Социальный проект «Здоровое питание и режим дня школьника как наиважнейшая часть здорового образа жизни»
проект по зож (4 класс)

Шахова Ольга Владимировна

Проведённые в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья детей и молодёжи России. Одной из основных причин такого положения является то, что у подрастающего поколения не сформирована устойчивая мотивация на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и нет ясного понимания, как следует заботиться о своём здоровье. Школьники не всегда могут противостоять негативному влиянию со стороны окружающей среды. Развитие информационных технологий, ускорение темпов жизни также повышают требования к физической и психической выносливости детей. Важными факторами поддержания здоровья являются качество жизни и ЗОЖ (здоровый образ жизни) человека, внешней среды и заболеваниям, рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха. Пересмотреть некоторые взгляды в этом направлении явилась основной причиной создания моего проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ershinskiy_egor.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД»

 ГОРОДА САФОНОВО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ

КОНФЕРЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ШАГ В НАУКУ»

СЕКЦИЯ «Первые шаги в науку»

«Здоровое питание и режим дня школьника как наиважнейшая часть здорового образа жизни»

Социальный проект

Автор: Ершинский Егор,                                                                    

Обучающийся 4 класса

МБОУ «Начальная школа – детский сад»

г. Сафоново

Руководитель: Шахова Ольга Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ «Начальная школа – детский сад»

г. Сафоново

г. Сафоново

2021

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Актуальность…………………………………………………………………….3

Цель и задачи проекта…………………………………………………………..4

Кадровое обеспечение проекта…………………………………………………4

Содержание и механизм реализации проекта…………………………………4

Материально – техническое и финансовое обеспечение……………………..6

Ожидаемые результаты…………………………………………………………6

Формы и методы реализации проекта……………………………………….…7

Глава 1. Сбор информации ………………………………………………...……7

  1. Что такое здоровое питание? ……………………………………………7
  2. Режим дня школьника – залог здоровья….…………………………………..………7
  3.  Утро: сборы в школу и зарядка…………………………………………………………..……8
  4. Вредные продукты …………………………………….....………………9

Глава 2. Анкетирование одноклассников ….………………..…….…...……..10

Глава 3. Проведённые мероприятия………………………………….……..…11

Заключение……………………………………………………….……..……….16

Список используемых информационных ресурсов……………..…………….17

Приложения………………………………………………………..…………….18


 «Здоровое питание и режим дня школьника как наиважнейшая часть здорового образа жизни»

Социальный проект.

Введение

Я уже довольно длительное время хожу в спортивную секцию футбола.

Когда мы только начинали заниматься, некоторые из нас были не худыми. Но полнота была какая-то странная: кожа на боках, животе и бёдрах выглядела не подтянутой, а обвисшей, похожей на «апельсиновую корку». Как мы узнали позже, это целлюлит.

После нескольких месяцев тренировок ситуация изменилась, но не очень значительно: кожа подтянулась, но всё равно обвисала.

Нам стало интересно, почему, испытывая физические нагрузки, наше тело не приобрело должной упругости? Мы обратились со своей проблемой к тренеру, который, задал нам вопрос: «Правильно ли мы питаемся и придерживаемся ли хоть какого-то режима дня?»

Актуальность.

Проведённые в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья детей и молодёжи России. Одной из основных причин такого положения является то, что у подрастающего поколения не сформирована устойчивая мотивация на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и нет ясного понимания, как следует заботиться о своём здоровье. Школьники не всегда могут противостоять негативному влиянию со стороны окружающей среды. Развитие информационных технологий, ускорение темпов жизни также повышают требования к физической и психической выносливости детей. Важными факторами поддержания здоровья являются качество жизни и ЗОЖ (здоровый образ жизни) человека, внешней среды и заболеваниям, рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха. Пересмотреть некоторые взгляды в этом направлении явилась основной причиной создания моего проекта.

Цель проекта:

формирование потребности в здоровом образе жизни школьников.

Задачи проекта:

  1. Выяснить, насколько хорошо школьники  знают правила здорового питания и режим дня школьника и выполняют ли их.
  2. Проанализировать литературу о продуктах здорового и нездорового питания.
  3. Проанализировать литературу о правильном режиме дня школьников.
  4. Подготовить информационные материалы по принципам здорового питания.

Кадровое обеспечение проекта

Содержание и механизм реализации проекта

Действия

Исполнители

Сроки

1 этап

Подготовительный

1.

Сбор информации и её обработка. Банк данных по проблеме правильного питания и о режиме дня школьника.

Ершинский Егор,

тренер, классный руководитель,

родители

Сентябрь 2020 г.

2 этап

Реализация проекта в рамках программы воспитательной работы учреждения

2.

