Проект по социальной адаптации детей 1 класса детей с ОВЗ
проект (1 класс)
Проект направлен на социальную адаптацию детей 1 класса с ОВЗ по программе 9.1.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-prosvetitelskiy_proekt_adaptatsii_detey_s_ovz.docx | 36.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»
ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840
Телефон/Факс: 8-495-592-46-26, 8-495-850-18-03, 8-495-850-19-03 e-mail:cenreab@mos.ru
Утверждаю:
Директор ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»
______________
Социально-просветительский проект
адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
1а класса
Кабанова О.А.
Крупенина Е.Е.
Гусева М.Г.
Гуржуева Н.К.
Слинкина Л.А.
Щепанюк М.М.
Ефименко Н.Б.
2020/2021 учебный год
Г. Москва, г. Троицк
«Детство важнейший период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,
самобытная, неповторимая жизнь»
В.А. Сухомлинский
Актуальность проекта
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья начало посещения образовательного детского учреждения связано с погружением в абсолютно новую социальную среду. Это важный этап, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими людьми. Ребенок не сразу привыкает к новым социальным условиям; непривычный режим дня, знакомство со сверстниками, необходимость общения и взаимодействия с посторонними взрослыми может стать причиной появления различных психологических трудностей. Поскольку адаптивные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья не безграничны, переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям, замедлению темпа психофизического развития, обострению хронических заболеваний. Поэтому для обеспечения оптимальной адаптации необходим индивидуальный подход к каждому ребенку со стороны учителей, воспитателя класса и всех специалистов отделения, а также просветительская работа педагогов с родителями (или законными представителями) детей.
Адаптация детей может происходить по-разному в зависимости от возраста, уровня социализации, особенностей характера и других факторов. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания, состоянием здоровья и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в Центр изначально имеют неодинаковые стартовые возможности. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям отделения дневного пребывания реабилитационного центра является весьма актуальной.
Практика работы убедительно показывает, что установление партнерских отношений с семьями воспитанников, повышение компетентности родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей, снижает уровень заболеваемости у детей в адаптационный период. Активное участие родителей в жизнедеятельности отделения дневного пребывания, формирование у воспитанников положительных эмоций, позволяют значительно облегчить адаптацию детей.
Успешная адаптация ребенка в детстве – залог его будущей успешной взрослой жизни, залог его побед и достижений.
Цель проекта:
1) успешная социальная адаптация детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья к условиям реабилитационного центра.
2) формирование базовых учебных действий через комплекс знаний, направленных на социально-бытовую адаптацию.
Задачи:
1. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для оптимальной социализации детей, обеспечение эмоционального комфорта.
2. Формирование у детей положительной ассоциативной связи с реабилитационным центром.
3. Преодоление стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в классе.
4. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей, расширение родительской компетентности.
Вид проекта: социально-просветительский
Участники проекта: учителя, воспитатели, психологи, дефектологи, социальный педагог, организатор воспитательной работы, медсестра, дети и их родители.
Сроки реализации: сентябрь – май 2020 – 2021 уч. года
Принципы работы:
1. Предварительное ознакомление родителей с условиями работы образовательного и реабилитационного отделений ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»;
2. Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей и состояния здоровья;
3. Проведение адаптационных занятий и игр;
4. Осуществление систематического контроля за психо-эмоциональным состоянием ребенка в классе (учителя, воспитатели, психологи, дефектологи, социальный педагог, организатор воспитательной работы);
5. Наблюдение за состоянием здоровья: самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье (медицинская сестра);
6. Информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;
7. Анализ прохождения адаптационного периода детьми (специалисты отделения).
Прогнозируемый результат:
- благоприятное прохождение периода адаптации у детей;
- психологический комфорт детей в период адаптации;
- преобразование предметно-развивающей среды;
- консультационный материал для педагогов и родителей.
Механизм оценки проекта:
- результаты медицинского обследования воспитанников;
- психологический мониторинг детей;
- анкетирование родителей и педагогов;
- наблюдения за детьми, ведение адаптационных карт.
Этапы работы в период социальной адаптации
Содержание | Сроки | Ответственные |
Подготовительный этап | ||
Изучение методической литературы. Составление планов работы с детьми и родителями. Подготовка диагностического инструментария. Создание комфортной предметно-развивающей среды. | Сентябрь | педагоги |
Основной этап - работа с детьми | ||
Знакомство детей с классом, друг с другом. Диагностика вновь поступивших детей. Цикл детско-родительских занятий. Организация и проведение игр. Организация и проведение игровых занятий. Социокультурная деятельность. Творческая деятельность. | октябрь - апрель | педагоги |
Основной этап - работа с родителями | ||
Знакомство родителей с режимом работы учреждения, классом, педагогами. Анкетирование родителей «Портрет моего ребенка». Цикл детско-родительских занятий. Беседа «Все о социальной адаптации ребенка». Консультация «Факторы, влияющие на течение адаптационного периода» Консультация «Эмоциональный портрет ребенка в период адаптации». Семинар-практикум «Адаптационные игры для детей» Участие в социокультурных мероприятиях и творческой деятельности. | октябрь - апрель | педагоги |
Заключительный этап | ||
Оформление адаптационных карт на каждого ребенка. Консилиум специалистов по итогам адаптационного периода. Родительское собрание по итогам адаптационного периода. Фото-отчет.
