Программа внеурочной деятельности " Безопасность - это важно"
рабочая программа по зож (3 класс) на тему

Титова Ирина Юрьевна

 Программа внеурочной деятельности " Безопасность - это важно" для 3 класса. Программа расчитана на 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx38.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Рабочая программа

внеурочной деятельности

 общеинтеллектуального направления

«Азбука безопасности»

Ступень обучения: начальное образование –3 класс

Уровень общего образования: базовый

Срок реализации: 2016-20167учебный год

Количество часов в неделю: 2 ч., в год – 68 ч.

Программа разработана на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования. Министерство образования и науки РФ( Стандарты второго поколения).

Учитель : Титова Ирина Юрьевна

                                 

                                 Пояснительная записка

Программа курса «Азбука безопасности» предназначена для учащихся начальных классов и составлена на основе программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.

Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.

Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Программа направлена на реализацию умения, относящегося к  культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.

  Программа решает следующие задачи:

  • сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;
  • обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
  • привитие умения пользоваться общественным транспортом;
  • ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
  • воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
  • воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.

Основные принципы реализации программы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подходапредполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”.Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника  на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.

Условия реализации программы

Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:

  • тематические занятия
  • игровые тренинги
  • разбор дорожных ситуаций на настольных играх
  • экскурсии
  • конкурсы, соревнования, КВН, викторины
  • изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
  • выпуск стенгазет
  • разработка проектов по ПДД
  • встреча с работниками ГИБДД
  • просмотр видеофильмов

Методы и средства обучения:

Словесные – рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.

Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.

Формы и методы контроля:

  • организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
  • проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
  • организация игр-тренингов;
  • анализ результатов деятельности.

Сроки реализации программы: 4 года (1–4 класс).

Программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности» рассчитана на 68учебных часов, из расчета 2 часа в неделю.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как  поступить;
  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

  • определять цель деятельности;
  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Познавательные УУД

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы

Предметными результатами изучения курса «Азбука безопасности» является сформированность следующих умений:

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);

— сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;

— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;

— объяснять свой путь от дома до школы;

— определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— выделять из многообразия объектов транспортное средство;

— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);

— различать цвет и форму запрещающих знаков;

— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;

— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);

— различать сигналы светофора и объяснять их значение;

— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.

Ценностные ориентиры содержания курса

способствуют:

  • умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
  • нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
  • эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
  • трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
  • физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

Методические рекомендации к организации занятий по программе 

Целью внеклассной деятельности по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность.

Проведение занятий предусматривает теоретическую подачу материала и практическую деятельность в виде занятий в «городке безопасности», экскурсий, игр, подготовки театрализованных представлений по ПДД, подготовка к проведению которых реализуется по принципу сотрудничества детей, родителей и педагога. Управление процессом обучения в курсе «Азбука безопасности» осуществляется через создание условий, реализацию творческого потенциала детей, самостоятельную практическую деятельность, приобретение навыков и умений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс.         ОБЖ

Тема

Кол-во часов

Дата

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни,

правила поведения учащихся.

Безопасность в доме. Как могут стать опасными домашние вещи.

1

Опасные ситуации, которые могут возникнуть при общении с незнакомыми посторонними людьми. Правила поведения.

1

Безопасность на воде летом. Основные спасательные средства.

1

Осенний ледостав. Меры личной безопасности.

1

Безопасность в зимнее время года. Катание на льду. Катание на водоемах.

1

Безопасность  во время оттепели.

1

Весна. Опасность игр на водоемах.

1

Отдых на природе. Предупреждение несчастных случаев.

1

Гроза, чем она опасна. Безопасное поведение на природе.

Чем опасно знакомство с бродячими животными.

1

Почему опасны глисты?

1

Опасные насекомые. Меры защиты от них.

1

Первая медицинская помощь. Заноза, кровотечение.

1

Первая медицинская помощь. Ушиб, ожог.

1

Опасные ситуации в быту.

1

Практическое занятие  «Ориентирование на местности»

1

Просмотр видеоролика « Безопасность на воде»

1

Пожарная безопасность.

Детские шалости с огнем и их последствия. Последствия пожаров.

1

Огонь в доме. Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу.

1

Основные правила поведения при пожаре. Предупреждение отравления угарным газом.

