Презентация "Русские народные игры и забавы"
презентация к уроку по зож (3 класс)
Описание русских народных игри забав.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_narodnye_igry.pptx | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: рассказать о русских народных играх Задачи: показать важную роль игры познакомить с некоторыми русскими народными играми научить играть в две-три игры
Все люди, а тем более, дети, любят играть. В Древней Руси практически ни один праздник не проходил без веселых игр.
В наше время есть много возможностей развлечься: гаджеты , путешествия, интернет, компьютерные игры и многое другое.
Но древнерусские игры, и даже те, в которые мы играем с ребятами во дворе, все также остаются интересными и актуальными. И не зря: эти игры тренируют тело, развивают фантазию, закаляют волю.
«ЖМУРКИ» Водящего игрока называют « жмуркой ». Жмурке завязывают глаза , раскручивают его и после спрашивают: - Кот, кот, на чем стоишь? - На квашне. - Что в квашне? - Квас. - Лови мышей, а не нас. После этого игроки разбегаются, а жмурка их ловит. Жмурка должен поймать любого другого игрока и опознать. В случае успеха, пойманный становится жмуркой . Игрокам можно бегать, застывать на одном месте, «дразнить» водящего, чтобы обратить на себя его внимание и, может быть, таким образом спасти того игрока, к которому водящий или « жмурка » подошел слишком близко.
«КАТАНИЕ ПАСХАЛЬНЫХ ЯИЦ» На Пасху часто катают яйца. Также можно играть с любыми другими округлыми предметами. Цель игры - получить яйца или игрушки других игроков. На ровной площадке устанавливается дорожка (также называемая катком или лотком), представляющая собой желоб, изготовленный из картона или дерева, в торце которого выкладывают крашеные яйца, а также игрушки и прочие безделушки. Дорожка может быть наклонной.
Каждый игрок катит своё яйцо по дорожке. Если он попадет в какой-то из предметов, этот предмет выигран. Если же яйцо не задевает никакой предмет, его оставляют на площадке, и оно может достаться другому игроку в качестве приза.
«Лапта» Первые упоминания об этой игре встречается уже в XIV веке. Она – прототип бейсбола, крикета. Лапта представляет собой командные соревнования с мячом и битой.
Правила игры: противник подбрасывает мяч, игрок другой команды битой посылает мяч, как можно дальше. Пока противник не завладел мячом, надо успеть пробежать до помеченной территории и обратно. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
«Бег на ходулях» Парни и девушки охотно соревновались кто быстрее добежит до цели на ходулях.
«МАЛЕЧИНА-КАЛЕЧИНА» Игра состоит в том, что палочку ставят вертикально на кончике одного или двух пальцев руки (нельзя поддерживать палку другой рукой) и, обращаясь к малечине , проговаривают речитативом стишок: « Малечина-калечина , сколько часов до вечера? Раз, два, три ...» Считают, пока удается удерживать палочку от падения. Когда палка покачнулась, ее подхватывают второй рукой, не допуская, чтобы она упала. Победителя определяют по величине числа, до которого он досчитал.
«Горелки» Все встают парами в длинный ряд, жребием выбирается водящий, ему достается гореть, Он становится впереди всех. Затем все хором произносят стишок. При этих словах одна пара разбегается в разные стороны, стараясь снова сойтись друг с дружкою и схватиться руками; а который горел - тот бросается ловить одного из них.
Если водящему удается поймать игрока прежде , чем он сойдется со своей парой, то они становятся в ряд, а оставшийся одиноким заступает на его место. Если же не удастся поймать, то он продолжает «гореть» , водить дальше.
«БИРЮЛЬКИ» Бирюльки – это небольшие соломинки или палочки –сантиметров в 10 длиной, а числом от шестидесяти до ста. Также это могут быть разные предметы, которые есть возможность подцепить крючком. Пучок бросают на стол, или любую ровную поверхность, так, чтобы бирюльки легли в хаотичном беспорядке одна на другую и рядом. Играющие участники забавы строго поочередно снимают их по одной – как удобнее: пальцами или специальным проволочным крючком, насаженным на палочку. Кто чуть только пошевелит соседнюю бирюльку, сразу передает крючок следующему игроку. Так продолжают, пока не разберут полностью всю кучу. Выигрывает тот участник, у кого накопилось самое большее число безупречно снятых бирюлек.
Если игра идет с предметами – то важно не уронить свою бирюльку, когда достаешь ее из миски или берешь со стола.
«КОЛЕЧКО-КОЛЕЧКО» Все сидят на лавочке. Выбирается водящий. У него между ладошек лежит колечко или другой маленький предмет. Остальные держат свои ладошки сомкнутыми. Водящий с колечком обходит всех и будто бы кладет им колечко. Но кому он положил, знает только тот, кому колечко попало. Другие должны наблюдать и догадаться, у кого находится этот предмет. Когда водящий скажет: «колечко-колечко, выйди на крылечко», тот, у кого оно есть, должен выскочить, а остальные, если догадались, задержать его. Если удалось выскочить, он начинает водить, если нет - водит тот, кто задержал. Причем задерживать можно только локтями, так как ладони остаются сомкнутыми.
« Перетягивание каната» Правила игры: все делятся на две команды и состязаются в силе, перетягивая на свою сторону канат.
«БОЙ МЕШКАМИ» Двое добрых молодцев встают или садятся на бревно, в руки берут по мешку и по команде начинают бить соперника мешком, стараясь сбросить его с бревна на землю. Для сложности можно одну руку держать плотно прижатой к пояснице, а действовать другой рукой. Здесь большее значение приобретает умение двигаться, чувствовать движение противника, использовать его инерцию.
Вывод: до наших дней дошло большое количество интересных игр . Играя в них мы не только сохраняем нашу культуру и традиции, но и заново учимся весело и с пользой для здоровья проводить свободное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зимние игры и забавы
Беседа о здоровье для 1, 2 классов ...
Русские народные промыслы в спортивных играх и забавах
Спортивное мероприятие включающее в себя лучшие традиции нашего народа...
Игра – познание и развитие: подвижные народные игры как условие реализации принципов народной педагогики.
Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимул...
Сценарий развлечения для детей от 7 до 14 лет "Петр I и его время. Народные игры и забавы"
Развлечениедля детей от 7-ми до 14-ти лет «Петр I и его время. Народные игры и забавы»Цель: формирование навыков здорового образа жизни через приобщение к истокам народной к...
Видеоцикл о забытых народных играх «Гуляй-Играй». Подвижные народные детские игры. Фольклор.
Список игр: 1. Заря 2. Кошки-Мышки 3. Столбики-Мигалки 4. Бабка, распутай 5. Челнок 6.Жмурки 7. Золотые ворота 8. Корзинки 9. Плету сито 10. СтёклышкиВсем известно, что любимые подвижные народные игры...
Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе по теме «Зимние народные игры, забавы».
Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе по теме «Зимние народные игры, забавы». Задачи:Выявить на...
Познавательно-игровая программа «Народные игры, забавы. Молодецкие игры»
Приобщить воспитанников к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями....