Социальный проект «Здоровое питание и режим дня школьника как наиважнейшая часть здорового образа жизни»
проект по зож (4 класс)
Проведённые в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья детей и молодёжи России. Одной из основных причин такого положения является то, что у подрастающего поколения не сформирована устойчивая мотивация на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и нет ясного понимания, как следует заботиться о своём здоровье. Школьники не всегда могут противостоять негативному влиянию со стороны окружающей среды. Развитие информационных технологий, ускорение темпов жизни также повышают требования к физической и психической выносливости детей. Важными факторами поддержания здоровья являются качество жизни и ЗОЖ (здоровый образ жизни) человека, внешней среды и заболеваниям, рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха. Пересмотреть некоторые взгляды в этом направлении явилась основной причиной создания моего проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ershinskiy_egor.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД»
ГОРОДА САФОНОВО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ
КОНФЕРЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ШАГ В НАУКУ»
СЕКЦИЯ «Первые шаги в науку»
«Здоровое питание и режим дня школьника как наиважнейшая часть здорового образа жизни»
Социальный проект
Автор: Ершинский Егор,
Обучающийся 4 класса
МБОУ «Начальная школа – детский сад»
г. Сафоново
Руководитель: Шахова Ольга Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ «Начальная школа – детский сад»
г. Сафоново
г. Сафоново
2021
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Актуальность…………………………………………………………………….3
Цель и задачи проекта…………………………………………………………..4
Кадровое обеспечение проекта…………………………………………………4
Содержание и механизм реализации проекта…………………………………4
Материально – техническое и финансовое обеспечение……………………..6
Ожидаемые результаты…………………………………………………………6
Формы и методы реализации проекта……………………………………….…7
Глава 1. Сбор информации ………………………………………………...……7
- Что такое здоровое питание? ……………………………………………7
- Режим дня школьника – залог здоровья….…………………………………..………7
- Утро: сборы в школу и зарядка…………………………………………………………..……8
- Вредные продукты …………………………………….....………………9
Глава 2. Анкетирование одноклассников ….………………..…….…...……..10
Глава 3. Проведённые мероприятия………………………………….……..…11
Заключение……………………………………………………….……..……….16
Список используемых информационных ресурсов……………..…………….17
Приложения………………………………………………………..…………….18
«Здоровое питание и режим дня школьника как наиважнейшая часть здорового образа жизни»
Социальный проект.
Введение
Я уже довольно длительное время хожу в спортивную секцию футбола.
Когда мы только начинали заниматься, некоторые из нас были не худыми. Но полнота была какая-то странная: кожа на боках, животе и бёдрах выглядела не подтянутой, а обвисшей, похожей на «апельсиновую корку». Как мы узнали позже, это целлюлит.
После нескольких месяцев тренировок ситуация изменилась, но не очень значительно: кожа подтянулась, но всё равно обвисала.
Нам стало интересно, почему, испытывая физические нагрузки, наше тело не приобрело должной упругости? Мы обратились со своей проблемой к тренеру, который, задал нам вопрос: «Правильно ли мы питаемся и придерживаемся ли хоть какого-то режима дня?»
Актуальность.
Проведённые в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья детей и молодёжи России. Одной из основных причин такого положения является то, что у подрастающего поколения не сформирована устойчивая мотивация на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и нет ясного понимания, как следует заботиться о своём здоровье. Школьники не всегда могут противостоять негативному влиянию со стороны окружающей среды. Развитие информационных технологий, ускорение темпов жизни также повышают требования к физической и психической выносливости детей. Важными факторами поддержания здоровья являются качество жизни и ЗОЖ (здоровый образ жизни) человека, внешней среды и заболеваниям, рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха. Пересмотреть некоторые взгляды в этом направлении явилась основной причиной создания моего проекта.
Цель проекта:
формирование потребности в здоровом образе жизни школьников.
Задачи проекта:
- Выяснить, насколько хорошо школьники знают правила здорового питания и режим дня школьника и выполняют ли их.
- Проанализировать литературу о продуктах здорового и нездорового питания.
- Проанализировать литературу о правильном режиме дня школьников.
- Подготовить информационные материалы по принципам здорового питания.
