рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасность в сети Интернет" для 1-4 классов
рабочая программа на тему
Рабочая программа составлена на 1 год, реализует безопасное использование сети Интернет. Предназначен для обучающихся начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_bezop_v_seti_int_1-4.docx | 65.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исследование проблемы безопасности детей в сети Интернет последние годы является особенно актуальным, в связи с бурным развитием IT-технологий и со свободным использованием детьми и подростками современных информационно - коммуникационных технологий (Интернет, сотовая (мобильная) связь).
Рабочая программа внеурочной деятельности «Безопасность в сети Интернет» разработана в связи с возросшей потребностью обеспечения информационной безопасности детей при организации урочной и внеурочной деятельности.
Программа разработана с учетом требований законов Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
Новизна рабочей программы «Безопасность в сети Интернет» заключена в достижении метапредметных результатов и предметных умений дисциплины «Информатика» по формированию навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети интернет, умений соблюдать нормы информационной этики и права.
Цель программы: освоение обучающимися базовых принципов безопасного поведения в сети интернет и безопасности личного информационного пространства.
Задачи обучения
Образовательные:
1.Способствовать формированию знаний о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети Интернет;
2.Формировать умения соблюдать нормы информационной этики;
- Формировать умения безопасной работы с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию.
Развивающие:
- Развивать компьютерную грамотность информационную культуру личности в использовании информационных и коммуникационных технологий;
- Развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
- Развивать познавательную и творческую активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий;
Воспитательные:
- Способствовать выработке сознательного и бережного отношения к вопросам собственной информационной безопасности;
- Способствовать формированию и развитию нравственных, этических, патриотических качеств личности.
- Стимулировать поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности.
Данная рабочая программа рассчитана для обучающихся 1-4 классов . Объем - 34 часа в год.
Программа составлена на основе курса «Основы кибербезопасности» для общеобразовательных организаций авторов Тонких И.М., Комарова М.М., Ледовского В.И., Михайлова А.В., переработана и модифицирована.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Сформированы знания о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети интернет;
- Сформированы умения соблюдать нормы информационной этики;
- Сформированы умения безопасно работать с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию.
Метапредметные:
- Развиваются компьютерная грамотность и информационная культура личности в использовании информационных и коммуникационных технологий;
- Развиваются умения анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
- Развиваются познавательная и творческая активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий.
Личностные:
- Вырабатывается сознательное и бережное отношение к вопросам собственной информационной безопасности;
- Формируются и развиваются нравственные, этические, патриотические качества личности;
- Стимулируется поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности.
Формы проведения занятий:
Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная, индивидуально
- групповая (3-5 человек). Занятия проводятся в комбинированной, теоретической и практической форме:
- теоретические занятия: основы безопасного поведения при работе с компьютерными программами, информацией в сети интернет, изучение терминов, беседы, лекции;
- практические занятия: работа с мобильными устройствами; создание буклетов и мультимедийных презентаций.
Способы определения планируемых результатов - педагогическое наблюдение, тесты, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия в мероприятиях, защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п. Для отслеживания результативности можно использовать: педагогический мониторинг, включающий контрольные задания и тесты, диагностику личностного роста и продвижения, анкетирование, педагогические отзывы, ведение журнала учета или педагогического дневника, ведение оценочной системы; мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку обучающегося, ведение зачетных книжек, ведение творческого дневника обучающегося, оформление листов индивидуального образовательного маршрута, оформление фотоотчета и т.д.
Формами подведения итогов программы по внеурочной деятельности «Безопасность в сети Интернет» могут быть выставки буклетов, выполненных обучающимися; проведение квестов; выступления обучающихся по актуальным вопросам информационной безопасности с собственными мультимедийными презентациями на ученических мероприятиях; демонстрация созданных видеороликов и др.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(начальное общее образование)
№ | Тема | Всего | Теоретические | Практические |
п/п | часов | Занятия | занятия | |
1. | Информация, компьютер и Интернет. | 10 | 6 | 4 |
2. | Техника безопасности и экология | 8 | 5 | 3 |
3. | Мир виртуальный и реальный. | 7 | 5 | 2 |
Интернет зависимость. | ||||
4. | Методы безопасной работы в | 6 | 5 | 1 |
Интернете | ||||
5 | Потребительские опасности в Интернете | 3 | 2 | 1 |
6. | Итого | 34 | 22 | 12 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-4 классы
Тема № 1. - 10 ч
Информация, компьютер и Интернет.