| май | педагоги |
План педагогической деятельности в период социальной адаптации
Направления работы | ||
с детьми | родителями | специалистами реабилитационного отделенияотделения |
Поэтапный прием детей в класс. Сопровождение режимных моментов. Цикл детско-родительских занятий. Проведение адаптационных игр. Индивидуальные занятия с детьми. | Анкетирование родителей. Цикл детско-родительских занятий. Групповое консультирование и практикум по теме адаптации. Индивидуальные консультации для родителей с тяжелой адаптацией. Подготовка информационного материала. | Психолого-медико-педагогическая комиссия по зачислению детей в отделение дневного пребывания. Ознакомление с пакетом документов. Ведение адаптационных карт. Консилиум по итогам адаптационного периода. |
Социально-педагогические технологии,
используемые в работе с детьми в период адаптации
Факторы, влияющие на течение
адаптационного периода
Цикл детско-родительских занятий
(проводятся 1 - 2 раза в месяц)
Дата | Тема занятия | Задачи | Участники |
Сентябрь | |||
4 неделя | Божья коровка | Создание положительного эмоционального настроя в группе. Развитие умения действовать соответственно правилам игры. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики. | специалисты по реабилитации родители дети |
Октябрь | |||
2 неделя | Мячик | Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками. Повышение эмоционального тонуса. Развитие чувства ритма, координации движения. Формирование зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения. | специалисты по реабилитации родители дети |
Ноябрь | |||
2 неделя | Веселый Петрушка | Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха. Закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка-мальчик). Развитие общей и мелкой моторики. | специалисты по реабилитации родители дети |
Декабрь | |||
2 неделя | Мыльные пузыри | Снятие эмоционального напряжения и агрессии. Снижение излишней двигательной активности, импульсивности. Обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы. Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики. | специалисты по реабилитации родители дети |
Январь | |||
4 неделя | Мишка | Сплочение группы, развитие эмпатии. Снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности. Развитие умения связывать свои действия с действиями других детей, в ритме стиха, с правилами игры. | специалисты по реабилитации родители дети |
Февраль | |||
2 неделя | Непослушные мышата | Преодоление упрямства, негативизма. Формирование положительной самооценки. Развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм. Развитие слухового внимания, быстроты реакции. | специалисты по реабилитации родители дети |
Март | |||
4 неделя | Колобок | Сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества. Снятие страхов перед сказочными героями. Развитие общей и мелкой моторики, координации движений. Развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного). | специалисты по реабилитации родители дети |
Апрель | |||
2 неделя | Котята | Формирование положительной самооценки. Развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга. Снятие мышечного напряжения. Развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость). Развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки. Развитие моторики, координации движений. | специалисты по реабилитации родители дети |
Май | |||
4 неделя | Музыканты | Создание положительной эмоциональной обстановки. Сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста. | специалисты по реабилитации родители дети |
Перспективный план работы с детьми
в период адаптации
специалисты реабилитации
месяц | сентябрь «Давайте познакомимся» | октябрь «А вот и я!» | ноябрь «Маленькие ножки бежали по дорожке» | декабрь «Много красок у меня – выбирай любую» |
Понедельник | «Ласковое имя», «Ладонь на ладонь» - Д/и «Вместе весело шагать…» - беседа о группе, знакомство с групповыми атрибутами «Обнималки» - телесная терапия | «Сороконожка» - Д/и «Мыльные пузыри» - игровая деятельность «Обнималки» - телесная терапия | «Найди игрушку в песке» - песочная терапия «Колобок» - игровая деятельность «Обнималки» - телесная терапия | «Дождик» - игровая деятельность по изо «Музыканты» - игровая деятельность «Обнималки» - телесная терапия |
Вторник | «Игра с песком»- песочная терапия «Мячик»- игровая деятельность «Обнималки» - телесная терапия | «У меня игрушки есть, все их мне не перечесть» - игровая деятельность с игрушками «Улыбка», «Пчёлка» - релаксационные упражнения «Обнималки» - телесная терапия | «Матрёшка» - Д/и «Котята» - игровая деятельность «Обнималки» - телесная терапия | «Котенок» - рисуем пальчиками «Игра с песком» – песочная терапия «Обнималки» - телесная терапия |
