ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья по зож по теме

Одинцова Мария Тимофеевна

Cегодня, работая по новым стандартам, необходимо взглянуть на пространство школы с точки зрения здоровьесбережения. Я предлагаю познакомиться со здоровьесберегающим пространством нашей школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  ПРОСТРАНСТВО  НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

 

         В современном образовательном стандарте здоровье выпускников школы рассматривается как один из важных показателей качественности школьного образования. Поэтому сегодня  есть объективная необходимость взглянуть на пространство современной школы с точки зрения   охраны и укрепления здоровья детей и  ответить на вопрос: можно ли сделать пространство школы действительно  здоровьесберегающим? Именно школа сегодня должна стать важнейшим звеном в этом процессе, поскольку именно на ее  этапе формируются основы, как индивидуального здоровья, так и  здоровья общества в целом.   

         Основную цель   при формировании здоровьесберегающего образовательного пространства мы видим в достижении необходимого уровня компетентности в области сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов,  который достигается общеобразовательным учреждением без ущерба для здоровья всех участников образовательного процесса.

        В процессе моделирования образовательного  пространства МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК  внимание обращалось, прежде всего, на те направления и средства работы, которые имеют непосредственное отношение к функциям школы, помогают уменьшить  школьные факторы риска по отношению к здоровью детей, учитывают особенности среды жизнедеятельности участников образовательного процесса, способствуют налаживанию эффективного межведомственного сотрудничества и взаимодействия школы с ведомствами и учреждениями, работающими в области охраны и укрепления здоровья.

      Здоровьеразвивающее пространство ОУ  представляет собой  внешнюю и внутреннюю деятельность ОУ по здоровьесбережению.  

     Внешняя деятельность это социальное партнерство с учреждениями дополнительного образования, управлением социальной защиты, ГИБДД,  учреждениями здравохранения, детскими садами.         Учащиеся начальной школы  посещают  культурно -досуговый центр  «Ставропольсахар»,  спортивно-оздоровительный комплекс «Атлант»,  детско – юношескую спортивную школу, бассейн.

      Сотрудники ГИБДД являются частыми гостями в начальной школе. Они проводят разъяснительно-информационную работу с учащимися и родителями. С их помощью проводятся различные   акции:  «Засветись», «Автокресло - детям!», «Фигурное вождение» и соревнования  юных велосипедистов,    «Вместе за соблюдение ПДД», «Законы дорог уважай».

  С помощью сотрудников  управления социальной защиты на базе школы организуется  летний отдых  семей, нуждающиеся в лечении учащиеся обеспечиваются путевками в   санатории.

        Представители учреждений здравоохранения  проводят с учащимися, их родителями и сотрудниками школы различные мероприятия здоровьесберегающей направленности: лекции, беседы, конкурсы, уроки здоровья.

       Особое внимание мы уделяем преемственности в рамках формирования здоровья и здорового образа жизни между   школой и детскими садами. Участие в   программе "Здоровячок" на 2011-2015 гг. позволило нам успешно сотрудничать в формировании у детей базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой. Наиболее эффективными формами взаимодействия являются: совместные занятия, прогулки, походы, игры, спортивные праздники, развлечения.

 Наш опыт позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе образования: детский сад формирует фундаментальные личностные качества ребенка (умения и навыки), школа "подхватывает" достижения ребенка-дошкольника, расширяет знания и развивает накопленный им потенциал.

 Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно по  здоровьесбережению.

Если возможности влияния учителей на внешнюю среду весьма ограниченны, то изменение характера  внутренней среды непосредственно является зоной их компетентности. Внутренняя деятельность – это взаимодействие всех участников общеобразовательного процесса по вопросам здоровьесбережения: администрации школы, учителей, психолога, социального педагога, медицинского работника, родительского комитета, Управляющего совета, Совета старшеклассников.

Администрация школы  обеспечивает нормативно-правовую, материально-финансовую, кадровую, методическую, экспертно-аналитическую, информационно-пропагандистскую поддержку работы школы  по   здоровьесбережению. [1]

       Работа  учителей  по формированию здоровой личности  осуществляется  по   различным направлениям.     Педагоги  проводят на уроках физминутки, нормируют объем домашних заданий с учетом   школьного расписания и режима дня, организуют  деятельность  по профилактике вредных привычек, пропагандируют  здоровый образ жизни посредством тематических классных часов,   познавательных  игр, конкурсов рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции. В режиме дня предусмотрена динамическая пауза после второго урока, которую проводят классные руководители на свежем воздухе.   В этом году стартовал конкурс «Мой класс – самый здоровый», который включает разные параметры для оценивания - организацию  подвижных перемен; гигиену класса; организацию физкультминуток  на уроках; участие класса в спортивно-оздоровительных  мероприятиях школы;      количество учащихся, посещающих  спортивные секции и кружки; количество уроков, пропущенных  обучающимися по болезни; проведение акций профилактической  направленности.

