Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по зож (1 класс)

Гуськова Алла Борисовна

Цель урока:организовать деятельность обучающихся для знакомства с источниками и путями распространения загрязняющих веществ; познакомить со способами защиты окружающей среды от загрязнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx40.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру по программе « Школа России» участника муниципального этапа конкурса «Учитель здоровья России- 2022»

Гуськовой Аллы Борисовны

Предмет: Окружающий мир

Класс: 1класс

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

1 блок – информационный

Тема урока:

Откуда в снежках грязь?.

Цель урока:

-организовать деятельность обучающихся для знакомства с источниками и путями распространения загрязняющих веществ; познакомить со способами защиты окружающей среды от загрязнений.

Задачи урока:

Образовательные:

-учить устанавливать связь между деятельностью людей и состоянием окружающей среды;

-на основании опытов установить, чем может быть загрязнён снег;

- формировать культуру здорового образа жизни.

Развивающие: 

- развивать познавательную активность, наблюдательность, воображение, речь;

-способствовать расширению кругозора.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью и природе; формировать умение точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника;

 Планируемые результаты:

Личностные:

-повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

-ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителя и товарищей;

-духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные:

-ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

-выбирать наиболее эффективные способы решения задач,

-ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы.

Коммуникативные:

-предлагать помощь и сотрудничество;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;

-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Образовательные технологии:

Технологии образовательного обучения, технологии сотрудничества, здоровьесберегающие технологии (смена видов деятельности, обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации, формирование мотивации, благоприятная психологическая атмосфера. динамические паузы, интерактивные упражнения, физкультминутка),

Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютер, экран

Образовательные ресурсы:

Основные

дополнительные

Учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир», 1 класс.

Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, презентация.

Стаканчики, снег, пробирки, стёклышки,  бумажные фильтры;

Организация пространства:

Метод: наглядный, практический, исследовательский, проблемный, контроля и самоконтроля.

Формы: групповая, фронтальная, самостоятельная

Технологическая карта урока

Технология проведения этапов урока

Деятельность учителя

Деятельность      учеников

Формирование УУД

1. Организация и мотивация к учебной деятельности

Цели: 

- создание благоприятного психологического настроя на работу;

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

 Здравствуйте ребята.

Начинаем наш урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Девчонки и мальчишки вы здесь?

У вас настроение есть?

К уроку готовы друзья?

Урок проведу для вас я – Алла Борисовна!

Какие качества пригодятся сегодня нам на уроке?

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать

Ответы полные давать

И получить оценку «пять»!

А если мы будем на уроке не просто повторять, но и  новое открывать, как вы думаете,  наш урок будет называться повторение, закрепление  или открытие новых знаний?

Давайте пожмем друг другу руки, так как открытие новых знаний предполагает сотрудничество, улыбнемся  друг другу и начнем урок с позитива.

(позитивный настрой)

Учитель акцентирует внимание на осанке обучающихся.

 Проверьте, чтобы у вас на партах лежали учебники,  стаканчики со снегом и пустые стаканы с фильтром. Помашите рукой соседу по парте и пожелайте ему удачи сегодня на уроке. Садитесь

Учитель обеспечивает активное участие на уроке каждого ученика.

 

Приветствуют учителя и отвечают на вопросы.

Учащиеся выбирают ответы, делая акцент на положительные качества: внимательность, решительность, лень, сосредоточенность, аккуратность

Учащиеся выбирают ответ , что на уроке они будут открывать новые знания. Значит и тип урока

 « Открытие новых знаний». Обеспечивает активное участие на уроке каждого ученика, уточняет тип урока.

Дети пожимают руки. Дарят друг- другу улыбки и настраиваются на позитивное сотрудничество.

Учащиеся выпрямляются и принимают правильное положение сидя.

Проверяют свою готовность к уроку.

Учащиеся настраиваются на плодотворную работу и на сотрудничество.

Коммуникативные УУД:

1)развитие умения слушать и понимать других;

2)строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3)создавать положительный эмоциональный настрой;

4)создавать  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, проверяя  готовность к уроку.

2. Формирование темы и целей урока

Цель: формулирование темы и целей урока учащимися

Читает загадки, создаёт условия для формулирования темы и целей урока. Создаёт ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели и учебных задач урока.

- Отгадайте загадки Муравьишки.

-Скатерть бела

Весь свет одела.

 

-Белое покрывало

На земле лежало,

Лето пришло —

Оно все сошло.

