Здоровьесберегающее образовательное пространство начальной школы как условие реализации ФГОС НОО
статья по зож по теме
Здоровье человека – проблема достаточна актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому – либо или чему – либо. Об этом и говорится в этой статье.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающее образовательное пространство начальной школы как условие реализации ФГОС НОО»
Автор:Мустафаева Таисия Залимхановна
учитель начальных классов, высшей категории
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» №12
село Кара-Тюбе
Ставропольский край
Нефтекумский район
Здоровье человека – проблема достаточна актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому – либо или чему – либо.
Проблема здоровья, развития и воспитания детей сегодня остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевают обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Высокая общественная потребность в технологиях, укрепляющих и сохраняющих здоровье участников образовательного процесса, обусловлена, прежде всего, тем, что уровень здоровья детских коллективов в 90-х годах резко снизился по сравнению с 60-70-ми годами. Ухудшение здоровья детей и подростков связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисом в стране. Вместе с тем, на здоровье школьника оказывает влияние и комплекс так называемых внутри школьных факторов, включающих планировку, благоустройство и оборудование учебных помещений, их освещенность и микроклимат, общую вместимость учебного заведения и т.д. Важная роль принадлежит организации учебного процесса, учебной нагрузке. Приведение этих условий в соответствии с санитарными нормами и правилами абсолютно необходимо. Однако педагогический аспект решения этой проблемы не может ограничиваться только созданием экологической комфортности образовательной среды. Непременным условием также является обеспечение определённого уровня валеологической грамотности обучающихся, формирующей культуру здоровья и здорового образа жизни. Нужны новые подходы к учебно-воспитательному процессу - подходы, позволяющие грамотно построить учебно-воспитательный процесс и восполнить потребность растущего организма в двигательной активности. Сегодня мы, учителя начальных классов, должны и можем стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся. При построении календарно-тематического и поурочного планирования обязательно используем реализацию этапов урока согласно здоровьесберегающим технологиям. Учебно-воспитательная работа строится на понимании всей значимости решения вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся в процессе получения ими образования, присутствия фактора социального одобрения деятельности. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле мы понимаем все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Престиж здорового образа жизни в начальной школе очень высок.
Соответствие участка, здания, планировки, площади помещений, современного дизайна, микроклимата, светового режима, отделки, оборудования учебных и не учебных помещений, организации питания. ?
?Наличие в классах атмосферы, способствующей хорошему настроению, высокой работоспособности, психогигиеническому комфорту и желанию все это сберечь и сохранить. ?
Учитывается динамика умственной работоспособности при организации учебного труда и отдыха, выбор режимов обучения, составление недельного расписания; использование на уроках здоровьесберегаюших педагогических технологий, минимизация стрессовых воздействий во время проведения контрольных и самостоятельных работ. Эстетическое оформление интерьера школы, в котором гармонично переплетены здоровьесберегающие аспекты и местный колорит. В рекреациях начальных классов и классных комнатах подобраны цветочные композиции, оказывающие терапевтический эффект.
?Проблема здоровьесбережения стала заботой учителей начальных классов. Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Каждый учитель должен помнить о том, что важный момент – это настрой, психологическая установка на работу. Урок всегда надо начинать со слов: «Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза». Каждый раз надо придумывать новые варианты «установочных фраз»
Мои ребята являются ответственными в классе за проведение физкультминуток на уроках, зарядки до занятий. Они изучают заявки на участие в спортивных состязаниях, аккумулируют информацию об эмоциональной оценке урока физвоспитания, являются активными моими помощниками в подготовке и проведении спортивных мероприятий в классе.
Часто на классных часах я провожу “Час Здоровья”, “Основы здорового образа жизни ”, в которых апробирована и внедрена масса педагогических, медицинских и психологических методик, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка, и его социальную адаптацию. Я веду психофизиологический мониторинг, в котором отражаю все характеристики здоровья ребенка, даю рекомендации, в которых определены индивидуальные траектории развития для каждого ребенка. При построении оздоровительной работы с классом обязательно учитываю психофизиологические особенности учащихся класса.
Для решения проблемы сохранения здоровья детей я реорганизую весь учебно-воспитательный процесс: кабинеты оформлены с учетом рекомендаций (“Уголки здоровья”, “Глазодвигательные тренажеры). На уроке подбираю звуковое сопровождение к урокам (“Звуки природы”, классические музыкальные произведения). На своих уроках постоянно работаю с цветом, активно используя нарисованные кленовые листья, цветные мелки, цветные губки, изотерапевтические композиции. Дети, по моему совету, обзавелись не гладкой, а ребристой авторучкой - когда пальцы устают, можно покатать ее между ладоней. На уроках детям рекомендую пользоваться цветными ручками, карандашами, что является компенсирующим для многих категорий детей.
Учебные занятия часто проходят под звуки природы - в магнитофон ставится кассета со звуками дождя, летнего леса, пения птиц, журчания ручейка. Учителя школы очень грамотно, профессионально характеризуют индивидуальность каждого ребенка, а кроме того, могут снабдить этой информацией родителей. И сами родители принимают участие в такой диагностике, получая задания понаблюдать за ребенком. Зачастую родители “открывают” своих детей с помощью учителей.
Включение в урок здоровьесберегающих технологий (посадка детей в классах с учетом здоровья ребёнка, физкультминутки, объяснение материала с учётом индивидуальных особенностей, сочетание индукции и дедукции, символа и схемы с образом и ассоциацией) позволяет создать атмосферу “здорового” урока.
