Рабочая программа внеурочной деятельности "Тропинки"
рабочая программа по зож (3 класс)

Мамбетова Райме Харуновна

Программа разработана с учетом тесной связи с учебно – воспитательным процессом школы. Она может быть использована как в классе (полным ее коллективом), так и в группе продленного дня. В ней интегрируются все основные стороны воспитания: патриотическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое.

Цель программы: формирование здорового образа жизни, мотивация на внутреннюю работу с собой, на максимальную жизненную ориентацию «создать самого себя»

Задачи:

  • Воспитать у детей бережное отношение к природе;
  • Обучить основам туризма;
  • Развить навыки общения и творческого сотрудничества в ходе спортивно – познавательной деятельности;
  • Сохранить и укрепить здоровье школьников;
  • Научить организации отдыха без нанесения вреда природе;

В основу разработки программы легли следующие основные принципы:

Постепенность – для овладения любым навыком требуется  много времени;

Природосообразность – принимать ребенка таким, каков он есть;

Демократичность – планирование работы совместно с учащимися;

Равенство – нет дискриминации, оскорблений друг друга, боязни неудач;

Сотрудничество – работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;

Индивидуальности – бережное отношение к его мыслям ожиданиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tropinki.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Тропинки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и реализуется в рамках внеурочной деятельности. Программа  разработана на основе  «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)” под редакцией В. А. Горского, Москва “Просвещение”, 2011 г.,  дополнительной образовательной  программы "Основы туризма"   разработанной  педагогами МБОУ ДОД ЦДЮТЭ:  Мироновой М.С., методистом МБОУ ДОД ЦДЮТЭ Булатовой И.А., зав. отделом МБОУ ДОД ЦДЮТЭ Фещенко Е.Н. Новый Уренгой 2012 г.

Важнейшей стратегической задачей современной школы является всестороннее развитие подрастающего поколения.  Программа «Тропинки» направлена на приобретение учащимися основных знаний о технике и тактике туризма, ориентирования на местности, о своем крае, обучения навыкам краеведческих наблюдений и исследований, оказания первой медицинской помощи.  

   Актуальность данной программы заключается в том, что  туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен всем детям, необходим каждой развивающейся личности, позволяет ребенку социально адаптироваться, формировать чувство коллективизма, взаимовыручки; большинство детей подросткового возраста проявляют повышенный интерес к пешеходному туризму, для некоторых из них, учитывая особенности социально-экономического положения семей нашего города, – это единственная возможность провести свой отдых в выездных туристических лагерях и оздоровительных походах. Подростки должны иметь возможность заниматься активной физической деятельностью, развивать выносливость, ловкость, быстроту, укреплять защитные силы организма, а также знать историю своего края, его флору и фауну; все это говорит о туризме как об уникальном оздоровительном комплексе и важнейшем средстве культурно-патриотического воспитания детей и подростков. В современном мире многократно возросла опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов; туризм же дает возможность для подготовки подростков к действиям в условиях экстремальных ситуаций.

Природа и человек неотделимы друг от друга. Человечество черпает у природы все блага для своего развития. Но часто человек оказавшись на природе не умеет правильно организовать свой отдых, направить его на оздоровление, обезопасить себя от неприятных неожиданностей. В связи с этим возникает явная необходимость в разработке программы, которая направлена на оздоровление, воспитание бережного отношения к природе и организации правильного досуга не нанося ей вреда. Туристическая деятельность учащихся, является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности, значительно расширяя кругозор ребенка. Все эти вопросы решаются в процессе реализации программы «Тропинки».

Программа разработана с учетом тесной связи с учебно – воспитательным процессом школы. Она может быть использована как в классе (полным ее коллективом), так и в группе продленного дня. В ней интегрируются все основные стороны воспитания: патриотическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое.

Цель программы: формирование здорового образа жизни, мотивация на внутреннюю работу с собой, на максимальную жизненную ориентацию «создать самого себя»

Задачи:

  • Воспитать у детей бережное отношение к природе;
  • Обучить основам туризма;
  • Развить навыки общения и творческого сотрудничества в ходе спортивно – познавательной деятельности;
  • Сохранить и укрепить здоровье школьников;
  • Научить организации отдыха без нанесения вреда природе;

В основу разработки программы легли следующие основные принципы:

Постепенность – для овладения любым навыком требуется  много времени;

Природосообразность – принимать ребенка таким, каков он есть;

Демократичность – планирование работы совместно с учащимися;

Равенство – нет дискриминации, оскорблений друг друга, боязни неудач;

Сотрудничество – работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;

Индивидуальности – бережное отношение к его мыслям ожиданиям.

