Программа внеурочной деятельности " Безопасность - это важно"
рабочая программа по зож (3 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности " Безопасность - это важно" для 3 класса. Программа расчитана на 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 38.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Азбука безопасности»
Ступень обучения: начальное образование –3 класс
Уровень общего образования: базовый
Срок реализации: 2016-20167учебный год
Количество часов в неделю: 2 ч., в год – 68 ч.
Программа разработана на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования. Министерство образования и науки РФ( Стандарты второго поколения).
Учитель : Титова Ирина Юрьевна
Пояснительная записка
Программа курса «Азбука безопасности» предназначена для учащихся начальных классов и составлена на основе программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.
Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.
Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.
Программа решает следующие задачи:
- сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;
- обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
- привитие умения пользоваться общественным транспортом;
- ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
- воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
- воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.
Основные принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подходапредполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”.Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Условия реализации программы
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:
- тематические занятия
- игровые тренинги
- разбор дорожных ситуаций на настольных играх
- экскурсии
- конкурсы, соревнования, КВН, викторины
- изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
- выпуск стенгазет
- разработка проектов по ПДД
- встреча с работниками ГИБДД
- просмотр видеофильмов
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.
Формы и методы контроля:
- организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
- проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
- организация игр-тренингов;
- анализ результатов деятельности.
Сроки реализации программы: 4 года (1–4 класс).
Программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности» рассчитана на 68учебных часов, из расчета 2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
- объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;
- в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
- осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
- определять цель деятельности;
- учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы
Предметными результатами изучения курса «Азбука безопасности» является сформированность следующих умений:
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);
— сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
— объяснять свой путь от дома до школы;
— определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять из многообразия объектов транспортное средство;
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
— различать цвет и форму запрещающих знаков;
— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
— различать сигналы светофора и объяснять их значение;
— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.
Ценностные ориентиры содержания курса
способствуют:
- умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
- нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
- эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
- трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
- физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Методические рекомендации к организации занятий по программе
Целью внеклассной деятельности по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность.
Проведение занятий предусматривает теоретическую подачу материала и практическую деятельность в виде занятий в «городке безопасности», экскурсий, игр, подготовки театрализованных представлений по ПДД, подготовка к проведению которых реализуется по принципу сотрудничества детей, родителей и педагога. Управление процессом обучения в курсе «Азбука безопасности» осуществляется через создание условий, реализацию творческого потенциала детей, самостоятельную практическую деятельность, приобретение навыков и умений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс. ОБЖ
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. | |||
Безопасность в доме. Как могут стать опасными домашние вещи. | 1 | ||
Опасные ситуации, которые могут возникнуть при общении с незнакомыми посторонними людьми. Правила поведения. | 1 | ||
Безопасность на воде летом. Основные спасательные средства. | 1 | ||
Осенний ледостав. Меры личной безопасности. | 1 | ||
Безопасность в зимнее время года. Катание на льду. Катание на водоемах. | 1 | ||
Безопасность во время оттепели. | 1 | ||
Весна. Опасность игр на водоемах. | 1 | ||
Отдых на природе. Предупреждение несчастных случаев. | 1 | ||
Гроза, чем она опасна. Безопасное поведение на природе. | |||
Чем опасно знакомство с бродячими животными. | 1 | ||
Почему опасны глисты? | 1 | ||
Опасные насекомые. Меры защиты от них. | 1 | ||
Первая медицинская помощь. Заноза, кровотечение. | 1 | ||
Первая медицинская помощь. Ушиб, ожог. | 1 | ||
Опасные ситуации в быту. | 1 | ||
Практическое занятие «Ориентирование на местности» | 1 | ||
Просмотр видеоролика « Безопасность на воде» | 1 | ||
Пожарная безопасность. | |||
Детские шалости с огнем и их последствия. Последствия пожаров. | 1 | ||
