Конспект занятия в ГПД на тему "Безопасность на природе"
методическая разработка по зож (1 класс)
В конспекте рассматриваются правила поведения на природе: когда заблудился, во время грозы, во время пожара. Даются детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, змеями.
Вспоминаем с детьми опасности, которые их поджидают, когда они с родителями выезжают в лес. Закрепляем основные правила безопасности в лесу. Учимся отличать съедобные грибы от несъедобных грибов.
Закрепить знания о том, что в лесу нельзя трогать незнакомые растения, они могут оказаться ядовитыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_zanyatiy_v_gpd._bezopasnost_na_prirode._my_v_lesu.docx | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ 1 КЛАССОВ В ГПД.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Тема: «Безопасность на природе»
«Мы в лесу»
Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений, умение действовать в определенных чрезвычайных ситуациях.
Задачи:
- Знакомить детей с правилами поведения на природе: когда заблудился, во время грозы, во время пожара.
- Дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, змеями.
- Вспомнить с детьми опасности, которые их поджидают, когда они с родителями выезжают в лес.
- Закрепить основные правила безопасности в лесу.
- Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения.
- Воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки.
- Уметь отличать съедобные грибы от несъедобных грибов.
- Закрепить знания о том, что в лесу нельзя трогать незнакомые растения, они могут оказаться ядовитыми.
Словарь: вороний глаз, лесной ландыш, пижма, лютик, клещ, гадюка, уж, гроза, гром, молния, ливень.
Материалы: иллюстрации к русской народной сказке «Маша и медведь» и к сказке «Три медведя», иллюстрации на тему «гроза, гром, молния», иллюстрации на тему «пожар в лесу», иллюстрации «съедобные и несъедобные грибы», иллюстрации «насекомые», иллюстрации «змеи», иллюстрации «ядовитые растения», письмо от незнайки, репродукции картин К. Маковского «Дети, бегущие от грозы» и К. Айвазовского «гроза».
Предварительная работа: восприятие художественной литературы: сказки «Маша и медведь» и «Три медведя».
Ход занятия:
Воспитатель:
«Всем говорю я «Здравствуйте!»
С добрым утром, друзья!
День наступил прекрасный
Потому что в нем вы и я!»
Воспитатель: Ребята, когда я сегодня входила в школу, то встретила почтальона. Почтальоны что делают? (ответы).
Воспитатель: Правильно, разносят почту. Когда почтальон узнал, что я иду в группу продленного дня 1 класса, он попросил, чтобы я предала письмо ребятам из этой группы. Ведь это же наша группа? (ответы).
Воспитатель: Тогда это письмо для вас. Оно от Незнайки из Цветочного города. Давайте его прочитаем!
Письмо от Незнайки:
«Дорогие ребята, здравствуйте! Пишет вам Незнайка из Цветочного города. Хочу попросить у вас помощи. На улице наступила весна, стало тепло и мне очень хочется побывать в лесу, но мой друг Знайка говорит, что в лесу человека подстерегают опасности. Вы ходите в школу и много чего знаете. Ребята, помогите мне разобраться, что за опасности могут ожидать меня в лесу?»
Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке? (ответы).
Воспитатель: Предлагаю отправиться в лес на поезде. И чтобы нам приятнее и веселее было добираться до леса, мы сделаем с вами весёлый массаж спины.
Друг за другом становитесь детвора,
На прогулку в весенний лес
Отправляться нам пора.
Воспитатель: Встаем все друг за другом в веселый паровозик. А во время движения мы будем делать друг другу весёлый массаж спины. Тихонечко будем гладить своими ладошками и пальчиками спинки впередистоящих ребят. Вот так. Только не толкайтесь. (воспитатель показывает движения).
Пальчиковая гимнастика «Паровозик»
Чух, чух, пыхчу, пыхчу, ворчу,
Стоять на месте не хочу!
Чух, чух, пыхчу, пыхчу, ворчу,
Стоять на месте не хочу!
Колёсами стучу, стучу
Колёсами стучу, стучу
Садись скорее, прокачу!
Чу-чу-чу!
Паровоз привёз нас в лес,
Полный сказок и чудес!
Воспитатель: Вот мы и приехали в лес. Присаживайтесь.
