Проектно-исследовательская работа «Компьютерные игры – хорошо или плохо?»
проект по зож (2 класс)

Фуреева Лидия Вячеславовна

В проектно-исследовательской работе «Компьютерные игры – хорошо или плохо?», выявлена проблема века. Компьютеры стали частью нашей жизни, как  телевизоры или сотовые телефоны.Компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным. Каждый человек сам для себя может определить, кем для него станут компьютерные игры – друзьями или врагами?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Николаевская ООШ им.С.А.Кузнецова»

Мензелинского муниципального района РТ

Проектно-исследовательская работа

«Компьютерные игры – хорошо или плохо?»

                                                                        Подготовил:

                                                                        Сафиуллин Тимур

                                                                        ученик 2 класса

                                                                        Руководитель:

                                                                        Фуреева Лидия Вячеславовна

                                                                         учитель начальных классов

        

Оглавление:

  1. Введение...................................................................... 3-4
  2. Основная часть
  • Вред и польза компьютерных игр..............................4-5
  • Анкетирование учащихся начальной школы.............        5-6
  • Акция-эксперимент «Один день без компьютерной игры»    6-7
  • Правила работы за компьютером...............................    7
  1. Заключение.................................................................. 7-9
  2. Список использованной литературы.........................                 10

Введение        

Компьютеры стали частью нашей жизни, как  телевизоры или сотовые телефоны. Когда я долго сижу за любимой компьютерной игрой, мама делала мне замечания: «Не сиди долго у компьютера, испортишь зрение!», «Хватит сидеть у компьютера, отдохни!»,  «Компьютер плохо влияет на здоровье человека!», «Не все игры полезны для детей». Но мне же интересно!

Я выбрал эту тему потому, что меня заинтересовало, как же воздействуют компьютерные игры  на ребенка, в какие игры можно играть, а в какие нельзя и почему?

Я считаю, что тема эта важна, так как школьники проводят много времени за компьютером, он является  неотъемлемой частью их жизни и не все из них знают,  какие правила надо соблюдать, чтоб сохранить своё здоровье.

Я решил найти ответ на свой вопрос и провести свое исследование.

Цель моего исследования: выяснить положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр в жизни школьника.

Задачи:

  1.  Выяснить, чем полезны и вредны для детей компьютерные игры.
  2. Выяснить, в какие игры играют наши одноклассники, как много времени проводят за игрой.
  3. Узнать,  какие правила нужно  соблюдать при игре на компьютере.

При исследовании исходил из следующей гипотезы:

• Предположим: играть в компьютерные игры — это плохо, т.к. вредит здоровью детей.

• Возможно: играть в компьютерные игры — это хорошо, т.к. игра развивает детей.

Объектом исследования являются компьютерные игры.

Предметом исследования — влияние компьютерных игр на младших школьников.

Методы исследования:

  • сбор информации,
  • анкетирование одноклассников и их родителей,
  • акция-эксперимент «Один день без компьютерной игры»,
  • анализ результатов.

Для того чтобы проверить свои предположения, я составил план исследования:

1.        Найти и изучить в литературе  и интернете сведения о влиянии  компьютерных игр на детей.

2.        Узнать существуют ли гигиенические требования, которые необходимо соблюдать детям.

3.        Провести анкетирование у одноклассников,  которое поможет выяснить,  в какие игры любят играть ученики и их отношение к компьютерным играм.

4.        Проанализировать собранную информацию.

5.        Составить буклет по безопасному пользованию компьютерными играми.

Предполагаемый результат -   после завершения проекта учащиеся смогут:

•        оценивать полезность компьютерных игр;

•        выбирать игры, развивающие мышление, логику, мелкие мышцы руки;

•        выполнять гимнастику для мышц и глаз, следить за временем, проведенном у компьютера;

•        рассказывать о необходимости соблюдения  правил безопасного поведения за компьютером   своим близким, знакомым.

Основная часть

Вред и польза компьютерных игр.

