Кинезиологические упражнения на уроках в начальной школе
статья по зож (3 класс)
Использование кинезиологических упражнений на уроках в начальной школе для сохранения физического и психического здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кинезиологические упражнения | 45.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Федотова Светлана Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №42 г. Белгорода
Кинезиологические упражнения на уроках в начальной школе
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на его пальцах».
С раннего детства с ребенком родители, а позже воспитатели занимаются пальчиковой гимнастикой. Она способствует овладению навыками мелкой моторики, помогает развивать речь, повышает работоспособность коры головного мозга, развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
«Вот идет по полю гусь, он не страшный ты не трусь. Он тебя совсем не тронет, только клюв к земле наклонит».
«Шел баран по крутым горам. Вырвал травку, положил на лавку» (указательный палец и мизинец обеих рук имитируют шаг, остальные пальцы согнуты и прижаты к ладоням).
«Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки.
Увидала комара ,закричала: ква-ква-ква» (указательный палец и мизинец поднять вверх и держать полусогнутыми; средний и безымянный - прижать к ладони большим пальцем).
- «Гусь» - «Баран» - «Лягушка»
Нет детей, которые хотели бы учиться плохо. Но есть дети, у которых не получается учиться хорошо. В начальной школе простые упражнения на уроке или на дополнительных занятиях в форме зарядки или игрового задания помогают справиться с некоторыми проблемами. Главное понимать, что все в организме человека взаимосвязано и успех ребенка зависит от того, насколько хорошо он умеет собой управлять.
Виды кинезиологических упражнений:
- Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
- Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
- Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
- При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
- Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Применение кинезиологических упражнений в начале занятий способствуют более быстрой настройке детей на урок, улучшает концентрацию внимания. После динамической паузы с применением телесных упражнений и упражнений на мелкую моторику улучшается работоспособность, координация движений, снимается напряжение с мышц рук. Использование упражнений на релаксацию, дыхательных упражнений в конце занятия снимает напряжение и утомление после интенсивной интеллектуальной деятельности.
Необходимо обратить внимание еще на несколько важных моментов в проведении подобных упражнений. Во время урока проводить такие упражнения рекомендуется при проведении стандартной учебной работы. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно.
Вот несколько примеров таких упражнений:
- «Массаж ушных раковин». Эффективно борется с плохим настроением и усталостью, укрепляет иммунную защиту организма, активизирует мозговую деятельность, обостряет внимание и память.
«Уши сильно разотрем и погладим, и помнем» (сделайте массаж мочки ух, потом всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками).
- Кулак-ребро-ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь)
- «Глазки».. «Треугольник, круг, квадрат нарисуем мы подряд». Нарисовать глазами геометрические.
- «Дышим носом».
«Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой».
Исходное положение – о.с.
1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;
2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, делать тихий продолжительный выдох.
- Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).
Таким образом, кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности. Использование кинезиологических упражнений способствует не только развитию умственных способностей и физического здоровья, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. Облегчают процесс письма. Развивают творческие способности на основе наглядно-образного мышления, стабилизируют психику, развивают интуицию, улучшают память, повышают интеллектуальные возможности, помогают преодолевать математические трудности, активизируется работа головного мозга.
Список литературы:
1. Деннисон Пол И., Деннисон Гейл И. Гимнастика мозга. Руководство для педагогов и родителей. М., 1999.«Образовательная Кинесиология для детей». М., 1984.
2. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ. Сфера, 2001. 3. Ханнафорд К. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Пер. с англ. М., 1999 г.
3 Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координация движений рук. - М., 2003.
4. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. –М.:ВНИИФК,1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: "Комплекс упражнений, применяемых на уроках в начальной школе для повышения и концентрации внимания"
Данный комплекс упражнений может применяться на уроках в начальной школе....
Фрагмент урока "Использование коррекционных упражнений на уроках в начальной школе"
Фрагмент урока: Использование коррекционных упражнений на уроках в начальной школе. Цели:Коррекционно-образовательнаярасширить словарный запас детей.автоматизировать словарь по теме. «Зима»...
Разработка упражнений для отдыха на уроках в начальной школе
Упражнения для отдыха включают: дыхательные упражнения, упражнения для глаз, релаксацию. Все эти упражнения я использую на уроках....
Нейропсихология на урока в начальной школе Упражнения для синхронизации полушарий головного мозга
Полученные знания в области нейропсихологии детского возраста помогли найти разумные объяснения истоков трудностей и проблем, лежащих в основе неуспеваемости детей современной начальной школы и опреде...
"Игры и упражнения на уроках в начальной школе, способствующие активизации познавательной деятельности умственно отсталых школьников" .
quot;Игры и упражнения на уроках в начальной школе, способствующие активизации познавательной деятельности умственно отсталых школьников"...
Упражнения по динамическому чтению на уроках в начальной школе как средство развития внимания, памяти, речи, скорости чтения учащихся
Чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. В начальной школе дети испытывают большую трудность в овладении навыком быстрого...
«Применение кинезиологических упражнений в работе учителя начальных классов».
laquo;Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого полу...