«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭВРИТМИЯ - ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС».
статья по зож

Тавлиханова Наталья Николаевна

 В статье  описана работа по нетрадиционным методам обучения школьников  с РАС в рамках здоровьесберегающих  технологий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ЭВРИТМИЯ -  ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС».

                                                                 Тавлиханова  Наталья  Николаевна,       учитель – дефектолог, учитель начальных классов                             Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение                 средняя школа №11 г. Бор, Россия                                                                 

 

 В статье  описана работа по нетрадиционным методам обучения школьников  с РАС в рамках здоровьесберегающих  технологий. Предлагается метод использования педагогической эвритмии  для обучения базовым учебным действиям  и речевой деятельности детей школьного возраста. Статья  может быть интересна широкому кругу педагогов школьного образования, для использования опыта работы в своей практической деятельности.

 Ключевые слова: звритмия,   педагогическая звритмия,  ритмодекламация.

   «PEDAGOGICAL EURYTHMY IS AN INNOVATIVE METHOD OF      WORKING WITH CHILDREN WITH ASD».

Tavlikhanova  Natalia Nikolaevna,

teacher-defectologist, primary school teacher Municipal Autonomous Educational Institution Secondary School No. 11 Bor, Russia         

 

 

The article describes the work on non-traditional methods of teaching schoolchildren with ASD within the framework of health-saving technologies. The method of using pedagogical eurythmy for teaching basic educational actions to school-age children is proposed. The article may be of interest to a wide range of teachers of school education, for the use of work experience in their practical activities.

 Key words: rhythmic rhythm, pedagogical rhythmic rhythm, rhythm recitation. 

Современные  инклюзивные   подходы   в   образовании     вызывают  потребность  использования    методов  здоровьесберегающих   технологий   нового типа, которые   предлагают  разные  способы  подачи материала, последовательное  обучение детей базовым учебным действиям. Таким инновационным методом  является  педагогическая  эвритмия,  который     эффективно работает при обучении   детей с РАС и одновременно  решает задачи оздоровления по стимулированию  речевой активности детей. 

 Речь – это действие с использованием звуков, совершаемое человеком для передачи информации. В норме  развитие речи происходит автоматически: в процессе совместной деятельности со взрослым на основе подражания. Взрослые не обучают специально ребёнка речи.   Он сам делает это на основе подражания. Это важнейший биологический механизм, на основе которого происходит обучение. Речь у ребёнка формируется по законам образования условных рефлексов. Звуки, слоги, фразы являются устойчивыми комплексами условных рефлексов, которые образуются в результате длительно повторяющихся в определённой последовательности группы речевых раздражителей Для детей с РАС для развития речевой активности  необходимы специальные методы и упражнения, но также работающие по законам образования условных рефлексов на основе подражания.

Эвритмия – это звук, выраженный в движении. Тело  ребенка становится как бы звучащим инструментом: оно поет или говорит, пытаясь передать   смысловые оттенки речи с помощью  языка  жестов, ритмов, движений в пространстве. Эвритмия бывает гигиеническая, лечебная, педагогическая. Метод педагогической эвритмии требует от педагога  проявить собственное педагогическое творчество, научить детей чувствовать ритм.

Цель использования  педагогической эвритмии: благотворно влиять на весь организм ребёнка, проделать с телом  такие движения, которые воздействовали бы на душу и продвигали ее вперед в познавательном отношении, способствовали    повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова. Для того, чтобы выполнять движения, которые соответствуют услышанным звукам, школьникам необходима большая концентрация. С одной стороны, дети должны внимательно слушать, с другой стороны, они хорошо должны знать движения, для того, чтобы выполнить их точно и в правильный момент времени. На уроках  на этапе подготовки к познавательной деятельности,  когда дети пишут различные линии под музыку,  выполнение  упражнений  на   формирование  графических навыков    происходит  через   вживание их  в звуки языка и музыки. Это  выражение в виде эвритмических жестов превращается в захватывающую душу ребёнка деятельность, подчиняющую себе его тело.  

Педагогическая эвритмия  связана с ритмикой и динамикой музыки и речи. При выполнении игровых заданий   на уроках одновременно осуществляется два различных вида деятельности: координация ног и рук,   приведение их в движение услышанной музыкой или речью. Активность конечностей  осуществляется вместе с восприятием. Эта двойная активность требует одновременно  высокой концентрации  и  своевременного действия.

 Дети живут историями в движении. Благодаря соединению внутренних образов истории с движением, которое связано с речью, это движение становится     дифференцированным. Например, на уроке математики   формирование  навыков счета предметов, соотношение предметов и  их количества происходит через ритмическое  упражнение (стук по столу) по подражанию за учителем.  

Восприятие и запоминание  геометрических фигур, цифр, букв    напрямую связано с движением. Встречаясь, например, с треугольником,   глаз проделывает молниеносное движение по  его сторонам  и отражает  увиденное в  головном мозге.   При помощи чувства равновесия   оценивается пропорциональность геометрической формы, соотносятся  части и целое.  Чтобы достичь   качественного улучшения знаний в изучении фигур, цифр, букв, педагог  должен  работать не только с мышлением ученика, но и с его движением.

 Обучение детей базовым учебным действиям  происходит  через  развитие  стимуляции речевой активности. Цель работы по  развитию  речи  – сформировать у ребёнка речевое подражание, чтобы ребёнок   начал повторять за взрослым. Эта работа с соблюдением определённых правил проводится в процессе совместного взаимодействия с ребёнком в значимых для него видах деятельности: игровой, манипулятивной, изобразительно-графической и т.д. Обучение      происходит  через многократное повторение с использованием игровых приёмов и включением в коммуникативные ситуации,  с помощью  различных  ритмических видов деятельности.