Огонь в доме. Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу. | 1 | ||
Основные правила поведения при пожаре. Предупреждение отравления угарным газом. | 1 | ||
Основные причины пожаров. Условия возникновения пожаров. Предотвращение пожаров. | 1 | ||
Действия при возникновении пожара дома, в транспорте, в школе. Эвакуационные мероприятия при проведении массовых мероприятий. | 1 | ||
Средства пожаротушения. | 1 | ||
Мы учимся соблюдать правила пожарной безопасности. Эвакуационные мероприятия при возникновении и угрозе возникновения пожара. | 1 | ||
Отработка действий учащихся по предупредительному сигналу «Внимание всем!». | 1 | ||
Проектная работа « Огонь-враг, огонь- друг!» | 1 | ||
Экскурсия в пожарную часть. | 1 | ||
Правила дорожного движения | |||
Сложность движения по улицам большого города. | 1 | ||
Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. | 1 | ||
Как правильно ходить по дороге с друзьями, братом, сестрой, пожилыми людьми. | |||
Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и тормозной путь. | 1 | ||
Знакомство с транспортом города. | 1 | ||
Опасность при катании за движущимся автотранспортом. Травматизм, последствия. | 1 | ||
Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Где можно играть в микрорайоне школы и дома. | 1 | ||
Железнодорожный транспорт, его особенности. | 1 | ||
Практическое занятие «Соревнование велосипедистов» | 1 | ||
Проектная работа «День дорожного знака» | 1 | ||
Светофор пешеходный и транспортный. | 1 | ||
Викторина «Красный, жёлтый, зелёный» | 1 | ||
Творческая работа. Изготовление макета светофора | 1 | ||
Защита человека в чрезвычайных ситуациях. | |||
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. | 1 | ||
Подготовка обучающихся к действиям в ЧС мирного и военного времени. | 1 | ||
Действия при ЧС. Эвакуация. | 1 | ||
Наводнение.Мероприятие по защите от наводнений. | 1 | ||
Терроризм. Вас захватили в заложники. Правила поведения. | 1 | ||
Что нужно сделать по сигналу «Внимание всем!» | 1 | ||
Землетрясения. Последствия землетрясений. | 1 | ||
Чем опасны молнии? | 1 | ||
Викторина | 1 | ||
Основы здорового образа жизни. | |||
Спорт – залог здоровья. | 1 | ||
Хронические инфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни. | 1 | ||
Правильное питание. Витамины, минералы и их значение. | 1 | ||
Вредные привычки. Курение и его влияние на состояние здоровья. | 1 | ||
Вредные привычки. Алкоголь и его влияние на состояние здоровья. | 1 | ||
Профилактика вредных привычек. | 1 | ||
Творческая работа. Если хочешь быть здоров.( рисунки) | 1 | ||
Спортивные эстафеты. | 1 | ||
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. | |||
Средства помощи при травмах. | 1 | ||
Первая медицинская помощь при ушибах и кровотечениях. | 1 | ||
Правила обработки ран. | 1 | ||
Перевязка ран. | 1 | ||
Переломы, вывихи и растяжения связок. | 1 | ||
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. | 1 | ||
Отправления.Причины и признаки отправлений. | 1 | ||
Признаки заболеваний. | 1 | ||
Проектная работа. Санитарный листок. | 1 | ||
Экскурсия в ЦРБ | 1 | ||
Итоговое занятие. | 1 |
Литература:
- Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В.А.Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов. Москва. “Просвещение”,2009 г.
- Пособие для учащихся “Безопасное поведение на улицах и дорогах”, 1–4 кл., пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией П.В.Ижевского, авторы: П.В. Ижевский, Б.О.Хренников, И.В.Александрова, М.В.Маслов.
- Учебная книжка – тетрадь для 1 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
- Учебная книжка – тетрадь для 2 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
- Учебная книжка – тетрадь для 3 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
- Учебная книжка – тетрадь для 4 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
- Учебно-методическое пособие “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
- Методическое пособие “Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма”, автор: Е.А.Козловская. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
- “Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу”, 1–4 класс, автор: В.И.Ковалько. Москва. “Вако”, 2008 г.
- “Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения”, авторы: В.Е.Амелина и др. Москва. “Глобус”, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Все профессии нужны, все профессии важны"
Сроки реализации программы 33 чВозраст детей: 7-8 лет (1 класс)Направление: социальноеВид: модифицированная...
Программа внеурочного курса "Все профессии важны"
Данная программа была составлена для учащихся 3 класса общеобразовательной школы с целью ознакомления с различными профессиями....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасность - это важно!"
Программа разработана на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования. Министерство образования и науки РФ( Стандарты второго поколения).Программа курса &laqu...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговор о важном"
Методическая разработка рабосей программы по внеурочной деятельности "Разговор о важном" для 3 класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" 3 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" 3 класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» (гражданско-патриотическое направление) 1-4 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуаль...
Программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" 1-4 класс
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для учащихся 1-4классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного об...