Статья «Модель здоровьесберегающего пространства в условиях реализации ФГОС»
статья по зож
Статья
«Модель здоровьесберегающего пространства
в условиях реализации ФГОС»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pril.28_statya._model_zdorovesberegayushchego_prostranstva.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Куйбышевского района - детский сад комбинированного вида "Сказка"
Статья
«Модель здоровьесберегающего пространства
в условиях реализации ФГОС»
Ю.И.Ефременко,
воспитатель ДОУ «Сказка»
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Не случайно именно эти задачи являются приоритетными в Федеральном законе «Об образовании в РФ».
Охрана, укрепление и сохранение здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – главная цель нашей работы в группе для часто болеющих детей.
С этой целью в группе создано здоровьесберегающее пространство, которое на современном этапе рассматривается как комплекс гигиенических, психолого-педагогических, физкультурно-оздоровительных и образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную среду в группе и семье.
Считаем, для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация предметно-развивающей среды, которая моделируется с учетом реализации задач всех образовательных областей и в соответствии с ФГОС ДО.
Предметно-развивающее пространство нашей группы – это система условий обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природная среда, физкультурно - игровые и оздоровительные сооружения, предметно — игровые объекты
Первый шаг в проектировании среды – определение расположения развивающих центров. Модели центров активности варьируются, исходя из возрастных возможностей дошкольников, требований рабочей программы, принципа интеграции содержания и видов детской деятельности. Это способствует эмоциональному благополучию детей, создает у них чувство уверенности в себе, защищенности, делает их истинными хозяевами группы и помощниками взрослых.
Для стимулирования двигательной активности, приобщения к культуре здоровья создан оздоровительный центр. Он состоит из уголка физического саморазвития, уединения. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, развития равновесия, профилактики плоскостопия используется нестандартное физкультурное оборудование: различные дорожки, косички, змейки; для подлезания – дуги.
Физкультурное оборудование для организации совместной и самостоятельной деятельности подобрано с учётом современных требований, возрастных, индивидуальных, половых особенностей воспитанников, состояния их здоровья. Это: мягкие модули, тренажёры, сухой бассейн, скакалки, разнообразные мячи и др.
Развивающая среда на территории прогулочного участка также организована с учётом необходимости сохранения и укрепления здоровья воспитанников. В зимнее время реализуется авторская технология изготовления снежных фигур. Объекты снежного городка многофункциональны и предусматривают возможность для организации разнообразных движений: бега, прыжков, метания, проползания и т.д. Для предупреждения травматизма катание с горки, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба по наклонной, проводятся поточным способом, при соблюдении достаточных интервалов между детьми, контролируется количество детей на стартовых площадках.
В вопросе оптимальной насыщенности предметной среды ребенка придерживаемся меры «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, чтобы в итоге дети имели не только материал, с которым можно действовать, но и само пространство для этого действия.
Одной из эффективных и современных форм физкультурно-оздоровительной работы в нашем дошкольном учреждении являются кружковые занятия с использованием модулей и тренажеров. Наиболее целесообразны и полезны занятия с использованием тренажеров для детей старшего дошкольного возраста. К этому времени дети достаточно хорошо владеют сложными видами движений и способами их выполнения. В этом возрасте интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат, повышаются адаптационные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем к физическим нагрузкам. Старшие дошкольники обладают хорошей способностью адаптироваться к физическим нагрузкам разного характера, оказывающим тренирующее воздействие.
Являясь руководителями кружка «Мой друг - тренажер», в сотрудничестве с инструктором ЛФК местного центра реабилитации, разработали и апробировали рабочую программу профилактических занятий в условиях МТЗ, руководствуясь Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Программа рассчитана на два года, с проведением ежемесячных занятий (8 в месяц по 30 минут). Число участников 9 человек.
Занятия включают в себя: подготовительные упражнения для освоения техники основных видов движений, корригирующие упражнения для воспитания правильной осанки, корригирующие упражнения для свода стопы, упражнения на развитие равновесия и координации, элементы дыхательной гимнастики, упражнения на релаксацию. Занятия проводим с использованием музыкального сопровождения, зрительных ориентиров.
Организация занятий предполагает следующую структуру:
вводная часть (4-8 минут) - комплекс упражнений на разогрев мышц с включением упражнений имитационного характера («Утята», «Маятник» и др.), упражнений на восстановление дыхания («Окошечко», «Часики» и др.);
основная часть (15-20 минут) - работа на тренажерах, с постепенным увеличением количества подходов к каждому тренажеру (по 2-3 минуты у каждого);
заключительная часть (4-6 минут) - игры малой подвижности («Шишка-камень», «Часовой» и др.), упражнения с модульными пособиями («Полоса препятствий», «Бассейн» и др.), упражнения на восстановление дыхания и снятие мышечного, эмоционального напряжения («Насос», «Лягушонок» и др.).
Детские тренажеры и модули помогают детям овладеть целым комплексом упражнений, способствующим укреплению разных групп мышц и развитию физических качеств.
Важным направлением деятельности по формированию физически эмоционального здорового ребёнка является работа с семьёй. Свои усилия направляем на ознакомление родителей с профилактическими мероприятиями, выработку и принятие единых требований в воспитании и оздоровлении дошкольников, привлекаем к изготовлению нестандартных пособий, оборудования. Работа эта осуществляется через информационные листы, тематические выставки детских работ по темам: «Здоров – значит, счастлив», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит» и др., использование ИКТ в виде медиапрезентаций на родительских собраниях.
Результативной формой взаимодействия с семьями воспитанников является День семьи и детства: родители принимают участие в досугах и спортивных развлечениях: «Весёлые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья», являются экскурсантами и экскурсоводами здоровьесберегающего пространства группы. Это способствует вовлечению семей воспитанников в единое образовательное пространство ДОУ и привлечению их к сотрудничеству.
Таким образом, созданное здоровьесберегающее пространство в специализированной группе ЧБД и активное включение в неё семей воспитанников позволяет решать комплекс задач выдвигаемых временем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Cегодня, работая по новым стандартам, необходимо взглянуть на пространство школы с точки зрения здоровьесбережения. Я предлагаю познакомиться со здоровьесберегающим пространством нашей школы....
Статья"Воспитательная работа в условиях реализации ФГОС"
В статье рассматривается вопрос воспитания в свете стандартов второго поколения....
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.
Введение стандарта второго поколения во многом изменила школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образоват...
Здоровьесберегающее образовательное пространство начальной школы как условие реализации ФГОС НОО
Здоровье человека – проблема достаточна актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок...
Статья "Формирование здоровьесберегающего пространства в условиях реализации ФГОС нового поколения"
Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Одним из показателей эффективности образовательного процесса в современной школе является ур...
Статья "Современный урок в условиях реализации ФГОС"
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?С введением стандарта нового поколения (ФГОС – федеральный государственный образовательный станда...
Логопедическое сопровождение обучающихся с системным недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС (сборник "Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве" 27 - 29 апреля 2020г г.Магнитогорск)
В статье представлен материал по целенаправленному систематическому логопедическому сопровождению детей с речевыми нарушениями через призму реализации специфических задач , дана характеристика уровней...