Анкетирование членов футбольной команды

Ершинский Егор, классный руководитель,

родители

Октябрь 2020 года

3.

Консультация у медицинского работника спортивной школы

Ершинский Егор, классный руководитель

Ноябрь 2020 года

4.

Анализ результатов.

Ершинский Егор, классный руководитель родители

Декабрь  2020 года

5.

Презентация проекта перед обучающимися 4 класса «Здоровое питание и режим дня школьника как наиважнейшая часть здорового образа жизни»

Ершинский Егор, классный руководитель

19 января  2021 года

6.

Выступление на родительском собрании перед родителями 4 класса.

Ершинский Егор, классный руководитель,

родители

19 февраля  2021года

3 этап

Аналитическое исследование эффективности проектной деятельности

4 этап

Презентация проекта «Здоровое питание и режим дня школьника как наиважнейшая часть здорового образа жизни»

Материально – техническое и финансовое обеспечение

  •  Материально – техническая база школы;
  •  Привлечение родителей к оказанию посильной помощи;
  •  Бюджет школы;
  •  Спонсоры.

Ожидаемые результаты.

Реализация проекта позволит ученикам нашего класса:

  • ориентироваться в ассортименте продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
  • оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
  • составить режим дня;
  • улучшить состояние своего здоровья.


Формы и методы реализации проекта

Глава 1. Сбор информации.

Я уже довольно длительное время хожу в спортивную секцию футбола.

Когда мы только начинали заниматься, некоторые из нас были не худыми. Но полнота была какая-то странная: кожа на боках, животе и бёдрах выглядела не подтянутой, а обвисшей, похожей на «апельсиновую корку». Как мы узнали позже, это целлюлит.

После нескольких месяцев тренировок ситуация изменилась, но не очень значительно: кожа подтянулась, но всё равно обвисала.

Нам стало интересно, почему, испытывая физические нагрузки, наше тело не приобрело должной упругости? Мы обратились со своей проблемой к тренеру, который, подумав, провёл своеобразный опрос, цель которого была выяснить, правильно ли мы питаемся и придерживаемся ли хоть какого-то режима дня?

  1. Что такое здоровое питание?

Я узнал, что современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты - источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее одного- полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков. Питание школьников должно быть сбалансированным. Питание школьников должно быть оптимальным. Питание школьников должно быть рациональным.

  1. Режим дня школьника – залог здоровья.

Правильно составленный режим дня - это залог отличного самочувствия школьника, успеваемости на уроках, хорошего настроения. Если ребенок высыпается, вовремя кушает, не устает от учебы, получает достаточно времени на отдых, можно говорить о том, что распорядок составлен удачно. Особенно важно организовать правильное расписание после каникул, когда дети расслабились и не сразу готовы к четкому почасовому режиму. 

Школьник быстрее привыкнет и втянется в учебный процесс, если его время расписано по минутам, но с перерывами на тот отдых, который он сам предпочитает (прогулки, спорт, любимое хобби). Важно учитывать возрастные особенности и увлечения детей, оставлять возможность свободного выбора - не переусердствуйте с правилами и ограничениями. Самая интенсивная работоспособность наблюдается с 11:00 до 13:00, а также с 16:00 до 18:00. В зависимости от возраста и психологических особенностей эти показатели могут отличаться.

Чтобы задать удачный ритм дню, обязательно предусмотрите все самые важные элементы режима:

  • Регулярное питание - завтраки, обеды, ужины.
  • Полноценный сон, исходя из возраста и потребностей организма.
  • Учеба в школе и выполнение домашних заданий.
  • Активный отдых с прогулками на свежем воздухе, а также зарядка или спорт.
  • Время для увлечений и игр.
  • Посильная помощь по дому.
  1.   Утро: сборы в школу и зарядка

Утро начинается с умывания, зарядки, завтрака. Подготавливать форму и собирать рюкзак рекомендовано с вечера, чтобы в утренней спешке ничего не забыть. Принимать душ лучше утром - так проще избавиться от сонливости и подготовиться к предстоящим умственным нагрузкам. Если душ запланирован на вечер, помните об утреннем умывании, чистке зубов. Гимнастикой лучше заниматься сразу после пробуждения на открытом воздухе или в проветренной комнате. Главное, включить в список упражнения, полезные для осанки, мышц шеи, рук, плечей и ног. Дополнительно об этом проконсультируйтесь с учителем физкультуры, врачом. Зарядка полезно влияет на обмен веществ, нервную систему, общее самочувствие. На гимнастику и умывание стоит выделить полчаса.