   -Он летает белой стаей и сверкает на лету.
   Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
   Он на солнышке - румяный, под луной он - голубой.
   Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой -
   Он и белый, и лохматый, и пушистый, как медведь.
   Раскидай его лопатой, назови его, ответь!
(дети отвечают: снег) 

Молодцы! Правильно!

— Прочитайте тему урока на с. 68 учебника. (Откуда в снежках грязь?) распечатать

— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

1.Что загрязняет нашу планету?

2.Как защитить планету от загрязнений?

Мы уже немножко говорили о снеге. Посмотрите на картинку и определите, какое свойство снега представлено на ней. (на доске вывешивается картинка с изображением опыта, где проверяется, что снег рыхлый, а лед хрупкий) (дети называют свойство: снег рыхлый)

Скажите, а из чего состоит снег? (из снежинок)

Да, действительно из снежинок. А что мы знаем о снежинках, какую форму они имеют? (форму звездочки) А сколько лучей имеет снежинка? (6 лучиков)

В нашей загадке говорилось, что снег белый! Скажите, а бывает ли снег черным? (Бывает)

Как вы думаете, отчего это бывает? (ответы детей)

Попробуйте предположить, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о загрязнении)

Отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя формулируют тему и цели урока.

Снег

Снег

Будем говорить о снеге.

Что он растает и станет капелькой.

Будем говорить про снег.

Выяснить чистый он или грязный.

Читают и сравнивают.

Коммуникативные УУД: учатся слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Регулятивные УУД: формулировать ответы на вопросы учителя; осознанно строить речевые высказывания.

Личностные УУД: умение использовать свой жизненный опыт в ответах на вопросы.

3. Актуализация знаний.

 Цель: создать проблемную ситуацию, фиксировать постановку учебной задачи

Создаёт проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений.

Побуждает к анализу собственных действий.

Поднимите руку, кто любит зиму? Почему?

- Разыграемся на морозе, раскраснеемся. А как хочется пить. Что мы делаем? Поднимите руку, кто пробовал на вкус снег?

- Как вы думаете, можно есть снег или нельзя?

Почему?

- У нас возникли разногласия. Что нужно сделать, чтобы доказать правоту мнения?

- Сегодня мы попробуем узнать интересующую нас информацию не с помощью книг, интернета и словарей, а при помощи наблюдения за природными объектами и проведем опыты.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения, делают выводы

Поднимают руки, рассказывают за что любят зиму.

Да, нет.

Проверить.

Учащиеся формируют цель урока:  добыть и узнать новую информацию о лесе.

Учащиеся называют сказку и называют её героев. Отвечают на вопросы , что их тревожит боль  и  помогает им Доктор Айболит. Он пропишет им лекарства.

Приобрести эти лекарства можно в аптеке.

Дети смотрят, что достаёт учитель с аптечки и отвечают.

В аптечке находятся мази, таблетки, микстуры….

Дети отвечают, что лекарства делает и создаёт человек.

Личностные УУД: оценка своих поступков, действий.

Коммуникативные УУД: Осознанно строить речевые высказывания, уметь выявить проблему.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: организовать усвоение учениками нового

4.1 Работа по теме урока

5. Физминутка

Цель: смена видов деятельности        

        

Организует групповую работу. Осуществляет контроль работы в группе.

- Представьте, что наш класс научно-исследовательская лаборатория. Мы- начинающие учёные. Снеговик принёс нам снег со школьной территории. Чтобы доказать, что снег опасен, надо его исследовать. Для этого поработаем в группах. Снеговик предлагает вам, повторить  вам правила работы  в группе

Работать вы будете с лабораторным оборудованием. Посмотрите, что у вас есть на столах: стеклянные стаканы, пробирки, воронки с фильтром. Я прошу вас соблюдать осторожность при обращении с хрупкими предметами, не ронять его.

Откройте учебник на стр. 68 и прочитайте тему урока.  Отчего в снежках грязь

Давайте побудем с вами сегодня исследователями и проведем практическую работу.

1. Практическая работа в парах

- Какого цвета были ваши снежки?

- Что с ними произошло?

— Посмотрите, какой стала вода.

- Профильтруем полученную воду.

- Каким стал фильтр?

— Откуда на нем появилась грязь?

— Откуда в снежках грязь?

— Давайте проверим ваши рассуждения.

Вот мы уже как много поработали, нужно набраться с силами и отдохнуть. 

Организует проведение физкультминутки

Работают в группе.

(на доске карточки: мы – исследователи, практическая работа)

(Белого.)

(Они растаяли.)

