Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов
методическая разработка по математике по теме
Цель педагогического опыта - разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся младшего школьного возраста на уроках математики и во внеурочной деятельности, а так же обеспечить условия для разностороннего, свободного и творческого развития ребенка.
Преимущество данного опыта состоит в переходе от установки «формирование» к установке «саморазвитие», создание у учеников положительной мотивации к самостоятельной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
- Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Задорожная Ирина Андреевна
Учреждение, в котором работает автор опыта МОУ НОШ №16 г.Ейска Мо Ейский район
Контактная информация (адрес, телефон, e-mail) 353691, Краснодарский край, г. Ейск, ул. Коммунистическая, д.83/3; 8(86132)
7-32-93; nsh-16@mail.ru
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала учитель начальных классов
Стаж работы в должности 22 года
- Сущностные характеристики опыта
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
«Развитие познавательной активности на уроках математики и во внеурочное время» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) | Сегодня к школе приковано особое внимание, так как государству нужны инициативные, думающие, подготовленные к жизни, труду люди. Именно таких учеников должна выпускать школа. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего дальнейшего обучения. В первую очередь это касается сформированности УУД, обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу – закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Для осуществления этого требуется умело организовывать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательную активность улучшающую усвоение материала и развивающую в них внимательность, гибкость ума. Именно математика, как ни какой другой предмет способна выполнить эту задачу. Противоречия между необходимостью формирования у младших школьников навыков познавательной деятельности как базы для эффективного освоения содержания образования подростковой школы и недостаточной разработанностью механизмов и условий реализации исследовательских моделей обучения на младшей ступени школьного образования. Основными условиями возникновения и становления проблемы опыта являются: - недостаточное овладение учащимися методами и приёмами; - необходимость развития познавательных процессов при обучении математики; -творческий поиск методов и приемов, активизирующих учебную и внеурочную деятельность учащихся; - желание учащихся узнать новое в математике; -коллектив единомышленников (учитель-ученик), работающих творчески, помогающих друг другу на пути познания. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Идея изменений (в чем сущность ИО: в использовании образовательных, коммуникационно - информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Сущность опыта состоит в создании системы работы, основанной на использовании активных методов и приемов организации учебной (уроки математики) и внеурочной деятельности (кружок «Эрудит») школьников. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании на уроках и во внеурочное время условий для сознательного, активного участия младших школьников в творческой познавательной деятельности. Эти условия должны приносить радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели. Широкое внедрение в учебный процесс развивающих заданий позволяют учащимся получить возможность индивидуального продвижения в обучении и развитии их математических способностей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Использование известных и новых методик, разработка новых средств и правил их применения, современных ИКТ с целью повышения уровня творческого, познавательного и интеллектуального развития детей, их личностной самооценки, самоуважения и чувства собственного достоинства. Преимущество данного опыта состоит в переходе от установки «формирование» к установке «саморазвитие», создание у учеников положительной мотивации к самостоятельной деятельности. Научная новизна опыта заключается в практической реализации прогрессивных методов и приемов обучения младших школьников математике, обеспечивающих эффективное развитие творческих способностей, мыслительных процессов, математических знаний, умений и навыков, что подтверждается положительными результатами мониторинга административных, проверочных краевых диагностических работ учащихся; участием детей в олимпиадах муниципального, регионального и Всероссийского уровней. Ограничения возникают в связи с недостатком программных материалов по предмету и недооснащенностью лабораторным оборудованием. Определенные трудности вызываются трудоемкостью процесса подбора и оформления учебного и внеурочного материала к математике. Реализация в начальной школе системы дополнительного образования (кружок «Эрудит»). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | Наличие учителя с высшим образованием. Накопленный арсенал форм, приемов и методов для развития интеллектуальных, познавательных способностей учащихся. Наличие материальных и программно-методических ресурсов (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.) Разработка авторских рабочих программ, вариантов тематического и поурочного планирования по математике для урочной и внеурочной деятельности. Создание благоприятных условий для разностороннего развития каждого ребёнка. Использование гуманного подхода при организации учебно-воспитательного процесса; активизация учебно-познавательной деятельности с учетом дифференциации и индивидуализации личностного подхода; создание ситуаций успеха и сотрудничества на уроках. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Результат изменений | Повышение уровня интеллектуального познавательного развития учащихся приводит к повышению результативности обучения. Ежегодно учащиеся показывают 100% успеваемости. Качество знаний учащихся в моих классах стабильное и высокое.
