Конспект урока окружающий мир: «Органы чувств» 3 класс «Школа России»
Раздел: «Мы и наше здоровье»
Класс 3 «б»
Возраст учащихся 9-10 лет.
УМК «Школа России»
Тип урока: открытие нового знания.
Вид урока: урок-исследование.
Форма работы: фронтальная, групповая, работа в паре.
Основные понятия: органы чувств.
Цель урока: знакомство с органами чувств человека, и информацией, которую человек получает об окружающем мире с их помощью.
Задачи урока:
- Познакомить с органами чувств человека.
- Развивать навыки исследовательской деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к органам чувств, к своему здоровью.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:научить детей различать, охарактеризовать органы чувств, ставить опыты, учить рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
1.Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;
2.Строить небольшие природоведческие сообщения в устной форме; строить рассуждения о доступных наглядно-воспринимаемых природоведческих отношениях.
Регулятивные УУД:
1.Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры учителем действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
2.Принимать разнообразные учебные задачи; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Личностные УУД:
1.положительное отношение к изучению математики; уважение к мыслям и настроениям другого человека.
2.Первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
1.Принимать работу парами и группами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы; контролировать свои действия;
2.Применять простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.
Задачи:
- Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
- Развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;
- Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы;
- Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.
Методы: Рассказ, беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения.
Материалы и оборудование:ПК, презентация, материалы для экспериментов (игрушка (любая); 3 стакана с водой, соль ,сахар, обычная вода; повязка на глаза, вату или кисточку для рисования, колючий предмет (расческу), теплый предмет (нагретый), тяжелый (грузик, гиря), апельсин.
Конспект урока окружающий мир «Органы чувств» 3 класс
Этапы урока. | Ход урока. | Деятельность детей. |
1. Организационный момент | Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Передайте мысленно тепло наших рук друг другу. Улыбнитесь друг другу, и пожелайте удачи. | Выполняют действия |
2.Актуализация знаний.
| Графический диктант -Давайте проверим, как вы запомнили тему прошлых уроков, проведем графический диктант. Отметьте правильное утверждение знаком«+» , неправильное отметь знаком «-».Готовы? Приступим! -Организм человека – это система органов взаимосвязанных между собой и образующих единое целое «+» - У человека выделяют три системы органов. «-» - Желудок, кишечник, печень- это нервная система «-» - Кровеносная система состоит из сердца и кровеносных сосудов «+» -Деятельностью организма управляет нервная система «+» - Легкие относятся к пищеварительной системе «-» |
Отвечают на вопросы, обозначая ответы знаками «+», «-»
|
- Обменяйтесь своими работами проверьте и оцените работы друг друга по ответам, представленным на слайде (Слайд 1) - Верните работы и занесите свои результаты в листы самооценки. | Обмен работами Взаимооценка. Оценка в листах самооценки.
|
3.Самоопределение к деятельности
| После каждого ответа на доску вывешивается карточка (органы, чувства, уши, кожа, глаза, нос, язык) - С помощью какого органа мы узнаем о том, что запел соловей? - С помощью какого органа мы видим? - Какой орган помогает нам узнать колючее или мягкое? - Какой орган помогает почувствовать запах? - С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой? -Что помогают нам эти органы? -Как можно назвать органы, которые помогают нам чувствовать? -Сформулируйте тему урока
-Верно! (Слайд 2)
| Ответы детей
(Уши)
(Глаза) (Кожа)
(Нос)
(Язык) (Чувствовать)
«Органы чувств» |
4.Мотивация к учебной деятельности. | Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. К ним относятся уши, глаза, кожа, нос, язык. -Как вы считаете, какой орган самый важный? -Мнения ваши разделились. - Ребята, а можно или нельзя выделить из органов чувств самый важный? -Предлагаю провести исследование, которое поможет нам в этом вопросе. Давайте поставим цель нашего исследования. (Слайд 3)
-Кстати, кто такие исследователи?
-Значит, и мы можем назвать себя исследователями. -Так что же будет предметом нашего исследования?
-Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. Глаза, рот, нос, уши - это всё части организма (органы). Давайте поставим задачи предстоящего исследования и приступим к нему.
-С чего начнем исследование?
-Для чего будем исследовать?
-Значит задачи нашего исследования (Слайд 4) Задачи: 1. Исследовать органы чувств человека 2. Выделить самый главный орган чувств -Приступим к нашему исследованию!!!!!!!!!!!!!!!!!(Слайд 5)
|
(Ответы детей)
-Наша цель – доказать: можно или нельзя выделить из органов чувств самый важный.
-Это люди, которые что-то изучают, исследуют.
-Мы будем исследовать человека.
