Программа внеурочной деятельности "Азбука безопасности"
рабочая программа по зож (2 класс)
Программа внеурочной деятельности социального направления "Азбука безопасности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_bezopasnosti.docx | 34.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е. В. Камышева» г. Гагарин Смоленской области
Принято Педагогическим Советом школы Протокол №1 от 28.08.2020 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Средняя школа №2» _______/ Чипенюк Н.И./ ФИО Приказ №125 от 31.08.2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»
ДЛЯ 2 КЛАССА
УЧИТЕЛЯ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
НАЗАРОВОЙ ТАТЬЯНЫ ВИТАЛЬЕВНЫ
Количество часов:
2 часа в неделю
Планируемые результаты
Личностные результаты:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;
• усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;
• усвоение знаний о влиянии последствий опасных и чрезвычайных ситуациях на безопасность личности, общества и государства;
• усвоение знаний о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
• усвоение знаний об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;
• формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умение анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия;
• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные результаты:
• формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
• формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни;
• понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства;
• знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;
• умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;
• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Содержание учебного материала
1 блок -правила дорожного движения
Правила дорожного движения. Дорога в школу и домой. Улица полна неожиданностей. Для чего нужны правила дорожного движения. Безопасность на улице. Как правильно переходить дорогу. Пешеходные переходы. Где еще можно переходить дорогу. Правила для пешеходов. Светофор и его сигналы. Остановочный путь и скорость движения. Нерегулируемые перекрестки. Регулируемые перекрестки. Виды транспорта. Мы- пассажиры. Правила пассажиров. Поездка на общественном транспорте. Где можно и где нельзя играть. Осторожно! Плохая погода. Дорожные знаки. Дорожная разметка. Движение по дороге в группе. Мой друг – велосипед. История появления велосипеда. Движение по тротуарам и обочине. Перекрестки и их виды.
2 блок -правила пожарной безопасности
Знакомство с профессией пожарного. Встреча с сотрудником МЧС службы пожарной безопасности. Профессия пожарного – профессия мужественных и добрых людей. Основные функции пожарной охраны. История создания пожарной охраны.
Пожарная безопасность в микрорайоне школы. Правила безопасного обращения с огнем. Элементарные нарушения ППБ взрослыми и детьми. Причины различного рода возгораний по вине детской шалости. Действия при пожаре. К чему приводит баловство со спичками и зажигалками. Пять правил пожарной безопасности.
Если в доме начался пожар.
Что делать, если возникла угроза пожара. Действия при пожаре в квартире. Что нельзя делать, если огонь в коридоре отрезал путь к выходу. Для чего нужна хорошо смоченная ткань (полотенце, простыня, покрывало). Огонь – друг и враг человека. Способы добывания огня человеком.
Новогодние праздники – время повышенной опасности. Как правильно покинуть задымленную квартиру. Осторожное использование новогодних пиротехнических устройств и безопасное поведение на новогодних праздниках.
Опасные факторы пожара, воздействующие на человека (открытый огонь, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения, падающие строительные конструкции). Что нельзя делать при задымлении помещения, квартиры.
Действия во время грозы. Какие правила необходимо соблюдать во время грозы. Где нельзя прятаться во время грозы. Где лучше всего переждать грозу. Что делать, если гроза застала в квартире или на даче.
Действия при пожаре в лесу. Причины возгорания леса. Лес – богатство и благосостояние народа. Различные способы выхода из леса при пожаре, выбор выхода (просеки, дороги, зеленый кустарник, речки, наветренная сторона), защита органов дыхания, лица, головы.
Безопасное обращение с электричеством в доме. Правила обращения с электрическими приборами. Какую опасность они могут представлять для человека. Какие электрические приборы у вас дома. Как правильно отключать электрические приборы из сети. Почему нельзя тушить водой загоревшийся телевизор. Что необходимо сделать перед выходом из дома.
Звонок по «01» и встреча пожарной команды.
Правила выхода из задымленной квартиры.
Способы защиты от дыма и огня.
Почему нельзя пользоваться лифтом во время пожара. В чем состоит опасность пользования лифтом во время пожара.
Летний отдых и пожарная безопасность. Лесной пожар. Как вести себя при пожаре в лесу Особенности соблюдения ППБ во время летнего отдыха на природе и в сельской местности. Пожароопасные ситуации в деревянном доме.
Что делать при утечке газа в квартире.
Безопасное использование бытовой техники.
Соблюдение правил пожарной безопасности при использовании бытовых электронагревательных приборов.
Правила безопасного поведения на кухне. Кухня не место для игр.
