Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Из чего состоит наша пища» программы «Разговор о правильном питании»
методическая разработка по зож (3 класс)
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Характеристики основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | Планируемая дата | Фактическая дата |
Из чего состоит наша пища. Здоровая еда -1 ч | формировать представления об основных питательных веществах и их роли для организма человека | 01.09.22- 16.09.22 | ||
Из чего состоит наша пища -2 ч | формировать представления об основных питательных веществах и их роли для организма человека | 01.09.22- 16.09.22 | ||
Что нужно есть в разное время года- 2 ч | формировать представление о сезонности питания — рационе питания в жаркое и холодное время года | 19.09.22- 30.09.22 | ||
Как правильно питаться, если занимаешься спортом- 3 ч | развивать представление о зависимости рациона питания от физической активности человека | 03.10.22- 28.10.22 | ||
Где и как готовят пищу- 2 ч | формировать представление об основных правилах гигиены и техники безопасности во время приготовления пищи | 31.10.22- 11.11.22 | ||
Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен- 2 ч | расширять представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных «обычных» продуктов | 14.11.22- 02.12.22 | ||
Как правильно накрыть стол- 3 ч | развивать представление о правилах сервировки стола | 05.12.22- 23.12.22 | ||
Как правильно вести себя за столом- 3 ч | развивать представление об этикете как норме культуры, важности соблюдения правил поведения за столом | 26.12.22- 20.01.23 | ||
Молоко и молочные продукты- 3 ч | развивать представление о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона | 23.01.23- 10.02.23 | ||
Блюда из зерна-3 ч | развивать представление о продуктах и блюдах, приготавливаемых из зерна | 13.02.23- 10.03.23 | ||
Какую пищу можно найти в лесу- 3 ч | формировать представление о дикорастущих съедобных растениях, их пользе для людей | 13.03.23- 31.03.23 | ||
Что и как можно приготовить из рыбы- 2ч | развивать представление о пользе и значении рыбных блюд | 10.04.23- 21.04.23 | ||
Дары моря- 2 ч | формировать представление о многообразии блюд, которые могут быть приготовлены из морских съедобных растений и животных | 24.04.23- 12.05.23 | ||
Кулинарное путешествие по России- 3 ч | формировать представление о кулинарных традициях и обычаях как составной части культуры народа | 15.05.23- 26.05.23 |
Пояснительная записка
Программа «Две недели в лагере здоровья» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программы: «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2007)
Цель: формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
Задачи:
- расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;
- формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
- формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
- просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.
Программа ориентирована на детей 9 – 11 лет (3-4 класс) и реализуется на уроках окружающего мира, литературного чтения, родного языка, на занятиях по внеурочной деятельности « Функциональная грамотность»
Проводится 1 раз в неделю в течение учебного года.
В качестве организации занятий используются следующие формы:
- сюжетно-ролевые игры;
- чтение по ролям;
- рассказ по картинкам;
- выполнение самостоятельных заданий;
- игры по правилам — конкурсы, викторины;
- мини-проекты;
- совместная работа с родителями.
Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы — непременное условие для успешной реализации задач программы.
Личностными результатами освоения учащимися программы являются:
- проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
- овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
- готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
- способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания.
Предметными результатами освоения программы являются:
- рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания личной траектории здорового питания;
- оценка технологических свойств сырья и областей их применения;
- владение методами чтения штрих-кодов на продуктах питания, приобретаемых в розничной торговле;
- формирование представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.
- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- планирование технологического процесса труда.
- выраженная готовность в потребности здорового питания;
- осознание ответственности за качество правильного питания.
- дизайнерское проектирование блюд с точки зрения здорового питания;
- освоение навыков сервировки стола.
- публичная презентация и защита мини-проектов по здоровому питанию.