-Познакомимся со всеми органами чувств -Чтобы выделить самый важный орган чувств |
5. Постановка учебной задачи
| -Вы заранее разделились на группы, и будем работать в группах. - Откройте учебник на стр.126 и прочитайте задание с условным обозначением «работа в группе». -Что нужно сделать? Какая работа предстоит группе.
-План: представлен на слайде План: (Слайд 6) 1. Название органа чувств. 2. Его значение в нашей жизни. 3. Гигиена органа чувств. 4. Условные знаки к правилам гигиены (2-3 знака ) 5. Информация: «Это полезно знать»
-О каком органе чувств будет рассказывать каждая из групп, решит жребий. Хранители материалов подойдите и получите своё задание. (Жребий:Орган зрения, орган слуха, орган обоняния)
-Прежде чем приступить к выполнению задания, вспомним правила работы в группе.
-Приступайте к работе, распределив обязанности по плану. -Ответы вносите в таблицу, которая у вас на столах. Название органа чувств.
| Его значение в нашей жизни. | Гигиена органа чувств.
| Информация «Это полезно знать» | Орган- |
|
|
|
| Открывают учебник, читают.
Ответы детей: -Изучить материал об одном из органов чувств по учебнику и раздаточному материалу и подготовить рассказ о нем по плану
Читают план
Тянут жребий
Ответы: Работать дружно, не шуметь, прислушиваться к мнению каждого, распределить роли и обязанности.
Распределяют работу: кто подбирает информацию, кто готовит сообщение, кто рисует условные знаки.
Учащиеся выполняют задание.
|
6.Работа по теме урока Исследование в малых группах.
| Исследование в малых группах. 1.Сообщение-исследование. Орган зрения - Вижу, группы готовы отвечать и слушать. -Какая группа выйдет со своим рассказом первой вы узнаете если выполните то, что я вас попрошу. -Закройте глаза. (Достаю игрушку) -С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня в руках? -Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос? -Какой орган помогает нам видеть? - Верно! Послушаем сообщение о глазах
(Слайд 7) -Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы. - Глаза – орган зрения, который помогает видеть все вокруг нас. -А как вы думаете, надо ли беречь глаза? Важен ли этот орган? Какой вывод мы сделаем?
|
Выполняют то, что говорит учитель -Потому, что мы не видели -Глаза
Выступление группы готовившей сообщение об органе зрения.
Вывод детей Орган зрения очень важен. |
7.Физкультминутка | Выполнениегимнастики для снятия усталости с глаз. | Выполняют упражнения для снятия усталости с глаз.
|
8.Работа по теме урока Исследование в малых группах.
Рассказ учителя
| 2.Сообщение – исследование. Орган слуха. -Какая группа выйдет следующей, вы узнаете, поиграв в игру«Угадай голос соседа». Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить слово - ПРИРОДА. Водящий должен определить, чей голос он слышит. (Участвуют 3-4 человека) - Что помогало ведущим угадывать? -Уши, орган чего?
Послушаем сообщение второй группы. (Слайд 8)
-Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны. -А как вы думаете, надо ли беречь уши?Важен ли этот орган? Какой вывод мы сделаем?
|
Участвуют в эксперименте
-Уши -Орган слуха
Выступление группы об органе слуха
Вывод детей Орган слуха очень важен.
|
3. Сообщение- исследование. Орган обоняния. -А сейчас вы все закроете глаза, я пронесу по классу вещь, а вы определите, что это. (Желательно достать апельсин или мандарин, у них стойкий запах)
-Что я пронесла? Как узнали? Какой орган чувств помогает услышать запах? - Как называется орган чувств, который помогает узнавать запахи, расскажет нам следующая группа? (Слайд 9)
-Обоняние – это способность человека чувствовать запахи.
-Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем?
-Выступление какой группы вам понравилось? Почему? Самооценка -В листах для самооценки оцените свою работу в группе.
-Молодцы! -Три группы выступили, но вы рассказали нам не о всех органах чувств. -Что еще осталось? -Верно, о них вам расскажу я, продолжим наше исследование? |
Участвуют в эксперименте
Ответы детей
Выступление группы об органе обоняния
Вывод детей Орган обоняния очень важен.
Ответы детей
Оценивание своей работы в группе, Занесение результатов в лист самооценки
-Кожа, язык.
-Да! |
4.Орган вкуса. Проведём эксперимент. Перед вами три стакана с водой. Как вы думаете, в каком стакане соленая вода, в каком – сладкая, в каком – пресная? Можете отгадать?
-Что нужно сделать, чтобы определить вкус воды в стаканах?
-Что помогло вам определить вкус воды?
