Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по зож (1 класс)
Цель урока:организовать деятельность обучающихся для знакомства с источниками и путями распространения загрязняющих веществ; познакомить со способами защиты окружающей среды от загрязнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 40.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру по программе « Школа России» участника муниципального этапа конкурса «Учитель здоровья России- 2022»
Гуськовой Аллы Борисовны
Предмет: Окружающий мир
Класс: 1класс
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
1 блок – информационный
Тема урока: | Откуда в снежках грязь?. |
Цель урока: | -организовать деятельность обучающихся для знакомства с источниками и путями распространения загрязняющих веществ; познакомить со способами защиты окружающей среды от загрязнений. |
Задачи урока: | Образовательные: -учить устанавливать связь между деятельностью людей и состоянием окружающей среды; -на основании опытов установить, чем может быть загрязнён снег; - формировать культуру здорового образа жизни. Развивающие: - развивать познавательную активность, наблюдательность, воображение, речь; -способствовать расширению кругозора. Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к своему здоровью и природе; формировать умение точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника; |
Планируемые результаты: | Личностные: -повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; -ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителя и товарищей; -духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения. Регулятивные: -ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: -выбирать наиболее эффективные способы решения задач, -ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы. Коммуникативные: -предлагать помощь и сотрудничество; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества; -доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). |
Образовательные технологии: | Технологии образовательного обучения, технологии сотрудничества, здоровьесберегающие технологии (смена видов деятельности, обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации, формирование мотивации, благоприятная психологическая атмосфера. динамические паузы, интерактивные упражнения, физкультминутка), |
Оборудование: | Мультимедийный проектор, компьютер, экран |
Образовательные ресурсы: Основные дополнительные | Учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир», 1 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, презентация. Стаканчики, снег, пробирки, стёклышки, бумажные фильтры; |
Организация пространства: | Метод: наглядный, практический, исследовательский, проблемный, контроля и самоконтроля. Формы: групповая, фронтальная, самостоятельная |
Технологическая карта урока
Технология проведения этапов урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формирование УУД |
1. Организация и мотивация к учебной деятельности Цели: - создание благоприятного психологического настроя на работу; -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Здравствуйте ребята. Начинаем наш урок. Он пойдёт ребятам впрок. Девчонки и мальчишки вы здесь? У вас настроение есть? К уроку готовы друзья? Урок проведу для вас я – Алла Борисовна! Какие качества пригодятся сегодня нам на уроке? Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать Ответы полные давать И получить оценку «пять»! А если мы будем на уроке не просто повторять, но и новое открывать, как вы думаете, наш урок будет называться повторение, закрепление или открытие новых знаний? Давайте пожмем друг другу руки, так как открытие новых знаний предполагает сотрудничество, улыбнемся друг другу и начнем урок с позитива. (позитивный настрой) Учитель акцентирует внимание на осанке обучающихся. Проверьте, чтобы у вас на партах лежали учебники, стаканчики со снегом и пустые стаканы с фильтром. Помашите рукой соседу по парте и пожелайте ему удачи сегодня на уроке. Садитесь Учитель обеспечивает активное участие на уроке каждого ученика.
| Приветствуют учителя и отвечают на вопросы. Учащиеся выбирают ответы, делая акцент на положительные качества: внимательность, решительность, лень, сосредоточенность, аккуратность Учащиеся выбирают ответ , что на уроке они будут открывать новые знания. Значит и тип урока « Открытие новых знаний». Обеспечивает активное участие на уроке каждого ученика, уточняет тип урока. Дети пожимают руки. Дарят друг- другу улыбки и настраиваются на позитивное сотрудничество. Учащиеся выпрямляются и принимают правильное положение сидя. Проверяют свою готовность к уроку. Учащиеся настраиваются на плодотворную работу и на сотрудничество. | Коммуникативные УУД: 1)развитие умения слушать и понимать других; 2)строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3)создавать положительный эмоциональный настрой; 4)создавать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, проверяя готовность к уроку. |
2. Формирование темы и целей урока Цель: формулирование темы и целей урока учащимися | Читает загадки, создаёт условия для формулирования темы и целей урока. Создаёт ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели и учебных задач урока. - Отгадайте загадки Муравьишки. -Скатерть бела Весь свет одела.