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности на тему: « Из чего состоит наша пища» программы « Разговор о правильном питании»
Этап урока | Содержание | Задачи этапа |
1. Организация детей на занятие. Мотивационный компонент урока. | 1. Сюжетно- ролевая игра. Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем … (не договаривает). В кабинет еле-еле входят Карлсон и няня Фрекен Бок (роли играют родители учащихся). Карлсон : - Вызывайте быстрее скорую помощь! У меня кружится голова и перед глазами «мурашки» бегают. Фрекен Бок: - А у меня сильное сердцебиение и ноги подкашиваются. Учитель: - Здравствуйте! А что с вами произошло? Может быть, вы что-то не то съели? Карлсон: - Мы пили чай с ватрушками и вареньем, а потом решили потанцевать. И тут всё началось. Быстрее, быстрее… Учитель: Спокойствие! Только спокойствие! Садитесь! Для начала мы вызовем нашего школьного медицинского работника, чтобы он оказал вам первую помощь. Приходит школьный медицинский работник и уводит героев в свой кабинет. | Поддержание эмоционально- положительного настроя на урок. |
2. Сообщение темы и цели урока. | Учитель: - Ребята, а вы узнали героев сказки, которым потребовалась помощь врача? ( Карлсон и Фрекен Бок) 1 ученик: Любит тортики, варенье, Сушки, сладости, печенье. Он упитанный вполне… И пропеллер на спине! - Кто это? Карлсон 2 ученик: - Строгий она воспитатель детей, Им не прощает их шумных затей. С кошкой Матильдой та дама живёт, Вкусные плюшки та дама печёт. Плюшечки эти — одно объеденье, Верит та дама, увы, в привиденья, Карлсон-проказник её «укрощает», Все эту дамочку строгую знают. Фрекен Бок Учитель: - Как вы думаете, почему с ними произошла такая неприятность? ( Они ели много сладкого) - Для чего человек ест? (Для роста, движения, работы). – Вы правильно определили, для чего человек ест. Без еды человек не может долго прожить. Еда ему необходима в течение всей жизни. Надеюсь, что доктор поможет справиться нашим героям с недугом. Давайте мы тоже им поможем? А знаете как? Ответы детей - Мы поможем им разобраться, сколько и какую пищу нужно есть, чтобы чувствовать себя бодрым и здоровым. Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Говорить о правильном питании.) – Правильно. А ещё мы узнаем, из чего состоит наша пища. | Отражение структурных компонентов урока, доступность их для осознания детьми. Фронтальная работа с классом и ответы учеников на заданные вопросы. Формулировка цели и задач урока |
3. Изучение нового материала. | Учитель: – Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням. – С пищей человек получает необходимые организму питательные вещества. Какие все это вещества? Ответы детей. – Во всех продуктах питания есть определённые группы веществ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. – В продуктах питания преобладает одно какое-либо вещество: жиры, белки или углеводы. Таким образом, можно разделить все продукты. Ребята подготовили для вас информацию. | Фронтальная работа с учащимися. Расширение кругозора учащихся. Мыслительные приёмы сравнения, сопоставления, анализа, синтеза. |
3 ученик: Белок - основной строительный материал для нашего организма. Из белка состоят мышцы, внутренние органы, кровеносная, иммунная система, кожа, волосы, ногти. Чтобы вырасти ты смог, В пище должен быть белок. Он в яйце, конечно, есть, В твороге его не счесть. В молоке и в мясе тоже Есть он, и тебе поможет. 4 ученик: Жир необходим для множества процессов, происходящих в нашем организме. Без жиров существование человека просто невозможно. Все хотят избавиться от жира, однако жиры нужны… Жиры нужны для… Энергии Жиры нужны для… Усвоения витаминов Жиры нужны для… Контроля аппетита Жиры нужны для… Терморегуляции Жир, что в пище мы едим, Очень нам необходим: Сохранит температуру, Повлияет на фигуру, Защитит от холодов, Шубой нам служить готов. 