ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья по зож по теме
Cегодня, работая по новым стандартам, необходимо взглянуть на пространство школы с точки зрения здоровьесбережения. Я предлагаю познакомиться со здоровьесберегающим пространством нашей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В современном образовательном стандарте здоровье выпускников школы рассматривается как один из важных показателей качественности школьного образования. Поэтому сегодня есть объективная необходимость взглянуть на пространство современной школы с точки зрения охраны и укрепления здоровья детей и ответить на вопрос: можно ли сделать пространство школы действительно здоровьесберегающим? Именно школа сегодня должна стать важнейшим звеном в этом процессе, поскольку именно на ее этапе формируются основы, как индивидуального здоровья, так и здоровья общества в целом.
Основную цель при формировании здоровьесберегающего образовательного пространства мы видим в достижении необходимого уровня компетентности в области сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов, который достигается общеобразовательным учреждением без ущерба для здоровья всех участников образовательного процесса.
В процессе моделирования образовательного пространства МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК внимание обращалось, прежде всего, на те направления и средства работы, которые имеют непосредственное отношение к функциям школы, помогают уменьшить школьные факторы риска по отношению к здоровью детей, учитывают особенности среды жизнедеятельности участников образовательного процесса, способствуют налаживанию эффективного межведомственного сотрудничества и взаимодействия школы с ведомствами и учреждениями, работающими в области охраны и укрепления здоровья.
Здоровьеразвивающее пространство ОУ представляет собой внешнюю и внутреннюю деятельность ОУ по здоровьесбережению.
Внешняя деятельность это социальное партнерство с учреждениями дополнительного образования, управлением социальной защиты, ГИБДД, учреждениями здравохранения, детскими садами. Учащиеся начальной школы посещают культурно -досуговый центр «Ставропольсахар», спортивно-оздоровительный комплекс «Атлант», детско – юношескую спортивную школу, бассейн.
Сотрудники ГИБДД являются частыми гостями в начальной школе. Они проводят разъяснительно-информационную работу с учащимися и родителями. С их помощью проводятся различные акции: «Засветись», «Автокресло - детям!», «Фигурное вождение» и соревнования юных велосипедистов, «Вместе за соблюдение ПДД», «Законы дорог уважай».
С помощью сотрудников управления социальной защиты на базе школы организуется летний отдых семей, нуждающиеся в лечении учащиеся обеспечиваются путевками в санатории.
Представители учреждений здравоохранения проводят с учащимися, их родителями и сотрудниками школы различные мероприятия здоровьесберегающей направленности: лекции, беседы, конкурсы, уроки здоровья.
Особое внимание мы уделяем преемственности в рамках формирования здоровья и здорового образа жизни между школой и детскими садами. Участие в программе "Здоровячок" на 2011-2015 гг. позволило нам успешно сотрудничать в формировании у детей базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой. Наиболее эффективными формами взаимодействия являются: совместные занятия, прогулки, походы, игры, спортивные праздники, развлечения.
Наш опыт позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе образования: детский сад формирует фундаментальные личностные качества ребенка (умения и навыки), школа "подхватывает" достижения ребенка-дошкольника, расширяет знания и развивает накопленный им потенциал.
Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно по здоровьесбережению.
Если возможности влияния учителей на внешнюю среду весьма ограниченны, то изменение характера внутренней среды непосредственно является зоной их компетентности. Внутренняя деятельность – это взаимодействие всех участников общеобразовательного процесса по вопросам здоровьесбережения: администрации школы, учителей, психолога, социального педагога, медицинского работника, родительского комитета, Управляющего совета, Совета старшеклассников.
Администрация школы обеспечивает нормативно-правовую, материально-финансовую, кадровую, методическую, экспертно-аналитическую, информационно-пропагандистскую поддержку работы школы по здоровьесбережению. [1]
Работа учителей по формированию здоровой личности осуществляется по различным направлениям. Педагоги проводят на уроках физминутки, нормируют объем домашних заданий с учетом школьного расписания и режима дня, организуют деятельность по профилактике вредных привычек, пропагандируют здоровый образ жизни посредством тематических классных часов, познавательных игр, конкурсов рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции. В режиме дня предусмотрена динамическая пауза после второго урока, которую проводят классные руководители на свежем воздухе. В этом году стартовал конкурс «Мой класс – самый здоровый», который включает разные параметры для оценивания - организацию подвижных перемен; гигиену класса; организацию физкультминуток на уроках; участие класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы; количество учащихся, посещающих спортивные секции и кружки; количество уроков, пропущенных обучающимися по болезни; проведение акций профилактической направленности.
В школе систематически проводятся спортивные мероприятия с целью профилактики заболеваний и приобщения к здоровому досугу, привлекаются родители, социальные партнёры к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы: месячники и недели здоровья, походы, соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», спортивный праздник, посвященный Дню Защитника Отечества, спортивные вечера и развлечения.
Учащиеся начальной школы активно посещают школьные кружки «Подвижные игры», «ОФП», ЮИД.
В любом деле требуется наиболее благоприятные условия, при которых предмет труда легче поддается рабочему воздействию. Применительно к любому уроку оптимальный психологический режим означает создание психологической атмосферы, при которой лучше всего протекает учебный процесс. Задача учителя создать у класса такое настроение, при котором все учащиеся охотно, энергично, даже весело и в то же время спокойно и ровно работали бы на протяжении всего урока. Такому режиму способствует хорошее, рабочее настроение учителя, его благожелательное отношение к детям, специальные меры психологической зарядки учащихся, своевременная помощь учащимся, которые испытывают затруднения.
Использумые учителями нашей школы образовательные технологии учитывают возрастные особенности познавательной деятельности детей, оптимальный уровень трудности учебного материала, вариативность методов и форм обучения, использование наглядности и сочетание различных форм предоставления информации, создание эмоционально благоприятной атмосферы на уроке, формирование положительной мотивации к учебе .[2]
Данные технологии удовлетворяют следующим принципам здоровьесбережения:
- «Не навреди!»;
- приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося;
- непрерывность и преемственность;
- комплексный, междисциплинарный подход;
- успех порождает успех;
- активность;
- ответственность за свое здоровье. [2]
Основными направлениями работы психологической службы ОУ являются: содействие процессам самопознания и саморазвития детей, создание специальных условий обучения для детей с особенностями развития и детей “группы риска”, профилактика возникновения трудностей в кризисные периоды развития детей, адаптация учащихся первых классов, оказание своевременной психологической помощи и поддержки всем участникам учебно-воспитательного процесса.
Члены Управляющего совета поддерживают постоянную связь с участниками образовательного процесса, организуют и проводят спортивные встречи с коллективами других школ, занимаются вопросами организации питания.
Совет старшеклассников также занимается вопросами здоровьесбережения: организация двигательной активности учащихся начальной школы на переменах, беседы о здоровом образе жизни, проверка внешнего вида учащихся, конкурсы «Моя семья и здоровый образ жизни», «Скажем гриппу НЕТ!», анкетирование учащихся «Что такое здоровый образ жизни?», смотр классных «Уголков здоровья», акция «Чистые руки». Во всех классах ведется работа по программе «Разговор о правильном питании. Учащиеся рисуют рисунки, делают фотографии, пишут сочинения, составляют и разгадывают кроссворды, принимают участие в конкурсах «Самый лучший завтрак», «Что полезнее».
Над проблемой сохранения здоровья детей школа работает не один год и добилась определенных успехов. Систематический мониторинг состояния здоровья учащихся нашей школы показывает:
- количество первоклассников с низким уровнем здоровья, поступивших в нашу школу, увеличился на 5%;
- общие соотношения в показателях здоровья за последние три года стабильны и указывают на положительную динамику;
- снижение диспансерного контингента;
- снижение общей и острой заболеваемости учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Модель формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях с учетом индивидуального подхода к обучающимся, воспитанникам.[http://do.gendocs.ru/docs/index-193273.html]
2.Попова А.И. Здоровьесохраняющая среда в школе // Образование. – 2002. – №4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.
Введение стандарта второго поколения во многом изменила школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образоват...
Здоровьесберегающее образовательное пространство начальной школы как условие реализации ФГОС НОО
Здоровье человека – проблема достаточна актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок...
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС
материалы для семинара...
«Использованием здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
Цель здоровье -сберегающих образовательных технологий обучения в условиях реализации ФГОС – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необход...
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина Викторовна Учитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск Краснодарского края Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина ВикторовнаУчитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск Краснодарского края...
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС
В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.Пере...