Информационная карта инновационного опыта Кобзевой Т.П.
по теме
Информационная карта инновационного опыта Кобзевой Т.П.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
из опыта работы Кобзевой Т.П. | 1019.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фамилия, имя, отчество Кобзева Татьяна Петровна, учитель начальных классов
Место работы, стаж Муниципальная общеобразовательная школа-интернат « Лицей-интернат г . Балашова Саратовской области» стаж работы – 24 года
Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе
Актуальность опыта. Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 24 года. За это время я работала по традиционной программе «Школа России», по УМК «Начальная школа 21 века», а в данный момент обучение веду по ОС «Школа -2100». В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить: - становление личности младшего школьника; - раскрытие его индивидуальных возможностей. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Учителя начальных классов осознают важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения. Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения». При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей.
Концепция деятельности Ведущая идея . Систематическое и методически правильное применение деятельностного метода и приёмов работы по развитию общеучебных умений в начальной школе развивают не только учебную деятельность учащихся, но и повышают качество образования. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Цель опыта: определить возможности использования деятельностного метода на уроках в начальной школе ; через развитие навыков учебной деятельности обучающихся повышать уровень образования младшего школьника. Основные задачи. - раскрыть понятие деятельностного метода, используя педагогическую и методическую литературу; - показать специфику применения деятельностного метода в начальной школе.
В программе «Школа - 2100» построена новая модель обучения, которая: во-первых, является системой развивающего обучения, готовящей школьника нового типа – внутренне свободного, умеющего творчески относится к действительности, способного принимать самостоятельные решения; во-вторых, программа доступна массовой школе; в-третьих, программа разработана именно, как целостная система – от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы контроля и мониторинга результатов обучения; в-четвёртых – это система целостного и непрерывного образования . Учителям, работающим в рамках ОС «Школа - 2100», хорошо известно требование реализации технологии деятельностного метода на уроках различной целевой направленности. Этот метод осуществляется путём создания проблемных ситуаций и, как следствие – необходимости проблемного диалога. Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предмете и любой ступени. Проблемный урок обеспечивает тройной эффект: - более качественное усвоение знаний; - мощное развитие интеллекта, творческих способностей; - воспитание активной личности . Обеспечивая творческое усвоение знаний, ученик проходит четыре звена научного творчества: -постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; -выражение решения и реализация продукта – на этапе воспроизведения, т.е. проговаривание знаний. Условия реализации технологии деятельностного метода в ОС «Школа - 2100».
При этом, ученик формирует исключительно учебную проблему и открывает новое знание, лишь для него самого, выражая его в простых формах . « Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете», – писал И.Гёте. Как же построить работу на уроке, чтобы дети не получали готовых знаний, а сами «открывали» их? Проблемно - диалогическая технология в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности. Модель организации учебного процесса называют "обучение через открытие". Модель организации учебного процесса строится на реализации принципа проблемности в обучении. Принцип проблемности реализуется: — как в содержании учебного предмета; — так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе.
Описание инновационного опыта учителя: а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию, б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы; в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы. Результативность можно оценить с помощью критериев: а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...), б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере (" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание...") в) переживание учащимися субъективного открытия: ("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я? вывел закон..."), г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности; ("Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны..."), д ) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.
Признаки применения подхода в учебном процессе. Методы обучения — проблемные: а) проблемного изложения; б) частично-поисковый; в) исследовательский. Формы организации учебного пространства коллективные: а) парное взаимодействие; б) взаимодействие в микрогруппе ; в) групповое взаимодействие. Технология проблемно – диалогического обучения содержит три главных компонента: а) потребность обучающегося в новом знании или способе действия ("хочу узнать..., научиться ..."); б) неизвестное знание, которое обучающийся должен усвоить по проекту педагогических целей урока; в) известные знания и сформированные умения (могу сам, без педагога), усвоенные в ходе предшествующей учебы; Проблемная ситуация создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера . Интеллектуальное затруднение, которое возникает у обучающегося, когда он не знает, как объяснить какое - либо явление, факт, процесс действительности и как действовать при этом. Ученик не может достичь цели с помощью известных ему (из ранее изученных) способов действия.
Проблемная ситуация побуждает его искать новый способ объяснения или действия. Признаки учебной проблемы: а) отсутствие у ученика необходимого для решения проблемной ситуации знания, б) отсутствие достаточного опыта; в) осознание учеником противоречивости ситуации, в которой имеют место противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений, процессов иди отношений между ними. Учебная проблема имеет форму познавательной задачи или задания продуктивного типа, содержащей некоторое противоречие в своих условиях: а) избыточные данные; б) недостающие данные; в) неверные данные. Проблема в образовательном процессе - это осознание учеником невозможности в данной ситуации разрешить противоречие (или возникшее затруднение) средствами имеющегося опыта и знаний. Обнаружение учеником противоречивости в проблемном задании, продуктивной задаче приводит к переживанию учеником состояния интеллектуального затруднения и осознанию недостаточности ранее усвоенных знаний. У обучающегося возникает субъективная потребность в новых знаниях. Осознав недостаточность ранее усвоенных знаний, и пережив состояние интеллектуального затруднения, обучающийся строит предварительные гипотезы относительно способа разрешения проблемной ситуации. Проверка гипотез приводит обучающегося к тому, что проблемная ситуация для него становится проблемой (и соответственно, задачей продуктивного типа), либо — превращается в репродуктивную задачу, которую нужно решить путем преобразования определенных условий.
Результаты использования опыта: 1.Уроки открытия новых знаний , на которых происходят мини-открытия, интересны обучающимся , в работе задействованы все. 2.Призовые места в районном конкурсе «Всезнайки -2013», в о всероссийской олимпиаде «Планета Земля»
Информационное представление, публикации: Размещение материалов на сайте: http:// nsportal.ru/kobzeva-tatyana-petrovna ; http://www.proshkolu.ru/user/tatyanakob / ; http://tatyanakobzeva.ucoz.ru / . Мастер-класс «Умножение и деление трехзначных чисел» на Всероссийской научно-практической конференции «актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения » 15 мая 2013 г Публикации уроков в сборниках: «Педагогический опыт» : сб.метод.разработок.Вып.35: Находками делюсь с коллегами/Саратовское областное отделение общественной организации «Педагогическое общество России». – Саратов:2012, 2013 гг.; Е жегодная публикация в сборниках «Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения», 2010,2011,2012,2013 гг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов
Цель педагогического опыта - разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся младшего школьного возраста на уроках математики и во внеурочной деятельности, а ...
Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов
Применение инновационных технологий в начальной школе...
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ПЕДАГОГА
Предлагается информационная карта инновационного опыта "Развитие пространственного мышления посредством введения в практику работы «Наглядной геометрии» в рамках ФГОС"....
Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"
Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ физической культуры
Информационная карта инновационного опыта учителя физической культуры...
Информационная карта инновационного опыта
Представлена информационная карта публичного представления инновационного опыта по теме "Развитие интеллектуальных и познавательных способностей учащихся"...
Информационная карта инновационного опыта
Представлена информационная карта инновационного опыта по теме "Использование здоровьесберегающих технологий как средство повышения познавательной активности учащихся начальной школы"....