Правила безопасного использования газовых плит и других устройств для приготовления пищи. Как обращаться с открытым огнем на кухне. Чем опасен для человека дым и огонь. Назвать признаки отравления угарным газом. Способы защиты органов дыхания.
Оказание помощи при ожогах. Что может вызвать ожоги. Что нельзя делать при ожогах.
Что нельзя делать во время экстренной эвакуации. Для чего проводится перекличка учащихся по классным журналам. Как обеспечивается противопожарный режим в вашей школе. Назначение и оборудование пожарного щита. Первичные средства пожаротушения. Назначение огнетушителей и правила работы с ними. Правила перехода улицы после выхода из общественного транспорта.
3 блок – безопасность человека в чрезвычайных ситуациях
Чрезвычайные ситуации.
Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.
Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
Чрезвычайные ситуации природного происхождения - стихийные бедствия. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите. Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.
Защита человека в чрезвычайных ситуациях
ЧС мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты). ЧС – что это? Правила поведения при ЧС. Уроки городской безопасности. Умение преодолевать страх.
4 блок- безопасность в быту и на природе
Безопасное поведение на воде. Основные и подручные спасательные средства спасения на воде.Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.
Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения. Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения. Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности. Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.
Безопасное поведение дома.
Лифт - наш домашний транспорт. Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений. Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту. Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением. Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.
Предупреждение бытового травматизма.
Основные причины травматизма у детей. Правила поведения в помещениях. Опасная высота.
Безопасное поведение на природе.
Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, по солнцу, часам и местным предметам.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема | Формы деятельности | Количество часов |
Вводное занятие: дорога в школу и домой. | Экскурсия. | 1 | |
Улица полна неожиданностей. Для чего нужны правила дорожного движения. | Игра «Знаешь ли ты знаки дорожного движения» Создание маршрута. | 1 | |
Безопасность на улице. | Обсуждение ситуаций. Ролевая игра «Я - пешеход» | 1 | |
Как правильно переходить дорогу. Пешеходные переходы. Где еще можно переходить дорогу. Правила для пешеходов. | Экскурсия. | 1 | |
Светофор и его сигналы. | Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеоматериалов. | 1 | |
Остановочный путь и скорость движения. | Просмотр и обсуждение мультфильма «Безопасность-это важно» | 1 | |
Нерегулируемые перекрестки. Регулируемые перекрестки. | Целевая прогулка | 1 | |
Город, в котором мы живём. | Экскурсия. | 1 | |
Виды транспорта. | Рассматривание иллюстраций с описанием машин. Разгадывание загадок | 1 | |
Мы- пассажиры. Правила пассажиров. | Объяснение правил | 1 | |
Поездка на общественном транспорте. | Моделирование ситуаций. Ролевая игра «Я -пассажир» | 1 | |
Где можно и где нельзя играть | Объяснение правил | 1 | |
Осторожно! Плохая погода. | Обсуждение ситуаций. Ролевая игра «Я - пешеход» | 1 | |
Участники дорожного движения. | Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеоматериалов. | 1 | |
Я- пешеход | Экскурсия | 1 | |
Дорожные знаки. | Игры по ПДД | 1 | |
Дорожная разметка. | Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеоматериалов. | 1 | |
Дорога глазами водителей. | Просмотр и обсуждение мультфильма «Безопасность-это важно» | 1 | |
Движение по дороге в группе. | Объяснение правил | 1 | |
Поездка за город. | Просмотр и обсуждение мультфильма «Безопасность-это важно» | 1 | |
Мой друг – велосипед. История появления велосипеда. | Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеоматериалов. | 1 | |
Почему дети попадают в дорожные аварии | Моделирование ситуации | 1 | |
Движение по тротуарам и обочине. | Экскурсия | 1 | |
Перекрестки и их виды. | Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеоматериалов. | 1 | |
Движение пешеходов по загородным дорогам | Объяснение правил | 1 | |
Правила перехода улицы после выхода из общественного транспорта. | Объяснение правил | 1 | |
Знакомство с профессией пожарного | Экскурсия в пожарную часть. | 1 | |
Что такое огонь? Тайны огня. | Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеоматериалов. | 1 | |
Пять правил пожарной безопасности | Объяснение правил | 1 | |
Детская шалость с огнём. | Просмотр и обсуждение мультфильма «Безопасность-это важно» | 1 | |
Если в доме начался пожар | Объяснение правил | 1 | |
Огонь – друг или враг? | Моделирование ситуации | 1 | |
Как правильно покинуть задымленное помещение? | Объяснение правил | 1 | |