Программа включает три раздела:

I. Основы туризма

Роль туристской деятельности в формировании общей культуры личности, правильного поведения в природе и обществе ,волевые усилия и их значение в походах и на тренировках. Законы, правила, нормы и традиции туризма, традиции своего коллектива.

II. Общефизическая подготовка.                                                                     Основная задача общей физической подготовки – развитие и совершенствование физических моральных и волевых качеств туристов. Всесторонняя физическая подготовка основа для достижения безаварийного и стабильного прохождения маршрутов туристических походов.

III.Ориентирование.                                                                                      Ориентироваться в своем микрорайоне – это значит знать, где находится школа, твой дом, другие жилые дома, магазины, в каких направлениях расположены улицы. Как быстрее дойти до нужного тебе места. Основные направления на стороны горизонта. Способы ориентирования. Компас. Читать спортивные карты.

Программа рассчитана  на 4 года, для учащихся 1 – 4 классов. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу

Формы и методы проведения занятий с детьми очень разнообразны:

1.Игровая .

2.Тематические прогулки.

3.Беседы.

4.Эстафеты.

5.Соревнования

Ожидаемые результаты:    

     Предметные результаты:

  -  умение ориентироваться в окружающем мире, осознание своего места в нем;

  - умение собрать туристское снаряжение;      

  - знание нескольких видов костров и умение развести любой из них;    

  - знание нескольких видов узлов и умение из вязать;

  - умение преодолевать полосу препятствии;

  - обеспечение безопасности в походе;  

  - повышение уровня физического, психического и социального  здоровья.                                                                                                                                                                                                                                                       Личностные результаты: 

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные  результаты являются формированием следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
 Коммуникативные УУД:
-  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-   договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-  контролировать действия партнёра;
-  общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

.Воспитательные результаты внеурочной туристско-краеведческой деятельности школьников распределяются по трем уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о правилах поведения человека в лесу, у водоемов, на болоте, в горах; о правилах передвижения по дорогам; о правилах обращения с огнем; о правилах обращения с опасными инструментами; о правилах общения с незнакомыми людьми; об основных нормах гигиены; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; о рисках и угрозах нарушения этих норм; о действенных способах защиты природы; об истории и культуре родного края.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей, опыта волонтерской (добровольческой) деятельности.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п

Наименование раздела

всего

теория

практика

Первый год обучения

1

Вводное занятие

1

1

2

Основы туризма

10

3

7

3

Ориентирование

6

2

4

4

ОФП

16

2

14

33

8

25

Второй год обучения

1

Организационное занятие

1

1

2

Основы туризма

11

3

8

3

Ориентирование

7

2

5

4

ОФП

15

2

13

34

8

26

Третий год обучения

1

Организационное занятие

1

1

2

Основы туризма

13

4

9

3

Ориентирование

7

3

4

4

ОФП

13

2

11

34

10

24

Четвертый год обучения

1

Организационное занятие

1

1

2

Основы туризма

12

4

8

3

Ориентирование

7

3

4

34

ОФП

14

2

12

34

10

24

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

Первый год обучения

I.Основы туризма    

Теоретическая часть:

Правила туристят. Знакомство с типами костров, умение различать их по рисунку. Знакомство с узлами, их назначение. Рассказ о различных видах препятствий встречающихся на пути туриста, показ рисунков, слайдов.

Инструктаж по технике безопасности и правил поведения при преодолении полосы препятствий.

Практическая часть

Осенняя прогулка в лес. Используя карточку определить тип костра. Завязать узлы: прямой, восьмерка, схватывающий, проводник.

Техника преодоления полосы препятствий «Маятник» , «Переправа по бревну», «Завалы» и «Кочки».

II Общая физическая подготовка

Теоретическая часть

Значение физических упражнений, их влияние на укрепление здоровья и работоспособности. Беседа о режиме дня и личной гигиене. Правила поведения и техника безопасности во время занятий в спортивном зале.

