Познавательно-игровая программа «Народные игры, забавы. Молодецкие игры»
методическая разработка (4 класс)
Приобщить воспитанников к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zabavy_4kl.docx | 38.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-игровая программа «Народные игры, забавы. Молодецкие игры»
Цель:
- приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями;
- развитие потребности творчески проводить свободное время, занимаясь различной деятельностью, связанной с народными подвижными играми, забавами;
- развитие ловкости, выносливости, чувства дружбы и взаимопомощи;
- воспитание чувства сопричастности к народным торжествам, удовлетворения от участия в коллективной деятельности, любви к народному творчеству.
Выходят скоморохи.
Скоморох 1- воспитатель(с поклоном): Здравствуйте же многие лета!
Скоморох 2 Мария Яр (с поклоном): Мир вашему дому!
Скоморох 1: Погостили мы у вас в «Забава граде» целую неделю, знакомились с русскими народными играми, забавами. Вот хотелось бы и у вас спросить: «Кто ж эти игры все для нас придумал, откуда мы про них узнали?» (Звучат ответы)
Скоморох 2: Верно глаголете, русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
На улице собирались и стар, и млад. Дети разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много игр – хороводов русский народ проводил во время народных праздников,обрядов.Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья.
Скоморох 1: Ну, да… В детстве-то мы играли, друг за другом бегали, прятались. А теперь-то мы выросли! Для чего нам игры-то сейчас? (Ответы)
Скоморох 2: Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технический век. Русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, укрепляют физически, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.
Скоморох 1: В игре активно мыслят и размышляют, познают окружающую действительность, расширяют свой кругозор. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.
Скоморох 2:Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают нас быть честными и правдивыми, учат проявлять такие качества как: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других, учат уважительно относиться к старшему поколению, чтить традиции своей семьи и своей страны. Таким образом происходит переход детского организма к более высокой ступени развития.
Народные молодецкие игры соблюдают законы чести.
Скоморох 1: Вот те раз! Думай, что говоришь: игра и закон! Где это видано, чтобы эти слова рядом стояли?
Скоморох 2: А вот и стоят! И у игр есть свои законы, которые непоколебимы!Самый первый, самый главный закон — честность. Вслушайтесь — «честь», «честность». Почти одно слово. В старину понятие чести даже заставляло вызывать обманщика и подлеца на дуэль. Потому что честь была дороже всего!
Скоморох 1: Верно, так должно быть и в игре, если не будет честности, ваша игра теряет смысл, теряет всякий интерес. Ну, посудите сами, что получится, если один из играющих начал исподтишка обманывать? Все друг другу доверяют, играют весело, с азартом, без всяких задних мыслей, а нашелся один такой «умник», который жульничает. Ну, например, подглядывает, когда нельзя, или раньше времени побежит, или начнет доказывать, что он кого-то запятнал или, наоборот, что его кто- то не запятнал (хотя сам прекрасно знает, что это не так).
Скоморох 2: Конечно, поначалу он будет чаще других выигрывать. До поры до времени. Но когда-нибудь он обязательно попадется. И все. Больше его в игру принимать не будут.
А если обман войдет в привычку, то, в конце концов, такому человеку все перестают верить, перестают с ним дружить, и он остается один. А тоскливее одиночества в жизни ничего быть не может. Недаром в старину на Руси говорили: «Приятелей много, да друга нет» и еще: «Без друга — сирота».
Скоморох 1: Так что, ребята, как бы трудно вам ни приходилось, будьте всегда честными!Второй закон лучше и короче не выразишь, чем старинной русской пословицей: «Один за всех, и все за одного!» Я думаю, тут все понятно. Если кто-то из вас струсит или не придет на помощь товарищу, вся команда может проиграть. И тогда ему долго еще придется зарабатывать право на доверие и уважение.
Скоморох 2: К этому мне хотелось бы прибавить несколько слов о добром отношении к товарищам. О доброте. Это одно из самых прекрасных душевных качеств человека. Недаром доброта так часто сочетается с умом. Рассудите сами — ведь чем больше мы помогаем друг другу, тем каждый из нас делается сильнее. К своим силам прибавляются силы всех твоих друзей. Да и вообще делать добро — это большое удовольствие, сразу жизнь приятнее становится. И людям, и тебе самому.
Скоморох 1:Третье, о чем нельзя забывать в любой игре, это — справедливость и великодушие.