  Чтобы ответить на поставленные вопросы, я воспользовался  возможностями сети Интернет,  нашёл  нужную информацию и проанализировал ее.

Я узнал, что игра—вид деятельности, направленный не на получение результата, а на удовольствие от самого процесса игры.

 Выяснил , что компьютерные игры могут нести и вред, и пользу. Данные  занесеныв таблицу, где показаны положительные и отрицательные факторы влияния компьютерных игр на ребёнка.(Приложение 1)

Компьютерные игры полезны, если они развивающиесятем, что:

- развивают быстроту реакции и внимание;

-сосредоточенность;

-умение находить закономерности;

-поддержка интереса к учёбе;

- логические игры развивают мозг и память;

- развивают желание создавать, учат нестандартному подходу, воображению;

- можно весело провести свободное время.

        Так же я  узнал, что компьютерные игры не только полезны, но и приносят вред. Если играть в жестокие игры, то проявляется:

- насилие и агрессия;

- ухудшение зрения;

-нежелание общаться с товарищами;

-болезни суставов и позвоночника;

- тормозит творчество;

- снижение успеваемости в школе;

- частые ссоры с родителями;

- «компьютерная зависимость».

Игры воспитывают в детях  спокойность к насилию и  жестокости.

Долгое сидение за компьютером проявляются болезни глаз-покраснение, жжение,  чувство «песка» в глазах, двоение предметов, головная боль. Наблюдается травма кисти- опухшие сухожилия кисти  сдавливают нервы, вызывая сильную боль в руках.

После напряженной игры детям часто снятся КОШМАРЫ, в которых они воюют с монстрами или спасаются от них.  Днем такие дети страдают от сонливости,  раздражительности, потери аппетита, ухудшения памяти и  внимания. Вместе с этим у детей происходит падение умственных способностей. «Игроманам» мешает все, что  отвлекает их от игры, включая родителей.

Вывод:

Игры могут быть разные.В первую очередь, стоит обратить внимание на разновидности компьютерных игр, которые способствуют развитию интеллекта, логики, внимания, памяти и других качеств. Это различные логические игры, головоломки, ребусы. Особое место среди таких игр занимают стратегии. Такие игры не требуют повышенного внимания, скорости, напряжения глаз. Они размеренны и предназначены для длительного времяпровождения. Их можно прервать в любой момент, не рискуя быть убитым или съеденным.

Анкетирование учащихся .(Приложение  2)

В анкетировании приняли участие 20 учащихся  начальных классов .Ребята  с интересом  ответили на вопросы моей анкеты.

Целью анкетирования было выяснить, как ребята относятся к компьютерным играм.

Результаты проведенного исследования я показал на диаграммах:.(Приложение3)

На вопрос «Любишь ли играть в компьютерные игры?» Все дети ответили ДА.-100%

На вопрос «Как часто/долго играешь в компьютерные игры?»:

 30 % ответили  «почти все свободное время»

14 % -- несколько часов в день

20 %-- 1час в день

12 %--несколько раз в неделю

24% -- редко или только в выходные.

Вывод: Радует то, что больше половины опрошенных ребят, не больше часа сидят за компьютерами, а  проводят своё время на улице, за чтением книг.

Проанализировавответы на вопрос: «Какие игры нравятся?», я разделил игры на  3 категории:

  1. Игры, не подходящие для младших школьников по возрастному ограничению -4 ч.-20%
  2. Игры безвредные, но и не полезные, 10 ч- 50%
  3. Развивающие, обучающие, интеллектуальные игры-6ч-30%

Вывод:  И так, ребята  часто  не умеют выбирать полезные развивающие игры.Девочки в основном играют в игру типа «Салон красоты».

Мальчики играют в   самый опасный вид игр - игры-стрелялки -12ч, гоночки – 13ч, стратегии- 17ч. Доказано, чтоигровая зависимость, вызванная этими играми, сопровождается агрессивностью, озлобленностью. И немудрено – часами отстреливая людей в виртуальном мире, вряд ли станешь добрым человеком. Самый маленький процент занимают  обучающие игры – 10% .Над этим стоит  серьёзно задуматься.