1. Чтение на различных уроках   по правилам ритмомелодекламации:

-  чтение потешек, попевок и стихов;

-   проведение дыхательной гимнастики.

Ритмодекламация – это совокупность поэзии, музыки и актёрского мастерства. Ритмодекламацию называют  «речевым интонированием в ритме». Чтение происходит с чётким произношением, утрированной интонацией, умением правильно изобразить, показать жестами то о чём или о ком говорится в тексте.

2. Использование специальных упражнений по развитию чувства ритма, ритмизации движений.                                                 

 1) Упражнения на отработку согласованности речи и движений:

-   решение задач, используя звуки (например,  в задаче о жуке и листе можно предметы изобразить жестами и звуками  «ж», «ш»);

 -  упражнение «горка» (движение «вверх – вниз» со звуками «о», «а»);

-  упражнение «большой – маленький» (движение со звуком «э», «и»);

- упражнение «лево – право», используя звуки машин «ж», «р»;

-  упражнение «самолёт» ( движение «вверх – вниз» со звуками «у», «а»);

- упражнение «гармошка»(движение «широкий – узкий со звуками« ш», «у»);

- использование пальчиковой гимнастики при изучении домашних животных.

 2) Упражнения на хлопание,  стучание,  топание, прыгание  нужное  количество раз (ученик прыгает –  считает,  считает – работает руками,  определяет  количества предметов, используя стук ладони, изучает  счёт с помощью движений на ладони  массажных мячиков, определяет  количества  слогов  в слове).                                                                                                        3)  Повторение  различных ритмических рисунков при письме под музыку:                                                                                                                                                                           4)  Игры, задания с  различными движениями в одинаковом и разном темпе:

 -  изучение цветов, используя  цветной металлофон;

- изучение геометрических фигур, используя движения пальцем;

- изучение цифр, используя движения пальцем со звуком (например, 1 – «о», 2 - «а», 3 – «и», 4 – «ы» и т. д) ;

- изучение букв, используя различные образы  руками (например, «м» - воздушный поцелуй, «п» - пальчики поставить  к губам, «р» - сжимание и разжимание в кулачок пальцев,  «т» - заводим трактор движением «от себя к себе» и т. д).

 Качество речи на начальном  этапе работы  не важно, ребёнка нельзя поправлять, исправлять, важно поощрять любое речевое проявление.

Существует последовательность при обучении речи и базовым учебным действиям, используя метод педагогической эвритмии.                                                                                             1. Упражнение «Глаза в глаза» ( ребёнок и взрослый смотрят друг на друга).

2.Неречевое подражание через артикуляцию  (например, звук «а» - широко открываем рот, «у» - делаем трубочку и т. д).

3.Речевое подражание:

а) произнесение гласных звуков, выражение эмоций отдельными гласными звуками через многократное повторение с помощью ритмических видов деятельности.

б) произнесение согласных звуков  через наглядное представление предметов       ( например, картинка комара и  произнесение звука «з»).

4. Произнесение слогов и простых слов через подражание голосам животных в упражнениях, музыкальных играх, песенках.

5. Произнесение простых односложных слов-действий через выражение просьбы, обращения (например, дай, на).

6. Произнесение простых 2-3 сложных слов с системой внешних ритмических опор.

 С помощью  педагогической эвритмии у  обучающихся    с расстройствами аутистического спектра можно:

  •  сформировать правильную речь, вызвать двигательную и речевую активность;
  • развить чувство ритма, координацию движения,  подражание;
  • развить концентрацию внимания, мышление;
  • улучшить мелкую моторику;
  • развивать эмоционально-волевую сферу, саморегуляцию.

Такая коррекционная работа   на уроке  также  помогает организовать произвольное поведение, развить способность к коммуникативному взаимодействию. Всё это способствует ребёнку с расстройствами аутистического спектра социализироваться и адаптироваться в обществе. Для таких детей это является главной задачей.  

   

Литература 

  1.  Жукова Н.С., Мастюкова, Е.М. Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей. – М., 2011.. С. 320. 
  1.  Новикова - Иванцова  Т.Н. От слова к фразе 1, 2, 3 части (Методическое пособие для работы логопедов по формированию фразы у детей с тяжёлой речевой патологией Москва: ГОУ 1708,  2006   

 

         Literature

                  1. Zhukova N. S., Mastyukova, E. M. Filicheva T. B. Overcoming the general underdevelopment of speech in children. - M., 2011.. P. 320.

                 2. Novikova-Ivantsova T. N. From word to phrase 1, 2, 3 parts (Methodological guide for speech therapists on the formation of phrases in children with severe speech pathology Moscow: GO 1708, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных методов работы с целью развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся в начальной школе.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной...

Инновационные методы работы учителя начальных классов

Инновационные методы работы учителя начальных классов .Советова Е. Ю.МБОУ гимназия №65 им. Н. Сафронова, г. Ульяновск, Россия,mou65@uom.mv.ru Личностно-ориентированное обучение - способ организац...

Инновационные методы работы учителя начальных классов

Инновационные методы работы учителя начальных классов .Конева В.Н.МБОУ гимназия №65 им. Н. Сафронова, г. Ульяновск, Россия,mou65@uom.mv.ru Личностно-ориентированное обучение - способ организации ...

Сказкотерапия как инновационный метод работы с детьми ОВЗ

Цель сказкотерапии - воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья детей,  гармонизация внутреннего мира ребенка....

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте д...

Ритмопластика - инновационный метод работы с детьми по формированию потребности в здоровом образе жизни в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью).

Воспитание детей с проблемами в развитии на сегодняшний день - актуальная общечеловеческая проблема. Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социа...

«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

В настоящее время система образования в России ориентирована на обучение детей с ОВЗ в образовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми.Главной целью коррекционного обучения и воспитания явля...