Если честность — это как бы требование к самому себе, то справедливость и великодушие — это отношение к товарищам по игре.
Никогда не старайтесь нарочно заставить кого-нибудь долго водить. Как бы вы ни относились к любому из игроков, но если уж приняли его в игру, то будьте справедливы и не делайте из него козла отпущения.
Скоморох 2: С этим я полностью согласен! Пусть все играют на равных правах. В любой игре попадаются игроки разные по силам и умению. Будьте великодушны к слабым и неумелым. Не напоминайте им об этом, а, наоборот, подсказывайте, учите, ободряйте! И не старайтесь от них избавиться, пусть поиграют с вами, поучатся. Помните, что вы тоже когда-то были такими. Да и где же учиться новичкам, как не в самой игре?
Скоморох 1: Каждому из вас неизбежно придется проигрывать. Без этого нет игры. Никогда не будьте злопамятны по отношению к тому, из-за кого потерпели поражение. Побыстрее забудьте об этом и весело играйте дальше.
И конечно, берегите друг друга во время игры. В каком бы азарте вы ни были, никогда никому не причиняйте боли, всегда сдерживайте свои силы, когда пятнаете соперника ладонью или мячом. Если такое несчастье случилось по вашей вине, попросите прощения. Будьте рыцарями!
Скоморох 2: И много ещё законов придумали? Это ж, когда мы играть-то начнём?
Скоморох 1: А вот, чтобы играть было интересно и весело, послушай ещё немного. Четвертый закон игры — выдержка, стойкость и терпение.
Большинство русских народных игр — суровые игры, сопряженные с риском и опасностями, и надо быть готовым к этому, надо учиться стойко переносить боль от всяких ушибов и падений.
К этому хочу еще добавить, что в любой игре совершенно недопустимы грубые слова,подножки, сильные толчки и тем более удары. Даже если вы осерчали на что-то, ну, например, вас ненароком толкнули, — не горячитесь, сдержитесь.
Скоморох 2: И- то, правда, долго водить не всегда приятно да и трудно. Но все равно не сдавайтесь до конца игры! Увиливать никому не к лицу, чтобы вас не посчитали слабым и к тому же трусом. Кому-то приходится долго не принимать участия в игре. Обижаться на это глупо. Это происходит случайно — одним приходится бегать часто, а другим редко, особенно, когда круг большой. Поэтому надо терпеливо ждать своей очереди. Но таких унылых игроков немного, обычно кто сам не играет в эту минуту, болеет и переживает за других.
Скоморох 1:Наконец, пятый, и последний закон — о зазнайстве, зависти и ложной гордости.
Никогда не огорчайтесь, если вас будут набирать в игру в числе последних — значит, еще не очень ценят вас, как игрока. Постарайтесь показать себя в игре, тогда и отношение к вам сразу переменится.
Никому и ничему не завидуйте. Ни ловкости и удачливости в игре, ни другим способностям. Еще в старину народ говорил: «Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает».
Скоморох 2: Можно я от себя добавлю? Никогда не обижайтесь на справедливые замечания, а, наоборот, прислушивайтесь и «мотайте на ус». Право же, нет ничего зазорного согласиться с критикой, принять дельный совет. Научитесь свободно, без лишних переживаний, признавать свои ошибки. От этого ваш авторитет только возрастет. К тому же на ошибках мы все учимся! И не только в детстве...
Скоморох 1: Вот это, пожалуй, и есть самое трудное — привыкнуть не злиться, а, наоборот, быть благодарным в душе тому, кто замечает ваши промахи, делится с вами своим уменьем. Ведь почти каждый хоть в чем-то да умнее, опытнее или умелее вас... Если поймете и признаете это, можете считать, что и у вас мудрости прибавилось.
Скоморох 2: Народные игры, так любимые ребятами и передаваемые из поколения в поколение, постепенно подготовят вас к взрослой жизни. Закалят волю и дадут уверенность в своих силах, разовьют ум и сообразительность, смелость и железную выдержку, доброту и чувство справедливости. Не говоря уж о крепком здоровье.
Скоморох 1: Что пожелать вам напоследок?
Знайте, что наши взрослые не смогут сами возродить сегодня эти удивительные, неповторимые народные игры. Это можем сделать только мы, сегодняшние подростки!
Вот и все, что мне хотелось сказать вам в напутствие перед волшебным царством Старинных Русских Игр!
Доброй всем игры, радости и удачи!