- Основные вопросы: Компьютер – как он появился, как появился Интернет. Почему компьютер нужно беречь. Где и как искать информацию для урока. Интернет
- средство для поиска полезной информации. Как защитить себя от информационной перегрузки. Что такое файл. Как обращаться со своими и чужими файлами, чтобы их не потерять. Какие файлы можно скачивать, а какие нельзя. Полезные и вредные страницы Интернета. Как отличать полезную и правдивую информацию. Ненужные ссылки, ложные ссылки, реклама. Что такое вредоносные сайты. К чему ведет переход по вредоносным ссылкам. Опасная информация в сети. Возьми с собой электронного помощника. Мобильные устройства. Польза и опасности мобильной связи, Общение в Интернете – переписка, форумы, социальные сети. Совместные игры в Интернете. Обмен данными при совместной работе – скайп, IP-телефония, ICQ. Безопасный обмен данными. На каких устройствах можно сохранить информацию и как с ними правильно обращаться (диски, флэш, карты и пр.). Как работать в группе. Как передать товарищам результаты работы и не повредить их компьютерам. Что такое электронная почта.
- Требования к знаниям и умениям:
Обучающиеся должны знать об истории появления компьютера и Интернета. Правила работы с компьютером. Научиться соблюдать правила работы с файлами. Уметь отличать безопасные сайты и ссылки от вредоносных. Знать технические и программные возможности мобильных устройств. Преимущества мобильной связи и их опасность. Понимать пользу и опасности виртуального общения, социальных сетей.
Обучающиеся должны уметь правильно работать за компьютером. Пользоваться браузером для поиска полезной информации. Внимательно прочитывать сообщения о нежелательных страницах, отказываться от их просмотра. выполнять основные действия с файлами. Копировать файлы, проверять файлы на вирусы. Уметь работать с информацией и электронной почтой. Владеть основными приемами поиска информации в сети Интернет.
- Тематика практических работ:
Практическая работа №1. Поиск информации в сети Интернет.
Практическая работа №2. Работа с мобильными устройствами (2 ГИС,Госуслуги, Википедия, эл.книги, фотоколлаж, Компас, диктофон, Калькулятор и пр.).
Практическая работа №3. Общение с использованием видеосвязи на примере Skype.
Практическая работа 4. Создание электронной почты.
Тема № 2. - 8 ч.
Техника безопасности и экология
- Основные вопросы: Гигиена при работе с компьютером. Правила работы с ПК, электронными книгами и мобильными устройствами. Сколько времени можно проводить за компьютером. Как правильно сидеть за компьютером. Как защитить компьютер от повреждений, Компьютеру тоже нужна забота, Компьютер и среда обитания (растения, животные, другие члены семьи). Везде ли есть Интернет? Может ли компьютер заменить компас. Как мобильные устройства помогают ориентироваться на местности. Воздействие компьютера на зрение и др. органы. Физическое и психическое здоровье. Польза и вред компьютерных игр. Компьютер и недостаток движения. Что делать с компьютером в чрезвычайных ситуациях. Улица и мобильные устройства. Компьютер (мобильные устройства) в грозу.
- Требования к знаниям и умениям: Обучающиеся должны знать основные правила работы с ПК, электронными книгами и мобильными устройствами
- условиях окружающей среды, основные навыки ухода за ПК, опасности при работе с электрическими приборами.
Обучающиеся должны уметь соблюдать технику безопасности и гигиену при работе за ПК. Владеть основными приемами навигации в файловой системе.
3.Тематика практических работ:
Практическая работа №1. Использование мобильного приложения Компас Практическая работа №2. Создание буклетов по темам:
-«Как может помочь компьютер в сложных чрезвычайных ситуациях»
- «Правила поведения на улице с мобильными устройствами»
- «Компьютеру тоже нужна забота» (как ухаживать за ПК и мобильными устройствами)
- Практическая работа №3 «Создание презентации «Компьютер и здоровье человека»
Тема № 3. - 7 ч
Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость.