Организуйте разнообразное, полезное питание. Завтрак должен включать горячую и сытную пищу, проходить размеренно, без спешки, разговоров, просмотра телевизора. В школу следует идти прогуливаясь, не торопясь. Если вы отвозите детей на машине, все равно остановитесь не доезжая до нее - оставьте 10-15 минут на прогулку.

Таким образом, утро распланируйте так:

  • 07:00 - пробуждение.
  • 07:00 - 07:30 - зарядка и умывание.
  • 07:30 - 07:50 - завтрак.
  • 07:50 - 08:20 - дорога в школу.
  1. Вредные продукты.

Пообщавшись, мы узнали, что многие из нас очень любят и даже злоупотребляют чипсами, сухариками, разными снэками, а также сладостями. Всё это мы запивали «Пепси», «Кока-Колой» и др. Правильным же питанием (каша по утрам, суп на обед и т. п.) большинство пренебрегали. Изучив литературу по этому вопросу, мы были немало удивлены, что все так любимые нами до этого продукты, как оказалось очень вредны для здоровья не только детей, но и взрослых. В чипсах и сухариках содержатся вредные жиры и другие вещества, придающие им такой вкус и аромат. А в газировках просто огромное количество сахара, который пагубно влияет на организм человека.

Глава 2. Анкетирование одноклассников.

Наши одноклассники с интересом ответили на вопросы анкеты.[1] В анкетировании приняли участие 15 учеников 4 класса.

Целью анкетирования было выяснить, правильно ли мы питаемся и придерживаемся ли хоть какого-то режима дня. 

Результаты анкетирования одноклассников.

  1. Отсутствие завтрака перед школой у (40% учащихся).
  2. Не ежедневно употребляются в пищу первые блюда (38%).
  3. Избыточное употребление сладостей (51% учащихся).
  4. Придерживаешься  ли ты определенного режима дня (7% учащихся)

Как мы видим, не все мои одноклассники знают правила здорового питания и не придерживаются определенного режима дня школьника.


Глава 3. Проведённые мероприятия.

  1. Консультация  специалистов.

По вопросу правильного питания я проконсультировался у медицинского работника спортивной школы. Она отметила, что состояние здоровья обучающихся нашей школьников в последнее время ухудшилось по сравнению с предыдущими учебными годами. Результаты исследования уровня заболеваний учащихся за 2 года:

 - на первом месте – нарушения осанки;

 - на втором – заболевания органов зрения;

 - на третьем месте – заболевания желудочно-кишечного тракта.

Основные принципы здорового питания школьников. Питание должно быть сбалансированным. Питание должно быть оптимальным. Калорийность рациона школьника должна быть следующей: 7-10 лет – 2400 ккал. 14-17лет – 2600-3000ккал, если занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.

Питание школьника. Питание школьника должно быть сбалансированным. Для здоровья важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микро элементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.

         Режим дня школьника.

         От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.

В основе правильно организованного режима дня лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима.

При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с наименьшей затратой энергии.

Рекомендации школьникам.

  1. В питании всё должно быть в меру;
  2. Пища должна быть разнообразной;
  3. Еда должна быть тёплой;
  4. Тщательно пережёвывать пищу;
  5. Есть овощи и фрукты;
  6. Есть 3—4 раза в день;
  7. Не есть перед сном;
  8. Не есть копчёного, жареного и острого;
  9. Не есть всухомятку;
  10. Меньше есть сладостей;
  11. Не перекусывать чипсами и сухариками;
  12. Обязательно брать в школе горячий обед.

Примерный режим дня школьника

7.00 - Подъем (позднее пробуждение не даст ребенку время хорошо проснуться - может долго сохраняться сонливость)

7.00-7.30 - Утренняя зарядка (поможет легче перейти от сна к бодрствованию и зарядит энергией), водные процедуры, уборка постели, туалет 

7.30 -7.50 - Утренний завтрак

7.50 - 8.20 - Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе

8.30 - 12.30 - Занятия в школе

12.30 - 13.00 - Дорога из школы или прогулка после занятий в школе

13.00 -13.30 - Обед (если по каким-то причинам вы исключаете горячие завтраки в школе, то ребенок обязательно должен ходить на обед, если он посещает группу продленного дня)

13.30 - 14.30 - Послеобеденный отдых или сон (современного ребенка сложно уложить спать после обеда, но спокойный отдых необходим)

14.30 - 16.00 - Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе

16.00 - 16.15 - Полдник

16.15 - 17.30 - Приготовление домашних заданий

17.30 - 19.00 - Прогулки на свежем воздухе

19.00 - 20.00 - Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, спокойные игры, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.)