       В школе систематически  проводятся спортивные мероприятия с целью профилактики заболеваний и приобщения к здоровому досугу, привлекаются  родители, социальные партнёры к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы:  месячники и недели здоровья, походы, соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», спортивный праздник, посвященный Дню Защитника Отечества, спортивные вечера и развлечения.

   Учащиеся начальной школы  активно  посещают школьные  кружки «Подвижные игры», «ОФП», ЮИД.  

    В любом деле требуется наиболее благоприятные условия, при которых предмет труда легче поддается рабочему воздействию. Применительно к любому уроку оптимальный психологический режим означает создание психологической атмосферы, при которой лучше всего протекает учебный процесс. Задача учителя создать у класса такое настроение, при котором все учащиеся охотно, энергично, даже весело и в то же время спокойно и ровно работали бы на протяжении всего урока. Такому режиму способствует хорошее, рабочее настроение учителя, его благожелательное отношение к детям, специальные меры психологической зарядки учащихся, своевременная помощь учащимся, которые испытывают затруднения.          

      Использумые  учителями нашей школы образовательные технологии учитывают возрастные особенности познавательной деятельности детей, оптимальный уровень трудности учебного материала, вариативность методов и форм обучения, использование наглядности и сочетание различных форм предоставления информации, создание эмоционально благоприятной атмосферы на уроке, формирование положительной мотивации к учебе .[2]

 Данные технологии удовлетворяют следующим принципам здоровьесбережения:

  • «Не навреди!»;
  • приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося;
  • непрерывность и преемственность;
  • комплексный, междисциплинарный подход;
  • успех порождает успех;
  • активность;

- ответственность за свое здоровье. [2]

     Основными направлениями работы психологической службы ОУ являются:  содействие процессам самопознания и саморазвития детей,  создание специальных условий обучения для детей с особенностями развития и детей “группы риска”, профилактика возникновения трудностей в кризисные периоды развития детей, адаптация учащихся первых классов, оказание своевременной психологической помощи и поддержки всем участникам учебно-воспитательного процесса.

    Члены Управляющего совета поддерживают  постоянную связь с участниками образовательного процесса,  организуют и проводят спортивные встречи с коллективами других школ, занимаются вопросами организации  питания.   

    Совет старшеклассников также занимается вопросами здоровьесбережения: организация двигательной активности учащихся начальной школы на переменах, беседы о здоровом образе жизни,  проверка внешнего вида учащихся, конкурсы  «Моя семья и здоровый образ  жизни»,  «Скажем гриппу НЕТ!», анкетирование учащихся «Что такое здоровый образ жизни?», смотр классных  «Уголков здоровья»,  акция «Чистые руки». Во всех классах ведется работа по программе  «Разговор о правильном питании. Учащиеся рисуют   рисунки, делают фотографии, пишут  сочинения, составляют и разгадывают кроссворды, принимают участие в конкурсах «Самый лучший завтрак», «Что полезнее». 

      Над проблемой сохранения здоровья детей школа работает не один год и добилась определенных успехов.  Систематический мониторинг состояния здоровья учащихся нашей школы показывает:

- количество первоклассников с низким уровнем здоровья, поступивших в нашу школу, увеличился на 5%;

- общие соотношения в показателях здоровья  за последние три года стабильны и  указывают на положительную динамику;

 - снижение диспансерного контингента;

- снижение общей и острой заболеваемости учащихся.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Модель формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях с учетом индивидуального подхода к обучающимся, воспитанникам.[http://do.gendocs.ru/docs/index-193273.html]

2.Попова А.И. Здоровьесохраняющая среда в школе // Образование. – 2002. – №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.

Введение стандарта второго поколения во многом изменила школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образоват...

Здоровьесберегающее образовательное пространство начальной школы как условие реализации ФГОС НОО

Здоровье человека – проблема достаточна актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок...

«Использованием здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

Цель здоровье -сберегающих образовательных технологий обучения в условиях реализации ФГОС – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необход...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина Викторовна Учитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск Краснодарского края Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина ВикторовнаУчитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск  Краснодарского края...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС

В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.Пере...