Среда | «Весёлый петрушка» - игровая деятельность «Я люблю сказки» - сказкотерапия «Обнималки» - телесная терапия | «Непослушные мышата» - игровая деятельность «Солнце или дождик» - Д/и «Обнималки» - телесная терапия | «Зайка серенький сидит..» - Д/и «Пальчики» - пальчиковая гимнастика «Обнималки» - телесная терапия | «Почитай мне сказку» - сказкотерапия «Муравей», «Бабочка» -релаксационные упражнения «Обнималки» - телесная терапия |
Четверг | «Божья коровка» - игровая деятельность «Солнечный зайчик» - релаксационное упражнение «Обнималки» - телесная терапия | «Мишка»- игровая деятельность «Бабочка» - релаксационное упражнение «Обнималки» - телесная терапия | «Мячик»- игровая деятельность «Солнышко и тучка» - релаксационное упражнение «Обнималки» - телесная терапия | «Украсим Ляле бант» - игровая деятельность по изо «Зайка» - подвижная игра «Обнималки» - телесная терапия |
Пятница | «Мячик»- игровая деятельность «Песочные следы» - песочная терапия «Обнималки» - телесная терапия | «Мыльные пузыри» - игровая деятельность «Я люблю сказки» - сказкотерапия «Обнималки» - телесная терапия | «Колобок» - игровая деятельность «Пропавший» малыш» - пальчиковая игра «Обнималки» - телесная терапия | «Капустка» - пальчиковая игр «Мишка»- игровая деятельность «Обнималки» - телесная терапия |
Месяц | Январь «Когда мои друзья со мной» | Февраль «Вместе весело шагать» | март «Радуга чувств» | апрель «Вместе – целая семья» | май «Идем навстречу лету» | ||||
Понедельник | «Назови ласково», «Ладонь на ладонь» - Д/и «Солнышко»- изодеятельность «Обнималки» - телесная терапия | «Матрёшка» - Д/и «Котята» - игровая деятельность «Обнималки» - телесная терапия
| «Найди игрушку в песке» - песочная терапия «Колобок» - игровая деятельность «Обнималки» - телесная терапия | «Дождик» - игровая деятельность по изо «Музыканты» - игровая деятельность «Обнималки» - телесная терапия | «Ласковое имя», «Ладонь на ладонь» - Д/и «Вместе весело шагать…» - беседа о группе, знакомство с групповыми атрибутами «Обнималки» - телесная терапия | ||||
Вторник | «Игра с песком»- песочная терапия «Мячик»- игровая деятельность «Обнималки» - телесная терапия | «Мыльные пузыри» - игровая деятельность «Я люблю сказки» - сказкотерапия «Обнималки» - телесная терапия | «Зайка серенький сидит..» - Д/и «Пальчики» - пальчиковая гимнастика «Обнималки» - телесная терапия | «Зайчик» - рисуем пальчиками «Игра с песком» – песочная терапия «Обнималки» - телесная терапия | «Игра с песком»- песочная терапия «Мячик»- игровая деятельность «Обнималки» - телесная терапия | ||||
Среда | «Непослушные мышата» - игровая деятельность «Солнце или дождик» - Д/и «Обнималки» - телесная терапия | «Мячик»- игровая деятельность «Солнышко и тучка» - релаксационное упражнение «Обнималки» - телесная терапия | «Весёлый петрушка» - игровая деятельность «Я люблю сказки» - сказкотерапия «Обнималки» - телесная терапия | «Почитай мне сказку» - сказкотерапия «Муравей», «Бабочка» -релаксационные упражнения «Обнималки» - телесная терапия | «Весёлый петрушка» - игровая деятельность «Я люблю сказки» - сказкотерапия «Обнималки» - телесная терапия | ||||
Четверг | «Божья коровка» - игровая деятельность «Солнечный зайчик» - релаксационное упражнение «Обнималки» - телесная терапия | «Мишка»- игровая деятельность «Бабочка» - релаксационное упражнение «Обнималки» - телесная терапия | «Колобок» - игровая деятельность «Пропавший» малыш» - пальчиковая игра «Обнималки» - телесная терапия | «Мыльные пузыри» - игровая деятельность «Я люблю сказки» - сказкотерапия «Обнималки» - телесная терапия | «Божья коровка» - игровая деятельность «Солнечный зайчик» - релаксационное упражнение «Обнималки» - телесная терапия | ||||
Пятница | «Капустка» - пальчиковая игр «Мишка»- игровая деятельность «Обнималки» - телесная терапия | «Мячик»- игровая деятельность «Солнышко и тучка» - релаксационное упражнение «Обнималки» - телесная терапия | «Мячик»- игровая деятельность «Песочные следы» - песочная терапия «Обнималки» - телесная терапия | «Цветочная полянка» - игровая деятельность по изо «Зайка» - подвижная игра «Обнималки» - телесная терапия | «Мыльные пузыри» - игровая деятельность «Я люблю сказки» - сказкотерапия «Обнималки» - телесная терапия | ||||
