Проект по социальной адаптации детей 1 класса детей с ОВЗ
проект (1 класс)

Кабанова Ольга Алексеевна

Проект направлен на социальную  адаптацию детей 1 класса с ОВЗ по программе 9.1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-prosvetitelskiy_proekt_adaptatsii_detey_s_ovz.docx36.11 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-592-46-26, 8-495-850-18-03, 8-495-850-19-03                        e-mail:cenreab@mos.ru

Утверждаю:

Директор ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»

 ______________

Социально-просветительский проект

адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

1а класса

Кабанова О.А.

Крупенина Е.Е.

Гусева М.Г.

Гуржуева Н.К.

Слинкина Л.А.

Щепанюк М.М.

Ефименко Н.Б.

2020/2021 учебный год

Г. Москва, г. Троицк

 «Детство  важнейший период человеческой жизни,

 не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,

 самобытная, неповторимая жизнь»

В.А. Сухомлинский

Актуальность проекта

     Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья начало посещения образовательного детского учреждения связано с погружением в абсолютно новую социальную среду. Это важный этап, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими людьми. Ребенок не сразу привыкает к новым социальным условиям; непривычный режим дня, знакомство со сверстниками, необходимость общения и взаимодействия с посторонними взрослыми может стать причиной появления различных психологических трудностей. Поскольку адаптивные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья не безграничны, переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям, замедлению темпа психофизического развития, обострению хронических заболеваний. Поэтому для обеспечения оптимальной адаптации необходим индивидуальный подход к каждому ребенку со стороны учителей, воспитателя класса и всех специалистов отделения, а также просветительская работа педагогов с родителями (или законными представителями) детей.

      Адаптация детей может происходить по-разному в зависимости от возраста, уровня социализации, особенностей характера и других факторов. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания, состоянием здоровья и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в Центр изначально имеют неодинаковые стартовые возможности. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям отделения дневного пребывания реабилитационного центра является весьма актуальной.

     Практика работы убедительно показывает, что установление партнерских отношений с семьями воспитанников, повышение компетентности родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей, снижает уровень заболеваемости у детей в адаптационный период.  Активное участие родителей в жизнедеятельности отделения дневного пребывания, формирование у воспитанников положительных эмоций, позволяют значительно облегчить адаптацию детей.

     Успешная адаптация ребенка в детстве – залог его будущей успешной взрослой жизни, залог его побед и достижений.

Цель проекта: 

1) успешная социальная адаптация детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья к условиям реабилитационного центра.

2) формирование базовых учебных действий через комплекс знаний, направленных на социально-бытовую адаптацию.

Задачи:

1. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для оптимальной социализации детей, обеспечение эмоционального комфорта.

2. Формирование у детей положительной ассоциативной связи с реабилитационным центром.

3. Преодоление стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в классе.

4. Формирование активной позиции родителей по отношению  к процессу адаптации детей, расширение родительской компетентности.

Вид проекта: социально-просветительский

Участники проекта: учителя, воспитатели, психологи, дефектологи, социальный педагог, организатор воспитательной работы, медсестра, дети и их родители.

Сроки реализации: сентябрь – май 2020 – 2021 уч.  года

Принципы работы:

1. Предварительное ознакомление родителей с условиями работы образовательного и реабилитационного отделений ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»;

2. Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей и состояния здоровья;

3. Проведение адаптационных занятий и игр;

4. Осуществление систематического контроля за психо-эмоциональным состоянием ребенка в классе (учителя, воспитатели, психологи, дефектологи, социальный педагог, организатор воспитательной работы);

5. Наблюдение за состоянием здоровья: самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье (медицинская сестра);

6. Информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;

7. Анализ прохождения адаптационного периода детьми (специалисты отделения).

Прогнозируемый результат:

  • благоприятное прохождение  периода адаптации у детей;
  • психологический комфорт детей в период адаптации;
  • преобразование предметно-развивающей среды;
  • консультационный материал для педагогов и родителей.