Практическая часть

Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы  дыхательных упражнений. Прыжки со скакалкой. Гимнастические упражнения: передвижение по гимнастической стенке, передвижение по наклонной гимнастической скамейке, лазания и перелазания.

 Эстафеты

Подвижные игры: «Гуси – лебеди» , «Найди свое место», «Волк во рву», «Охотники и утки», «Пройди бесшумно», «День и ночь», «Салки», «Третий лишний», «Пустое место», Воробьи и вороны», «Прыжки по кочкам», «Снайперы», «Удочка», «Вызов номеров».

III Ориентирование

Теоретическая часть

Замечать что тебя окружает

Группы условных знаков

Практическая часть

Прогулка по школе

Схематическое изображение спортивного зала . Игры на ориентирование «Нарисуй фигуру». Нарисовать маршрут от спортивного зала до столовой.

 

Второй год обучения

I Основы туризма

Теоретическая часть

Знакомство с историей развития туризма

Типы костров, выбор костра в зависимости от типа погоды. Приготовление пищи. Виды узлов и их назначение. Все о рюкзаке, правило укладки рюкзака. Техника безопасности при преодолении полосы препятствий. Виды страховки.

Практическая часть

По названиям костров нарисовать костры. Завязывание узлов с контролируемыми узлами. Укладка рюкзака. Отработка техники преодоления полосы препятствий «Маятник», «Переправа», «Кочки», «Завал».

II Общая физическая подготовка

Теоретическая часть

Здоровье и физическое развитие человека.

Практическая часть

Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Общеразвивающие упражнения. Гимнастические упражнения. Прыжки со скакалкой. Равномерный бег для развития выносливости. Преодоление простейших препятствий для развития координации. Встречные эстафеты. Подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Волк во рву»,  «Охотники и утки», «Удочка», «Пустое место», «Борьба за мяч», «Перестрелка», «Салки через ноги», «Зайцы в огороде», «Прыгающие воробушки», «Мяч капитану».

III Ориентирование

Теоретическая часть

Знакомство с компасом.

Стороны горизонта

 Практическая часть

Работа с компасом. Игра «Где север, где юг».

Движение по азимуту, прохождение отрезков.

Построение на бумаге заданных направлений. Упражнения по определению сторон горизонта по местным предметам)

Третий год обучения

I Основы туризма

Теоретическая часть

Понятия о личном и групповом снаряжении. Дисциплина в походе – основа безопасности. О типах костров и правилах разведения костра. Знакомство с новыми узлами и их назначение. Типы палаток и их назначение. ПП и ТБ при преодолении полосы препятствий.

Практическая часть

Укладка рюкзака. Работа со снаряжением. Отработка движения колонной, соблюдения режима движения, правил безопасного движения. Используя карточки определить тип костра и его назначение. Закрепление навыков завязывания узлов на время. Обвязывание с помощью учителя. Техника преодоления полосы препятствий   «Навесная переправа», «Переправа по параллельным веревкам». Отработка техники преодоления препятствий на время.

II Общая физическая подготовка

Теоретическая часть.

Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями, организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

Правило использования закаливающих процедур.

Практическая часть

Комплексы упражнений  на развитие выносливости, быстроты ловкости и прыгучести, развития силы, гибкости.

Встречная эстафета, круговая эстафета, соревнование.

Подвижные игры: «Перекресток», «Бездомный заяц», «Зайцы в огороде», «Мяч ловцу», «Парашютисты», «Прыжки по кочкам»,  «Смена сторон», «Перестрелбол», «Пионербол».

 III Ориентирование

Теоретическая часть

Способы ориентирования. Топографическая и спортивная карта(условные знаки на спортивной карте)

Практическая часть

Работа с картой по компасу. Измерение своего среднего шага. Упражнение на прохождение отрезков различной длины.

Упражнения на запоминание условных знаков. Топографический диктант. Игра по спортивному ориентированию «Найди клад».

Четвертый год обучения

I Основы туризма

Теоретическая часть:

Роль туристических походов, экскурсии в формировании характера человека.

Виды туризма: пешеходный, лыжный, водный, горный.

Правило разведения костра. Меры безопасности.

Туристические законы, заповеди и песни.