Воспитатель: Но, какие же здесь могут быть опасности? (ответы).
Воспитатель: Давайте вспомним сказки «Маша и медведь» и «Три медведя». Кто помнит, что произошло в этих сказках? (ответы).
Воспитатель: Правильно. И в той и в другой сказке девочка заблудилась в лесу. Значит, первая опасность, которая может подстерегать нас в лесу – это возможность заблудиться.
Воспитатель: Что же надо делать, чтобы не заблудиться в лесу? (ответы).
Воспитатель: Правильно! Правило номер 1: Чтобы не заблудиться, не ходи в лес один.
Воспитатель: Ребята, но ведь и Машенька была не одна в лесу, а с подружками, а все равно заблудилась. Почему? (ответы).
Дети: Машенька ушла от подружек, собирая ягоды.
Воспитатель: Так как же нужно вести себя в лесу, если ты пришел с родителями?
Дети: Надо держаться вместе.
Воспитатель: Правильно! Правило номер 2: В лесу нужно держаться вместе. Как только потеряешь из вида родителей или друзей, кричи громче, что бы можно было найти друг друга по голосу.
Когда вы заблудитесь в темном лесу
И встретите злую сову,
Вы крикните, только погромче, "АУ!"
И вам отзовется "АУ!"
Воспитатель: Попробуем крикнуть «АУ!»?
Дети кричат : «АУ!».
Воспитатель: Молодцы! Ребята, не смотря на то, что Машенька потерялась, она не растерялась, пошла по лесу и набрела на избушку. Если вы заблудились в лесу, не поддавайтесь панике, не бегите, куда глаза глядят.
Присядьте, внимательно прислушайтесь к звукам, может быть, откуда-нибудь слышатся шум машин, поездов, лай собак, говорящие о близости людей. Постарайтесь понять, откуда идет звук, и идите, в этом направлении. Если звук становится громче — вы идете правильно. Самое главное знайте – вас обязательно найдут!
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Можно – нельзя».
Дидактическая игра «Можно – нельзя»
Воспитатель: Я сегодня захватила с собой геометрические фигуры. Что это за фигура? (показывает круг).
Дети: круг.
Воспитатель: А какого цвета? (в руках два круга красного и зеленого цвета).
Дети: красного и зеленого.
Воспитатель раздает детям круги: один красный и один зеленый.
Воспитатель: Ребята, сейчас я буду называть вам разные ситуации, а вы будите поднимать вверх круги. Если это можно делать, то поднимайте вверх зеленый круг, а если этого нельзя делать, то поднимайте вверх красный круг.
Предлагаемые детям ситуации:
— Ходить одному в лес за грибами, да за ягодами.
— Бегать в панике по лесу, если потерялся.
— Ходить с родителями в лес.
— Убегать от родителей, увидев в чаще леса красивую полянку.
— Кричать «АУ!», если потерялся.
Воспитатель: Молодцы! Хорошо справились! А теперь отправляемся дальше. Какая же ещё опасность нас может подстерегать в лесу? (ответы).
Воспитатель: Послушайте загадку:
Меня никто не видит, но всякий слышит,
А спутницу мою всякий может видеть,
Но никто не слышит. (гром и молния).
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Гром и молния или можно сказать гроза – это вторая опасность в лесу.
Гроза наступает обычно внезапно. При ясной и тихой погоде небо вдруг быстро заволакивается темными тучами. Начинает дуть сильный ветер, льет ливень, сверкает молния и раздается гром. Посмотрите на детей, которых в поле застала гроза. (репродукция картины К. Маковского «Дети, бегущие от грозы»).
Воспитатель: Если гроза застала вас в поле, лучше переждать в низине, можно лечь в овраг. В лесу укрываться во время грозы лучше под кустарниками, невысокими деревьями. Чтобы в вас не попала молния, металлические предметы нужно выбросить из рук.
На море грозы бывают чаще ночью, чем днем. Посмотрите какая гроза, изображена на этой картине. (репродукция картины К. Айвазовского «Гроза»). Если гроза застала вас в воде, немедленно выходите на берег: при попадании молнии в воду вы можете пострадать.