-Белое покрывало На земле лежало, Лето пришло — Оно все сошло. -Он летает белой стаей и сверкает на лету. Молодцы! Правильно! — Прочитайте тему урока на с. 68 учебника. (Откуда в снежках грязь?) распечатать — Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой. 1.Что загрязняет нашу планету? 2.Как защитить планету от загрязнений? Мы уже немножко говорили о снеге. Посмотрите на картинку и определите, какое свойство снега представлено на ней. (на доске вывешивается картинка с изображением опыта, где проверяется, что снег рыхлый, а лед хрупкий) (дети называют свойство: снег рыхлый) Скажите, а из чего состоит снег? (из снежинок) Да, действительно из снежинок. А что мы знаем о снежинках, какую форму они имеют? (форму звездочки) А сколько лучей имеет снежинка? (6 лучиков) В нашей загадке говорилось, что снег белый! Скажите, а бывает ли снег черным? (Бывает) Как вы думаете, отчего это бывает? (ответы детей) Попробуйте предположить, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о загрязнении) | Отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя формулируют тему и цели урока. Снег Снег Будем говорить о снеге. Что он растает и станет капелькой. Будем говорить про снег. Выяснить чистый он или грязный. Читают и сравнивают. | Коммуникативные УУД: учатся слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя Регулятивные УУД: формулировать ответы на вопросы учителя; осознанно строить речевые высказывания. Личностные УУД: умение использовать свой жизненный опыт в ответах на вопросы. |
3. Актуализация знаний. Цель: создать проблемную ситуацию, фиксировать постановку учебной задачи | Создаёт проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Побуждает к анализу собственных действий. Поднимите руку, кто любит зиму? Почему? - Разыграемся на морозе, раскраснеемся. А как хочется пить. Что мы делаем? Поднимите руку, кто пробовал на вкус снег? - Как вы думаете, можно есть снег или нельзя? Почему? - У нас возникли разногласия. Что нужно сделать, чтобы доказать правоту мнения? - Сегодня мы попробуем узнать интересующую нас информацию не с помощью книг, интернета и словарей, а при помощи наблюдения за природными объектами и проведем опыты. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения, делают выводы Поднимают руки, рассказывают за что любят зиму. Да, нет. Проверить. Учащиеся формируют цель урока: добыть и узнать новую информацию о лесе. Учащиеся называют сказку и называют её героев. Отвечают на вопросы , что их тревожит боль и помогает им Доктор Айболит. Он пропишет им лекарства. Приобрести эти лекарства можно в аптеке. Дети смотрят, что достаёт учитель с аптечки и отвечают. В аптечке находятся мази, таблетки, микстуры…. Дети отвечают, что лекарства делает и создаёт человек. | Личностные УУД: оценка своих поступков, действий. Коммуникативные УУД: Осознанно строить речевые высказывания, уметь выявить проблему. |
4. Первичное усвоение новых знаний. Цель: организовать усвоение учениками нового 4.1 Работа по теме урока 5. Физминутка Цель: смена видов деятельности
| Организует групповую работу. Осуществляет контроль работы в группе. - Представьте, что наш класс научно-исследовательская лаборатория. Мы- начинающие учёные. Снеговик принёс нам снег со школьной территории. Чтобы доказать, что снег опасен, надо его исследовать. Для этого поработаем в группах. Снеговик предлагает вам, повторить вам правила работы в группе Работать вы будете с лабораторным оборудованием. Посмотрите, что у вас есть на столах: стеклянные стаканы, пробирки, воронки с фильтром. Я прошу вас соблюдать осторожность при обращении с хрупкими предметами, не ронять его. Откройте учебник на стр. 68 и прочитайте тему урока. Отчего в снежках грязь Давайте побудем с вами сегодня исследователями и проведем практическую работу. 1. Практическая работа в парах - Какого цвета были ваши снежки? - Что с ними произошло? — Посмотрите, какой стала вода. - Профильтруем полученную воду. - Каким стал фильтр? — Откуда на нем появилась грязь? — Откуда в снежках грязь? — Давайте проверим ваши рассуждения. Вот мы уже как много поработали, нужно набраться с силами и отдохнуть. Организует проведение физкультминутки | Работают в группе. (на доске карточки: мы – исследователи, практическая работа) (Белого.) (Они растаяли.) (На дне осадок, вода мутная.) (Учащиеся переливают снеговую воду в стакан с фильтром.) (Грязным.) (Из снега, из снежков.) (Учащиеся обсуждают этот вопрос в группах, затем вслух высказывают свои мнения.) Делают упражнения с учителем | Предметные УУД: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли, в соответствии с задачами, поставленными учителем. Коммуникативные УУД: контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения( от каждого в группе зависит общий результат); доносить свою позицию до других; слушать других. Предметные: учащиеся осознают необходимость защиты природы от загрязнений |