На вопрос: «Бывают ли у тебя ссоры с родителями из-за компьютера?», 50% учащихся ответили, что ссорятся с родителями, 30% -  нет, 20%- иногда.

Вывод:  Вызывает опасения, что назревают конфликты у детей с родителями, но радует и то,  что родители запрещают детям  проводить длительное время у компьютеров.

 Из всех учащихся начальных классов – 1 отличник,5 ударников, 8 троечников и 6 человек-неаттестующихся- это первый класс. Успеваемость-100%,  качество знаний-48%.

Вывод:  Я думаю, что и качество знаний детей непосредственно зависит, от того, что дети много времени проводят за компьютером,  играя  в «ненужные» игры, портят здоровье, своё зрение, ведь ни один компьютер не заменит нам книг, настоящих прогулок на свежем воздухе, ни наших родителей.

Акция-эксперимент «Один день без компьютерной игры»(Приложение 4)

Обработав результаты анкетирования, я  решил    провести акцию-эксперимент «Один день без компьютерной игры». В акции приняли участие 20 учеников начальных классов, получились следующие результаты (смдиагр)

Те ребята, которые смогли выдержать эксперимент (10уч)- 50%, отмечают, что они заменили компьютерные игры другими занятиями: прогулками на свежем воздухе, настольными играми, чтением, общением с близкими, помощью по дому, походом в гости. Ребята отметили, как много они успели  сделать в этот день.

Вторая часть ребят (5 уч.)-25 %призналась, что долго боролись с искушением, «ходили вокруг компьютера кругами», «брали в руки телефон подержать». В итоге сели играть. Ребята не смогли найти интересную замену компьютерным играм. Третья группа наших учащихся  (5 уч.) -25% даже не пыталась бороться с игровой зависимостью. Они отметили, что это «слишком сложно».

Вывод: таким образом, мы увидели, что некоторым ребятам надо задуматься, что компьютер-это не игрушка.Чтобы избежать  всех негативных вышеописанных последствий, нужно усвоить и соблюдать  некоторые правила работы за компьютером.(Приложение 5)

Правила

  • Выбирать игры в соответствии с возрастом.
  • Принимать правильную позу при игре: не наклоняться близко к монитору, не горбиться.
  • Учитывать время игры: не более часа в день, каждые 15 минут делать перерыв.
  • Делать зарядку для глаз и гимнастику для опорно-двигательного аппарата.
  • Выбирать развивающие компьютерные игры.
  • Делать гимнастику для всего организма.
  • Проветривать помещение.
  • Делать самомассаж шеи для улучшения кровообращения головы.
  • Не играть перед сном
  • Выбирайте правильную позу. А именно: прямо напротив экрана, верхняя часть монитора на уровне глаз или чуть ниже.
  • Соблюдайте расстояние от глаз до монитора – 55-60 см (расстояние вытянутой руки). Нижняя часть монитора должна быть наклонена под небольшим углом к работающему (то есть, расположена чуть ближе).
  • Выбирайте для работы за компьютером удобное кресло.
  • Высота сиденья кресла (стула) должна быть такой, чтобы руки, положенные на клавиатуру, были расположены горизонтально

Заключение

Чрезмерное увлечение компьютерными играми  мешает развиваться детскому творчеству, потому что показывают им придуманный мир. Но окружающий нас действительный мир,  нельзя втиснуть ни в какие рамки – его надо познавать творчески. Ребенок, часами просиживающий перед компьютером, мало читает, его интересы сужаются до размеров экрана.

Важным моментом сохранения здоровья учащихся, по моему мнению, является правильная организация рабочего места, соблюдение временного режима при пользовании компьютером.

