«Рациональное питание и здоровье школьника»
проект по зож (2 класс)

    «Рациональное питание и здоровье школьника»
Школьник должен расти здоровым, физически крепким, всесторонне развитым и выносливым. П
итание занимает ведущее место. Важно обеспечить полноценное и правильно организованное питание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ratsionalnoe_pitanie_i_zdorove_shkolnika.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение -                                                                средняя общеобразовательная школа села Елизаветино                                                                           Аткарского района  Саратовской области                                                                                       /филиал в селе Вяжля/

                                        Исследовательская работа

           «Рациональное питание и здоровье школьника»

                                                                                       ученик 2 класса

                                                                                       филиала МОУ-СОШ села Елизаветино                                                                                    

                                                                                       в селе Вяжля

                                                                                       Шадрин Иван Валерьевич (8 лет)

                                                                                       Руководитель

                                                                                       Багрицевич Елена Николаевна

                                                                                        учитель начальных классов

                                                филиала МОУ-СОШ села Елизаветино                                                                                  

                                                в селе Вяжля

Содержание

Введение        3

Теоретическая часть.        4

1.1. Здоровый образ жизни и правильное питание.        4

1.2. Вещества необходимые нашему организму, входящие в состав пищи.        5

1.3. «Здоровое» меню школьника.        7

2. Исследовательская часть.        8

2.1. Анкетирование и анализ результатов.        8

2.2. Правила рационального питания.        9

Заключение        10

Список использованной литературы        11

Введение

Современная школа требует от ребенка огромного напряжения физических и психологических сил, а также высокой умственной активности. Если же прибавить ко всему этому все то, количество информации, которое ребенок получает из телевизора, компьютера и Интернета, то получается довольно грустная картина. А теперь задумаемся над тем, где же ребенку брать силы на преодоление всех этих трудностей? Правильно, только в своем рационе. И именно правильное питание оказывает значительное воздействие на здоровье и развитие ребенка.

Актуальность исследования: рациональное питание - фактор поддержания здоровья  школьника, профилактики хронических и инфекционных заболеваний.

Гипотеза нашего исследования основана на предположении: чтобы стать здоровым человеком надо с детства вести здоровый образ жизни, правильно питаться.

Цель проекта: формирование понимания о необходимости рационального питания школьников, как средства укрепления здоровья и повышения интеллектуальных возможностей.

Объект исследования: основные   составляющие рационального питания школьников.

Предмет исследования - влияние правильного питания на здоровье ребенка.

Задачи работы:

- познакомиться с теоретическими основами рационального питания; со способами определения норм питания;

- проанализировать питание школьников и зависимость здоровья от питания;

 - расширить знания о продуктах здорового и нездорового питания;

- формировать  интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания.

1. Теоретическая часть.

1.1. Здоровый образ жизни и правильное питание.

Полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма, особенно в период роста и развития. На период от 7 до 18 лет, который ребёнок проводит в школе, приходится наиболее интенсивный соматический рост организма, сопровождающийся повышенными умственными и физическими нагрузками[1].

Очень часто в семье не придается серьезного значения организации правильного питания детей, и нередко, как только ребенок поступает в первый класс, он полностью переводится на общий режим питания взрослых членов семьи. А ведь именно в этом периоде жизни ребенка полностью меняется режим труда и отдыха.

Учебные занятия требуют большого физического и умственного напряжения. Школьники устают от неподвижного сидения за партой, утомителен процесс письма, у них напряжены органы зрения и слуха[2]. Для восстановления сил и возмещения энергозатрат школьнику необходим отдых и соответствующее его возрасту питание.

При организации рациона питания обучающихся средней школы необходимо учитывать физические и физиологические изменения, которые происходят в подростковом возрасте, так как потребность в некоторых веществах у мальчиков и юношей выше по сравнению с девушками.

Нарушение питания в этот период может стать причиной хронических заболеваний и задержек в развитии. В это время могут появиться болезни, которые зависят от питания человека, - анемия; болезни органов пищеварения; эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ (ожирение).

Школьник должен расти здоровым, физически крепким, всесторонне развитым и выносливым. Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние на его физическое и нервно-психическое развитие, питание занимает ведущее место. Поэтому еще с раннего детства важно обеспечить полноценное и правильно организованное питание, являющееся залогом его здоровья.

Таким образом, всякое нарушение питания как количественное, так еще в большей мере качественное отрицательно влияет на здоровье детей[3]. Особенно вредны для организма нарушения питания в периоде наиболее интенсивного роста ребенка, который охватывает и школьный возраст.

Наряду с этим пища является «строительным материалом», необходимым для роста и развития организма.

1.2. Вещества необходимые нашему организму, входящие в состав пищи.

Что же мы узнали? Пища содержит смесь питательных веществ: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества.

