"Использование спортивно - игровых технологий на занятиях аэробикой с младшими школьниками"
статья по зож (1 класс)

Коваль Татьяна Вячеславовна

Доклад "Использование спортивно - игровых технологий на занятиях аэробикой с младшими школьниками" по дополнительной общеобразовательной программе "Аэробика". Рекомендуется для педагогов дополнительного образования, реализующих  подобные программы в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Использование спортивно-игровых технологий на занятиях

 аэробикой с младшими школьниками».

Одним  из основных направлений современной школы и системы дополнительного      образования – усиление воспитывающей функции всего учебного  процесса, дальнейшее обновление содержания, форм, методов обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами. Основной  целью моей работы является сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся средствами физической культуры и спорта. Как сберечь и укрепить здоровье? Это одна из главных проблем, которая волнует сегодня школу, педагогов, родителей. Ведь от её решения зависят успехи ребёнка в учёбе и его дальнейшая самостоятельная жизнь. Для того, чтобы дети росли здоровыми, необходимо правильное физическое воспитание и здоровый образ жизни учащихся. Все свои занятия, я провожу с учётом возрастных  физиологических особенностей, индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Во время занятий контролирую соблюдение   правил техники безопасности, учу детей следить за своим самочувствием. Проблема здоровья стоит перед человеком уже в раннем возрасте, когда закладывается физическая и духовная основа организма. Гиподинамия общества привела к тому, что у детей наблюдаются болезни, характерные взрослым людям. Назрела необходимость корректирования здоровья детей. Привлекая их к систематическим занятиям спортом и физической культурой, пропагандируя и призывая их к здоровому образу жизни, который помогает приобрести физическую силу, ловкость, выносливость. Все эти качества важно необходимы современному человеку.  Каждый современный человек немало наслышан о пользе движений, о том, что без двигательной активности трудно сохранить здоровье. Движение – единственное средство, восполняющее недостаток мышечных нагрузок. Движения улучшают кровообращение, укрепляют нервно-мышечный аппарат. Аэробика в этом отношении уникальна. Здесь и темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов. Занятия  направлены на поддержание хорошего самочувствия человека, его жизненного тонуса. Главная задача аэробики – оздоровление организма. Аэробика  – это хорошее самочувствие, отличное настроение. Кроме общего оздоровления организма и приобретения великолепного тонуса, аэробика это отличный способ снижения веса и коррекции фигуры.  

Что дают занятия аэробикой?

- укрепляют костную систему

- помогают справиться с физическим и эмоциональным стрессами

- улучшают интеллектуальные способности и повышают работоспособность

- способствуют похудению и поддержанию веса в норме

- развивают силу и гибкость

- улучшают координацию движений

Аэробика – комплекс упражнений, в которых дыхательные движения сочетаются с движениями тела, опорно-двигательного аппарата. Главное в этих упражнениях – правильное дыхание, именно на его координацию и облегчение направлены разнообразные движения.

Во время занятий аэробикой увеличивается вентиляция легких, постепенно вырабатывается навык правильного дыхания во время движения. При выполнении упражнений, физических нагрузках вентиляция легких увеличивается во много раз, в зависимости от вида движений, их интенсивности. С увеличением легочной вентиляции ткани организма лучше снабжаются кислородом, в них более продуктивно протекают окислительно-восстановительные процессы. При мышечной активности потребность в кислороде возрастает, повышается насыщенность кислородом легких.

Занятия аэробикой снижают риск сердечнососудистых заболеваний. У человека, занимающегося аэробными упражнениями, сердце работает слаженно и эффективно, обеспечивая кислородом все органы и ткани организма. Мощность сокращения его сердечной мышцы намного больше, чем у людей, ведущих малоподвижный образ жизни, более развиты сосуды сердца, а в результате лучше питается сердечная мышца.

Активные занятия аэробикой – залог надежной работы эндокринной системы, а значит, бодрости и здоровья духа и тела.

С помощью аэробных упражнений можно легко избавиться от утомления, которое наступает после умственной деятельности. Физические упражнения, как средство активного отдыха, восстанавливают тонус нервной системы.

Классическая аэробика - это система упражнений, включающая в себя танцевальные движения, шаги  и гимнастику в танцевальном сопровождении. Принцип построения занятия по аэробике.

Занятие построено по определённой схеме и состоит из четырёх фаз:

1. Подготовительный этап (разминка). Цель – размять и разогреть мышцы спины и конечностей, вызвать небольшое ускорение темпа сердечных сокращений так, чтобы плавно повышать пульс до значений, соответствующих аэробной фазе.

2. Основной этап (интенсивная разминка, аэробная и партерная часть) – является главной для достижения оздоровительного эффекта. Танцевальные движения исполняются в более высоком темпе.

3. Заключительный этап (стретчинг). Восстановительные упражнения на гибкость, расслабление, дыхательные упражнения. Чтобы  постепенно уменьшить частоту сердечных сокращений, чтобы кровь могла циркулировать от ног к центральным сосудам.

4. Подвижные игры. Игры на развитие координации движений, развитие внимания, памяти, укрепления различных групп мышц.

Подробнее рассмотрим последнюю четвёртую фазу.

   Хорошие условия для развития двигательной активности создаются во время занятий подвижными и спортивными играми. Учащиеся любят играть. А в любой игре необходимо соблюдать правила. Ограничение собственных интересов и действий, строгое соблюдение правил в интересах коллектива – хорошая школа воспитания дисциплины, честности, коллективизма. Применяя игровые технологии, которые являются незаменимым средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развития творчества, воображения, воспитания инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Достижению этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению игр, нежели к их содержанию.

Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей). Играя в планомерно подобранные подвижные игры, занимающиеся естественно и непринужденно учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, ловко и результативно действовать в командных состязаниях.

Порождаемые игрой положительные эмоции возбуждают у ее участников страстное желание подвергнуть проверке в условиях максимального напряжения свои физические и психические возможности, и при этом учащиеся не чувствуют усталости даже при значительно повышенных объемах работы, поэтому необходимо методически правильно подбирать игры к уроку.

При использовании игр на своих занятиях придерживаюсь следующего алгоритма.

1. Выбор игры. Осуществляется исходя, прежде всего, из целей предстоящего урока, возрастных и учебных возможностей учащихся, их физической подготовленности.

2. Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. В предложение игры входит объяснение её правил и техники действий. Игру объясняю точно и кратко, непосредственно перед её началом. В объяснение входит название игры, её содержание и объяснение основных правил игры, в том числе роли играющих, объяснение игровых аксессуаров. Второстепенные правила объясняю по ходу игры.

3. Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. При проведении игр разбиваю детей на команды, таким образом, чтобы группы были равными по физической подготовленности. Для игр, в которых требуются капитаны или водящие, учитываю, какая роль особенно полезна ученику. Так, например, чтобы роль позволяла неавторитетным укрепить авторитет, неактивным  проявить активность, недисциплинированным  стать организованным. Стараюсь следить за тем, чтобы не проявлялось зазнайство, превышение власти командных ролей над  второстепенными.

5. Развитие игровой ситуации. При организации игр придерживаюсь следующих принципов:

● принцип развития игровой динамики;

● принцип поддержания игровой атмосферы;

● принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;

● принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.

6. Подведение итогов игры. В соответствии с указанными заранее правилами вместе с учащимися,  подводим итог игры, определяем победителей.

Применение игрового метода в учебном процессе помогает сделать занятия более интересными. Обучающиеся, в работе с которыми регулярно использовались подвижные игры,  умеют самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.

   Преподаватель развивает двигательную активность воспитанников прежде всего своим примером. Поэтому он не должен забывать о нормах педагогической этики, умении поддерживать правильные отношения с окружающими, о вдумчивой работе по воспитанию обучающихся.

   Успех в развитии активности зависит от личности преподавателя, его умения использовать все составные части занятия, каждый момент общения с детьми. Главное – чёткая организация всей деятельности, уважение к воспитанникам, справедливость, высокая требовательность к себе и к обучающимся.

    Особое внимание следует уделять созданию на занятиях благоприятных морально-психологических условий. Необходимо добиваться, чтобы все учащиеся были заняты делом, работали активно. В создании благоприятных условий большое значение имеют профессиональное мастерство преподавателя, его нравственные качества, неуклонное следование этическим нормам спортивного педагога.

   Опрос учащихся показывает, что они любят справедливых, честных, тактичных, всегда готовых прийти на помощь преподавателей. Именно эти качества педагога обеспечивают благоприятную рабочую обстановку на занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий для развития внимания у младших школьников на уроках русского языка.

Очень важно научить школьника  сосредоточивать внимание на выполнении учебных заданий. Успешность ребенка в школе зависит от того, насколько он может сориентироваться в условиях задания, построит...

Использование игровых технологий, как средство повышения мотивации младших школьников на логопедических занятиях.

Данное пособие предназначено для закрепления изученного материала на лоопедических занятиях. Занятия проводятся в конце каждой четверти со второго по четвертый класс в форме игры. Дети выполняют задан...

Игровые технологии в организации внеурочной деятельности младших школьников. Обучение в условиях внедрения ФГОС

В настоящее время, в свете модернизации образования и перехода на новые ФГОС, особое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Такого рода активность сама ...

«Применение игровых технологий для развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»

Работая в школе много лет, сегодня могу сказать, что результативность учебного процесса в начальной школе зависит от того, насколько правильно используем игровую технологию. Считаю, что игру можно исп...

Игровые технологии в организации внеурочной деятельности младших школьников.

Игровые технологии в организации внеурочной деятельности младших школьников.Актуальность модернизации образования и перехода на новые ФГОС.Детские игры и их психологические особенности.Структура игры ...

Игровые технологии в организации внеурочной деятельности младших школьников

Игра является эффективным средством формирования личности младшего школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра содержит в себе большие возможности ...

"Использование игровых технологий для повышения учебной мотивации младших школьников на уроках"

Данную методическую разработку «Стимулирование учебной мотивации на уроках путем применения игровых технологий» могут применять учителя начальных классов на своих уроках (внеурочных заняти...