Скоморох 2: Не хотите ль поиграть,
Свою удаль показать?
Показать силу русскую
Удаль свою молодецкую.
А наградой будет смех
Задорный и веселый!
Скоморох 1: А начнём мы с игра-потехи«Будьте здоровы!»
Все присутствующие делятся на три команды: первая кричит – «ящик», вторая – «хрящик», третья – «спички». Затем по сигналу скомороха все три команды выкрикивают каждая свое слово одновременно.
Получается дружное «А-ап-чхи-и!», после чего ведущий говорит: «Будьте здоровы!» Или как говорят в народе: «Будь здоров на сто годов!».
Скоморох 2:"Слон"
Эта игра позволяет проверить силу и выносливость, поэтому ее больше всего любят мальчишки. Смысл игра заключается в том, что участники делятся на две равные команды. После этого, одна из них будет «слон», а другая станет на него запрыгивать. Участник первой команды нагибается, упираясь в колени руками. Следующий подходит сзади и обхватывает его за талию руками, наклонив голову. Остальные игроки делают также. Получается «слон». Первый участник другой команды разбегается и старается запрыгнуть на «слона» таким образом, чтобы осталось место для других членов команды. После того, как вся команда оказалась на спине «слона», чтобы выиграть, команда должна, подобно слону, медленно пройти до заранее условленного места (5-10 метров). После этого команды меняются ролями.
Однако смена ролей происходит и при касании одним из прыгающих земли. Если же «слон» не сумеет удержаться на ногах или игроки разъединят руки, то им, предстоит выполнять все сначала - им нужно отводить!
Игра продолжается до тех пор, пока не возникнет желания сформировать новые команды или пока участники игры не устанут.
Скоморох 1:"Цепи", "кандалы".
Играющие встают в два ряда, лицом друг к другу, взявшись за руки.
«Цепи, цепи кованные, раскуйте нас!» - просит одна команда другую, а в ответ слышит вопрос команды: «Кем из нас?»
Команда противника, быстро посовещавшись, дружно выкрикивают имя одного из спрашивающих.
После вызова игрока происходит важнейший момент игры, когда вызванный игрок, разбегаясь с некоторого расстояния, старается грудью прорвать цепь команды, взявшейся за руки. Если это удается, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. А если нет, то сам остается в этой команде. Игра продолжается до тех пор, пока не выявится более сильная команда, в которой будет больше игроков.
Скоморох 2:"Пузырь"
Все играющие, взявшись за руки и образовав круг, небольшими шагами движутся к центру круга и делают движения руками вперед – «месят тесто». На слова «раздувайся, пузырь, раздувайся велик» начинают расходиться от центра и расходятся, насколько позволяют вытянутые руки. Когда произнесут «раздувайся, держись да не лопайся!», каждый начинает тянуть соседей, чтобы кто-нибудь разомкнул руки. Два «лопнувших» игрока выбывают. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу останется только три участника.
Скоморох 1:«Пятнашки»
В разных городах или местностях эта игра называется по-разному, например, «салочки», «салки», «ловишки», «догонялки» и даже «ляпка». Игра чрезвычайно подвижная и весьма шумная. Между прочим, такую игру очень любят детеныши всяких животных: котята, щенки, волчата, львята и т. д. Каждый из вас наверняка видел, как они поочередно гоняются друг за другом. Значит, и человеческим детенышам она известна с доисторических времен...
Водящего в этой игре так и называют — «пятнашка». В пятнашках есть совсем простой способ выбрать водящего. Я предлагаю: «Сыграем в пятнашки?» Каждый выкрикивает: «Чур не я!» Чей голос был слышен последним, тому и водить. Только не зевайте — как крикнули, сразу надо отбежать от кучки ребят.
Все разбегаются от пятнашки подальше, а он старается кого-нибудь догнать и запятнать, то есть дотронуться на бегу рукой.
Как только он кого-то запятнал и тем самым передал ему свою роль пятнашки, он называет его имя, чтобы все сразу узнали, от кого им теперь убегать.
Главное правило в этой игре такое: новому «пятнашке» нельзя пятнать старого, то есть того, кто его только что запятнал. И это справедливо: во-первых, потому, что старый «пятнашка» оказывается ближе всех к новому и его легче всего запятнать, а во-вторых, потому, что тут старый «пятнашка» имеет возможность остановиться и хоть чуть- чуть передохнуть.