Перспективный план работы с детьми в период адаптации учителя и педагогические работники | |||||||||
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||||
Сентябрь | Психолого-педагогическая диагностика | Психолого-педагогическая диагностика | Составление индивидуальных маршрутов. | Вводное мероприятие «Теперь я первоклассник!» (Здоровый образ жизни) | |||||
Октябрь Личная гигиена | Каникулы | Знакомство с расположением туалетов и раковин для мытья рук в Центре. Регулировка температуры воды | Необходимость мытья рук. Использование жидкого и твердого мыла. Правильный алгоритм мытья рук. | Правильное использование полотенец для рук. Полотенца из ткани и бумаги. Итоговое мероприятие «Золотая осень с Мойдодыром»
| |||||
Ноябрь Правила поведения за столом. | Столовая. Своё место. Правильно сидим за столом | Столовые приборы. Ложка и вилка. Правильность использования. | Каникулы. | Правила приёма пищи. «Когда я ем, я глух и нем.» Аккуратность во время еды. Итоговое занятие Кукольный театр. «Кукла с Мишкой по маршрутам здоровья» | |||||
Декабрь Обувь. | Виды обуви. Сезонная обувь. Уличная и сменная обувь. Обувь для спорта и праздника. | Учимся надевать сменную обувь. Использование ложки для обуви. Отличие её от столовой ложки. | Учимся застёгивать обувь (молния на сапогах, липучки, кнопки, шнурки) | Уход за обувью. Мытьё и просушивание обуви. Хранение. Итоговое занятие «Новогодний волшебный башмачок» | |||||
Январь Одежда | Каникулы. | Виды одежды. Одежда по сезону. Соотнесение тела и одежды. Верхняя одежда зимой. | Учимся застёгивать одежду (молния, липучки, кнопки, пуговицы). Надевание шапки, завязывание шарфа. | Учимся надевать варежки и перчатки (право-лево). Итоговое занятие «Игротека «Не боимся мы мороза!» | |||||
Февраль Гигиена | Зубная щетка и паста. Правильно чистим зубы. | Я умею умываться. Мою шею, лицо, уши. | Каникулы. | Как правильно принимать душ. Шампунь, мочалка, мыло, гель для душа. Итоговое занятие «Путешествие страну Чистоты» | |||||
Март Правила поведения за столом. | Водный режим. Расположение кулеров с питьевой водой. Я умею наливать воду в стаканчик и аккуратно пить. | Классификация посуды. Тарелки глубокие и мелкие. Что для чего? | Классификация посуды. Столовые приборы. Что нужно есть ложкой? Правильно держу ложку. | Классификация посуды. Столовые приборы. Что нужно есть вилкой? Правильно держу вилку. Итоговое занятие «Квест На обеде у Бабы Яги» | |||||
Апрель Правила поведения за столом. | Завтрак, обед, ужин. Порядок приёма пищи. Учусь держать кружку и аккуратно пить. | Каникулы. | Чистота лица и рук. Пользуюсь салфетками. | Чистота за столом. Убираю за собой посуду. Итоговое занятие «Звездный час» | |||||
Май | Психолого–педагогическая диагностика реализации программы. | Итоговое занятие с использованием альбомов и эл. доски. | Праздник-соревнование «Дружная семейка». | Видеоролик |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игра как средство социальной адаптации детей с тяжёлыми нарушениями речи
зачем и кому нужен воспитатель? кто может стать воспитателем? каким должен быть воспитатель?...
Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования.)
В статье описаны методы и приемы работы в кружке изобразительного искусства, основанного на принципах инклюзивного образования....
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем звене общеобразовательных учреждений города
В статье представлен материал по проблемам адаптации в среднем звене детей с ограниченными возможностями здоровья....
Доклад на тему «Социальная адаптация детей с особыми возможностями здоровья»
Доклад на тему «Социальная адаптация детей с особыми возможностями здоровья» был написан, так как это является одной из актуальных проблем современного российского общества. Решение пробле...
Психолого-педагогический проект «Социальная адаптация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья средствами кукольного театра»
В современном мире актуально воспитание творческой социально адаптированной личности, умеющей справляться с потоком вопросов и проблем, предъявляемых окружающим миром [42].У детей с ограниченными возм...
" Социализация детей с ОВЗ в МАОУ "СОШ №60 социальной адаптации детей- инвалидов" через внеурочную деятельность
В современном мире проблема социального развития детей становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, ст...
Роль учителя начальных классов в социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей
О влиянии учителя на социальную адаптацию детей , оставшихся без попечения родителей...