6.Первичное закрепление Цель: закрепить полученные знания 7. Продолжение работы по теме урока | Беседа, работа по учебнику — Рассмотрите рисунок на с. 69. Ответьте на тот же вопрос: откуда в снежках грязь? Ой,письмо Письмо от Злючки «Я, Злючка-Грязючка, снова с вами! Я – в дыме заводов.Я – в выхлопных газах автомобилей.Люблю,когда люди загрязняют все вокруг! Ой,как люблю путешествовать!» — Ребята, что делать, весной снег начнет таять, побегут ручьи, и тогда Злючка-Грязючка отправится в путешествие. Куда же она попадет? — Как же победить Злючку-Грязючку? — Рассмотрите фотографии на с. 69 и предлагаю сочинить сказку о том, как ребята победили Злючку-Грязючку. Итак, начинаем… Жила-была… Она очень любила... А весной она любила путешествовать… Узнали про Злючку ребята и решили остановить ее. Если они выходили на природу, то уходя... На дымящиеся трубы они пришли установить... А все машины ребята отправляли… Пришли ребята к речке искупаться, но и там Злючка-Грязючка. Она уже в воде плавает и ребят к себе зовет. Огляделись ребята и увидели, что от ближайшего завода по трубе в речку сливается грязная вода. Тогда дети вместе со взрослыми построили... Вот как ребята победили Злючку-Грязючку! За это были им благодарны звери и птицы, цветы и деревья, взрослые и детишки. — Муравьишка приглашает вас полюбоваться красотой окружающей природы. Взгляните на фотографии на с. 69. Какие чувства вы испытываете, глядя на них? Поделитесь своими впечатлениями. Посмотрите на презентационный материал. | (Грязь появляется от дыма с заводов, от выхлопных газов автомобилей, от сточных вод с фабрик и заводов.) (Учитель читает текст от имени Злючки-Грязючки.) (В реки и моря.) (Ответы детей.) (У вас на столах листочки. Вы должны выбрать правильный ответ. (Злючка-Грязючка.) (мусор, дым от заводов и фабрик, газы от машин). ( по морям, рекам, озерам.) (убирали за собой весь мусор). (специальные ловушки, фильтры для дыма). ( на техосмотр в ГИБДД.) (очистные сооружения). (Ответы детей.) (ВКЛЮЧАЕТСЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ) | |
8. Итог урока. | Организует подведение итога урока. Вернёмся к учебной задаче урока. Что вы скажете про снег? Что загрязняет нашу планету? Какой вывод сделали? | Размышляют, отвечают на вопросы, отстаивают свою точку зрения. | Личностные УУД: умение оценивать усвоение знаний. |
9. Рефлексия Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности | Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности. Оцените теперь сами себя. Если вы считаете, что вы работали хорошо, вам было все понятно и легко, поднимите вверх белую снежинку, которая лежит у вас на парте, а если вам, было немножко трудно, с чем-то вы не справились, поднимите вверх цветную снежинку. А могу сказать, что вы хорошо поработали сегодня. Я очень вами довольна. Вы большие молодцы! Урок окончен. А впереди вас ждет –ПЕРЕМЕНА!!! | Оценивают свою деятельность с помощью снежинок | Личностные УУД: Способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности. |
Литература:
- Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.
- Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. – М.: Просвещение, 2012
- Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» 1 класс.
- Фефилова Е. П., Поторочина Е. А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. Изд. 4-е М.: ВАКО, 2011.
- Абрамова И. В., Бочкарева Т. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе (Методическое пособие) издание 3, дополненное. Самара, 2004
- Советова Е. В. «Эффективные образовательные технологии», Ростов н/Д, Издательство «Феникс», 2007 г.
- http://www.openclass.ru/node/47746
- http://festival.1september.ru/articles/102680/
- http://kuhta.clan.su/load/zdorovesberegajushhie_tekhnologii_v_shkole/41
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...