Статья "Формирование здоровьесберегающего пространства в условиях реализации ФГОС нового поколения"
статья по зож на тему
Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Одним из показателей эффективности образовательного процесса в современной школе является уровень сформированности компонентов здоровья. Основополагающим в развитии здорового ребёнка является духовно-нравственный компонент здоровья, определяющий умение строить отношения с близкими и друзьями, реализацию потребности в самопознании и самосовершенствовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zdorovesberezhenie.docx | 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Кулаева Лилия Валерьевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №19
г. Мичуринска, Тамбовской обл.
Формирование здоровьесберегающего пространства в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие
приобрела статус приоритетного направления. Одним из показателей
эффективности образовательного процесса в современной школе является уровень сформированности компонентов здоровья. Основополагающим в развитии здорового ребёнка является духовно-нравственный компонент здоровья, определяющий умение строить отношения с близкими и друзьями, реализацию потребности в самопознании и самосовершенствовании.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья и интеллектуальное развитие ребенка должны быть взаимодополняющими и
взаимоопределяющими компонентами в системе формирования целостной
личности. Одним из условий здоровья личности является успешность в его
деятельности, в нашем случае, это деятельность детей в школе. В большинстве случаев, активные позиции в школе, хорошая успеваемость-
это факторы благополучного самочувствия детей. В свою очередь возможность развивать свои индивидуальные способности и раскрывать свой творческий потенциал – главное условие в обеспечении благоприятных условий.
Сложилась устойчивая тенденция к ухудшению здоровья населения, увеличению хронических заболеваний, росту количества людей с отклонениями в физическом и психическом развитии, в первую очередь детей и подростков. Современная демографическая ситуация в России в целом характеризуется снижением рождаемости, высокой смертностью населения, ухудшением качества здоровья. В условиях неустойчивого развития экономики проблема здорового образа жизни населения приобретает социальную значимость.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса - урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения, а также внеурочной работе и работе с родителями.
Проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно.
Необходимо подчеркнуть, что в современной школе добавилось много других недостатков. Так, влияние на здоровье школьников оказывают следующие факторы.
- Интенсификация обучения.
- Снижение двигательной активности.
- Увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни.
- Нарушение зрения, осанки.
- Ухудшение нервно – психического здоровья.
Исходя из этого, я предприняла все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся.
В начале рабочего дня ежедневно - пятиминутная зарядка. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10,20,30 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.
Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока. И я выстроила концепцию здоровьесберегающего обучения следующей логической цепочкой.
Здоровьесберегающее обучение направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся; опирается на – преемственность, вариативность, прагматичность (практическая ориентация); достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии; приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.
И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности:
- Личностно-ориентированные
- Педагогика сотрудничества
- Технологии развивающего обучения
- Технология уровневой дифференциации обучения
К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и “технологию раскрепощённого развития детей”.
Отличительные особенности этой технологии я также применяю в педпрактике: для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке использую схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные, “бегущие огоньки” (я использую лазерную указку). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно - активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.).
Подвожу итог: мой опыт работы показывает, что формирование здоровьесберегающего пространства в условиях реализации ФГОС нового поколения ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новый тип урока в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Новый тип урока в условиях реализации ФГОС нового поколения....
Особенности организации воспитательной системы в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Выступление на педагогическом совете школы....
Оптимизация методической работы с кадрами на основе результатов исследования ценностных ориентаций педагогов в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Данная работа предназначена руководителям образовательных учреждений различного уровня, выстраивающих свою деятельность с кадровым педагогическим составом; психологическим службам образовательных учре...
Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.
В новых ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, ...
РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или не...
Совершенствование форм и методов организации внеурочной деятельности по бурятскому языку в условиях реализации ФГОС нового поколения
В связи с переходом на ФГОС нового поколения изменился учебный план. В начальных классах не отведены часы на предметы национально-регионального компонента, в связи с этим появились трудности преподава...
Статья «Модель здоровьесберегающего пространства в условиях реализации ФГОС»
Статья«Модель здоровьесберегающего пространства в условиях реализации ФГОС»...