(На дне осадок, вода мутная.)

(Учащиеся переливают снеговую воду в стакан с фильтром.)

 (Грязным.)

(Из снега, из снежков.)

(Учащиеся обсуждают этот вопрос в группах, затем вслух высказывают свои мнения.)

Делают упражнения с учителем

Предметные УУД: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли, в соответствии с задачами, поставленными учителем.

Коммуникативные УУД: контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения( от каждого в группе зависит общий результат); доносить свою позицию до других; слушать других.

Предметные: учащиеся осознают необходимость защиты природы от загрязнений

6.Первичное закрепление

Цель: закрепить полученные знания 

7. Продолжение работы по теме урока

 Беседа, работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок на с. 69. Ответьте на тот же вопрос: откуда в снежках грязь?

 Ой,письмо

Письмо от Злючки «Я, Злючка-Грязючка, снова с вами! Я – в дыме заводов.Я – в выхлопных газах автомобилей.Люблю,когда люди загрязняют все вокруг! Ой,как люблю путешествовать!»

— Ребята, что делать, весной снег начнет таять, побегут ручьи, и тогда Злючка-Грязючка отправится в путешествие. Куда же она попадет?

— Как же победить Злючку-Грязючку?

— Рассмотрите фотографии на с. 69 и предлагаю  сочинить сказку о том, как ребята победили Злючку-Грязючку.

Итак, начинаем…

Жила-была…

Она очень любила...

А весной она любила путешествовать…

 Узнали про Злючку ребята и решили остановить ее. Если они выходили на природу, то уходя...

На дымящиеся трубы они пришли установить...

А все машины ребята отправляли…

Пришли ребята к речке искупаться, но и там Злючка-Грязючка. Она уже в воде плавает и ребят к себе зовет. Огляделись ребята и увидели, что от ближайшего завода по трубе в речку сливается грязная вода. Тогда дети вместе со взрослыми построили...

Вот как ребята победили Злючку-Грязючку! За это были им благодарны звери и птицы, цветы и деревья, взрослые и детишки.

— Муравьишка приглашает вас полюбоваться красотой окружающей природы. Взгляните на фотографии на с. 69. Какие чувства вы испытываете, глядя на них? Поделитесь своими впечатлениями.

Посмотрите на презентационный материал.

(Грязь появляется от дыма с заводов, от выхлопных газов автомобилей, от сточных вод с фабрик и заводов.)

(Учитель читает текст от имени Злючки-Грязючки.)

(В реки и моря.)

(Ответы детей.)

(У вас на столах листочки. Вы должны  выбрать правильный ответ.

(Злючка-Грязючка.)

 (мусор, дым от заводов и фабрик, газы от машин).

( по морям, рекам, озерам.)

(убирали за собой весь мусор).

(специальные ловушки, фильтры для дыма).

( на техосмотр в ГИБДД.)

(очистные сооружения).

(Ответы детей.)

(ВКЛЮЧАЕТСЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

8. Итог урока.

 Организует подведение итога урока.

Вернёмся к учебной задаче урока.

Что вы скажете про снег?

Что загрязняет нашу планету?

 Какой вывод сделали?

Размышляют, отвечают на вопросы, отстаивают свою точку зрения.

Личностные УУД: умение оценивать усвоение знаний.

9. Рефлексия

Цель:

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности

Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности.

Оцените теперь сами себя. Если вы считаете, что вы работали хорошо, вам было все понятно и легко, поднимите вверх белую снежинку, которая лежит у вас на парте, а если вам, было немножко трудно, с чем-то вы не справились, поднимите вверх цветную  снежинку.

А могу сказать, что вы хорошо поработали сегодня. Я очень вами довольна. Вы большие молодцы!

Урок окончен. А впереди вас ждет –ПЕРЕМЕНА!!!

Оценивают свою деятельность с помощью снежинок

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

Литература:

  1. Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. – М.: Просвещение, 2012
  3. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» 1 класс.
  4. Фефилова Е. П., Поторочина Е. А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. Изд. 4-е М.: ВАКО, 2011.
  5. Абрамова И. В., Бочкарева Т. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе (Методическое пособие) издание 3, дополненное. Самара, 2004
  6. Советова Е. В. «Эффективные образовательные технологии», Ростов н/Д, Издательство «Феникс», 2007 г.
  7. http://www.openclass.ru/node/47746
  8.  http://festival.1september.ru/articles/102680/ 
  9. http://kuhta.clan.su/load/zdorovesberegajushhie_tekhnologii_v_shkole/41


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...