Программа по здоровьесбережению «Здоровый ребенок-успешный ребенок »
рабочая программа по зож (4 класс)
Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), наряду с решением образовательных задач, ориентированы на укрепление физического и духовного здоровья обучающихся, становление личностных характеристик выпускника, в том числе, выполняющего правила здорового
и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_zdorovesberezheniyu.docx | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по здоровьесбережению
«Здоровый ребенок-успешный ребенок »
Пояснительная записка.
Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), наряду с решением образовательных задач, ориентированы на укрепление физического и духовного здоровья обучающихся, становление личностных характеристик выпускника, в том числе, выполняющего правила здорового
и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении.
Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
Цель программы: систематизировать все возможные направления здоровьесберегающей образовательной технологии для успешного обучения и воспитания школьников.
Задачи программы: ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении, обеспечивающие школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формирующие у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, обучающие использовать полученные знания в повседневной жизни.
Актуальность программы.
Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в образовании для детей с ОВЗ. Уже в начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решать важнейшие задачи – сохранять здоровье ребенка, приучать его к активной здоровой жизни. Поэтому вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать эти вторичные по своему характеру нарушения.
В настоящее время к детям с ОВЗ наблюдается повышенное внимание множества социальных структур, но можно утверждать, что немало важная роль в сохранении, укреплении и улучшении здоровья принадлежит учителю.
Сущность программы.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Направления реализации программы:
1. Учет данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии.
2. Учет особенностей психического и физического развития школьников с ОВЗ и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям познавательных процессов учащихся данной возрастной группы.
Различают типы технологий:
- Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);
- Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия);
- Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла);
- Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.).
Чтобы урок был продуктивным, необходимо в образовательный процесс, при организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, включать ежедневно здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии:
- дифференцированное обучение;
- рациональная организация урока;
- создание благоприятного психологического климата;
- нейрогимнастика;
- коммуникативные игры;
- арт - методы;
- развитие мелкой пальцевой моторики;
- когнитивные упражнения;
- кинезиологические упражнения;
- антистрессовая гимнастика;
- зрительная гимнастика;
- динамические паузы.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
Принцип не нанесения вреда.
Одинаково первостепенно и для медиков, и для учителей, и для родителей.
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
Все происходящее в школе – от разработки планов, программ до проверки их выполнения включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и т.д. – должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей. Реализация этого принципа невозможна без проведения мониторинга здоровья учащихся.
Принцип триединого представления о здоровье.
Необходимо подходить к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, т.е. имея в виду неразрывное единство здоровья физического, психологического и духовно-нравственного.
Принцип непрерывности и преемственности.
Определяет необходимость проводить здоровьесберегающую работу в школе не от случая к случаю, а каждый день, на каждом уроке. Причем обязателен учет того, что уже было сделано ранее как в рамках организационных мероприятий, так и в учебно-воспитательной работе непосредственно.
Принцип субъективного взаимоотношения с учащимися.
Задача ученика состоит в обретении компетенций грамотной заботы о своем здоровье. Задача учителя – в максимальном содействии ему в этом стремлении. Одна из граней реализации этого принципа необходимость индивидуального подхода к учащемуся.
Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным и психологическим особенностям учащихся.
Пик целенаправленных учебно-воспитательных перевентивных воздействий должен ненамного предшествовать среднему возрасту возникновения интереса данной возрастной группы, пику возникновения форм аддиктивного поведения.
Комплексный, междисциплинарный подход.
Только тесное, согласованное воздействие педагогов, психолога и врачей является условием достижения намеченных результатов.
Принцип медико-психологической компетентности учителя.
Является развитием предыдущего принципа и определяет высокие требования к уровню педагогической и медико-валеологической грамотности и соответствующей перестройке сознания, ценностей ориентации у педагогов. Эффективно работающий педагог – это всегда и хороший психолог.
Принципы грамотного сочетания обучающихся воспитанников и развивающих педагогических воздействий.
Конкретизируется в практике здоровьесберегающих технологий путем разведения понятий, программ, форм и методов:
а) обучения здоровью;
б) воспитания культуры здоровья;
в) формирования здоровья, пополнения адаптационных ресурсов, возможностей организма и психики.
Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями).
Один из важнейших общепедагогических постулатов и одно из важнейших условий здоровьесберегающей педагогики.
Принцип приоритета активных методов обучения.
Эти методы результативны не только в контексте образовательного процесса, но и с точки здоровьесбережения.
Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегией.
Стимулировать процесс развития личности, формирования, укрепления здоровья, накопления адаптационных ресурсов организма, на таком уровне напряжения сил и возможностей, при котором проявление заботы о перспективах развития и жизнедеятельности организма не вступает в противоречие с заботой об актуальном состоянии здоровья человека.
Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.
Отсутствие у ребенка, подростка чувства такой ответственности по сути сводит на нет все усилия по формированию культуры здоровья, т.к. не обеспечивает необходимых педагогических предпосылок для реализации знаний, умений, навыков в ситуации, требующей принятия решений, связанных со здоровьем.
Принцип отсроченного результата.