Результаты краевых диагностических контрольных работ:
Повысилась качественная успеваемость учащихся: слабые учащиеся испытывают учебный успех, имеют стабильные оценки и избавляются от комплекса неполноценности; сильные быстрее и глубже продвигаются в образовании, развивают свои творческие способности. У детей повышается интерес к предмету-математике, развиваются навыки самостоятельной работы, творческие способности, формируется общественное мнение.
Индивидуальные достижения учащихся в муниципальных и зональных предметных олимпиадах:
Успешное участие учеников класса и занимающихся в кружке «Эрудит» на Всероссийском конкурсе «Интеллект-потенциал» (5 призёров), во Всероссийском конкурсе «Золотое руно» - 2 ученика заняли 1 место в России. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | С целью повышения уровня профессионализма обобщила опыт работы по теме: «Развитие познавательной активности на уроках математики и во внеурочное время», который внесён в муниципальный (Сертификат № 47 , протокол №2 от 09.11.2010г.) и краевой банк данных передового педагогического опыта. (Сертификат № 451 от 25.11.2010г.) Принимала участие в проведении семинара-практикума для учителей города и района по теме «Обучение по УМК «Школа 2100», где был дан мастер-класс. (Подтверждение: справка № 327 от 13.10.2009г.) Работа была предоставлена в рамках районного семинара-практикума «Управление качеством образования в условиях дифференцированного обучения». (Подтверждение: справка № 536 от 24.12.2010г.) Разработала программу математического кружка «Эрудит для 3-4 классов». Награждена грамотой Департамента образования науки Краснодарского края, а также грамотами призёра муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» в 2009-2010 и 2010-2011 учебных годах в номинации «начальная школа». За представление своего педагогического опыта на всероссийском фестивале «Открытый урок» награждена дипломом и сертификатом (№218-157-682/ОУ-7). Разместила методический материал на сайте Интернет-портала «Про Школу» (http://www.proshkolu.ru/user/zadorozhnayairina07/blog/add/) |
III. Описание инновационного опыта учителя
Если хочешь воспитать в детях смелость ума,
интерес к серьёзной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личностную черту,
вселить в них радость сотворчества, то
создавай такие условия, чтобы искорки
их мыслей образовывали царство мыслей,
дай возможность им почувствовать себя в нём
властелинами.
Ш.А. Амонашвили.
По словам замечательного педагога В.А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитие способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. По данным психических исследований, наибольший сдвиг в развитии ребенка происходит на первом году обучения.
До последнего времени в России современное обучение и воспитание, к сожалению, развивали в детях только одну сторону способностей – исполнительскую, а более сложная и важная сторона, творческая, отдавалась воле случая и у большинства оставалась на плачевном уровне.
В настоящее время, когда в отечественной системе образования произошла ее переориентация на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии, впервые остро встал вопрос о создании наиболее благоприятных условий, способствующих проявлению творческих познавательных способностей в раннем возрасте.
Размышляя над этим, сопоставляя взгляды великих педагогов с собственными суждениями, была выбрана тема работы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время».
Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности.
В настоящее время математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Именно математика вносит большой вклад в развитие логического мышления детей, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу. Математикой воспитываются и такие качества ума и речи, как: точность, чёткость и ясность.
Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем ещё А. Дистервег писал: «Больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов с одной стороны».
Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих познавательных способностей учащихся.
Цель педагогического опыта - разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся младшего школьного возраста на уроках математики и во внеурочной деятельности, а так же обеспечить условия для разностороннего, свободного и творческого развития ребенка.
Управление учебным процессом складывается из планирования собственно деятельности учителя и деятельности учащихся на уроках, организации работы, стимулирования интереса к учению, активности школьников по усвоению знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности, в т.ч. во внеурочной деятельности, контроля за учебным познанием школьников. Использование компонентов информационно-коммуникационных технологий, коммуникативно-деятельностного подхода в обучении учащихся позволяет строить такое обучение, которое способствует познавательному развитию личности.