Правила по технике преодоления препятствий, штрафы.

Порядок движения группы на маршруте, виды страховки.

Практическая часть

Костры и их назначения. Техника вязания узлов на время с контрольными узлами. Самостоятельное обвязывание. Работа с карабинами. Отработка техники преодоления полосы препятствий на время «Маятник», Переправу по бревну «Кочки», «Завал», «Навесная переправа». Разучивание туристических песен. Полоса препятствий с использованием страховки и специального снаряжения.

Пешеходный туризм – прогулка в лес

II Общая физическая подготовка  

Теоретическая часть

Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.

Практическая часть

Комплексы упражнения на развитие выносливости, быстроты , ловкости и прыгучести, развитие силы гибкости. Кросс – 500 м. Кросс – 1000 м. Эстафеты, соревнования. Подвижные игры «Перестрелка», «Прыжки по кочкам», «Парашютисты», «Снайперы», «Пионербол».

 III Ориентирование         

Теоретическая часть        

Ориентирование с помощью карты в походе. Особенности ориентирования в различных природных условиях. Поведение в случае потери ориентировки. Условные знаки на спортивной карте.

Практическая часть

Чтение карт и определение расстояния. Ориентирование по микрорайону. Составление карты по микрорайону.  Ориентирование с помощью карт в лесу. Игры на ориентирование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. В.М. Куликов, Л.М. Ротштейн "Школа туристских вожаков" - М., 1997 г.
  2. В.Куликов, Ю. Константинов "Топография и ориентирование в туристическом путешествии" - М., 1997 г.
  3. Э.Н. Кадыш "Соревнования туристов. Пешеходный туризм" - М.: Физкультура и спорт 1990 г.
  4. Зубович С.Ф. "О первых шагах в ориентирование" - Мн.: Полымя, 1983 г.
  5. Алексеев А.А. "Питание в туристическом походе" - М., 1995 г.
  6. Физкультура в режиме продленного дня школы - под редакцией С.В. Хрущева М.: Физкультура и спорт 1986 г.
  7. Ю.А. Штюрмер "Краткий справочник туриста" - М.: Профиздат, 1985 г.
  8.  Методические рекомендации: "Проведение и судейство конкурсов на туристических слетах и соревнованиях" - М.: ЦРИБ турист, 19883 г.
  9. Методические рекомендации: "Профилактика туристического травматизма" - М.: ЦРИБ турист, 19883 г.
  10. Методические рекомендации в помощь руководителям кружков и секций спортивного ориентирования: "Уроки ориентирования" - М.: ЦДЮТ РФ, 1995 г.
  11. Л.Е. Куприна "Туризм, экология, рекреация" - Т.: ЦДЮТ Тюм. Обл., 1996 г.
  12. Методические рекомендации: "Начальная туристическая и судейская подготовка в туристической секции" - М.: ЦРИБ турист 1985 г.
  13. В.И. Тыкул "Спортивное ориентирование " пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений - М.: Просвещение, 1990 г.
  14. П.И. Булай "Первая помощь при травмах, несчастных случаях и некоторых заболеваниях" - Минск, Беларусь, 1989 г.
  15. Л. Ганиченко "Котелок над костром" - М.: И.д. Вокруг света, 1994 г.
  16. Л.Е. Куприна "Друзья природы" (юным туристам-экологам) - Т.: ЦДЮТ Тюм. обл., 1996 г.
  17. Богоявленский и др. "Друзья природы" советы юным туристам-краеведам - М.: Молодая гвардия, 1965 г.
  18. "Отечество" , Альманах, 2 выпуск - М.: ЦДЮТ РФ, 1995 г.
  19. Карел Патомис "Дети на отдыхе" - М.: Культура и традиции, 1995 г.
  20. Константинов Ю.С. "Туристические соревнования учащихся " - М.: ЦДЮТ РФ,1995 г.
  21. И.Н. Крайнева "Узлы: простые, забавные, сложные" - С.-Пт.: Кристалл, АОЗТ "Невский клуб", 1997 г.
  22. А.Д. Викулов, И.М. Бутин "Развитие физических способностей детей" - Ярославль: Гринго, 1996 г.
  23. Ф.Г. Богаутдинова "Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе" - М.: ЦДЮТ РФ, 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...