- Основные вопросы: Что такое Интернет-сообщество. Как не превратить свою жизнь в виртуальную? Социальные сети. Детские социальные сети. Какую информацию о себе следует выкладывать в сеть? Какая информация принадлежит вам? Не слишком ли много у вас друзей в социальной сети? Если слишком долго находиться в Интернете: что такое интернет-зависимость? Виртуальная личность – что это такое. Сайты знакомств. Незнакомцы в Интернете. Превращение виртуальных знакомых в реальных. Развлечения в Интернете. Игры полезные и вредные. Признаки игровой зависимости.
- Требования к знаниям и умениям:
Обучающиеся должны знать виды общения в Интернете. Правила безопасной работы при интернет - общении.
Обучающиеся должны уметь пользоваться основными видами программ для общения в сети. Чего не следует делать при сетевом общении.
Уметь применять программу Skype для общения, создание контактов.
Отличать вредные игры от полезных.
- Тематика практических работ:
Практическая работа №1. Создание сообщества класса в детских социальных сетях. Практическая работа №2. Тест «Есть у меня игровая зависимость».
Тема № 4. - 6 ч.
Методы безопасной работы в Интернете.
- Основные вопросы: Ищите в Интернете только то, что вам требуется. Как защититься от вредного контента. Что такое контент-фильтры, движение в Интернете (серфинг). Знаки Интернета, рассказывающие об опасной информации. Правильно ли работает компьютер? Признаки работы вирусов. Вирусы и антивирусы. Обновление баз. Что такое электронные деньги, как с ними правильно обращаться. Почему родители проверяют, что ты делаешь в Интернете?
- Требования к знаниям и умениям:
Обучающиеся должны знать основные понятия о компьютерных вирусах и контент-фильтрах.
Обучающиеся должны уметь использовать приемы работы с антивирусными программами, запускать программы-антивируса для сканирования компьютера и внешних носителей информации, устанавливать и сканировать антивирусной программой. Детские контент-фильтры
- Тематика практических работ:
Практическая работа №1. Поиск вирусов (выявление признаков заражения вирусом).
Тема № 5. - 3 ч.
Потребительские опасности в Интернете
- Основные вопросы:
Интернет и экономика – польза и опасность. Кто и как может навредить в Интернете. Электронная торговля – ее опасности. Поиск информации: если у вас требуют личную информацию при скачивании данных. Что такое личная информация. Если вам сообщают о выигрыше в лотерею. Если вам предлагают установить новое приложение. Сколько стоят ошибки в интернете.
- Требования к знаниям и умениям:
Обучающиеся должны знать принципы работы интернет - магазинов, понятие «электронные деньги». Обучающиеся должны уметь дозировано использовать личную информацию в сети интернет.Уметь различать (распознавать) мошеннические действия.
- Тематика практических работ:
Практическая работа №1. Квест «Покупка в интернет-магазине».