Знает вся моя деревня,
Знают все мои друзья,
Что под высокие деревья
От молний прятаться нельзя.
Пусть далеко идти до дома,
Но там, друзья, неведом страх,
И я бегу из водоема
И прячусь от грозы в кустах.
Воспитатель: Гроза опасна сильными разрывами молний, которые могут вызвать пожары, загорание деревьев, гибель животных и людей. В поле, на лугу молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена. Запомните: молнии реже поражают берёзу, чаще – дуб.
Воспитатель: Если молния попадет в дерево, то оно может загореться и начаться пожар. Это уже третья опасность, подстерегающая нас в лесу. Но пожар в лесу может начаться не только из-за молнии. Из-за чего ещё, ребята, может начаться пожар в лесу? (ответы).
Воспитатель: Причиной лесных пожаров становится, прежде всего, небрежность и неосмотрительность людей или шалости детей из-за брошенной горящей спички.
Воспитатель: Ребята, чтобы не случилось беды - пожара:
1. Костер разводите только со взрослыми.
2. Никогда не поджигайте сухую траву и листья.
3. Не оставляйте рядом с костром свою одежду.
4. Не стоит разводить костры очень большие и при сильном ветре, так как искры могут зажечь соседние деревья.
5. Уходя надо убедиться, что костер, потушен. Нельзя оставлять тлеющие угли - налетевший ветер может раздуть из них пламя.
6. Лучше всего залить костер водой или засыпать землей.
7. Опасно находиться возле костра с распущенными волосами.
Но если пожар все - таки начался, быстро выбегайте из леса. Бежать нужно в ту сторону, откуда дует ветер. Выйдя из леса, сообщите о пожаре взрослым!
Воспитатель: Ну, и, конечно же, раз мы в лесу, то тут живут разные звери. Лес – их дом. И мы, придя в гости к ним домой, должны вести себя хорошо: не шуметь, не кричать, не разорять птичьих гнезд. И вообще не подходить близко к диким лесным зверям: волкам, медведям, лисам.
Воспитатель: Ребята, а к лягушкам мы можем подойти поближе и рассмотреть их? (ответы).
Воспитатель: Помните, мы с вами недавно играли в игру «Две лягушки». Предлагаю вам снова поиграть в неё.
Подвижная игра «Две лягушки»
Видим, скачут по опушке
(Повороты в стороны)
Две зеленые лягушки.
(Полуприседания вправо-влево)
Прыг-скок, прыг-скок,
(Переступание с носка на пятку)
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
(Руки на поясе, полуприседания вправо-влево)
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет,
(Ходьба на месте)
Всем друзьям физкультпривет!
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а если на вашем пути появится змея, её стоит опасаться или нет? (ответы).
Воспитатель: Змеи никогда не нападают первыми и всегда стремятся избежать встречи. Змея может укусить лишь в том случае, если на неё нападают или случайно наступают. Поэтому не следует ходить по лесу в открытой обуви.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, перед вами две змеи: гадюка и уж. Посмотрите внимательно, чем они отличаются друг от друга? (ответы).
Воспитатель: У ужа на голове есть желтые полоски, а у гадюки нет. Укус гадюки ядовит. Уж не ядовит, но лучше к нему тоже не подходить.
Собирали мы бруснику,
Вдруг увидели змею,
Папа нам сказал: «Без криков!
Пусть ползет в нору свою.
Хоть малышка и не злюка,
Но опасен ее яд,
Это – черная гадюка,
А не безобидный гад.
Голова – без желтых пятен
Или белых – знай, не уж,
Уж – он более приятен,
И не ядовит к тому ж.
Но ходить по лесу надо
Детки, лучше в сапогах,
Мало ли какие гады
Могут быть в траве, в кустах?
Если заросла дорожка,
Веткой травку вороши,
Так хоть медленней немножко,
Но спокойней для души.
Воспитатель: Что же делать, если вас укусила змея? Прежде всего надо рассказать об этом взрослым и срочно вызвать врача. До приезда врача следует лечь в постель и выпить тёплого чая. Если змея укусила вас в руку или в ногу, то они должны быть не подвижны.
