ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Северная (скандинавская) ходьба»
рабочая программа по зож (1, 2, 3, 4 класс)

 Шульга Федор Владимирович

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Северная (скандинавская) ходьба»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sh.docx39.05 КБ

Предварительный просмотр:

                               

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА 56»

Рассмотрено                                                                                                                «Утверждаю»    

на заседании педсовета                                                                                        директор  школы

Протокол №___                                                                                        _______ Малыгина Н. В.                                            

от «___»_______20___г.                                                            печать  

                                                                                                             Приказ №_____от

                                                                                                                    «___»_______20___года

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Северная (скандинавская) ходьба»

Направленность: физкультурно-спортивная

Уровень: для детей с ОВЗ

Возраст учащихся: от 8 до 13 лет

Срок реализации: 1 года

Объем программы-72ч

Автор/разработчик:

Шульга Ф.В.,

педагог дополнительного образования

г. Нижний Новгород

2020 год

  1. Комплекс основных характеристик образования

Пояснительная записка

Общеразвивающая программа «Северная (скандинавская) ходьба» имеет физкультурно-спортивную направленность, соответствует базовому уровню.

При разработке программы за основу были приняты типовые программа по Северной (скандинавской) ходьбе для  общеобразовательных учреждений, методики и педагогические практики ведущих российских и международных центров подготовки  по  Северной (скандинавской) ходьбе(СХ).

Содержание программы адаптированы к условиям реализации в рамках образовательных организаций общего и дополнительного образования детей̆ с ОВЗ.

Актуальность.

На основе диагностических фактов выявлено, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, быстрота реакции, скорость движения, ориентировка в пространстве, слабое физическое здоровье. Занятия СХ улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц, развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы.

Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков в школе снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале,на спортивной площадке посредством занятий СХ.

Отличительные особенности. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка с ОВЗ, мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостности образовательной деятельности, формирование психического и физического здоровья.

Программа «Северная (скандинавская) ходьба» направлена на коррекцию физического развития детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), реабилитацию двигательных функций организма.

Цель программы:

Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья детей с ОВЗ.

Задачи программы:

Образовательные задачи:

1. Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков.

2. Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

3.  Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.

4.  Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.

Развивающие задачи:

  1. Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции).
  2. Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера.
  3. Развитие пространственно-временной дифференцировки.
  4. Обогащение словарного запаса.

Оздоровительные и коррекционные задачи:

  1. Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма учащихся.
  2. Активизация защитных сил организма ребёнка.
  3. Повышение физиологической активности органов и систем организма.
  4. Укрепление и развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
  5. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы,   плоскостопия).
  6. Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки).
  1. Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
  2. Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.
  2. Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.
  3. Воспитание   устойчивого   интереса к занятиям физическими упражнениями.
  4. Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.

Адресат программы. Программа предназначена для мальчиков и девочек с 8 до 13 лет, не имеющих медицинских противопоказаний для занятий северной(скандинавской) ходьбой.

Условия набора группы – принимаются все желающие пройти обучение северной(скандинавской) ходьбой на базовом уровне. Наполняемость в группе  10-12 человек.

Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма проведения занятий: основная форма тренировочное занятие, предусмотрено планом открытые занятия, соревнования.

По типу занятия могут быть комбинированными, практическими, контрольными, тренировочными, теоретическими, диагностическими.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Режим: занятия проводятся согласно утвержденного расписания образовательной организации, в которой реализуется данная программа. Количество занятий зависит от возраста обучающихся, чем выше возраст, тем больше двигательная (физическая) недельная нагрузка.

Срок обучения по программе 1  года.

Форма обучения и режим занятий

Количество учащихся в группах – 10-12 человек. Программа рассчитана на работу со всей группой, с выделением времени на индивидуальную работу с отдельными учащимися.

Продолжительность занятий и режим занятий - 1 академический час – 1 занятия по 40 минут учебного времени. Занятия проводятся 2 раз в неделю.

Объем программы: 72 часа,

Форма обучения: очная с возможным использованием дистанционных образовательных технологий.

Теоретические занятия могут проходить с применением дистанционных образовательных технологий, например, посредством программы (Skype, Zoom и др.), записи лекций. Такая двухсторонняя форма коммуникации позволяет обучающимся, не имеющим возможности посещать все занятия в силу различных обстоятельств, получить доступ к изучению программы.

Формы занятий:

На занятиях в секции учащиеся осуществляют следующие виды деятельности: игровая, соревновательная, физкультурно- оздоровительная, познавательная, прикладно-ориентированная. Теоретические занятия составляют 20 %, практические 80%.

Тематическое планирование

№ п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

Введение. Правила безопасности на занятиях в секции «Северная (скандинавская) ходьба.

1

Краткие сведения о скандинавской ходьбе. Подбор палок.

1

Беседа «Скандинавская ходьба». ОФП.

1

Обучение техники движения рук и ног

1

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. ОФП.

1

Прыжки в длину с места с опорой на палки. ОРУ

1

Ходьба на носках, на наружных краях стоп с движением рук. ОФП.

1

Ходьба по рейке, гимнастической скамьи, боковые шаги, подпрыгивания.

1

Игра и упражнения на координацию движений: перешагнуть гимнастическую палку, пробежать, не задевая поставленные прутья, флажки, палки.

1

Игры и упражнения, способствующие выработке координации движений: пройти под палку

1

Обучение техники передвижения: по прямой

1

Разминочные упражнения с палками.

1

Ходьба и бег с палками по пересеченной местности.

1

Ходьба и бег с палками по пересеченной местности.