20.30 - Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия - чистка одежды; обуви, умывание)

Ребенок должен спать около 10 часов. Они должны вставать в 7 часов утра и ложиться в 20.30 — 21.00, а старшие — в 22.00, самое позднее — в 22.30.

Занятия можно менять  местами. Основываясь на предпочтениях и приоритетах  ребенка, главное сохранять чередование отдыха и труда.

 


  1. Анализ результатов

Проанализировав все собранные данные, я пришел к следующим выводам: чтобы сохранить здоровье, надо соблюдать некоторые правила.

К таким правилам относят:

1. Соблюдай режим питания!

2. Питайся разнообразно!

3. Тщательно пережевывай пищу!

4. Не переедай!

5. Не спеши во время еды!

6. Соблюдай определенный режим дня!


  1. Презентация проекта перед учащимися

4 класса МБОУ .

На классном часе «Мы за ЗОЖ» я поделился с одноклассниками результатами исследования, познакомил детей с правилами здорового питания и режимом дня школьника.

  1. Выступление на родительском собрании

перед родителями 4класса.

Я выступил перед родителями на классном родительском собрании «Родителям – о здоровом питании ребенка», рассказал значимости правильного питания детей и режиме дня школьника. Родителям был предложены рекомендации по здоровому питанию детей и режим дня школьника.


 

Заключение

Я думаю, проведя такое исследование, мы всё-таки нашли ответ на свой вопрос: здоровое питание и определенный режим дня школьника– одна из главных, а, возможно, и основная составляющая здорового образа жизни.

С одноклассниками мы подготовили  памятки для учащихся и родителей нашего класса, членов футбольной команды по правилам здорового питания и режиму дня школьника.

 


Список используемых информационных ресурсов

  1. Антонов А.Р. и др. Здоровье через гигиену. - Новосибирск, 2007.
  2. Российская программа «Здоровое питание – здоровье нации» - СФЦОП, Новосибирск, 2008
  3. Михеева Е.В. и др. Как оптимизировать питание школьников.- СФЦОП, Новосибирск, 2008
  4.  Иванов К.А.Режим школьника.-М.-1978.
  5. Козлов В.И.Береги здоровье смолоду. -М.-1987.
  6. Матвеев В.И Как сберечь здоровье? -М.- 2001.
  7. Скворцова С.Н. Режим дня и его влияние на здоровье ребёнка и качество его обучения. Лектории для родителей 1-4 классов.
  8. www.medikforum.ru 
  9. www.pravilno.com
  10. www.goodsmatrix.ru/…/healthy-food.html 
  11. www.eurolab.ua/…/2105/2106/15454/ 

Приложения

Приложение 1.

Анкета «Здоровое питание».

  1. Завтракаете регулярно?                                                     (Да/нет).
  2. Ежедневно ем первые блюда.                                            (Да/нет).
  3. Ежедневно ем сладкое.                                                      (Да/нет).
  4. Придерживаюсь определенного режима дня.                        (Да/нет).

Приложение 2.

Памятка для школьников.

1. Соблюдай режим питания! Питание в определенные часы улучшает работу органов пищеварения.

2. Питайся разнообразно! Разнообразие питательных веществ и витаминов обеспечивает сбалансированное поступление в твой организм необходимых веществ.

3. Тщательно пережевывай пищу! Пережевывание подготавливает пищу для прохождения по желудочно-кишечному тракту. Измельчённая пища легче переваривается.

4. Не переедай! С избытком пищи не справляется пищеварительная система; пища подвергается брожению и гниению, организм отравляется.

5. Не спеши во время еды! Продолжительность трапезы должна составлять не менее 20 минут при одном блюде и 30–40 – при двух. Так достигается насыщение без переедания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта: «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность»

Проект:  «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность» во 2 классе....

Педагогический проект "Формирование коллективной творческой деятельности младших школьников как составной части внеурочной деятельности"

      В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способст...

Доклад на областной конференции на тему: "Формирование культуры правильного питания у обучающихся как составляющая часть здорового образа жизни"

Данный материал создан совместно с коллегой Журавлёвой О.В. и является нашей авторской разработкой....

Презентация проекта "Школьное питание, как элемент здорового образа жизни" участники проекта Ермолов Александр, Лотарева Анастасия 3 "Б" класс Школа 892, руководитель проекта Платунова М.А.

Презентация проекта "Школьное питание, как элемент здорового образа жизни". Целью проекта было доказать , что сбалансированное школьное питание может быть одним из составляющих элементов ЗОЖ...

Районный конкурс проектов «Мы за здоровый образ жизни» для учащихся начальной школы по направлению «Здоровое питание»

Цель проекта: формироание представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как основной части сохранения и укрепления здоровья.Задачи: Ø формирование у школ...