5 ученик: Для правильного процесса усваивания жиров необходимо присутствие углеводов. Ребята, а вы, знаете, что иногда углеводы обвиняют в том, что именно они являются причиной лишнего веса. А иногда, наоборот, говорят, что углеводы - это идеальный источник энергии для организма. Углеводы запасают белок, чтобы он мог участвовать в процессах построения, восстановления и поддержания тканей тела. Фрукты, овощи и крупы – Удивительная группа – Нам в тепло и в непогоду Поставляют углеводы, Нам клетчатку посылают, Витамины добавляют И энергией питают. 6 ученик: Углеводы необходимы для регуляции нервных тканей и являются ЕДИНСТВЕННЫМ источником энергии для мозга. Определённые виды углеводов способствуют росту полезных бактерий в кишечнике, что благотворно влияет на пищеварение. Некоторые углеводы богаты клетчаткой, которая снижает риск определённых заболеваний, таких как рак, болезни сердца и диабет. Учитель: Какой вывод можно сделать? (Углеводы нужны) – Может ли человек питаться однообразной пищей? Ответы детей. – Питание должно быть разнообразным. Такое питание называется сбалансированным. Чтобы быть здоровым, надо питаться разнообразно, есть больше овощей, фруктов, кисломолочных продуктов. Это очень важно особенно в детском и юношеском возрасте, когда идёт формирование скелета, мускулатуры, нервной системы и так далее. | Активная познавательная деятельность учащихся, развитие способностей к анализу, синтезу, обобщению. Демонстрация слайдов. | |
4. Физкультминутка | Дети выполняют упражнения: потягивания, ходьбу, бег, наклоны Овощи кто уважает? Овощи кто обожает. Очень быстро тот растёт! — Побежали в огород, Там в большие миски Нарвали мы редиски. Попадёт она на зуб, Только слышно: ХРУП, ХРУП, ХРУП! И взрослея с каждым днём, Мы растём! РАСТЁМ! РАСТЁМ! Хочешь подрасти? Так это просто! Витамины ешьте роста! | Охрана здоровья детей, снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой, развивается внимание. |
5. Первичное закрепление материала | Приходит врач с нашими заболевшими героями и сообщает, что Карлсон и Фрекен Бок чувствуют себя уже лучше, и просит ребят посоветовать, сколько и каких продуктов им нужно съесть за день, чтобы получить суточную норму белков, жиров и углеводов. Врач: - Ребята, вы согласны помочь? Ответы детей. Учитель разбивает детей на 3 группы. С помощью таблиц (приложения) ребята считают: 1 группа- белки, 2 группа- жиры, 3 группа- углеводы Затем формируется общее меню. | Фронтальная работа с классом. Работа в группах. Совместная деятельность сплачивает, даёт возможность каждому ребёнку почувствовать свою значимость в коллективе, возможность реализовать свой потенциал. Во время работы учащиеся могут получать помощь учителя. |
6.. Рефлексия (самоконтроль и самооценка) | Дети вручают красочно оформленные меню на один день Карлсону и Фрекен Бок. Герои благодарят детей. | Задания позволили ощутить радость открытия детям с разными возможностями. |
7. Воспроизведение новых знаний | Учитель: - Ребята, сегодня мы узнали много нового. Давайте дадим совет нашим новым друзьям, как нужно питаться. Расскажем им о правилах здорового питания.
желудочного сока.
| Решение проблемной ситуации. Формулировка правил здорового питания. Анализ и корректировка самостоятельной работы |
6. Домашнее задание | Составить для себя и членов своей семьи примерное меню на неделю, используя таблицы с суточной нормой белков, жиров и углеводов, оформить его красочно на листах. | Развитие творческих способностей ребёнка. Совместная деятельность с родителями. |
Приложения
Группы труда
1 группа — это работники, трудовая деятельность которых не связана с большими физическими нагрузками.
2 группа — это те, чья работа предусматривает легкий физический труд.
3 группа — сюда входят те, кто занят средним по тяжести трудом.
4 группа — это люди, занятые тяжелым физическим трудом.
5 группа — включает в себя тех работников, чей труд считается особо тяжелым.