Календарно- тематическое планирование занятий на 2018-2019 учебный год
№ п/п |
Тема | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Примечание |
Тема № 1. - 10 ч. Информация, компьютер и Интернет. | ||||
1 | Что такое компьютер? Устройство компьютера. | |||
2 | Глобальная информационная система сети «Интернет». Выход в Интернет. | |||
3 | Практическая работа № 1.Поиск информации в сети Интернет. | |||
4 | Мобильные устройства. | |||
5 | Практическая работа № 2.Работа с мобильными устройствами | |||
6 | Совместные игры в сети Интернет. | |||
7 | Практическая работа №3. Обмен данными при совместной работе- скайп. | |||
8 | Сохранение информации. | |||
9 | Что такое электронная почта. | |||
10 | Практическая работа № 4. Создание электронной почты. | |||
Тема № 2. - 8 ч . Техника безопасности и экология | ||||
11 | Гигиена работы с компьютером. | |||
12 | Правила работы на компьютере и техника безопасности . | |||
13 | Польза и вред компьютерных игр. | |||
14 | Вред компьютера здоровью человека. | |||
15 | Улица и мобильные устройства. | |||
16 | Практическая работа №1. Использование мобильного приложения «Компас» | |||
17 | Практическая работа №2. Создание буклетов по темам: «Как может помочь компьютер в сложных чрезвычайных ситуациях» «Правила поведения на улице с мобильными устройствами» «Компьютеру тоже нужна забота» (как ухаживать за ПК и мобильными устройствами) | |||
18 | Практическая работа №3 «Создание презентации «Компьютер и здоровье человека» | |||
Тема № 3. - 7 ч. Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость | ||||
19 | Что такое интернет сообщества. | |||
20 | Социальные сети. Этика общения. | |||
21 | Что такое интернет зависимость? | |||
22 | Развлечения в сети Интернет. Игры. | |||
23 | Признаки игровой зависимости. | |||
24 | Практическая работа №1. Создание сообщества класса в детских социальных сетях. | |||
25 | Практическая работа №2. Тест «Есть у меня игровая зависимость». | |||
Тема № 4. - 6 ч. Методы безопасной работы в сети Интернете. | ||||
26 | Правила поиска информации. | |||
27 | Фильтры. | |||
28 | Вирусы и антивирусы. | |||
29 | Практическая работа №1. Поиск вирусов (выявление признаков заражения вирусом). | |||
30 | Электронные деньги. | |||
31 | Родительский контроль. | |||
Тема № 5. - 3 ч.Потребительские опасности в Интернете | ||||
32 | Польза и опасность интернет. | |||
33 | Правила правильного скачивания информации . | |||
34 | Практическая работа№1. Квест «Покупка в интернет-магазине». |
Тест по безопасности в сети Интернет
(начальное общее образование)
- Как могут распространятся компьютерные вирусы?
- Посредством электронной почты.
- При просмотре веб-страниц.
- Через клавиатуру.
- Их распространяют только преступники.
- Зачем нужен брандмауэр?
- Он не дает незнакомцам проникать в компьютер и просматривать файлы.
- Он защищает компьютер от вирусов.
- Он обеспечивает защиту секретных документов.
- Он защищает компьютер от пожара.
- Всегда ли можно быть уверенным в том, что электронное письмо было получено от указанного отправителя?
- Да
- Да, если вы знаете отправителя
- Нет, поскольку данные отправителя можно легко подделать
- Может быть.
- На компьютере отображается непонятное сообщение. Какое действие предпринять?
- Продолжить Будто ничего не произошло.
- Нажать кнопку «ОК» или «ДА»
- Обратится за советом к учителю, родителю или опекуну.
- Больше никогда не пользоваться Интернетом
- Что нужно сделать при получении подозрительного сообщения электронной почтой?
- Удалить его, не открывая.
- Открыть его и выяснить, содержится ли в нем какая-нибудь важная информация.
- Открыть вложение, если такое имеется в сообщении.
- Отправить его родителям
- В ящик входящей почты пришло «письмо счастья». В письме говорится, чтобы его переслали пяти друзьям. Какое действие предпринять?
- Переслать его пяти друзьям.
- Переслать его не пяти друзьям, а десяти друзьям.
- Не пересылать никакие «письма счастья»
- Ответить отправителю, что вы больше не хотите получать от него/нее
письма.
- В каких случаях можно, не опасаясь последствий, сообщать в Интернете свой номер телефона или домашний адрес?
- Во всех случаях.
- Когда кто-то просит об этом.
- когда собеседник в чате просит об этом.
- Такую информацию следует с осторожностью сообщать людям, которым вы доверяете.
- Вы случайно прочитали пароль, который ваш друг записал на листочке бумаг. Как вы должны поступить?
- Запомнить его.
- Постараться забыть пароль.
- Сообщить другу, что вы прочитали пароль, и посоветовать сменить пароль и никогда больше не записывать на листе бумаги.
- Сообщить пароль родителям.
- Что такое сетевой этикет?
- Правила поведения за столом.
- Правила дорожного движения.
- Правила поведения в Интернете.
- Закон, касающийся Интернета.
- Что запрещено в интернете?
- Запугивание других пользователей.
- Поиск информации.