Механизм   оценки  проекта:

  • результаты медицинского обследования  воспитанников;
  • психологический  мониторинг детей;
  • анкетирование  родителей и педагогов;
  • наблюдения за детьми, ведение адаптационных карт.

Этапы работы в период социальной адаптации

Содержание

Сроки

Ответственные

Подготовительный этап

Изучение методической литературы.

Составление планов работы с детьми и родителями.

Подготовка диагностического инструментария.

Создание комфортной предметно-развивающей среды.

Сентябрь

педагоги

Основной этап - работа с детьми

Знакомство детей с классом, друг с другом.

Диагностика вновь поступивших детей.

Цикл детско-родительских занятий.

Организация и проведение игр.

Организация и проведение игровых занятий.

Социокультурная деятельность.

Творческая деятельность.

октябрь - апрель

педагоги

Основной этап - работа с родителями

Знакомство родителей с режимом работы учреждения, классом, педагогами.

Анкетирование родителей «Портрет моего ребенка».

Цикл детско-родительских занятий.

Беседа «Все о социальной адаптации ребенка».

Консультация «Факторы, влияющие на течение адаптационного периода»

Консультация «Эмоциональный портрет ребенка в период адаптации».

Семинар-практикум «Адаптационные игры для детей»

Участие в социокультурных мероприятиях и творческой деятельности.

октябрь - апрель

педагоги

Заключительный этап

Оформление адаптационных карт на каждого ребенка.

Консилиум специалистов по итогам адаптационного периода.

Родительское собрание по итогам адаптационного периода.

Фото-отчет.

 

май

педагоги

План педагогической деятельности в период социальной адаптации

Направления работы

с детьми

родителями

специалистами реабилитационного отделенияотделения

Поэтапный прием детей в класс.

Сопровождение режимных моментов.

Цикл детско-родительских занятий.

Проведение адаптационных игр.

Индивидуальные занятия с детьми.

Анкетирование родителей.

Цикл детско-родительских занятий.

Групповое консультирование и практикум по теме адаптации.

Индивидуальные консультации для родителей с тяжелой адаптацией.

Подготовка информационного материала.

Психолого-медико-педагогическая комиссия по зачислению детей в отделение дневного пребывания.

Ознакомление с пакетом документов.

Ведение адаптационных карт.

 Консилиум по итогам адаптационного периода.

Социально-педагогические технологии,

 используемые в работе с детьми в период адаптации

Факторы, влияющие на течение

  адаптационного периода

Цикл детско-родительских занятий

(проводятся 1 - 2 раза в месяц)

Дата

Тема занятия

Задачи

Участники

Сентябрь

4 неделя

Божья коровка

Создание положительного эмоционального настроя в группе.

Развитие умения действовать соответственно правилам игры.

Развитие координации движений, общей и мелкой моторики.

специалисты по реабилитации

родители

дети

Октябрь

2 неделя

Мячик

Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками.

Повышение эмоционального тонуса.

Развитие чувства ритма, координации движения.

Формирование зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

специалисты по реабилитации

родители

дети

Ноябрь

2 неделя

Веселый Петрушка

Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха.

Закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка-мальчик).

Развитие общей и мелкой моторики.

специалисты по реабилитации

родители

дети

Декабрь

2 неделя

Мыльные пузыри

Снятие эмоционального напряжения и агрессии.

Снижение излишней двигательной активности, импульсивности.

Обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы.

Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики.

специалисты по реабилитации

родители

дети

Январь

4

неделя

Мишка

Сплочение группы, развитие эмпатии.

Снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности.

Развитие умения связывать свои действия с действиями других детей, в ритме стиха, с правилами игры.

специалисты по реабилитации

родители

дети

Февраль

2

неделя

Непослушные мышата

Преодоление упрямства, негативизма.

Формирование положительной самооценки.

Развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм.

