовных и нравственных ценностей. Сила негативного влияния, исходящая от телевидения, Интернета, безграничного моря аудио- и видеопродукции, улицы, где большую часть времени проводит ребёнок, во много раз превзошла влияние школы и других общественных институтов. Да и не в каждой семье учат умению сострадать, быть доброжелательными, приветливыми, заботливыми, внимательными к окружающим. И как результат – в нашем обществе наблюдается распространение таких явлений, как равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, его символике. Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьёй, коллективом, обществом, Отечеством. Стала всё более заметней постепенная утрата традиционного российского патриотического сознания. Место и роль в решении вопросов воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну трудно переоценить, поскольку школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального образования от 09.10.2009 г. ориентирован на становление следующих личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Поэтому мною была выбрана тема работы: «Гражданско – патриотическое воспитание»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших задач образовательного процесса, ведь детство и юность – самая благодатная пора для развития чувства любви к Родине. Воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина – основные составляющие учебно-воспитательной работы, целью которой является:
- снижение уровня правонарушений и вредных привычек детей,
-предотвращение в сознании ребенка равнодушия, эгоизма, цинизма, агрессивности,
- социальная и религиозная толерантность,
- повышение престижа военной службы,
- формирование основополагающих ценностей российской и мировой культуры.
Гражданское общество начинается с воспитания гражданина. Именно поэтому развитие духовности личности, её готовности к служению России и своему народу, выполнению патриотического долга по защите интересов Отечества должно рассматриваться как основное условие широкого спектра форм и методов работы, которые имеют акцентированную патриотическую направленность. Это методы преимущественно обучающего свойства ( устного изложения и обсуждения патриотического знания), а также непосредственно воспитательного характера ( убеждение, принуждение, поощрение). Формы гражданско-патриотического воспитания также интегрируют в себе формы обучения ( лекция, рассказ, беседа, выполнение индивидуального задания, спортивный праздник, приурочкнный к патриотической дате). По гражданско-патриотическому направлению мной были проведены классные часы, уроки – путешествия, викторины. Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации. Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируются не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля. Воспитание гражданственности – это формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознание внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Всё это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убеждённости и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим, в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения. Понятие патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за своё Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выражение в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими её гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном служении Родине. Многие нравственные качества человека закладываются в младшем возрасте. Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. И мы, воспитатели, обязаны взять на себя функции родителей. Любовь к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и расцветающим. Все эти чувства в большей степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озёра, степные дали и дремучие леса – всё это в равной степени формирует у детей симпатию к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Опираясь на то новое положительное, что появилось в психике ребёнка, начальная школа пытается формировать чувства патриотизма, интернационализма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. С малых лет необходимо дать детям представление, пусть даже самое простое, о месте и роли их страны в мире. Каждый человек, независимо от возраста, должен рачительно и бережно относиться к природе. Изучая историю России, края, у детей формируется представление о знаменательных героических и исторических событиях нашей страны, о боевых и трудовых подвигах соотечественников. Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре, художественных промыслах, декоративно-прикладном искусстве. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Краеведческий материал становится основой понимания детьми своеобразия родного края, его природы, истории, традиций. Знакомство с историческими памятниками и достопримечательностями своей малой родины позволяет сформировать у воспитанников интерес к изучению историко-культурных корней, воспитывать чувство гордости за свой город, его историю, традиции, социальные и культурные достижения. Патриотическое воспитание включает в себя и воспитание дружелюбного отношения к детям других национальностей. Формирование представлений о жизни и труде разных народов позволяет подвести к пониманию интернациональных связей, взаимопомощи. Воспитание гражданина происходит и тогда, когда младший школьник приобщается к искусству страны, народному творчеству, когда он знакомится с людьми, прославившими Родину: художниками, композиторами, спортсменами, космонавтами, и героями, защищавшими страну. Нужно, чтобы у детей постепенно формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является Человек. Таким образом, различные направления патриотического воспитания связаны между собой логически, способствуют эффективному усвоению знаний о своей стране, родном крае, а также, что чрезвычайно важно, способствуют воспитанию чувств. И основная задача, которая стоит перед воспитателем - закладывать основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля. Понятие патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины; · осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за своё Отечество, за символы государства, за свой народ, уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям, ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выражение в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Для защиты Отечества требуются люди, крепкой физической подготовки. Наша задача привлекать детей к занятиям в спортивных секциях, к занятиям по туризму , где воспитанники соревнуются в ориентировании на местности, в умении разбить палатку, вязать узлы, разжигать различного вида костры.
Воспитанию любви к Родине способствует чтение книг таких писателей, как М. Алексеев, А. Ананьев, В. Быков, В. Катаев, просмотр кинофильмов: « Они сражались за Родину», « В бой идут одни старики», фильмов о современной армии: « Прыжок на заре», « Офицеры», «В зоне особого внимания».
Дети умеют слушать и запоминать, а воспоминания старшего поколения о прошлом, оставляют в их сознании глубокий след.
Результатом нашей работы должны стать важнейшие для нашей страны показатели: повышение толерантности, воспитание любви к большой и малой родине, повышение интереса к военной истории Отечества, воспитание чувства гордости за свою страну, формирование готовности к защите Отечества и службе в российской армии.
Все чем славится настоящая семья – нравственные формы поведения, любовь к Отечеству, святое отношение к его культурным и духовным ценностям, гражданские чувства – все это должно быть передано детям в наследство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
статья подготовлена для семинара...
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ.
Статья о индивидуальной программе реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, имеющих инвалидность, детского дома № 6 СПб....
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ.
Статья о индивидуальной программе реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, имеющих инвалидность, детского дома № 6 СПб....
Целевая комплексная адаптированная программа воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разновозрастной группы семейного типа №2 «Дружная семейка»
Пояснительная записка. Политика управления образования, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в учреждениях государственного воспитания определяется Программой развития образо...
Рабочая программа по семейному воспитанию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Программа по семейному воспитанию для детей 7 - 11 лет....
Адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Данная статья раскрывает работу социального педагога СПб ГБ ПОУ "Колледж "Звездный" по адаптации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников сиротских учрежде...
Успешная социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами трудового воспитания
Из опыта работы педагога по трудовому воспитанию подростков...