- Игры.
d.Общение с друзьями
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
План - конспект занятия
Виды Интернет - общения. Безопасно ли общение в Интернете?
(начальное общее образование)
Тематическое планирование: Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте.
В процессе изучения темы рассматриваются вопросы интернет - общения.
Задачи:
образовательные:
познакомить с видами общения в Интернете
выяснить степень осведомленности учащихся о безопасной работе в сети познакомить с правилами безопасной работы при Интернет-общении
развивающие:
способствовать формированию информационной культуры учащихся воспитательные:
воспитывать ответственное отношение к общению в сети Знания:
основные виды программ для общения в сети; чего не следует делать при сетевом общении.
Умения:
основные приемы работы с программой Skype.
Навыки:
Создание контактов в Skype
Тип занятия: изучение нового материала.
Методы и формы обучения: словесный (рассказ), видеометод, наглядный (демонстрация), практический; интерактивная форма обучения (обмен мнениями, информацией), опрос.
Программно-дидактическое обеспечение: презентации «Как можно общаться в Интернете», «Средства для общения в Интернете», «Проблемы при общении в Интернете».
34
Этапы занятия:
- Постановка цели урока и актуализация знаний (2 мин).
- Изучение нового материала (5 мин).
Объяснение нового материала.
Просмотр презентации.
- Практическая работа (3 мин).
Информация о домашнем задании. Технические средства: проектор, компьютеры. Ход занятия
- Постановка цели занятия.
Деятельность учителя: Вы узнали о том, что такое правила общения. Общаться можно не только лично, но и в Интернете. Вы наверняка уже общались так со своими друзьями и близкими и знаете, что Интернет позволяет передавать письма, рисунки, фотографии, музыку, фильмы, а также речь.
- Актуализация знаний
Деятельность учителя: Расскажите, что такое электронная почта? Что можно пересылать с электронными письмами? Назовите почтовые программы, которые вы знаете.
Деятельность учащихся: вспомнить о программах для передачи электронной почты, о правилах пересылки вложенных файлов и т.п.
- Изучение нового материала
Деятельность учащихся: просмотр презентации «Как можно общаться в Интернете».
Деятельность учителя(пояснения при просмотре презентаций): Интернет позволяет связать между собой любых людей в мире, поэтому, как только он появился, стали создаваться разные способы для общения в Интернете (Skype, Viber, Телеграмм, ICQ, QIP, Мэйл Агент и т.п.).
Общение в Интернете может преследовать разные цели: простая передача информации, диалог, общение в группе, совместная работа, самовыражение. В зависимости от того, с какой целью люди общаются в Интернете, они выбирают средства общения. Если нужно провести совместное обсуждение - используются конференции, позволяющие видеть и слышать друг друга, как если бы участники находились в одном помещении, хотя они могут при этом быть и в разных странах. Если достаточно только обмениваться короткими сообщениями, используются чаты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативно правовые документы:
- Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ - https://rg.ru/2010/12/31/deti-inform-dok.html;
- Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» - http://base.garant.ru/12188176/;
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ) // http://www.consultant.ru/;http://www.garant.ru/
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г. http://base.garant.ru/197127/#ixzz4tOU3n8rF);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся
с ограниченными возможностями
здоровья" http://base.garant.ru/70862366/#ixzz4tOz0KaU2);
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (1-4 классы) (с изменениями на 7 июня 2017 года).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 13.12.2013 г. №1342, от 28.05.2014 г. № 598, от 17.07.2015 г. № 734) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067)
// http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 336 от 30.03.2016 «Об утверждении средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого для оснащения образовательных организаций, в целях реализации мероприятий по содействию созданию в
44
субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а так же
норматива стоимости оснащения одного места http://минобрнауки.рф/документы/8163
- Приказ Минобрнауки России от 15 июня 2016 г. № 715 «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров» // http://www.consultant.ru/;http://www.garant.ru/
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г.№ 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15«Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным програм мам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 г. № 38528) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
- Закон «Об образовании в Республике Башкортостан» от 1 июля 2013 года № 696-з принятый Государственным собранием-Курултаем Республики Башкортостан 27 июня 2013 года. (с изменениями и дополнениями от 26.12.2014 г., от 27.02.2015 г., 01.07.15 г., 18.09.15 г.)