Рассказ учителя об органе вкуса «Как вкусно!» - говоришь ты, когда ешь хорошо приготовленный обед, или фрукты, или пирожные. А что такое вкус? Возьми щепотку сахара и попробуй ее кончиком языка. Сразу почувствуешь: сладко. Если вместо сахара лизнешь крупинку соли, ощутишь: это соленое. А вот если кончиком языка прикоснуться к лимону или к капельке клюквенного сока, то и не поймешь, какой он. Только когда сок растворится у тебя во рту и попадет на боковые стороны языка, ты решишь: это кислое. А когда попробуешь что-то горькое, тебе не скажут правду ни кончик языка, ни его края. Горькое ты почувствуешь только тогда, когда оно попадет на самую заднюю часть языка. Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.(Слайд 10) -Язык помогает различать вкус еды. Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус. Язык- орган вкуса. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния. - Из всего, что мы увидели, услышали и попробовали, какой вывод мы сделаем?
-Продолжим наше исследование. У нас остался еще один, последний орган чувств (смотрим на доску).
- Сейчас я попрошу подойти ко мне 1 человека. Одному я завяжу глаза, а второй будет дотрагиваться до его руки различными предметами. Тот, кто с закрытыми глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись.
- Что чувствуешь? -Что помогает определить, какой это предмет?
-С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть. -В чем помогает нам кожа?
(Слайд 11) Кожа – орган осязания. Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения. 5.Орган-осязания Учитель рассказывает об органе осязания -Кожа, может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Чувствительность нашего «скафандра» заключается в том, что он сообщает нам, к чему мы прикасаемся. Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием. Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жару, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания. Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, еще более важная ее задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, то есть растяжимость. Таким прочным и одновременно упругим веществом, входящим в состав клеток кожи, является органическое вещество кератин. Благодаря ему кожа никогда сама не рвется и не сползает. Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.
- Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? – Какой орган чувств помог определить предметы? -Какой вывод мы сделаем? Общий вывод.(Слайд 12) -Итак, мы провели целое исследование. -Какая цель была у нашего исследования? (Слайд 13)
-Давайте сформулируем выводы нашего исследования. -Верно! Мы выяснили, что все без исключения органы чувств важны!
-Для чего нам нужны органы чувств?
- А надо ли беречь органы чувств?
| Участвуют в эксперименте
Ответы детей -Попробовать Дети выходят и определяют, где какая вода. Сравнивают со своими предположениями. -Язык
Вывод детей Орган вкуса очень важен.
Смотрят на запись на доске
Участвуют в эксперименте
Ответы ученика который с завязанными глазами
Ответ учеников -Кожа помогает осязать различные прикосновения.
Ответы детей
Орган осязания – кожа
Вывод детей Орган осязания очень важен.
-Цель нашего исследования узнать: какой орган самый важный и можно ли выделить из органов чувств самый главный.
Дети формулируют вывод
-Для восприятия окружающего мира. -Эти органы воспринимают сигналы от окружающего мира и передают их в мозг, в специальные центры, где и формируются ощущения.
-Да. |
9. Рефлексия. | -Давайте проверим, как вы запомнили,какой орган, за какие чувства отвечает. (Слайд 14) - У вас на столах карточки, соедини прямоугольники по стрелкам так, чтобы получилась цепочка
-Проверьте себя по слайду (Слайд 15) Занесите баллы в лист самооценки. -А теперь посчитайте свои баллы за работу на уроке и поставьте себе отметку. - Поднимите руки у кого за урок отметка «5»…. «4»….. «3» -Посмотрите, где вы набрали меньше всего баллов, подумайте, что нужно было сделать , чтобы набрать больше баллов? -Вам понравился урок? -Что нового вы узнали? -Что хотелось бы еще узнать? |
Выполнения задания.
Самооценка.