 Белки – строительный материал организма, они особенно необходимы человеку в период интенсивного роста. Белки содержатся в мясе, молоке, яйцах, фасоли, рыбе, сыре.

 Жиры – запасной источник энергии. Они входят в состав тканей. Жиры есть в сале, орехах, молоке, масле и других продуктах. Много жирной пищи есть вредно.

 Углеводы богаты энергией. Большинство углеводов придают лакомствам сладкий вкус. Углеводов много в сахаре, конфетах, овощах, хлебе, макаронах, крупе, ягодах.

Витамины имеют большое значение для здоровья. Они помогают внутренним органам правильно работать. Витамины содержаться во всех натуральных продуктах.

Минеральные вещества важны для поддержания в здоровом состоянии костей, зубов и крови, а ещё они регулируют содержание воды в нашем организме.

 Злаки составляют основу питания. Это хлеб и хлебобулочные изделия, а также каши. Прежде всего, злаки полезны тем, что в них содержаться углеводы и клетчатка, которые способствуют очищению организма.

Молочные продукты и яйца необходимы человеку для поддержания своего здоровья в хорошем состоянии. В молоке, кефире, твороге содержатся необходимые человеческому организму белки, жиры, витамины. Молочные продукты и яйца также являются источником витамина D и кальция, что способствует укреплению костей.

Вода содержится во всех тканях[4]. Без воды человек не сможет прожить и неделю. Вода поступает в организм не только при питье, но и в составе пищи. Особенно много воды в овощах и фруктах.

Итак, мы выяснили, что пища должна содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду. Это необходимо нашему организму.

1.3. «Здоровое» меню школьника.

Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты — источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее одного-двух литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков[5].

Рекомендации Всемирной организации здравоохранения построены по принципу светофора:

Зелёный свет — еда без ограничений — это хлеб грубого помола, цельные крупы и не менее 400 г в сутки овощей и фруктов.

Желтый свет — мясо, рыба, молочные продукты — только обезжиренные и в меньшем количестве, чем «зеленые» продукты.

Красный свет — это продукты, которых нужно остерегаться: сахар, масло, кондитерские изделия. Чем реже вы употребляете такие продукты, тем лучше.

Рейтинг самых вредных продуктов.

Газированные напитки - в состав напитков входят различные консерванты, ароматизаторы и красители, которые неблагоприятно влияют на желудочно-кишечный тракт школьников. Если пить много лимонада, можно приобрести: кариес, гастрит, различные язвы (желудка, кишечника).

Жевательные резинки - в состав входят подсластители, красители, ароматизаторы. Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. В работе детских врачей были случаи, когда у детей, которые жаловались на боли в животе, находили в кишечнике резиновые “камни” из слипшихся разноцветных комочков, образовавшихся от жвачки.

Шоколадные батончики с одной стороны, дают энергию нашему организму, поднимают настроение, вызывает прилив сил и бодрости. С другой– в их состав входят красители, консерванты, растительные жиры, что способствует развитию кариеса, вызывает ожирение, аллергию, тошноту, изжогу. Шоколад нужно употреблять в ограниченных количествах.

2. Исследовательская часть.

2.1. Анкетирование и анализ результатов.

Для того чтобы выяснить, как питаются учащиеся нашей школы и как они в целом относятся к своему здоровью нами проведено анкетирование среди учащихся нашей  школы. Было опрошено 14 человек.

В результате анализа ответов школьников на вопросы анкеты были получены результаты, которые отражены в таблице № 1.

Таблица № 1

Вопросы

Постоянно

Часто

Иногда

Никогда

Как часто вы едите овощи и фрукты?

0

7

7

0

Вы принимаете какие-либо препараты, содержащие витамины?

0

0

5

9

Завтракаете ли вы дома?

4

5

5

0

Употребляете ли вредную пищу (газировка, фаст-фуд, шоколад, сухарики, мармелад)?

5

5

4

0

Как часто кушаете полезную еду (каши, мясо, рыба, молочные продукты)?

4

5

5

0

Как часто вы кушаете в течение дня?

5

6

3

0

Таким образом,  большинство школьников регулярно употребляют овощи и фрукты, завтракают дома. Постоянно кушают как вредную пищу, так и полезную еду. Все опрошенные завтракают и кушают в течение дня.

Анализируя данные можно сделать вывод о том, что питание школьников по некоторым причинам нельзя назвать полноценным. Большинство учащихся должны изменить свой рацион питания и прислушаться к рекомендациям по правильному питанию, чтобы пополнить свой рацион другими нужными для организма веществами.

По результатам анкетирования мы сделали вывод, что ребята несознательно относятся к собственному здоровью.

2.2. Правила рационального питания.