И второе правило. Если кто-то, спасаясь от «пятнашки», в панике убежит за пределы того места, где мы договорились играть, «пятнашка» сразу же кричит его имя, и неудачливый беглец сам становится «пятнашкой».
Скоморох 2:"Перетяжки стенка-на-стенку"
Все участвующие в перетягивании делятся на две примерно равные по силам команды. Далее все играющие становятся в одну линию таким образом, чтобы представляющие разные команды участники оказывались через одного, а все члены одной команды лицом смотрели в одну сторону, а противоположной команды- в другую. Все перетягивающиеся сцепляют свои руки, согнутые в локтях, с локтями соседей-противников. В результате и образуется своеобразная стенка, где каждая из команд старается перетянуть команду соперников в свою сторону, то есть туда, куда обращены лицом игроки этой команды.
Перетягивание обычно начинается по сигналу, а его результаты и команда-победитель определяются по оценкам зрителей. Проигравшими будут названы те, которые оказались оттесненными от исходной линии или те, кто допустили разрыв общей цепочки перетягивающихся.
Скоморох 1:«Чехарда»
Чехарда развивает силу в ногах и руках, ловкость, чувство равновесия и координацию движений, глазомер, смелость и уверенность в себе. Очень полезная игра!
Все участники игры должны выстроиться в линию, так, чтобы расстояние между ними составляло около 1,5 метров. Все игроки, кроме замыкающего цепочку, становятся в полусогнутом положении, опираясь на колено, или же садятся на корточки. Положение участников игры зависит от возраста, их физической подготовки и, собственно, желания.
Игрок, стоящий в конце цепочки начинает перепрыгивать через всех участников по очереди. После того, как он перепрыгнул через игрока, стоящего первым, он также становится на расстоянии от него и принимает нужную позу, а в это время перепрыгивать через участников начинает игрок, оказавшийся в конце цепочки.
Скоморох 2:«Круговая лапта»
На земле чертят круг — это город. Дети делятся на две равные группы: игроки одной идут в город, а другой — остаются в поле. Полевые игроки — водящие. Они с мячом отходят от города, и один из них его прячет. Затем они возвращаются к городу, держа руки кто за спиной, кто в карманах, кто под рубашкой, чтобы нельзя было догадаться, у кого мяч. Все они бегают вокруг города и приговаривают: «Я кого-то ударю, я кого-то ожгу!» Тот, у кого мяч, ждёт удобного момента, чтобы осалить одного из играющих города. Если он бросил мяч и промахнулся, играющие города кричат: «Сгорел, сгорел!» — и он выходит из игры.
Если удар удачный, то полевые игроки разбегаются, запятнанный берёт мяч и бросает его в убегающих. Ему нужно отыграться, запятнать одного из полевых игроков, чтобы игроки города остались на месте. Если он не отыгрывается, играющие меняются местами. Полевые игроки вновь прячут мяч.
Игра продолжается до тех пор, пока одна группа не потеряет всех игроков.
Правила.
1. Игрок города бросает мяч в убегающих, не выходя из круга.
2. Играющие не должны заходить за границу города; тот, кто переступил черту, выходит из игры.
3. Игроки водящей команды не должны задерживать мяч.
Скоморох 1: Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим.
Хоть новому принадлежим.
Скоморох 2: Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед.
Но приданья старины
Забывать мы не должны.
Скоморох 1: Спасибо всем за интересно проведённое время! Думаю, что теперь мы будем не только в футбол играть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как на Масленой неделе (молодецкие игры и забавы)
Игры и забавы для детей начальной школы...
Русские народные промыслы в спортивных играх и забавах
Спортивное мероприятие включающее в себя лучшие традиции нашего народа...
Рабочая программа "Народные игры" 1- 3 класс ФГОС
Рабочая программа по внеурочной деятельности...
Рабочая программа "Народные игры", 4 класс
1. Рабочая программа "Народные игры"...
Презентация "Русские народные игры и забавы"
Описание русских народных игри забав....
Сценарий развлечения для детей от 7 до 14 лет "Петр I и его время. Народные игры и забавы"
Развлечениедля детей от 7-ми до 14-ти лет «Петр I и его время. Народные игры и забавы»Цель: формирование навыков здорового образа жизни через приобщение к истокам народной к...
Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе по теме «Зимние народные игры, забавы».
Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе по теме «Зимние народные игры, забавы». Задачи:Выявить на...