Ответы детей |
10.Домашнее задание | -Откройте дневники и запишите домашнее задание. Учебник: стр.126-129 прочитать; стр.129 Ответить на вопросы «Проверь себя» Рабочая тетрадь: стр.74 №1, №3 -Спасибо за урок! |
|
Лист самооценки деятельности на уроке
Ф.И._______________________________
|
Критерии |
Самооценка |
1 | Графический диктант (5 баллов) |
|
2 | Работа в группе (5 баллов) |
|
3 | Тест (5 баллов) |
|
| Итого баллов |
|
«5»-15-14 баллов; «4»- 13-11 баллов; «3»-10-6 баллов
Моя отметка за урок___________________
Лист самооценки деятельности на уроке
Ф.И._______________________________
|
Критерии |
Самооценка |
1 | Графический диктант (5 баллов) |
|
2 | Работа в группе (5 баллов) |
|
3 | Тест (5 баллов) |
|
| Итого баллов |
|
«5»-15-14 баллов; «4»- 13-11 баллов; «3»-10-6 баллов
Моя отметка за урок___________________
Лист самооценки деятельности на уроке
Ф.И._______________________________
|
Критерии |
Самооценка |
1 | Графический диктант (5 баллов) |
|
2 | Работа в группе (5 баллов) |
|
3 | Тест (5 баллов) |
|
| Итого баллов |
|
«5»-15-14 баллов; «4»- 13-11 баллов; «3»-10-6 баллов
Моя отметка за урок___________________
Работа в группе
Критерии | Самооценка |
Активность в работе (2балла) |
|
Вклад в работу в группе (3 балл) |
|
Выступление перед классом (3 балла) |
|
Итоговый балл |
|
«5»- 8 баллов, «4»- 6-7 баллов, «3»- 5 и менее баллов
Работа в группе
Критерии | Самооценка |
Активность в работе (2балла) |
|
Вклад в работу в группе (3 балл) |
|
Выступление перед классом (3 балла) |
|
Итоговый балл |
|
«5»- 8 баллов, «4»- 6-7 баллов, «3»- 5 и менее баллов
Работа в группе
Критерии | Самооценка |
Активность в работе (2балла) |
|
Вклад в работу в группе (3 балл) |
|
Выступление перед классом (3 балла) |
|
Итоговый балл |
|
«5»- 8 баллов, «4»- 6-7 баллов, «3»- 5 и менее баллов
План:
1. Название органа чувств.
2. Его значение в нашей жизни.
3. Гигиена органа чувств.
4. Условные знаки к правилам гигиены (2-3 знака )
5. Информация: «Это полезно знать»
План:
1. Название органа чувств.
2. Его значение в нашей жизни.
3. Гигиена органа чувств.
4. Условные знаки к правилам гигиены (2-3 знака )
5. Информация: «Это полезно знать»
План:
1. Название органа чувств.
2. Его значение в нашей жизни.
3. Гигиена органа чувств.
4. Условные знаки к правилам гигиены (2-3 знака )
5. Информация: «Это полезно знать»
Глаза. Орган зрения
Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и ихрасположение.
«Это интересно знать"
В древности ученые предполагали, что человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз. И, если подумать, это почти так и есть. Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат.
Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передается в определенный участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определенных предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.
-Берегите зрение!
Гигиена органа зрения
1.Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.
2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.
3. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.
4. Не читай лежа.
5. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Садись от экрана телевизора не ближе, чем в 2-3 метрах.
6. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.
7. Не стесняйся носить очки.
Уши. Орган слуха.
Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны.
«Это полезно знать»
Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.
Гигиена органа слуха
1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.
2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.
3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм.
4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадет соринка (бусинка, насекомое), обратись к врачу
Нос. Орган обоняния.
Обоняние – это способность человека чувствовать запахи.
«Это полезно знать»
Чувство запаха возникает только тогда, когда человек делает вдох.
Поднесите к носу пахучее вещество. При нормальном дыхании вы будете ощущать его запахи. Задержите дыхание на некоторое время, и запаха чувствовать не будете, хотя источник его находится у самого носа.
Огорчения, волнения временно притупляют обоняние. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.
Гигиена органа обоняния
1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.
2. Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.
Орган зрения уши воспринимают величину, форму и другое
Орган слуха нос способность чувствовать прикосновения
Орган осязания глаза воспринимают звуковые волны
Орган вкуса кожа различает вкус
Орган обоняния язык способность чувствовать запахи
Орган зрения уши воспринимают величину, форму и другое
Орган слуха нос способность чувствовать прикосновения
Орган осязания глаза воспринимают звуковые волны
Орган вкуса кожа различает вкус
Орган обоняния язык способность чувствовать запахи
Орган зрения уши воспринимают величину, форму и другое
Орган слуха нос способность чувствовать прикосновения
Орган осязания глаза воспринимают звуковые волны
Орган вкуса кожа различает вкус
Орган обоняния язык способность чувствовать запахи
Орган зрения уши воспринимают величину, форму и другое
Орган слуха нос способность чувствовать прикосновения
Орган осязания глаза воспринимают звуковые волны
Орган вкуса кожа различает вкус
Орган обоняния язык способность чувствовать запахи
Название органа чувств.
| Его значение в нашей жизни. | Гигиена органа чувств.
| Информация «Это полезно знать» |
Орган-
|
|
|
|
Название органа чувств.
| Его значение в нашей жизни. | Гигиена органа чувств.
| Информация «Это полезно знать» |
Орган-
|
|
|
|
Название органа чувств.
| Его значение в нашей жизни. | Гигиена органа чувств.
| Информация «Это полезно знать» |
Орган-
|
|
|
|