Воспитатель: наряду со змеями опасаться следует и некоторых пауков и насекомых. К счастью ядовитых пауков в наших краях нет. А вот укусы ос, пчёл и их родственников (например, шмелей) могут быть очень опасны, особенно если укусы были в шею или лицо. При укусе насекомого надо удалить жало, а ранку промыть содовым раствором.
Воспитатель: Предлагаю вам отгадать загадки про насекомых.
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком. (Пчела)
Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (Оса)
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит.
Случай не упустит,
Сядет и укусит. (Комар)
Кто над нами
Вверх ногами?
Ходит - не страшится,
Упасть не боится? (Муха)
Воспитатель: Каких насекомых вы еще знаете? (ответы).
Воспитатель: Насекомые хоть и приносят пользу, но от них можно еще и пострадать. Поэтому нужно знать, как от них защищаться. Надо хранить продукты в закрытой посуде. Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки, рубашку с длинными рукавами и головной убор. Надо быть острожными и внимательными в лесу. Ни в коем случае не трогать осиное гнездо. Осы вылетят и будут жалить. Стараться быть спокойными, если возле вас летает пчела, не надо махать руками, нужно просто перейти в другое место.
Воспитатель: Опасное насекомое – клещ: он впивается под кожу. Обязательно после прогулки нужно осматривать тело, нет ли на нем клещей. Клещ является разносчиком инфекционной болезни, поэтому человек может заболеть.
За насекомыми нужно наблюдать, за их внешним видом, повадками. Но не надо брать их в руки: вы можете навредить насекомому и сами пострадать от его укусов.
Насекомые приносят пользу и к ним нужно относиться бережно. Все они по–своему полезны.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы!
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (гриб)
Дети: Гриб.
Воспитатель: Конечно, это гриб. А могут ли грибы представлять для нас опасность в лесу? (ответы).
Воспитатель: Не все грибы наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. Если человек съест их, у него наступит отравление, а иногда и смерть. А можно ли есть сырые грибы? (ответы).
Воспитатель: Как можно приготовить грибы, чтобы их можно было есть? (ответы).
Дети: Сварить, пожарить, посолить.
Воспитатель: Хорошо. А знаете ли вы, какие грибы ядовитые? (ответы).
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Съедобный грибок положи в кузовок» и узнаем, насколько хорошо вы разбираетесь в грибах.
Подвижная игра «Съедобный грибок положи в кузовок»
Картинки с грибами раскладываются на полу по группе. Задача детей собрать только съедобные грибы.
Воспитатель: Ребята, на полу остались только ядовитые грибы? (ответы).
Воспитатель: А ядовитые грибы можно срывать, топтать? Почему? (ответы).
Воспитатель: Запомните, ребята, грибы, которые вы не знаете, не трогайте, не топчите, не сбивайте. Все грибы в лесу нужны: то белочка грибок съест, то ёжик, а мухоморами, например, лоси лечатся.
Воспитатель: А сможете ли вы на слух определить о каком грибе я говорю?
Грибные загадки:
Растут в лесу сестрички –
Рыжие … (лисички).
И под старою сосною,
Где склонился пень – старик,
Окружен своей семьею,
Первый найден … (боровик).
Я в красной шапочке расту
Под стройною осиною,
Меня узнаешь за версту.
Зовусь я …. (подосиновик)
В лесу под березой крошка –
Только шапка да ножка. (подберезовик).
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек.
Собирай, не мешкай,
Это … (сыроежки).
На пеньке сидят ребята,
Называют их … (опята).
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый … (мухомор).
В лесу есть грибы, что не надо искать,
Много растет их на каждой полянке,
Но эти грибы нельзя трогать и брать –
Яд в них опасный. Это - … (поганки).
Воспитатель: Вот столько мы уже знаем о безопасности в лесу. Но кое о чем мы позабыли – о ядовитых растениях, которые нам могут встретиться в лесу.
Воспитатель: Если вы, ребята, увидите красивое незнакомое растение, не спешите его срывать: оно может быть ядовито.
Воспитатель: Не жуйте первую попавшуюся травинку, она тоже может быть ядовита. А придя с прогулки из леса, обязательно вымойте руки с мылом.
Воспитатель: Давайте рассмотрим картинки ядовитых растений, которые могут вам повстречаться.
Рассматривания растений: ландыш. У ландыша ягоды и корни ядовиты.
Пижма. Она цветет желтыми цветами. Это растение ядовито.
Лютик едкий. Это растение имеет мелкие желтые цветки. Лютик едкий ядовит, особенно когда цветет.
Купальница европейская. Растение ядовито, особенно корневище.
Вороний глаз. У него ядовиты и ягода, и стебель, и листья, и корневище.
Волчье лыко. Это опасное растение. В его ягодах содержаться сильные яды. Даже несколько ягод могут оказаться смертельными для человека.
Воспитатель: Вы должны помнить, что лучшее средство защиты от ядовитых растений – не трогать ни один цветок, ни один кустарник, если они тебе не знакомы, потому что опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям: вызвать ожог кожи с пузырями и трудно заживающими ранами.
У некоторых детей есть привычка покусывать и жевать любую травинку. Это очень вредная привычка! Запомните: стебли, листья и цветы многих растений ядовиты и могут нанести непоправимый вред здоровью.
Воспитатель: Чтобы лучше запомнить ядовиты растения, предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний».
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Ромашка, колокольчик, ландыш, василек.
Лютик едкий, ромашка лекарственная, подорожник, тысячелистник.
Верба, сирень, волчье лыко, черемуха.
Пижма, одуванчик, мать-и-мачеха, крапива.
Роза, тюльпан, астра, вороний глаз.
Воспитатель: Спасибо, ребята, вы хорошо справились и помогли Незнайке.
Я думаю, он теперь с удовольствием пойдет в лес и будет соблюдать там все правила безопасности, о которых мы сегодня разговаривали. Я напишу ответ Незнайке и отправлю ему в Цветочный город. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Вернемся также на поезде.
Пальчиковая гимнастика «Паровозик»
Чух, чух, пыхчу, пыхчу, ворчу,
Стоять на месте не хочу!
Чух, чух, пыхчу, пыхчу, ворчу,
Стоять на месте не хочу!
Колёсами стучу, стучу
Колёсами стучу, стучу
Садись скорее, прокачу!
Чу-чу-чу!
Воспитатель: Ну, вот мы и в группе.
Вам понравилось сегодняшнее путешествие? (ответы).
А что особенно запомнилось? (ответы).
Вы запомнили, что надо делать, если заблудились? (ответы).
А что надо делать, если в лесу вас застигла гроза? (ответы).
А как предотвратить лесной пожар? (ответы).
Как обезопасить себя от змей и клещей? (ответы).
Какие грибы нельзя собирать? (ответы).
Как обращаться с незнакомыми растениями? (ответы).
Воспитатель: Вы, ребята, сегодня большие молодцы! Теперь можете и отдохнуть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного логопедического занятия "Времена года, круговорот воды в природе и безударные гласные"
Трудно ли объединить общей идеей то, что на первый взгляд кажется несовместимым? Нет! Нужно только широко глядеть на мир, воспринимать его целостным и неделимым, а главное не бояться перемен!...
"Волшебница - вода". Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе" 1 класс
Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе". 1-2 класс.На занятии ребята узнают, какое путешествие совершает капелька, с помощью интересных опытов смогут увидеть некоторые эт...
Конспект занятия по логопедии "Живая и неживая природа"
Данное занятие поможет молодому спецмалисту в разрабтке подобных занятий...
Конспект занятия внеурочной деятельности "Природа и фантазия" : Работа с ватными дисками. Изготовление ромашки.
Конспект занятия и презентация по изготовлению ромашки из ватных дисков на внеурочной деятелности "Природа и фантазия". поэтапное объяснение изготовления ромашки....
Живая и неживая природа. Конспект занятия по "Экологии". 1 кл
Живая и неживая природа. Конспект занятия по "Экологии"...
конспект занятия "На полянке мы гуляем и природу охраняем"
Внеклассное занятие по экологическому воспитанию "На полянке мы гуляем и природу охраняем"...
Конспект занятия "Мы друзья природы" (Экологический фестиваль "Дети России за сохранение природы")
Конспект занятия для детей летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей, посвященный Всемирному дню защиты окружающей среды в рамках Всероссийского экологического фестиваля "Дети России...