Опасен ли дым? | Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеоматериалов. | 1 | |
Пусть ёлка новогодняя нам радость принесет | Просмотр и обсуждение мультфильма «Безопасность-это важно» | 1 | |
Действия при пожаре в школе. | Практическое занятие. Эвакуация. | 1 | |
Действия при пожаре в лесу | Просмотр и обсуждение мультфильма «Безопасность-это важно» | 1 | |
Пожарная техника | Рассматривание иллюстраций с описанием машин. | 1 | |
30 апреля- Международный день пожарной охраны | Игра-соревнование «Мы спасатели» | 1 | |
Знаете ли вы правила пожарной безопасности? | Викторина | 1 | |
Что такое ЧС? Правила поведения при ЧС | Объяснение правил | 1 | |
Бури, ураганы, тайфуны и смерчи. Правила поведения при ЧС природного характера. | Объяснение правил | 1 | |
Правила поведения при ЧС | Просмотр и обсуждение мультфильма «Безопасность-это важно» | 1 | |
Безопасность в быту. Лифт – наш домашний транспорт. Правила поведения в лифте. | Объяснение правил | 1 | |
Опасные незнакомцы. Изучить правила разговора с незнакомыми людьми. | Просмотр и обсуждение мультфильма «Безопасность-это важно» | 1 | |
Как защитить себя и свой дом.. Как правильно вызвать полицию. | Составление правил защиты дома | 1 | |
Звонок по телефону. Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Как правильно позвать на помощь. | Объясняют правила и вырабатывают навыки вызова экстренных служб | 1 | |
Звонок по телефону. Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Как правильно позвать на помощь. | Объясняют правила и вырабатывают навыки вызова экстренных служб | 1 | |
Предметы бытовой химии. Меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии. | Объясняют правила и вырабатывают навыки безопасного поведения дома | 1 | |
Электроприборы. Что нужно делать при ударе электрическим током. | Объясняют правила и вырабатывают навыки безопасного пользования электроприборами | 1 | |
Опасен ли газ? Меры безопасности при пользовании в быту газовыми приборами. | Просмотр и обсуждение мультфильма «Безопасность-это важно» | 1 | |
Опасные ситуации в природе. | Просмотр и обсуждение мультфильма «Безопасность-это важно» | 1 | |
Правила поведения в лесу. | Моделирование ситуации | 1 | |
Правила поведения возле водоема | Объясняют правила и вырабатывают навыки безопасного поведения у водоема | 1 | |
Правила повеления при общении с животными | Моделирование ситуации | 1 | |
Ядовитые растения. Как их распознать? | Рассматривание иллюстраций с описанием растений | 1 | |
Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов. | Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеоматериалов | 1 | |
Осторожно! Гололед, наледи и сосульки! | Объясняют правила и вырабатывают навыки безопасного поведения в период гололеда | 1 | |
Осторожно! Лекарства. | Объясняют правила и вырабатывают навыки безопасного поведения с лекарственными средствами | 1 | |
Как сохранить здоровье в условиях пандемии? | Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеоматериалов | 1 | |
Профилактика респираторных заболеваний. | Встреча с врачом-педиатром | 1 | |
Укусы насекомых | Объясняют правила и вырабатывают навыки безопасного поведения при укусе насекомого | 1 | |
Осторожно! Дикие животные | Объясняют правила и вырабатывают навыки безопасного поведения при общении с дикими животными | 1 | |
Внимание! Ядовитые растения. | Просмотр и обсуждение мультфильма «Безопасность-это важно» | 1 | |
Может ли еда быть опасной? | Моделирование ситуации | 1 | |
Правила безопасности в сети интернет. | Игра «Правила безопасности в сети интернет» | 1 | |
Правила безопасности в сети интернет. | Игра «Правила безопасности в сети интернет» | 1 | |
Итоговое занятие | Турнир знатоков правил безопасного поведения | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Безопасная дорога"
Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, умение использовать правила дорожного движения в реально...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Безопасное детство»
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития обучающихся обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрыва...
Методическая разработка по программе внеурочной деятельности «Безопасное колесо». Тема: "Перекресток"
Занятие разработано для учащихся 3 класса в форме игры. Основные цели занятия: воспитание осознания опасности неконролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения, а также...
Программа внеурочной деятельности " Безопасность - это важно"
Программа внеурочной деятельности " Безопасность - это важно" для 3 класса. Программа расчитана на 2 часа в неделю....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасность - это важно!"
Программа разработана на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования. Министерство образования и науки РФ( Стандарты второго поколения).Программа курса &laqu...
рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасность в сети Интернет" для 1-4 классов
Рабочая программа составлена на 1 год, реализует безопасное использование сети Интернет. Предназначен для обучающихся начальных классов...