Личностные изменения, определяющие систему отношений и стереотип поведения человека, формируется длительно и доступно. Поэтому на старте работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья школьников, необходимо запастись терпением при отсутствии видимых результатов в первые недели и месяцы ожидания изменений.
Принцип контроля за результатами.
Принцип основан на получении обратной связи. Должен быть реализован как в работе всей школы (проведение диагностики, мониторинга здоровья), так и в работе каждого учителя. Важно как ученик усвоил, интересно ли ему это, какие мысли и чувства возникают у него в связи с получением новой информации и т.д.
Место применения | Типы технологий | |||
здоровьесберегающие | оздорови тельные | технологии обучения здоровью | воспитание культуры здоровья | |
урок | физминутки, уроки по здоровому питанию. | уроки физкультуры, СБО | включение разнообразных тем в календарно-тематическое планирование уроков. | всестороннее развитие личности посредством воспитательного аспекта всех уроков. |
перемена | подвижные паузы, релаксационные минутки, настольные игры | арттерапия | ||
воспитательная работа | физически активные мероприятия, организация занятий по здоровому питанию | закаливающие процедуры, Гимнастические комплексы | реализация через воспитательные цели каждого урока | классные часы по личностному развитию, подготовка к фестивалям, конкурсам, проектной деятельности. |
внеурочная деятельность | мероприятия по активной физической позиции | обучение грамотным приемам закаливания, элементам лечебной гимнастики. | проектная деятельность по индивидуальным оздоровительным программам | проектная деятельность по духовному развитию, по личностному развитию. |
работа школьных медиков | профилактические прививки, ежегодные диспансеризации, составление сбалансированного меню | тематические выступления на уроках и внеурочных занятиях | ||
работа с родителями | организация тематических бесед и лекций по основам правильного питания, разумного режима дня | проведение веселых стартов совместно с родителями, посещение спортивных мероприятий. | знакомство с периодическими изданиями, с обучающими интернет-ресурсами организация кружка по общим интересам | |
личный пример педагога | пропаганда здорового питания; Убеждающие беседы. | обучение элементарным расслабляющим гимнастическим упражнениям. | рассказы из личного опыта по здоровьесбережению | активное личное участие в мероприятиях школьного и регионального значения (Лыжня России, Нормы ГТО) |
Роль педагога
Учитель может сделать для здоровья ученика даже больше, чем врач. От него не требуется выполнять функции медицинского работника, просто педагоги должны работать так, чтобы обучение не вредило школьникам. В жизни учащихся учитель занимает одно из главных мест, для них он олицетворяет все важное и новое, в том числе является примером в вопросах здоровьесбережения.
Педагог должен обладать профессиональными качествами, которые позволят ему генерировать плодотворные идеи и обеспечивать положительные педагогические результаты. К таким качествам относятся следующие:
- высокий уровень коммуникативной, профессионально-этической и рефлексивной культуры;
- знание функционирования психических состояний, процессов, свойств личности, творческого совершенствования человека;
- способность к развитию и формированию личностных креативных черт;
- умение прогнозировать итоги собственной деятельности;
- способность к формированию индивидуального педагогического стиля;
- знание основ моделирования и проектирования здоровьесберегающих технологий.
Ожидаемые результаты
- Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
- Повышение приоритета здорового образа жизни.
- Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
- Повышение уровня самостоятельности и активности школьников.
- Участие в командных соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта.
- Снижение заболеваемости острыми респираторными заболеваниями.
- Повышение мотивации к учебной деятельности.
- Повышение уровня знаний по вопросам здоровьесбережения.
- Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.
Список литературы.
- Ковриго, Н. М. Формирование потребности в здоровье и здоровом образе жизни – важная педагогическая задача [Текст] / Н. М. Ковриго // Образование и здоровье. – Калуга, 1998. – С. 149–150.
- Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н. К. Смирнов. – М.: Аркти, 2003. – 272 с.
- Сулкарнаева, Г. А. Интеграция учебных дисциплин с целью использования учителем валеологического блока для реализации гуманистической концепции образования [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Г. А. Сулкарнаева. – Омск, 1999. – 18 с.
- Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики [Текст]: монография / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2004. – 240 с.
- Шамова, Т. И., Давыденко, Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровый ребенок- успешный ребенок во всем.
В наше время взрослые и дети проводять много времени в сидячем пложении. Нужно особое внимание удилять здоровьюм. Надо чаще с ребятами делать постые упражнения, которые не требуют особых усилий или ме...
Здоровый ребенок-успешный ребенок
Рабочая программа...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Здоровый ребенок – успешный ребенок»
Программа «Здоровый ребенок- успешный ребенок» разработана на основе программы курса «Планета здоровья» педагога дополнительного образования МОУ СОШ №14 им. Ф.Г. Буклова с. Курсавка Ставропольск...
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительное направление «Здоровый ребенок – успешный ребенок»
Рабочая программа ...
"Здоровый ребенок - успешный ребенок" программа дополнительных занятий физической культурой в начальной школе
программа дополнительных занятий физической культурой в начальной школе...
Рабочая программа "Здоровый ребенок - успешный ребенок"
Рабочая программа "Здоровый ребенок - успешный ребенок" ГПД. Спортивно-оздоровительное направление...