Развитие слухового внимания, быстроты реакции.

специалисты по реабилитации

родители

дети

Март

4 неделя

Колобок

Сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества.

Снятие страхов перед сказочными героями.

Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

Развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного).

специалисты по реабилитации

родители

дети

Апрель

2 неделя

Котята

Формирование положительной самооценки.

Развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.

Снятие мышечного напряжения.

Развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость).

Развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки.

Развитие моторики, координации движений.

специалисты по реабилитации

родители

дети

Май

4 неделя

Музыканты

Создание положительной эмоциональной обстановки.

Сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста.

специалисты по реабилитации

родители

дети

Перспективный план работы с детьми

в период адаптации

специалисты реабилитации

месяц

сентябрь

«Давайте познакомимся»

октябрь

 «А вот и я!»

ноябрь

«Маленькие ножки бежали по дорожке»

декабрь

«Много красок у меня – выбирай любую»

Понедельник

«Ласковое имя», «Ладонь на  ладонь» - Д/и

«Вместе весело шагать…» - беседа о группе, знакомство с

групповыми атрибутами

«Обнималки» - телесная терапия

«Сороконожка» - Д/и

 «Мыльные пузыри» - игровая деятельность

«Обнималки» - телесная терапия

«Найди игрушку в песке» - песочная терапия

«Колобок» - игровая деятельность

«Обнималки» - телесная терапия

«Дождик» - игровая деятельность по изо

«Музыканты» - игровая деятельность

«Обнималки» - телесная терапия

Вторник

«Игра с песком»- песочная терапия

«Мячик»- игровая деятельность

«Обнималки» - телесная терапия

«У меня игрушки есть, все их мне не перечесть» - игровая деятельность с игрушками

«Улыбка», «Пчёлка» - релаксационные упражнения «Обнималки» - телесная терапия

«Матрёшка» - Д/и

«Котята» - игровая деятельность

«Обнималки» - телесная терапия

«Котенок» - рисуем пальчиками

«Игра с песком» – песочная терапия

«Обнималки» - телесная терапия

Среда

«Весёлый петрушка» - игровая деятельность

«Я люблю сказки» - сказкотерапия

«Обнималки» - телесная терапия

«Непослушные мышата» - игровая деятельность

«Солнце или дождик» - Д/и

«Обнималки» - телесная терапия

«Зайка серенький сидит..» - Д/и

«Пальчики» - пальчиковая гимнастика

«Обнималки» - телесная терапия

«Почитай мне сказку» - сказкотерапия

«Муравей», «Бабочка» -релаксационные упражнения

«Обнималки» - телесная терапия

Четверг

«Божья коровка» - игровая деятельность

«Солнечный зайчик» - релаксационное упражнение

«Обнималки» - телесная терапия

«Мишка»- игровая деятельность

«Бабочка» - релаксационное упражнение

«Обнималки» - телесная терапия

«Мячик»- игровая деятельность

«Солнышко и тучка» - релаксационное упражнение

«Обнималки» - телесная терапия

«Украсим Ляле бант» - игровая деятельность по изо

«Зайка» - подвижная игра

«Обнималки» - телесная терапия

Пятница

«Мячик»- игровая деятельность

 «Песочные следы» - песочная терапия

«Обнималки» - телесная терапия

«Мыльные пузыри» - игровая деятельность

«Я люблю сказки» - сказкотерапия

«Обнималки» - телесная терапия

«Колобок» - игровая деятельность

«Пропавший» малыш» - пальчиковая игра

«Обнималки» - телесная терапия

«Капустка» -  пальчиковая игр

«Мишка»- игровая деятельность

«Обнималки» - телесная терапия

Месяц

Январь

 «Когда мои друзья со мной»

Февраль

 «Вместе весело шагать»

март

 «Радуга чувств»

апрель

«Вместе – целая семья»

май

«Идем навстречу лету»