1

Основные причины пожаров. Условия возникновения пожаров. Предотвращение пожаров.

1

Действия при возникновении пожара дома, в транспорте, в школе. Эвакуационные мероприятия при проведении массовых мероприятий.

1

Средства пожаротушения.

1

Мы учимся соблюдать правила пожарной безопасности. Эвакуационные мероприятия при возникновении и угрозе возникновения пожара.

1

Отработка действий учащихся по предупредительному сигналу «Внимание всем!».

1

Проектная работа  « Огонь-враг, огонь- друг

1

Экскурсия в пожарную часть.

1

Правила дорожного движения

Сложность движения по улицам большого города.

1

Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре.

1

Как правильно ходить по дороге с друзьями, братом, сестрой, пожилыми людьми.

Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и тормозной путь.

1

Знакомство с транспортом города.

1

Опасность при катании за движущимся автотранспортом. Травматизм, последствия.

1

Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Где можно играть в микрорайоне школы и дома.

1

Железнодорожный транспорт,  его особенности.

1

Практическое занятие  «Соревнование велосипедистов»

1

Проектная работа «День дорожного знака»

1

Светофор пешеходный и транспортный.

1

Викторина «Красный, жёлтый, зелёный»

1

Творческая работа. Изготовление макета светофора

1

Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

1

Подготовка обучающихся к действиям в ЧС мирного и военного времени.

1

Действия при ЧС. Эвакуация.

1

Наводнение.Мероприятие по защите от наводнений.

1

Терроризм. Вас захватили в заложники. Правила поведения.

1

Что нужно сделать по сигналу «Внимание всем!»

1

Землетрясения. Последствия землетрясений.

1

Чем опасны молнии?

1

Викторина

1

Основы здорового образа жизни.

Спорт – залог здоровья.

1

Хронические инфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни.

1

Правильное питание. Витамины, минералы и их значение.

1

Вредные привычки.  Курение и его влияние на состояние здоровья.  

1

Вредные привычки. Алкоголь и его влияние на состояние здоровья.  

1

Профилактика вредных привычек.

1

Творческая работа. Если хочешь быть здоров.( рисунки)

1

Спортивные эстафеты.

1

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Средства помощи при травмах.

1

Первая  медицинская помощь при ушибах и кровотечениях.

1

Правила обработки ран.

1

Перевязка ран.

1

Переломы, вывихи и растяжения связок.

1

Первая  медицинская помощь при  травмах опорно-двигательного аппарата.

1

Отправления.Причины и признаки отправлений.

1

Признаки заболеваний.

1

Проектная работа. Санитарный листок.

1

Экскурсия в ЦРБ

1

Итоговое занятие.

1

Литература:

  1. Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В.А.Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов. Москва. “Просвещение”,2009 г.
  2. Пособие для учащихся “Безопасное поведение на улицах и дорогах”, 1–4 кл., пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией П.В.Ижевского, авторы: П.В. Ижевский, Б.О.Хренников, И.В.Александрова, М.В.Маслов.
  3. Учебная книжка – тетрадь для 1 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
  4. Учебная книжка – тетрадь для 2 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
  5. Учебная книжка – тетрадь для 3 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
  6. Учебная книжка – тетрадь для 4 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
  7. Учебно-методическое пособие “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
  8. Методическое пособие “Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма”, автор: Е.А.Козловская. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
  9. “Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу”, 1–4 класс, автор: В.И.Ковалько. Москва. “Вако”, 2008 г.
  10. “Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения”, авторы: В.Е.Амелина и др. Москва. “Глобус”, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Все профессии нужны, все профессии важны"

Сроки реализации программы 33 чВозраст детей: 7-8 лет (1 класс)Направление: социальноеВид: модифицированная...

Программа внеурочного курса "Все профессии важны"

Данная программа была составлена для учащихся 3 класса общеобразовательной школы с целью ознакомления с различными профессиями....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасность - это важно!"

Программа разработана на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования. Министерство образования и науки РФ( Стандарты второго поколения).Программа курса &laqu...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговор о важном"

Методическая разработка рабосей программы по внеурочной деятельности "Разговор о важном" для 3 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" 3 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" 3 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» (гражданско-патриотическое направление) 1-4 класс

   Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуаль...

Программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" 1-4 класс

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для учащихся 1-4классов  разработана в  соответствии с  требованиями Федерального государственного об...