- Государственная программа "Развитие образования в Республике Башкортостан"», утверждённая постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2013 года № 54.
- Концепция развития электронного образования в Республике Башкортостан на период 2015-2020 годов.
Основная литература: | ||||
1. | Бирюков А.А. | Информационная безопасность защита | и | нападение 2- |
е издание: Издательство: ДМК-Пресс., 2017, 434 с. | ||||
2. | Бирюков А.А. | Информационная безопасность защита | и | нападение.: |
Издательство: ДМК-Пресс., 2012, 474 с.
- Колесниченко Денис. Анонимность и безопасность в интернете. От чайника к пользователю. Самоучитель Издательство: БХВ-Петербург, 2012, 240с.
45
- Мазаник Сергей. Безопасность компьютера. Защита от сбоев, вирусов и неисправностей: издательство: ЭКСМО, 2014, 256 с.
- Мэйволд Э. Безопасность сетей (2-е изд.) Книги» Сетевые Технологии. Название: Безопасностьсетей: Издательство: М.: НОУ "Интуит", 2016,571 с.
- Платонов В.В. Программно-
аппаратные средства защитыинформации: учебник для студ. Учрежд.высш.
проф. образования / В. В.Платонов. — М.: Издательский центр «Академия», 2013, 336 с.
- Проскурин В.Г Защита в операционных системах: Издательство: Горячая линия-Телеком, 2014, 192 с.
- Савченко Е. Кто, как и зачем следит за вами через интернет: Москва -
Третий Рим, 2012, 100 с.
9. Яковлев В.А. Шпионские и антишпионские штучки: Техническая
литература Издательство: Наука и Техника, 2015, 320 с.
Дополнительная:
- "Березовый лес" или "лес березовый" /П. Лауфер//Юный эрудит. - 2014. - № 3. - С. 24-26
- Доценко С.М., Шпак В.Ф. Комплексная информационная безопасность объекта. От теории к практике, Издательство: ООО «Издательство Полигон», 2000, 215 с.
- Клепа и железный друг//Клепа. - 2014. - № 8. - С. 1-33.Электронная версия журнала: http://klepa.ru.
- Методическое пособие для работников системы общего образования Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», 2015 - 156с.
- Сорокина Е.В., Третьяк Т.М. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. [Текст] Учебно-методический комплект. - М.: СОЛОНПРЕСС, 2010. - 176 с.: ил
- Цирлов В.Л. Основы информационной безопасности автоматизированных систем. Краткий курс. – Феникс, 2008.
Интернет ресурсы
Полезные ссылки для учителя:
- http://www.kaspersky.ru – антивирус «Лаборатория Касперского»;
- http://www.onlandia.org.ua/rus/ - безопасная web-зона;
- http://www.interneshka.net – международный онлайн-конкурс по безопасному использованию Интернета;
- Рыжков В.Н. Методика преподавания информатики// http://nto.immpu.sgu.ru/sites/default/files/3/__12697.pdf;
- http://www.saferinternet.ru – портал Российского Оргкомитета по безопасному использованию Интернета;
46
- http://content-filtering.ru – Интернет СМИ «Ваш личный Интернет»;
- http://www.rgdb.ru – Российская государственная детская библиотека
- http://www.saferinternet.ru/ - Безопасный Интернет. Портал Российского Оргкомитета по проведению Года Безопасного Интернета. Мероприятия, Интернет и законодательство, проблемы и решения, международные ресурсы;
- http://www.saferunet.ru/ - Центр Безопасного Интернета в России. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. Интернет-угрозы и эффективное противодействием им в отношении пользователей;
- http://www.fid.su/ - Фонд развития Интернет. Информация о проектах, конкурсах, конференциях и др. по компьютерной безопасности и безопасности Интернета;
- http://www.microsoft.com/Rus/athome/security/kids/etusivu.html-
Безопасность в Интернете. "Основы безопасности детей и молодежи в 30 Интернете"