Суточные нормы белков, жиров и углеводов
Мужчины Женщины
Группы труда | Возрастл | Белки г | Жиры г | Углеводы г |
1 | 18-29 30-39 40-59 | 72 68 65 | 81 77 70 | 358 335 303 |
2 | 18-29 30-39 40-59 | 80 77 72 | 93 88 83 | 411 387 366 |
3 | 18-29 30-39 40-59 | 94 89 84 | 110 105 98 | 484 462 432 |
4 | 18-29 30-39 40-59 | 108 102 96 | 128 120 113 | 566 528 499 |
5 | 18-29 30-39 40-59 | 117 111 104 | 154 144 137 | 586 550 524 |
Группы труда | Возраст лет | Белки грамм | Жиры грамм | Углеводы грамм |
1 | 18-29 30-39 40-59 | 61 59 58 | 67 63 60 | 289 274 257 |
2 | 18-29 30-39 40-59 | 66 65 63 | 73 72 70 | 318 311 305 |
3 | 18-29 30-39 40-59 | 76 74 72 | 87 85 83 | 378 372 366 |
4 | 18-29 30-39 40-59 | 87 84 82 | 102 98 95 | 452 432 417 |
Пол и возраст | Белки г | Жиры г | Углеводы г |
1-3 года | 53 | 53 | 212 |
4-6 лет | 68 | 68 | 272 |
7-10 лет | 77 | 79 | 335 |
11-13 мальчики | 90 | 92 | 390 |
11-13 девочки | 82 | 84 | 355 |
14-17 юноши | 98 | 100 | 425 |
14-17 девушки | 90 | 90 | 360 |
Дети
Таблица содержания белков, жиров, углеводов и калорий в некоторых продуктах (можно дополнить)
Продукт, 100 грамм | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Продукт, 100 грамм | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г |
Говядина отварная | 31 | 1 | - | Картофель | 2 | - | 20 |
Курица отварная | 25 | 7 | - | Чеснок | 7 | - | 20 |
Рыба минтай | 18 | 8 | - | Бананы | 2 | - | 21 |
Рыба горбуша | 23 | 1 | - | Яблоки | 1 | - | 11 |
Креветки | 18 | 1 | - | Ежевика | 2 | - | 5 |
Яйцо, 1 штука | 3 | 3 | - | Курага | 5 | - | 66 |
Молоко | 3 | 3 | 5 | Зефир | 1 | - | 80 |
Кефир | 4 | 3 | 5 | Конфеты, глазированные шоколадом | 3 | 11 | 77 |
Йогурт натуральный | 4 | 4 | 7 | Вафли | 3 | 30 | 65 |
Сыр российский | 23 | 30 | - | Гречневая ядрица | 13 | 3 | 68 |
Пряники | 5 | 3 | 78 | Рисовая | 7 | 1 | 74 |
Хлеб пшеничный | 8 | 2 | 53 | Геркулес | 13 | 6 | 66 |
Сдобная выпечка | 8 | 5 | 60 | Какао с молоком | 4 | 2 | 10 |
Масло сливочное | 1 | 83 | 1 | Сервелат | 28 | 28 | - |
Семя подсолнечника | 21 | 53 | 5 | Огурцы | 1 | - | 3 |
Макароны | 4 | - | 20 | Сахар | - | - | 100 |
Источники: Группы труда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Час чтения".
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Час чтения". Тема "В.Каверин "Песочные часы"....
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности по английскому языку в 4 классе по теме "Создание электронного адреса".
Внеурочная деятельность по английскому языку. 4 класс....
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Чарующий мир танца»
Технологическая карта занятияпо внеурочной деятельности «Чарующий мир танца»в 1 классе...
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Методы исследования. Что такое эксперимент?"
Технологическая карта составлена к занятию кружка "Учусь исследовать" для учащихся 4 класса....
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "От чего зависит скорость растворения таблетки"
Формировать представление о главном способе получения научной информации – эксперименте.· Провести эксперименты с реальными объектами (таблетками).·...
Организация внеурочной деятельности современных школьников (на примере реализации программы "Разговор о правильном питании")
Аттестационная работа по курсу профессиональной переподготовки. преемпственность в работе по программе внеурочной деятельности (начальная школа - 5-6 классы)...
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Учусь сравнивать" (3 класс) Курс «Мир деятельности»
Конспект внеурочной деятельности Курс «Мир деятельности» Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная Класс/возраст детей: 3 м/х, 8-9 лет Тема: «Учусь сравнивать&raqu...