Поэтому после просмотра презентации, чтобы легче было сделать правильный выбор, я  всем учащимся  подарил буклет, в котором собрал правила и рекомендации при игре в компьютерные игры. (Приложение 6)

Проанализировав все собранные данные, я сделал  следующиевыводы:

  • В современной жизни есть место компьютерным играм.
  • Должен присутствовать разумный контроль со стороны взрослых.
  • Игры должны соответствовать возрасту.
  • Выбирать игры развивающие, логические, обучающие, интеллектуальные.
  • Выполнять рекомендации по охране здоровья.
  • Не забывать, что в жизни есть интересные увлекательные занятия: хобби, чтение, прогулки, общение, творчество, спорт.
  • Необходимо говорить с ребятами о пользе здорового образа жизни,  занятий физкультурой и спортом. При соблюдении всех этих условий компьютер превратится в друга и верного помощника.

Я думаю, что моя работа была полезной и для меня и для ребят, которые увлекаются компьютерными играми. Я теперь  внимательно  выбираю игры. Советую  за помощью обращаться к родителям, которые помогут определить: - качество игры; - жанр игры; - содержание игры.

 Использование компьютерных игр  позволяет: гораздо легче и быстрее развивать память, внимание, воображение, умение находить  закономерности. В то же время я узнал и  о вредном воздействии таких игр. Последние исследования ученых показали, что не сам компьютер негативно воздействует на организм человека, а неправильное его расположение, несоблюдение временных ограничений по возрасту.

Необходимо говорить с ребятами о пользе здорового образа жизни,  занятий физкультурой и спортом. При соблюдении всех этих условий компьютер превратится в друга и верного помощника.

Результаты моего исследования показали, что мои предположения подтвердились. Нельзя сказать, что компьютерные игры – это плохо, и надо отказаться от них. Как  нельзя сказать, что хорошо, и можно играть, сколько хочется и в любые игры. Влияние компьютерных игр на  детей неоднозначно. Кто–то развивает логическое мышление, кто-то забывает про окружающий реальный мир. Здесь нужно придерживаться главного принципа – не навреди. Компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным.Каждый человек сам для себя может определить, кем для него станут компьютерные игры – друзьями или врагами.

Источники

  1. Как уберечь зрение при работе за компьютером: http://constructorus.ru/zdorovie/kak-uberech-zrenie-pri-rabote-za-kompyuterom.html
  2. Комплекс упражнения для людей, которые много сидят за компьютером: http://otvetkak.ru/health-beauty/kompleks-uprazhnenij-dlya-lyudej-kotorye-mnogo-sidyat-za-kompyuterom.html
  3. Гимнастика при работе с компьютером: http://stolikus.ru/articles/computer-gymnastics.aspx
  4. Статья «В чём вред, а в чём польза от компьютерных игр?»: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-7264/
  5. Детские компьютерные игры под контролем родителей. Возрастные категории компьютерных игр: http://www.cybermama.ru/overview_pc_games.php
  6. Развивающие игры для детей 6-8 лет: http://kids.quicksave.su/games/igry-dlja-detej/age-6-7-8/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «Компьютерные игры – хорошо это или плохо?»

Исследовательский проет "Компьютерные игры - хорошо это или плохо?"...

Исследовательская работа «Компьютерные игры: вред или польза?»

Исследовательская работа«Компьютерные игры: вред или польза?»...

Исследовательский проект «Компьютерные игры – хорошо это или плохо?»

Исследовательский проект "Компьютерные игры-хорошо это или плохо"...

Компьютерные игры - хорошо или плохо?

Компьютеры стали частью нашей жизни, как телевизоры или сотовые телефоны. Знакомство детей с компьютером всё чаще происходит в юном возрасте через игры.М считаем, что выбранная нами тема важна, так ка...

Компьютерные игры хорошо или плохо?

На сегодняшний день компьютерные игры, достаточно прочно вошли в жизнь современного ребенка. Хотим мы того, или нет, но это – свершившийся факт. Тем не менее, споры вокруг детских компьютерных и...