В заключение проведенного анкетирования мною были предложены ребятам простые способы здорового и правильного питания:

1. Соблюдай режим питания! Питание в определенные часы улучшает работу органов пищеварения. Постарайтесь принимать еду по расписанию и не нарушать его.

Четырёхразовое питание.

7:30-8:30 - 1 завтрак.

11:00-12:00 - 2 завтрак.

14:30-15:30 - обед.

19:00-19:30 - ужин.

2. Питайся разнообразно! Разнообразие питательных веществ и витаминов обеспечивает сбалансированное поступление в твой организм необходимых веществ. В общем, самым оптимальным следует считать рацион, который содержит в себе мясо, рыбу, молочные продукты, и дополнен овощами и фруктами. Пища, в которой содержится много углеводов, способна хорошо утолить голод, но такая еда приносит не очень-то и большую пользу. Мучные изделия и сахар должны быть сведены к минимуму. Сладости лучше заменить медом. Не перекусывать чипсами, сухариками и т. п. Не есть всухомятку.

3. Тщательно пережевывай пищу! Пережевывание подготавливает пищу для прохождения по желудочно-кишечному тракту. Измельчённая пища легче переваривается.

4. Не переедай! В питании всё должно быть в меру. С избытком пищи не справляется пищеварительная система; пища подвергается брожению и гниению, организм отравляется.

5. Не есть перед сном.

Заключение

Здоровое питание - одно из основ здорового образа жизни. Следуйте правилам здорового питания и будете чувствовать себя прекрасно и помните, что невыполнение правил режима рационального питания — одна из главных причин развития заболеваний пищеварительных органов.

Рациональное (здоровое) питание детей является необходимым условием обеспечения их здоровья; устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов; способности к обучению во все возрастные периоды. Если мы будем правильно питаться, у нас появится возможность снизить проявление хронических болезней, которые нас сопровождают на притяжении долгих лет. Полноценное и правильно организованное питание — необходимое условие долгой и полноценной жизни, отсутствия многих заболеваний.

За день школьники должны выпивать не менее одного-двух литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.  Знать, что покупать, научиться распознавать качественные продукты от некачественных, быть умеренным и разбираться в современной еде – вот главное, чему должен следовать современный человек. Ведь от того, что мы едим, зависит, как мы себя чувствуем и как выглядим – а это залог долгой и качественной жизни. Завершая проект, можем с уверенностью утверждать: если ребёнок с детства будет знать, как надо правильно питаться – он и, будучи взрослым человеком, будет придерживаться здорового питания.

Список использованной литературы

1. Батурин А.К., Каганов Б.С., Шарафетдинов Х. Х. Питание подростков: современные взгляды и практические рекомендации. М., 2016 г.

2. Гребешева И.И., Ваш ребенок. Медицина. 2018.

3. Мельков И. « Рациональное   питание  детей школьного возраста» М. «Просвещение», 2019.

4. Матюхина З. П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии. М.: ИГПО; Изд. центр “Академия”, 2019.

5. Уайт Е. «Основы здорового питания», «Эксмо», 2011 г.


[1] Батурин А.К., Каганов Б.С., Шарафетдинов Х. Х. Питание подростков: современные взгляды и практические рекомендации. М., 2016 г.

[2] Матюхина З. П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии. М.: ИГПО; Изд. центр “Академия”, 2019.

[3] Гребешева И.И., Ваш ребенок. Медицина. 2018.

[4] Мельков И. « Рациональное   питание  детей школьного возраста» М. «Просвещение», 2019.

[5] Уайт Е. «Основы здорового питания», «Эксмо», 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Основы рационального питания

Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. Организ...

творческий проект "Правильное рациональное питание - залог здоровья"

1.     Что такое правильное рациональное питание?      Правильное питание – это такой способ питания, при котором итогом этого процесса является укрепление...

« Рациональное питание – залог здоровья»

Открытое занятие кружка «Здоровячки» 3  класс ФГОС...

Классный час «Здоровое питание - залог здоровья школьника»,3 класс

Аннотация к классному часуДанный классный час сориентирован не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование устойчивых навыков здорового образа жизни, гигиены питания, при...

«Школьное питание – залог здоровья школьников» (из опыта работы по организации питания школьников ) МБОУ «СОШ №55 им. А. Невского» г. Курска

Одним из аспектов сохранения здоровья является  правильно организованное рациональное питание, которое  в детском возрасте служит существенным оздоровительным фактором.  Но, в последнее...

«Рациональное питание и здоровье школьника»

  «Рациональное питание и здоровье школьника»Школьник должен расти здоровым, физически крепким, всесторонне развитым и выносливым. Питание занимает ведущее место. Важно об...

«Рациональное питание и здоровье школьника»

 «Рациональное питание и здоровье школьника»  Школьник должен расти здоровым, физически крепким и выносливым. Питание занимает ведущее место. Поэтому  важно обеспечит...