— интерактивный курс по Интерент-безопасности, предлагаемый российским офисом Microsoft в рамках глобальных инициатив Microsoft "Безопасность детей в Интернете" и "Партнерство в образовании". В разделе для учащихся (7-16 лет) предлагается изучить проблемы информационной безопасности посредством рассказов в картинках. В разделе для родителей и учителей содержится обновленная информация о том, как сделать Интернет для детей более безопасным, а также изложены проблемы компьютерной безопасности;
- http://www.ifap.ru
Полезные ссылки для обучающихся:
- http://www.symantec.com/ru/ru/norton/clubsymantec/library/article.jsp?aid=c s_teach_kids – ClubSymantec единый источник сведений о безопасности в Интернете. Статья для родителей «Расскажите детям о безопасности в Интернете». Информация
- средствах родительского контроля;
- http://www.nachalka.com/bezopasnost - Nachalka.com предназначен для учителей, родителей, детей, имеющих отношение к начальной школе. Статья «Безопасность детей в Интернете». Советы учителям и родителям;
- http://www.obzh.info/novosti/novoe/bezopasnost-detei-v-internete.html-
Личная безопасность. Основы безопасности жизни. Рекомендации взрослым: как сделать посещение Интернета для детей полностью безопасным;
- http://www.ifap.ru/library/book099.pdf - «Безопасность детей в Интернете»,
компания Microsoft. Информация для родителей: памятки, советы, рекомендации;
- http://www.interneshka.net/children/index.phtml - «Интернешка» - детский онлайн-конкурс по безопасному использованию сети Интернет. Советы детям, педагогам и родителям, «полезные ссылки». Регистрация и участие в конкурсе по безопасному использованию сети Интернет;
6) http://www.oszone.net/6213/ - OS.zone.net - Компьютерный
47
информационный портал. Статья для родителей «Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет». Рекомендации по программе «Родительский контроль»;
- http://www.rgdb.ru/innocuous-internet - Российская государственная детская библиотека. Ресурс для детей и родителей. Правила безопасного Интернета. Обзор программных продуктов для безопасного Интернета. Как защититься от Интернет-угроз. Ссылки на электронные ресурсы, информирующие об опасностях и защите в Сети;
- https://www.google.ru/safetycenter/families/start/basics/ - Центр безопасности. Краткие рекомендации помогут обеспечить безопасность членов семьи
- Интернете, даже если вечно не хватает времени;
- https://ege.yandex.ru/security/ - Тесты по безопасности;
- http://www.slideshare.net/shperk/ss-47136465 - Безопасность в Интернете.
Анатолий Шперх;
- http://shperk.ru/v-seti/prokrustovo-lozhe.html - Прокрустово ложе для информационной картины. Как мы читаем тексты в интернете;
- http://shperk.ru/sovety/avtoritet.html - Как отличить фейк от настоящего материала? Дело о летающем дьяке Крякутном;
- http://habrahabr.ru/company/mailru/blog/252091/ - Советы по безопасности. http://www.ifap.ru
Полезные ссылки для взрослой аудитории. Социальные ролики
- Вы знаете, что делают ваши дети в Интернете? http://www.youtube.com/watch?v=d2OwtGPEdh4&feature=related
- Защищайте детей в Интернете http://www.youtube.com/watch?v=bdnXmTpZX04&feature=related
- Линия помощи "Дети онлайн
- http://www.youtube.com/watch?v=qivz1wJoxk4
- А что Ваш ребенок видит в Сети? http://www.youtube.com/watch?v=duiiFqoGI1U&feature=related
- Воздействие на детей http://www.youtube.com/watch?v=8nc_ISb9C8g&feature=related
35
Интернет-площадки, на которых проводятся обсуждения по выбранным темам, называются Интернет-форумами. Еще одно удобное средство мгновенного обмена текстовыми сообщениями - Интернет-пейджеры, такие как ICQили QIP. Эта программа позволяет в любой момент узнать, кто из ваших постоянных собеседников находится в сети и готов к общению. Еще более удобная программа - Skype, которая позволяет совершать звонки по Интернет-телефону (в том числе и видеозвонки), а также вести переписку и проводить конференции. Кроме того, общение в сети возможно с помощью многочисленных программ для смартфонов (Fringи др.).