Кадровое обеспечение проекта
Содержание и механизм реализации проекта
№ | Действия | Исполнители | Сроки |
1 этап Подготовительный | |||
1. | Сбор информации и её обработка. Банк данных по проблеме правильного питания и о режиме дня школьника. | Ершинский Егор, тренер, классный руководитель, родители | Сентябрь 2020 г. |
2 этап Реализация проекта в рамках программы воспитательной работы учреждения | |||
2. | Анкетирование членов футбольной команды | Ершинский Егор, классный руководитель, родители | Октябрь 2020 года |
3. | Консультация у медицинского работника спортивной школы | Ершинский Егор, классный руководитель | Ноябрь 2020 года |
4. | Анализ результатов. | Ершинский Егор, классный руководитель родители | Декабрь 2020 года |
5. | Презентация проекта перед обучающимися 4 класса «Здоровое питание и режим дня школьника как наиважнейшая часть здорового образа жизни» | Ершинский Егор, классный руководитель | 19 января 2021 года |
6. | Выступление на родительском собрании перед родителями 4 класса. | Ершинский Егор, классный руководитель, родители | 19 февраля 2021года |
3 этап Аналитическое исследование эффективности проектной деятельности | |||
4 этап Презентация проекта «Здоровое питание и режим дня школьника как наиважнейшая часть здорового образа жизни» |
Материально – техническое и финансовое обеспечение
- Материально – техническая база школы;
- Привлечение родителей к оказанию посильной помощи;
- Бюджет школы;
- Спонсоры.
Ожидаемые результаты.
Реализация проекта позволит ученикам нашего класса:
- ориентироваться в ассортименте продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
- оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
- составить режим дня;
- улучшить состояние своего здоровья.
Формы и методы реализации проекта
Глава 1. Сбор информации.
Я уже довольно длительное время хожу в спортивную секцию футбола.
Когда мы только начинали заниматься, некоторые из нас были не худыми. Но полнота была какая-то странная: кожа на боках, животе и бёдрах выглядела не подтянутой, а обвисшей, похожей на «апельсиновую корку». Как мы узнали позже, это целлюлит.
После нескольких месяцев тренировок ситуация изменилась, но не очень значительно: кожа подтянулась, но всё равно обвисала.
Нам стало интересно, почему, испытывая физические нагрузки, наше тело не приобрело должной упругости? Мы обратились со своей проблемой к тренеру, который, подумав, провёл своеобразный опрос, цель которого была выяснить, правильно ли мы питаемся и придерживаемся ли хоть какого-то режима дня?
- Что такое здоровое питание?
Я узнал, что современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты - источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее одного- полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков. Питание школьников должно быть сбалансированным. Питание школьников должно быть оптимальным. Питание школьников должно быть рациональным.
- Режим дня школьника – залог здоровья.
Правильно составленный режим дня - это залог отличного самочувствия школьника, успеваемости на уроках, хорошего настроения. Если ребенок высыпается, вовремя кушает, не устает от учебы, получает достаточно времени на отдых, можно говорить о том, что распорядок составлен удачно. Особенно важно организовать правильное расписание после каникул, когда дети расслабились и не сразу готовы к четкому почасовому режиму.
Школьник быстрее привыкнет и втянется в учебный процесс, если его время расписано по минутам, но с перерывами на тот отдых, который он сам предпочитает (прогулки, спорт, любимое хобби). Важно учитывать возрастные особенности и увлечения детей, оставлять возможность свободного выбора - не переусердствуйте с правилами и ограничениями. Самая интенсивная работоспособность наблюдается с 11:00 до 13:00, а также с 16:00 до 18:00. В зависимости от возраста и психологических особенностей эти показатели могут отличаться.
Чтобы задать удачный ритм дню, обязательно предусмотрите все самые важные элементы режима:
- Регулярное питание - завтраки, обеды, ужины.
- Полноценный сон, исходя из возраста и потребностей организма.
- Учеба в школе и выполнение домашних заданий.
- Активный отдых с прогулками на свежем воздухе, а также зарядка или спорт.
- Время для увлечений и игр.
- Посильная помощь по дому.
- Утро: сборы в школу и зарядка
Утро начинается с умывания, зарядки, завтрака. Подготавливать форму и собирать рюкзак рекомендовано с вечера, чтобы в утренней спешке ничего не забыть. Принимать душ лучше утром - так проще избавиться от сонливости и подготовиться к предстоящим умственным нагрузкам. Если душ запланирован на вечер, помните об утреннем умывании, чистке зубов. Гимнастикой лучше заниматься сразу после пробуждения на открытом воздухе или в проветренной комнате. Главное, включить в список упражнения, полезные для осанки, мышц шеи, рук, плечей и ног. Дополнительно об этом проконсультируйтесь с учителем физкультуры, врачом. Зарядка полезно влияет на обмен веществ, нервную систему, общее самочувствие. На гимнастику и умывание стоит выделить полчаса.
Организуйте разнообразное, полезное питание. Завтрак должен включать горячую и сытную пищу, проходить размеренно, без спешки, разговоров, просмотра телевизора. В школу следует идти прогуливаясь, не торопясь. Если вы отвозите детей на машине, все равно остановитесь не доезжая до нее - оставьте 10-15 минут на прогулку.
Таким образом, утро распланируйте так:
- 07:00 - пробуждение.
- 07:00 - 07:30 - зарядка и умывание.
- 07:30 - 07:50 - завтрак.
- 07:50 - 08:20 - дорога в школу.
- Вредные продукты.
Пообщавшись, мы узнали, что многие из нас очень любят и даже злоупотребляют чипсами, сухариками, разными снэками, а также сладостями. Всё это мы запивали «Пепси», «Кока-Колой» и др. Правильным же питанием (каша по утрам, суп на обед и т. п.) большинство пренебрегали. Изучив литературу по этому вопросу, мы были немало удивлены, что все так любимые нами до этого продукты, как оказалось очень вредны для здоровья не только детей, но и взрослых. В чипсах и сухариках содержатся вредные жиры и другие вещества, придающие им такой вкус и аромат. А в газировках просто огромное количество сахара, который пагубно влияет на организм человека.
Глава 2. Анкетирование одноклассников.
Наши одноклассники с интересом ответили на вопросы анкеты.[1] В анкетировании приняли участие 15 учеников 4 класса.
Целью анкетирования было выяснить, правильно ли мы питаемся и придерживаемся ли хоть какого-то режима дня.
Результаты анкетирования одноклассников.
- Отсутствие завтрака перед школой у (40% учащихся).
- Не ежедневно употребляются в пищу первые блюда (38%).
- Избыточное употребление сладостей (51% учащихся).
- Придерживаешься ли ты определенного режима дня (7% учащихся)
Как мы видим, не все мои одноклассники знают правила здорового питания и не придерживаются определенного режима дня школьника.
Глава 3. Проведённые мероприятия.
- Консультация специалистов.
По вопросу правильного питания я проконсультировался у медицинского работника спортивной школы. Она отметила, что состояние здоровья обучающихся нашей школьников в последнее время ухудшилось по сравнению с предыдущими учебными годами. Результаты исследования уровня заболеваний учащихся за 2 года:
- на первом месте – нарушения осанки;
- на втором – заболевания органов зрения;
- на третьем месте – заболевания желудочно-кишечного тракта.
Основные принципы здорового питания школьников. Питание должно быть сбалансированным. Питание должно быть оптимальным. Калорийность рациона школьника должна быть следующей: 7-10 лет – 2400 ккал. 14-17лет – 2600-3000ккал, если занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.
Питание школьника. Питание школьника должно быть сбалансированным. Для здоровья важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микро элементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.
Режим дня школьника.
От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.
В основе правильно организованного режима дня лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима.
При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с наименьшей затратой энергии.
Рекомендации школьникам.
- В питании всё должно быть в меру;
- Пища должна быть разнообразной;
- Еда должна быть тёплой;
- Тщательно пережёвывать пищу;
- Есть овощи и фрукты;
- Есть 3—4 раза в день;
- Не есть перед сном;
- Не есть копчёного, жареного и острого;
- Не есть всухомятку;
- Меньше есть сладостей;
- Не перекусывать чипсами и сухариками;
- Обязательно брать в школе горячий обед.
Примерный режим дня школьника
7.00 - Подъем (позднее пробуждение не даст ребенку время хорошо проснуться - может долго сохраняться сонливость)
7.00-7.30 - Утренняя зарядка (поможет легче перейти от сна к бодрствованию и зарядит энергией), водные процедуры, уборка постели, туалет
7.30 -7.50 - Утренний завтрак
7.50 - 8.20 - Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе
8.30 - 12.30 - Занятия в школе
12.30 - 13.00 - Дорога из школы или прогулка после занятий в школе
13.00 -13.30 - Обед (если по каким-то причинам вы исключаете горячие завтраки в школе, то ребенок обязательно должен ходить на обед, если он посещает группу продленного дня)
13.30 - 14.30 - Послеобеденный отдых или сон (современного ребенка сложно уложить спать после обеда, но спокойный отдых необходим)
14.30 - 16.00 - Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе
16.00 - 16.15 - Полдник
16.15 - 17.30 - Приготовление домашних заданий
17.30 - 19.00 - Прогулки на свежем воздухе
19.00 - 20.00 - Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, спокойные игры, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.)
20.30 - Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия - чистка одежды; обуви, умывание)
Ребенок должен спать около 10 часов. Они должны вставать в 7 часов утра и ложиться в 20.30 — 21.00, а старшие — в 22.00, самое позднее — в 22.30.
Занятия можно менять местами. Основываясь на предпочтениях и приоритетах ребенка, главное сохранять чередование отдыха и труда.