Понедельник

«Назови ласково», «Ладонь на  ладонь» - Д/и

«Солнышко»- изодеятельность

 «Обнималки» - телесная терапия

«Матрёшка» - Д/и

«Котята» - игровая деятельность

«Обнималки» - телесная терапия

 

«Найди игрушку в песке» - песочная терапия

«Колобок» - игровая деятельность

«Обнималки» - телесная терапия

«Дождик» - игровая деятельность по изо

«Музыканты» - игровая деятельность

«Обнималки» - телесная терапия

«Ласковое имя», «Ладонь на  ладонь» - Д/и

«Вместе весело шагать…» - беседа о группе, знакомство с

групповыми атрибутами

«Обнималки» - телесная терапия

Вторник

«Игра с песком»- песочная терапия

«Мячик»- игровая деятельность

«Обнималки» - телесная терапия

«Мыльные пузыри» - игровая деятельность

«Я люблю сказки» - сказкотерапия

«Обнималки» - телесная терапия

«Зайка серенький сидит..» - Д/и

«Пальчики» - пальчиковая гимнастика

«Обнималки» - телесная терапия

«Зайчик» - рисуем пальчиками

«Игра с песком» – песочная терапия

«Обнималки» - телесная терапия

«Игра с песком»- песочная терапия

«Мячик»- игровая деятельность

«Обнималки» - телесная терапия

Среда

«Непослушные мышата» - игровая деятельность

«Солнце или дождик» - Д/и

«Обнималки» - телесная терапия

«Мячик»- игровая деятельность

«Солнышко и тучка» - релаксационное упражнение

«Обнималки» - телесная терапия

«Весёлый петрушка» - игровая деятельность

«Я люблю сказки» - сказкотерапия

«Обнималки» - телесная терапия

«Почитай мне сказку» - сказкотерапия

«Муравей», «Бабочка» -релаксационные упражнения

«Обнималки» - телесная терапия

«Весёлый петрушка» - игровая деятельность

«Я люблю сказки» - сказкотерапия

«Обнималки» - телесная терапия

Четверг

«Божья коровка» - игровая деятельность

«Солнечный зайчик» - релаксационное упражнение

«Обнималки» - телесная терапия

«Мишка»- игровая деятельность

«Бабочка» - релаксационное упражнение

«Обнималки» - телесная терапия

«Колобок» - игровая деятельность

«Пропавший» малыш» - пальчиковая игра

«Обнималки» - телесная терапия

«Мыльные пузыри» - игровая деятельность

«Я люблю сказки» - сказкотерапия

«Обнималки» - телесная терапия

«Божья коровка» - игровая деятельность

«Солнечный зайчик» - релаксационное упражнение

«Обнималки» - телесная терапия

Пятница

«Капустка» -  пальчиковая игр

«Мишка»- игровая деятельность

«Обнималки» - телесная терапия

«Мячик»- игровая деятельность

«Солнышко и тучка» - релаксационное упражнение

«Обнималки» - телесная терапия

«Мячик»- игровая деятельность

 «Песочные следы» - песочная терапия

«Обнималки» - телесная терапия

«Цветочная полянка» - игровая деятельность по изо

«Зайка» - подвижная игра

«Обнималки» - телесная терапия

«Мыльные пузыри» - игровая деятельность

«Я люблю сказки» - сказкотерапия «Обнималки» - телесная терапия

Перспективный план работы с детьми

в период адаптации

учителя и педагогические работники

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Психолого-педагогическая диагностика

Психолого-педагогическая диагностика

Составление индивидуальных маршрутов.

Вводное мероприятие «Теперь я первоклассник!»

(Здоровый образ жизни) 

Октябрь

Личная гигиена

Каникулы

Знакомство с расположением туалетов и раковин для мытья рук в Центре. Регулировка температуры воды

Необходимость мытья рук. Использование жидкого и твердого мыла. Правильный алгоритм мытья рук.

Правильное использование полотенец для рук. Полотенца из ткани и бумаги.