Все эти программы очень удобны и полезны. Но проблемы живого чело-веческого общения перешли и в Интернет. Недостатки воспитания, стремление солгать, навредить окружающим, оскорбить, оклеветать или унизить, желание заявить
- себе в духе старухи Шапокляк «Хорошими делами прославиться нельзя» - все это есть и в сети. Общение в сети может не только нанести обиду или поссорить людей - есть и более опасные последствия необдуманных поступков. И здесь тоже «все как в жизни»: незнакомые люди могут дать вам дурной совет, они могут предложить вам безобидные с виду, но очень опасные по последствиям развлечения, наконец, просто оказаться преступниками.
Самая распространенная проблема, которую создают себе люди при общении в сети, объясняется их неразборчивостью и легкомыслием. Если вы знаете человека, которого хотите включить в свой список контактов для общения - это хорошо; но часто вам предлагают стать собеседником совершенно незнакомых людей. В сети человек зачастую не виден, он скрыт псевдонимом, как маской. Создать контакт очень легко, а вот во что выльется сетевое общение - известно не всегда. Хорошо, если проблему удастся решить простым удалением нежелательного контакта. Ваш собеседник в сети может вас обманывать и притворяться тем, кем в действительности не является. Но и для вас есть опасность увлечься своей кажущейся невидимостью и безнаказанностью и самому начать обманывать или унижать людей, что уж конечно не сделает вас лучше. Можно спросить: а почему тогда не сообщить в сети все сведения о себе, которые позволили бы людям общаться именно с тобой, а не с твоим ником? Это, конечно, было бы очень хорошим решением, если бы вашей информацией не смогли воспользоваться киберпреступники. Ведь если ваши личные данные станут достоянием злоумышленника, то возможны любые неприятности: преступник сможет действовать от вашего имени, он сможет подменять вашу информацию другой, вредной для вас; наконец, он может узнать сведения о членах вашей семьи. Поэтому при всех недостатках псевдонимов ими приходится пользоваться.
Кроме того, многие программы для интернет-общения предлагают рекламу, или установку новых программ, или ссылки на какие-то новые ресурсы. Как можно знать,
36
какие из них полезны? Помните простое правило - не подбирайте что попало в Интернете, как и на улице. Все эти предложения могут привести к довольно печальным последствиям, из которых заражение вашего компьютера или смартфона вирусами будет еще не самым страшным.
Ну и конечно, очень просто увлечься сетевым общением и начать тратить на него даже то время, которое необходимо для важных дел - уроков, спорта, работы по дому, общения с родными и вполне реальными друзьями.
- какими из перечисленных проблем вам, возможно, уже приходилось сталкиваться?
- Практическая работа
Деятельность учителя: сейчас мы запустим программу Skypeи посмотрим, что такое контакт и как им управлять (удаление, блокирование, разблокирование, черный список и т.д.).
Деятельность учащихся: изучение контактов в Skype.
- Закрепление изученного материала Опрос:
- назвать как можно больше известных инструментов для сетевого общения
- перечислить известные опасности интернет-общения
- привести правила безопасности для сетевого общения
Деятельность учителя: Сегодня мы рассмотрели некоторые способы общения в интернете. Их, конечно, гораздо больше. И опасностей тоже гораздо больше. Нужно хорошо запомнить основные правила безопасности и всегда выполнять их, как правила дорожного движения. Дома спросите родителей о том, какими программами для общения вам разрешается пользоваться и расскажите о тех правилах безопасности, которые вы узнали. Обсудите их с родителями. Найдите новую информацию по запросу «Правила безопасности при работе в сети».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1- 2 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1, 2 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной прогр...
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1- 2 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1, 2 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной прогр...
Рабочая программа внеурочной деятельности Клуб "Наш дом-Земля" 1-4 классы
Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в р...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Я гражданин России" во 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка " Я гражданин России" для 2 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикета 1-4 класс"
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов "Путешествие по стране этикета"...
рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла" для 3 класса
рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла" для 3 класса cоставлена на основе программы внеурочной деятельности: «Праздники, традиции и ремёсла народов России» автор Л.Н....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...