В настоящее время учителя начальных классов внедряют и применяют в работе личностно - ориентированные технологии. Но внедрение инновационных и экспериментальных форм работы ведется не с позиции слепого копирования, а с позиции здоровья ребенка. В процессе изучения и реализации личностно-ориентированного подхода коллективом учителей начальных классов были проведены заседания методобъединения. Результатом этой работы явилось создание памятки для каждого учителя по его деятельности на уроке с здоровьесберегающей направленностью.
Учителя начальных классов на уроках не только не заставляют учащихся сидеть в статической позе, но и напоминают о необходимости ее смены (проводятся игры по смене вариантов, подвижные игровые моменты на внимание).
Учителями были выработаны основные направления оздоровления учащихся:
– учебные занятия в классах рекомендовано проводить в режиме динамических пауз. Для этого в классах проводятся физкультминутки, которые сопровождаются веселыми стихотворениями, музыкальными отрывками из популярных детских песен;
– разучен комплекс упражнений для двигательной гимнастики глаз, позволяющий укреплять глазные мышцы, бороться с миопией и другими офтальмологическими заболеваниями.
Одно из направлений— внедрение в процесс обучения младших школьников современных здоровьесберегающих технологий. Одна из них общеизвестна: это интегрированные уроки. К этой форме работы все чаще и чаще обращаются учителя, начиная с 1 класса: обучение грамоте + письмо, ознакомление с окружающим миром + трудовое обучение или изобразительное искусство, природоведение + чтение, чтение + русский язык.
Ребята проводят все общешкольные мероприятия, активные перемены, агитационную и пропагандистскую работу со сверстниками, их родителями и жителями села. Все события, проходящие в школе, освещаются на страничках школьной газеты.
Большая воспитательная работа проводится учителями начальных классов: традиционные “Уроки Природы” - прогулки групп выходного дня, сбор природного сырья для витаминизации, строительство “Снежного городка”, “Литературно-музыкальная тропа”.
Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно-ориентированном образовании. Все чаще родители становятся участниками классных часов, проводят тематические беседы по здоровому образу жизни, родители-медработники активно участвуют в обсуждении вопроса о сезонной витаминизации учащихся, которая стала бы профилактической мерой в предупреждении различных заболеваний.
Одна из важнейших задач, возложенная на родителей, — контроль за соблюдением режима дня школьника и сбалансированного питания. Там, где эти задачи решаются успешно, в семье растет здоровый, физически крепкий ребенок с хорошей эмоционально-волевой сферой, социально защищенный.
На протяжении многих лет родители с огромным удовольствием участвуют в спортивных праздниках: “Папа, мама, я — спортивная семья”, новогодних утренниках, тематических утренниках. С помощью родителей проходят декады по озеленению классных комнат, рекреаций и пришкольного участка, что делает классы и коридоры уютными и комфортными. А у малыша, посадившего своими руками деревце или кустик и ухаживающего за ним, в душе крепнут ростки добра, милосердия, любви ко всему живущему, воспитывается экологическая культура.
Здоровый образ жизни – это и правильное питание. Еще один важный аспект здоровья – это культура питания.
Лучший рацион здорового человека – пища с низким содержанием холестерина, сахара, соли, высоким содержанием макро- и микроэлементов, витаминов, и белка в разумном сочетании.
Растительная пища позволяет иметь такой рацион.
Для здоровой жизни необходима умеренность в еде.
Проживая в селе, мы имеем богатую возможность чаще бывать на природе, общаться с ней и получать от этого не только удовольствие, но и пользу своему здоровью.
Часто общешкольные мероприятия мы проводим именно на свежем воздухе спортивные соревнования, сбор лекарственных трав, совместные походы, безопасное колесо и др. Традиционны в школе ежегодные тематические педсоветы, где проводится анализ всей оздоровительной работы в школе, выявляются положительные и отрицательные тенденции.
Проблема здоровья детей в руках наших педагогов, медиков, родителей и каковы бы социально-экономические условия нас не окружали, беречь здоровье детей наша первоочередная задача.
Литература
- Актуальные вопросы охраны здоровья детей и подростков – Екатеринбург, 2001.
- Ананьев П.Б. Влияние на здоровье детей основных факторов, формирующих среду обитания: Автореф.дис. – М., 2000.
- Аносова М.В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения \\ Педагогика и психология здоровья. – М., 2003.
- Базарный Б.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школе. – Сергиев Посад, 1995.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы М.: Вако. 2004.
- Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся//Завуч начальной школы. 2004. №1.
- Моисеева Н.А. Разработка критериальных показателей мониторинга состояния среды и здоровья детей: Автореф.дис. – М., 2001.
- Семенкова Т.Н. Реструктуризация сельской школы: опыт, проблемы, перспективы. Кемерово: КРИПК и ПРО. 2005
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М., 2002.
- Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель. 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Cегодня, работая по новым стандартам, необходимо взглянуть на пространство школы с точки зрения здоровьесбережения. Я предлагаю познакомиться со здоровьесберегающим пространством нашей школы....
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.
Введение стандарта второго поколения во многом изменила школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образоват...
«Использованием здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
Цель здоровье -сберегающих образовательных технологий обучения в условиях реализации ФГОС – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необход...
Современные технологии в образовательном процессе начальной школы в условиях реализации ФГОС
Использование образовательных технологий в учебном процессе повышает качество образования....
Формирование универсальных учебных действий в образовательном пространстве начальной школы в условиях внедрения ФГОС НОО
выступление на педсовете на тему: Формирование универсальных учебных действий в образовательном пространстве начальной школы в условиях внедрения ФГОС НОО...
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО
Здоровье школьника – один из критериев качества образования. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим д...
План совершенствования здоровьесберегащих технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС
План совершенствования здоровьесберегащих технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС...