ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
методическая разработка по зож

Тема инновационного педагогического опыта: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

На фоне сложных экономических и экологичес­ких условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно.

Сохранение физического и психического здоровья. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

ПНП «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Кадочникова Т.В.

МОУ Южно-Степная СОШ 457371 Челябинская обл., Карталинский район, пос. Южно-Степной, ул.Клубная 3

Учитель начальных классов

36 лет

II. Сущностные характеристики опыта

1. Тема инновационного педагогического опыта

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

2. Источник изменений

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно.

Сохранение физического и психического здоровья. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

3. Идея изменений

Соблюдение санитарно- эпидемиологических  норм, увеличение двигательной активности учащихся, снятие психической нагрузки путем использования следующих форм: физическая зарядка до занятий, физминутки, гимнастика для глаз, точечный массаж, активные перемены, релаксация, подвижные игры после уроков, педлекторий для родителей

4. Концепция изменений

Умение поддерживать состояние активности учащихся — важный критерий оценки здоровьесберегательного аспекта. Привитие навыков самосовершенствования, воспитание здорового образа жизни, снятия утомления на уроке, полноценное питание.

5.Условия реализации изменений

Наличие комплексов физминуток для глаз, рук и кистей, гимнастик для коррекции осанки, плоскостопия; комплексов  гимнастики до занятий; комплексов подвижных игр; циклов родительских собраний и классных часов; музыкальной аппаратуры и инвентаря.

6.Результат изменений

Положительная динамика физического здоровья учащихся, качественной успеваемости. Развитие коммуникативной культуры.

III. Описание инновационного опыта учителя

        В. А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».

Забота о здоровье учащихся – не доброе пожелание, а обязанность каждой школы, каждого учителя.

        Умение поддерживать состояние активности учащихся — важный критерий оценки здоровьесберегательного аспекта.

        Необходимо помочь детям жить активной, полноценной, интересной жизнью. Сделать так, чтобы учение в школе было в радость. Чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Главное делать это систематически.

         Наиболее эффективным является совокупная реализация принципов:

• рефлексивности — обязательное разъяснение значения для развития и здоровья детей каждого упражнения и задания;

• доступности и щадящих условий обучения (подбора упражнений и заданий в зависимости от подготовленности (т.е. работа ведется в зоне «ближайшего развития»);

 • сотворчества — выполнения упражнения или задания вместе с учителем.  Важным является и создание положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта (ситуация успеха, укрепляющая уверенность в своих силах).

Реализация выделенных принципов предполагает наличие индивидуальных образовательных маршрутов, основанных на знании личностных особенностей детей (ориентация на зону «ближайшего развития»).

        Движение — это жизнь, а жизнь — это движени . Именно движение является одним из основных факторов целенаправленной организации здорового образа жизни учащихся начальных классов и обеспечения на этой основе более успешного их обучения, сохранения и укрепления здоровья, работоспособности.

        Задачи:

  • формирование потребностей в здоровом образе жизни;
  • создание благоприятной психологической обстановки в классе, формирование комфортных способов взаимоотношений между учащимися, между детьми и взрослыми;
  • развитие творческой активности учащихся, стремление к самовыражению в различных видах полезной деятельности.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

1.Медико-гигиенические технологии (МГТ)

2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ)

3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)

4.Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)

        Здоровьесберегающие образовательные технологии(ЗОТ)подразделяются на три подгруппы:

  • Организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
  • Психолого-педагогические (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, взаимодействием, которое он оказывает все 45 минут на учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса.
  • Учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Гимнастика до занятий.

Она служит прекрасным организационным и мобилизующим фактором. Во время занятий происходит настройка всех функций и систем организма на необходимый ритм, что постепенно приводит к повышению общей работоспособности.

Во избежание усталости учащихся на уроке необходимо чередовать виды работ: самостоятельную работу, работу с учебником (устно и письменно), творческие задания. Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.

Не менее важным является эмоциональный климат урока. Он во многом зависит от доброжелательного тона учителя. Хороший смех дарит здоровье. Учитель без чувства юмора лишается своей педагогической и личностной привлекательности. Улыбка, искренний смех учителя и ученика на уроке стоят не меньше, чем проведение физкультминутки. Добрый смех — мощный противовес утомлению.