Одним из путей интеллектуального развития младших школьников на уроках математики мне видится в совершенствовании способов их практической деятельности.
Практическую ценность в данном опыте представляют;
- программа факультативного курса;
- разработки уроков математики и внеклассных мероприятий;
-нестандартные задания, дидактический материал.
Повышение уровня интеллектуального развития учащихся приводит к повышению результативности обучения. Ежегодно учащиеся показывают 100% успеваемости. Отмечается высокий процент качества знаний учеников, что позволяет им ежегодно успешно участвовать в школьных олимпиадах, занимать призовые места в районных олимпиадах, во Всероссийских и Международных конкурсах.
Опыт работы адресован творчески работающим учителям, заинтересованным в решении проблемы развития творческих способностей учащихся.
Приложения:
- Рабочая программа кружка «Эрудит».
- Рабочая программа по математике разработанная на основе авторской программы Петерсон Л.Г. «Учусь учиться» курса " Математика для 1–4 классов начальной школы", Москва, "Академия АПК и ППРО", 2007г.
- Задания, которые можно использовать для диагностических данных памяти, мышления, внимания.
- Конспекты занятий кружка «Эрудит».
- Фоторепортаж.
- Нестандартные задания.
- Дидактические игры по математике.
- Грамоты учеников.
IY.Экспертное заключение
Опыт заслуживает обобщения и распространения на федеральном уровне. Рекомендуется разместить как сам опыт, так и разработки занятий, задания на сайте муниципального учреждения «Информационно-методический центр системы образования Ейского района», а также дать консультации, практикумы, открытые уроки для коллег.
.
Лахтина Олеся Владимировна
начальник информационно-методического отдела
муниципального учреждения «Информационно-методический центр системы образования Ейского района»
Телефон (86132) 77597
e-mail: imzeyisk@mail.ru
Адрес: 353690; Краснодарский край, Ейский район, город Ейск, улица Красная, дом № 59/5
V. Информационные характеристики опыта*
Характеристики инновационного опыта** | Обучение | Воспитание | Развитие | Дополнительное образование |
1. Ценности и ценностные ориентации |
|
|
| |
2. Цели и задачи |
|
|
| |
3. Управление образованием (как для ОУ, так и для учителей и классных руководителей) |
|
|
| |
4. Содержание образования |
|
|
| |
5. Технологии, в том числе ИКТ |
|
|
| |
6. Средства |
|
|
| |
7. Методы |
|
|
| |
8. Организационные формы |
|
|
| |
9. Образовательная среда |
|
|
| |
10.Информационно-методическая среда |
|
|
| |
11.Информационные ресурсы |
|
|
| |
12.Организационные ресурсы |
|
|
| |
13.Мотивационные ресурсы |
|
|
| |
14.Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в образовательных учреждениях - ОУ) |
|
|
| |
15.Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей) |
|
|
| |
16.Материально-технические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей) |
|
|
| |
17.Нормативно-правовые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ) |
|
|
|
*Таблица «Информационные характеристики опыта» заполняется на основе сущностных характеристик опыта в соответствии с составляющими образования, которые представляют содержание опыта (п.II).
При представлении инновационного ПО учителя не заполняются пп.3, 14, 17
В случае затруднения рекомендуется обращаться к консультанту.
**Столбец содержит составляющие образования, которые представляют содержание опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов
Применение инновационных технологий в начальной школе...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ физической культуры
Информационная карта инновационного опыта учителя физической культуры...

Предоставление собственного инновационного опыта учителя начальных классов МОБУ "Баевская НОШ" Шаляевой Светланы Николаевны
Проблема над которой я работаю: «Изучение и применение инновационных технологий как один из способов повышения эффективности образовательного процесса»...

Публикация передового инновационного опыта учителя начальных классов Пронькиной В. Н.. МОУ "СОШ № 9"
Публичное представление собственного инновационного опыта работы...

Представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов
Описание собственного инновационного опыта учиетля начальных классов Асташкитной Н.А. по внедрению в практику работы УМК "Перспективная начальная школа"...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов " Исследовательская деятельность, как средство формирования УУД у младших школьников "
Актуальность и перспективность опыта обусловлена изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями...

Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов
Информационная карта инновационного опыта...