Итоговое мероприятие «Золотая осень с Мойдодыром»

 

Ноябрь

Правила поведения за столом.

Столовая. Своё место. Правильно сидим за столом

Столовые приборы. Ложка и вилка. Правильность использования.

Каникулы.

Правила приёма пищи. «Когда я ем, я глух и нем.» Аккуратность во время еды.

Итоговое занятие Кукольный театр.

«Кукла с Мишкой по маршрутам здоровья»

Декабрь

Обувь.

Виды обуви. Сезонная обувь. Уличная и сменная обувь.

Обувь для спорта и праздника.

Учимся надевать сменную обувь. Использование ложки для обуви. Отличие её от столовой ложки.

Учимся застёгивать обувь (молния на сапогах, липучки, кнопки, шнурки)

Уход за обувью.  Мытьё и просушивание обуви. Хранение.

Итоговое занятие «Новогодний волшебный башмачок»

Январь

Одежда

Каникулы.

Виды одежды. Одежда по сезону. Соотнесение тела и одежды. Верхняя одежда зимой.

Учимся застёгивать одежду (молния, липучки, кнопки, пуговицы).  Надевание шапки, завязывание шарфа.

Учимся надевать варежки и перчатки (право-лево).

Итоговое занятие «Игротека «Не боимся мы мороза!»

Февраль

Гигиена

Зубная щетка и паста. Правильно чистим зубы.

Я умею умываться. Мою шею, лицо, уши.

Каникулы.

Как правильно принимать душ. Шампунь, мочалка, мыло, гель для душа.

Итоговое занятие «Путешествие страну Чистоты»

Март

Правила поведения за столом.

Водный режим. Расположение кулеров с питьевой водой.

Я умею наливать воду в стаканчик и аккуратно пить.

Классификация посуды. Тарелки глубокие и мелкие.

Что для чего?

Классификация посуды. Столовые приборы.

Что нужно есть ложкой? Правильно держу ложку.

Классификация посуды. Столовые приборы.

Что нужно есть вилкой? Правильно держу вилку.

Итоговое занятие «Квест На обеде у Бабы Яги»

Апрель

Правила поведения за столом.

Завтрак, обед, ужин. Порядок приёма пищи.

Учусь держать кружку и аккуратно пить.

Каникулы.

Чистота лица и рук. Пользуюсь салфетками.

Чистота за столом. Убираю за собой посуду.

Итоговое занятие

 «Звездный час»

Май

Психолого–педагогическая диагностика реализации программы.

Итоговое занятие с использованием альбомов и эл. доски.

Праздник-соревнование

«Дружная семейка».

Видеоролик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра как средство социальной адаптации детей с тяжёлыми нарушениями речи

зачем и кому нужен воспитатель? кто может стать воспитателем? каким должен быть воспитатель?...

Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования.)

В статье описаны методы и приемы работы в кружке изобразительного искусства, основанного на принципах инклюзивного образования....

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем звене общеобразовательных учреждений города

В статье представлен материал по проблемам адаптации в среднем звене детей с ограниченными возможностями здоровья....

Доклад на тему «Социальная адаптация детей с особыми возможностями здоровья»

Доклад на тему «Социальная адаптация детей с особыми возможностями здоровья» был написан, так как это является  одной из актуальных  проблем современного российского общества. Решение пробле...

Психолого-педагогический проект «Социальная адаптация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья средствами кукольного театра»

В современном мире актуально воспитание творческой социально адаптированной личности, умеющей справляться с потоком вопросов и проблем, предъявляемых окружающим миром [42].У детей с ограниченными возм...

" Социализация детей с ОВЗ в МАОУ "СОШ №60 социальной адаптации детей- инвалидов" через внеурочную деятельность

В современном мире проблема социального развития детей становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, ст...

Роль учителя начальных классов в социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей

О влиянии учителя на социальную адаптацию детей , оставшихся без попечения родителей...