- Анализ результатов
Проанализировав все собранные данные, я пришел к следующим выводам: чтобы сохранить здоровье, надо соблюдать некоторые правила.
К таким правилам относят:
1. Соблюдай режим питания!
2. Питайся разнообразно!
3. Тщательно пережевывай пищу!
4. Не переедай!
5. Не спеши во время еды!
6. Соблюдай определенный режим дня!
- Презентация проекта перед учащимися
4 класса МБОУ .
На классном часе «Мы за ЗОЖ» я поделился с одноклассниками результатами исследования, познакомил детей с правилами здорового питания и режимом дня школьника.
- Выступление на родительском собрании
перед родителями 4класса.
Я выступил перед родителями на классном родительском собрании «Родителям – о здоровом питании ребенка», рассказал значимости правильного питания детей и режиме дня школьника. Родителям был предложены рекомендации по здоровому питанию детей и режим дня школьника.
Заключение
Я думаю, проведя такое исследование, мы всё-таки нашли ответ на свой вопрос: здоровое питание и определенный режим дня школьника– одна из главных, а, возможно, и основная составляющая здорового образа жизни.
С одноклассниками мы подготовили памятки для учащихся и родителей нашего класса, членов футбольной команды по правилам здорового питания и режиму дня школьника.
Список используемых информационных ресурсов
- Антонов А.Р. и др. Здоровье через гигиену. - Новосибирск, 2007.
- Российская программа «Здоровое питание – здоровье нации» - СФЦОП, Новосибирск, 2008
- Михеева Е.В. и др. Как оптимизировать питание школьников.- СФЦОП, Новосибирск, 2008
- Иванов К.А.Режим школьника.-М.-1978.
- Козлов В.И.Береги здоровье смолоду. -М.-1987.
- Матвеев В.И Как сберечь здоровье? -М.- 2001.
- Скворцова С.Н. Режим дня и его влияние на здоровье ребёнка и качество его обучения. Лектории для родителей 1-4 классов.
- www.medikforum.ru
- www.pravilno.com
- www.goodsmatrix.ru/…/healthy-food.html
- www.eurolab.ua/…/2105/2106/15454/
Приложения
Приложение 1.
Анкета «Здоровое питание».
- Завтракаете регулярно? (Да/нет).
- Ежедневно ем первые блюда. (Да/нет).
- Ежедневно ем сладкое. (Да/нет).
- Придерживаюсь определенного режима дня. (Да/нет).
Приложение 2.
Памятка для школьников.
1. Соблюдай режим питания! Питание в определенные часы улучшает работу органов пищеварения.
2. Питайся разнообразно! Разнообразие питательных веществ и витаминов обеспечивает сбалансированное поступление в твой организм необходимых веществ.
3. Тщательно пережевывай пищу! Пережевывание подготавливает пищу для прохождения по желудочно-кишечному тракту. Измельчённая пища легче переваривается.
4. Не переедай! С избытком пищи не справляется пищеварительная система; пища подвергается брожению и гниению, организм отравляется.
5. Не спеши во время еды! Продолжительность трапезы должна составлять не менее 20 минут при одном блюде и 30–40 – при двух. Так достигается насыщение без переедания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема проекта: «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность»
Проект: «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность» во 2 классе....
Педагогический проект "Формирование коллективной творческой деятельности младших школьников как составной части внеурочной деятельности"
В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способст...
Доклад на областной конференции на тему: "Формирование культуры правильного питания у обучающихся как составляющая часть здорового образа жизни"
Данный материал создан совместно с коллегой Журавлёвой О.В. и является нашей авторской разработкой....
"Здоровое питание — часть здорового образа жизни"
проект ЗОЖ...
Презентация проекта "Школьное питание, как элемент здорового образа жизни" участники проекта Ермолов Александр, Лотарева Анастасия 3 "Б" класс Школа 892, руководитель проекта Платунова М.А.
Презентация проекта "Школьное питание, как элемент здорового образа жизни". Целью проекта было доказать , что сбалансированное школьное питание может быть одним из составляющих элементов ЗОЖ...
Конспект урока развития речи в 4 классе «Здоровье человека. Понятие о "здоровом образе жизни". Отличие больного человека от здорового. Режим дня школьника. Сон и его значение в жизни человека. Режим питания.»
Конспект урока предназначен для обучающихся 4 класса корреционных школ.Комбинированный урок....
Районный конкурс проектов «Мы за здоровый образ жизни» для учащихся начальной школы по направлению «Здоровое питание»
Цель проекта: формироание представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как основной части сохранения и укрепления здоровья.Задачи: Ø формирование у школ...