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

На многих уроках, особенно русского языка, учащимся приходится много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить учащимся возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то признаки утомления могут отступить. Но наиболее эффективно в этих случаях проведение физкультурных минуток.

Виды физкультминуток:

  • упражнения для снятия общего утомления;
  •  упражнения для кистей рук (пальчиковая гимнастика, мудры);
  • гимнастика для глаз;
  • упражнения на осанку;
  • дыхательная гимнастика.

Массаж биологически активных точек. На  переменах дети имеют возможность походить, попрыгать по массажным коврикам и дорожкам.

Физкультурные паузы — комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями.

Динамические перемены организованная форма активного отдыха на открытом воздухе

Уроки здоровья.На уроках здоровья можно дать детям больше знаний о важности быть здоровым.

Важным аспектом создания условий для функционирования здорового образа жизни являются не только физические нагрузки, но и необходимость соблюдения норм нравственности и высокой духовности в целом. Честность в поведении, уважение к окружающим, целеустремленность на занятиях — все эти качества — неотъемлемый атрибут обучения и воспитания учащихся в школе. Более того, соблюдение норм нравственности делает занятия физическими упражнениями чрезвычайно эффективными.

Очень важно правильно организовать режим учебного процесса. Ведь если в режиме не учитывается динамика работоспособности в течение дня и недели, то это ведет к развитию ранней усталости, утомления и переутомления, уменьшает эффективность урока и увеличивает время на приготовление домашних заданий.

Поэтому при составлении расписания учитываем работоспособность детей в каждый из дней, каждый из уроков и трудность предметов. При составлении расписания следуем ранговой шкале трудности Сивкова.

А против простудных заболеваний и стрессов используем ароматотерапию. Так, во время эпидемии гриппа в  классах использовались бактерицидные и противовоспалительные свойства некоторых растений (лука, лимона). Зеленые комнатные растения есть, наверное, во всех школах. Занимаясь сейчас серьезно этой проблемой (ароматотерапией), целенаправленно выращиваем: герань - предлагаем нюхать тому, кто неуверен в себе или сосредоточен на неудачах; хлорофитум - для очищения воздуха; кактус – для нейтрализации радиоактивности.

С родителями и учащимися проводится просветительная работа по организации режима дня, правильного питания, соблюдение правил личной гигиены.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.  

IV. Информационные характеристики опыта

Характеристики инновационного опыта

Обучение

1. Ценности и ценностные ориентиры

Здоровье. Красота. Уверенность в себе.

2. Цели и задачи

Укрепление физического и психического здоровья детей.

3.Управление образованием

4.  Содержание образования

Интеграция основного и дополнительного образования

5. Технологии, ИКТ в том числе

Здоровьесберегающие технологии, ИКТ

6. Средства

ЦОРы, музыкальная аппаратура

7. Методы

Игровые, практические, словесные, наглядные, репродуктивные

8. Организационные формы

Индивидуальное и групповое обучение

9. Образовательная среда

Базовое образование, учебные занятия, внеучебная деятельность

10. Информационно-методическая среда

ШМО, педсоветы, РМО

11. Информационные ресурсы

ЦОРы, методическая литература

12. Организационные ресурсы

Комплексы упражнений, учебные занятия, внеклассная деятельность

13. Мотивационные ресурсы

Физическое и психическое здоровье детей, саморазвитие

14. Кадровые ресурсы

15. Научно-методические ресурсы

Е.М.Минскин «От игры к знаниям», Е.М.Минскин «Игры и развлечения в группе продленного дня», М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры», «Игры народов мира», журналы «Начальная школа» и др.

16. Материально-технические ресурсы

АРМ, музыкальная аппаратура, офтальмотренажёр, массажные коврики

17. Нормативно-правовые ресурсы



Предварительный просмотр:

Кадочникова Татьяна Владимировна

МОУ "Южно-Степная СОШ" Карталинский район Челябинской области

Учитель начальных классов

                       Разрешите мне представить вашему вниманию мастер-класс «Авторский здоровьесберегающий комплекс». Долгое время я работаю по программе здоровьесберегающих технологий. Почему,  спросите вы?

Потому что:

  • увеличилось число больных детей: каждый 3-ий ребёнок имеет хроническое заболевание, у каждого 4-ого – отклонение в зрении, у каждого 7-ого – нарушение осанки. По мнению специалистов, медиков 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Различные патологические изменения обнаруживаются у 86% учащихся 1 класса и у 93%-   старшеклассников.
  • В последнее время средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает их психическому и физическому здоровью;
  • Возросло количество информации, которую должен усвоить ребёнок;
  • Изменилась и структура учебного процесса с введением в него новых образовательных технологий.

Проведя социологический опрос среди учителей нескольких школ, я сделала вывод, что о пользе здоровьесберегающих технологий слышали все, а вот применяют разнообразные методы лишь 10% опрошенных. И я думаю, что данные опроса совпадут с вашим мнением.

В процессе обучения в школе в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача – сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить их использовать полученные знания в повседневной жизни.

Для того чтобы помочь сохранить психическое и физическое здоровье, не нужно организовывать ничего особого. Необходимы двигательные минутки, дыхательные упражнения, изменение позы во время урока, использование в практике нестандартных уроков: уроки – игры, экскурсии, путешествия, диспуты и т.д.

Изучив разные методики по здоровьесберегающим технологиям

(В.Ф.Базарного, доктора С.С.Коновалова, Л.А.Обуховой, Н. И. Дереклеевой, профессора Э.С.Аветисова,В.М.Бехтерева  и д.р.), я собрала весь материал в свой комплекс.

Принципы комплекса:

  • Доступности и щадящих условий обучения
  • Универсальности ( можно использовать для уч-ся 1-7 кл)
  • Не требующего специального инвентаря
  • рефлексивности — обязательное разъяснение значения для развития и здоровья детей каждого упражнения и задания;
  • сотворчества — выполнения упражнения или задания вместе с учителем.

Сегодня я познакомлю вас с некоторыми аспектами здоровьесберегающих технологий.

  • В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек, чтобы окончательно “разбудить” детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.
  • Уроки письма, русского языка, математики немыслимы без пальчиковой гимнастики. Упражнения очень разнообразные. Очень полезен массаж пальцев рук. Ведь пальцы рук напрямую связаны с головным мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинца – улучшает деятельность сердца. Старайтесь уделить внимание  каждому суставчику, тщательно его растирая. Придя домой, тоже самое выполнять с пальцами ног.
  •          Никому не секрет, что примерно 30 минут на уроке дети вынуждены писать или читать. Чтобы снять напряжение с глаз необходимо выполнить гимнастику для глаз. В этом нам поможет офтальмотренажёр. Он представляет собой схематический рисунок разнообразных траекторий, каждая из которых пронумерована и отличается цветом. Под счёт учителя учащиеся совершают «хождение» по заданным траекториям. Офтальмотренажер улучшает зрение /может восстановиться в течение года/, снимает напряжение с мышц глаз.

Чтоб глаза ваши зорче стали,

Чтоб очки Вам не носить,

Эти лёгкие движения

Предлагаю повторить.

Давайте попробуем.

  • Очень полезно для глаз менять положение взгляда: смотреть вдаль на луга, лес, голубое небо, солнце при восходе и закате, тогда зрение у вас будет орлиное, говорят японцы.
  • Минутки отдыха необходимы учащимся после продолжительного чтения. Предлагаю вашему вниманию «мудры». Они улучшают мышление, активизируют память, повышают работоспособность, улучшают общее состояние и способствуют развитию моторики. Искусство мудр возникло в Китае.
  • Мудра- это йога пальцев, искусство управлять энергией и заставляют течь её в нужном направлении. Выполнять нужно в спокойной обстановке, лицом на восток. Не важно стоите ли вы, идёте, или сидите. Руки держите спокойно без напряжения. Мудрами даже лечат на расстоянии. Выполнять нужно несколько раз в день по 2-3 мин. Мудра Жизни

  • Мудра «Жизни»
    снимает утомляемость, улучшает зрение

  • Мудра «Знания»
    улучшает мышление, память, снимает напряжение, усталость

Мудра Знания

  • Мудра «Поднимающая» Мобилизует защитные силы организма, повышает иммунитет. Её выполняют при простудных заболеваниях, ангине, воспалении легких, кашле, насморке.
  • Мудры нельзя делать слишком часто-это может вызвать апатию, даже аллергию.
  • Никогда не забывайте после 15-20  минут чтения или письма выполнять упражнения на осанку.

Деревце

Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем.

Опустите руки и расслабьтесь.

Выполняется 15-20 с.

                 Массаж стопы – замечательная профилактика плоскостопия. У каждого ученика под ногами лежат самодельные массажные коврики по типу аппликатора Кузнецова, но сделаны они из подручного материала: для учащихся 1-2 классов — это коврики из нашитых цветных пуговиц, для учащихся 3-4 классов — из пробок от пластиковых бутылок. Эти массажные коврики изготавливают родители вместе со своими детьми. Такой совместный труд способствует укреплению семьи и школы.

  • Очень полезны и оздоровительные минутки. Например, «Сотвори себе солнце».

В природе есть солнце. Оно всем светит и всех греет. Давайте сотворим солнце для себя. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направьте к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличивается. Направьте лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направьте лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Теперь направьте к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем-всем.

Откройте глаза. Руки в стороны перед собой. Опустите их, встряхните.

  • Только используя упражнения в комплексе,  можно добиться хорошего результата. 

Как писал В.А.Сухомлинский: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».

  • Друзья, нам прощаться настала пора,

Уносится ветром листва со двора,

Дожди зачастят, а потом и зима

Своими снегами оденет дома.

Но чтоб не случилось, всегда человек

Здоровье желает другому навек!

Здоровья, Вам, уважаемые коллеги!

Если вас заинтересовала моя работа, вы можете познакомиться с ней на сайте методического центра.

Спасибо за внимание и сотрудничество.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Актуальность здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе Состояние здоровье подрастающего поколения.

Слайд 3

Двигательная активность детей стала очень низкой!?

Слайд 4

Что вы знаете о здоровьесберегающих технологиях и как применяете?

Слайд 5

Принципы комплекса: Доступности и щадящих условий обучения ; Универсальности ( можно использовать для уч-ся 1-7 кл); Не требующего специального инвентаря и оборудования; рефлексивности — обязательное разъяснение значения для развития и здоровья детей каждого упражнения и задания; сотворчества — выполнения упражнения или задания вместе с учителем. Изучив разные методики по здоровьесберегающим технологиям (В.Ф.Базарного, доктора С.С.Коновалова, Л.А.Обуховой, Н. И. Дереклеевой, профессора Э.С.Аветисова,В.М.Бехтерева и д.р.), я собрала весь материал в свой комплекс.

Слайд 6

Точечный массаж

Слайд 8

Массаж пальцев рук Повышает деятельность головного мозга Улучшает работу желудка Улучшает работу кишечника и позвоночника Улучшает работу печени сердце

Слайд 9

Гимнастика для глаз /метод Бейтса/.

Слайд 10

№ 3 № 2 № 1 № 4 № 5 Методика В.Ф.Базарного

Слайд 11

Мудра «Жизни» снимает утомляемость, улучшает зрение

Слайд 12

Мудра «Знания» улучшает мышление, память, снимает напряжение, усталость

Слайд 13

Мудра «Поднимающая»

Слайд 14

Потягивания. Помогают снять усталость, хорошо влияют на позвоночник и рост. Упражнения на осанку Деревце

Слайд 15

Массаж стопы – это и профилактика плоскостопия. Укрепляем иммунитет

Слайд 16

Оздоровительные минутки «Сотвори себе солнце» Любовь Мир Добро Здоровье Радость Тепло Свет Нежность ласку

Слайд 17

Этюд души Поприветствуем докторов природы!

Слайд 18

В. А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».

Слайд 19

Здоровья, Вам, уважаемые коллеги! Спасибо за внимание и сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов

Цель педагогического опыта - разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся  младшего школьного возраста на уроках математики и во внеурочной деятельности, а ...

Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов

Применение инновационных технологий в начальной школе...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ПЕДАГОГА

Предлагается информационная карта инновационного опыта   "Развитие  пространственного мышления посредством введения в практику работы «Наглядной  геометрии» в рамках ФГОС"....

Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"

Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...

Информационная карта инновационного опыта Кобзевой Т.П.

Информационная карта инновационного опыта Кобзевой Т.П....

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ физической культуры

Информационная карта инновационного опыта учителя физической культуры...

Информационная карта инновационного опыта

Представлена информационная карта публичного представления инновационного опыта по теме "Развитие интеллектуальных и познавательных способностей учащихся"...