1

Ходьба и бег с палками по пересеченной местности.

1

Ходьба и бег с палками по пересеченной местности.

1

Тактика и техника движения на занятия СХ  по интересам.

1

ОФП. Разминочные упражнения с палками

1

 Разминочные упражнения с палками. Ходьба   с палками

1

Разминочные упражнения с палками. Бег  с палками

1

ОФП. Разминочные упражнения с палками

1

Преодоление незначительных препятствий перешагиванием, перепрыгиванием.

1

Преодоление незначительных препятствий перешагиванием, перепрыгиванием.

1

Прохождение дистанции до 500м.

1

Тактика и техника движения по пересеченной местности.

1

ОФП, Тактика и техника движения по пересеченной местности.

1

ОФП. Заминочные упражнения.  Ходьба  с палками.

1

ОРУ. Заминочные упражнения.  Ходьба  с палками.

1

ОФП. Заминочные упражнения.  Бег с палками.

1

ОРУ. Заминочные упражнения.  Бег с палками.

1

Тактика и техника движения по пересеченной местности. ОРУ.

1

Тактика и техника движения по пересеченной местности. ОРУ.

1

Прохождение дистанции по пересеченной местности.

1

Прохождение дистанции по пересеченной местности. Самоконтроль. Релаксация.

1

ОФП. Разминочные и заминочные упражнения. Ходьба до 500 м.

1

ОРУ. Разминочные и заминочные упражнения. Ходьба до 500м.

1

ОФП. Разминочные и заминочные упражнения. Ходьба 500км.

1

ОФП. Разминочные и заминочные упражнения.

1

Подъем по склону с использованием палок. ОРУ.

1

Подъем по склону с использованием палок.

1

ОФП, Спуск по склону.

1

Подъем по склону с использованием палок. Спуск по склону.

1

Подъем по склону с использованием палок. Спуск по склону.

1

Преодоление незначительных препятствий. Ходьба до 2 км.

1

ОФП. Заминочные упражнения. Ходьба и бег с палками.

1

ОРУ. Заминочные упражнения. Ходьба и бег с палками.

1

Заминочные упражнения. Подъем по склону. Тактика и техника движения.

1

Заминочные упражнения. Спуск по склону с использованием палок.  Подъем по склону.

1

ОФП. Разминочные упражнения с палками. Ходьба  с палками.

1

ОФП. Разминочные упражнения с палками. Бег с палками.

1

Тактика и техника движения.

1

Спуск по склону с использованием палок. Подъем на склон.

1

Преодоление незначительных препятствий перешагиванием и перепрыгиванием с  помощью палок.

1

Преодоление незначительных препятствий перешагиванием и перепрыгиванием с  помощью палок.

1

Заминочные упражнения. Ходьба  с палками. Преодоление препятствий.

1

Заминочные упражнения. Ходьба и бег с палками. Преодоление препятствий.

1

.Спуск по склону с использованием палок.  Подъем по склону.

1

Прохождение дистанции по пересеченной местности.

1

ОФП. Разминочные упражнения с палками. Тактика и техника движения в походе.

1

ОФП. Разминочные упражнения с палками. Преодоление препятствий с палками

1

Заминочные упражнения. Ходьба и бег с палками по пересеченной местности.

1

Спуск,  подъем по склону с использованием палок.

1

Преодоление незначительных препятствий перешагиванием или перепрыгиванием с помощью палок.

1

Прохождение дистанции по пересеченной местности в медленном  темпе. Самоконтроль и релаксация.

1

Заминочные упражнения. Ходьба  с палками по пересеченной местности.

1

Заминочные упражнения. Бег с палками по пересеченной местности.

1

Заминочные упражнения. Преодоление препятствий с палками.

1

ОФП. Разминочные упражнения с палками.

1

Спуск,  подъем по склону с использованием палок.

1

Преодоление незначительных препятствий перешагиванием или перепрыгиванием с помощью палок.

1

ОФП. Разминочные упражнения с палками. Ходьба и бег с палками. Преодоление препятствий с палками.

1

Эколого-краеведческая нордик-прогулка в парке. 

Самоконтроль и релаксация

1

ИТОГО

72

Вариативная часть содержания программного материала

                 1. «Основы  знаний по скандинавской ходьбе»

1.1 История происхождения скандинавской ходьбы. С давних пор профессиональные лыжники искали способы поддержания спортивной формы в летние время, в отсутствие снега. Летом они много тренировались, занимаясь только энергичной ходьбой и бегом по пересеченной местности, в то время еще с простыми лыжными палками. В своем современном виде скандинавская ходьба появилась в Финляндии весной 1997 году. Марко Кантанева на базе спортивного училища в Виерумяки развивал направление, которое в шутку называли «Ходьба на палках». В 1997 году компанией Exel  начала производство спортивных палок АО Exel. Весной 2000 года была создана Международная Ассоциация Финской Ходьбы- ONWF.

1.2 Правила поведения на занятиях: знакомство со спортивным инвентарем – палками для ходьбы. Самостоятельный выбор высоты палок. Основные требования к спортивной форме для занятий на улице. Построение, передвижение во время занятия.

1.3 Олимпийское движение: Первые Олимпийские игры, основатель Олимпийских игр, Олимпийское движение.  Олимпийские виды спорта (зимние, летние). Олимпийские чемпионы. Олимпиада в Сочи – 2014.

1.4 Формирование здорового образа жизни: Режим дня, значение утренней зарядки. Правильное питание. Закаливающие процедуры.

           2. «Физическое совершенствование»

2.1 Освоение техники движений. Освоение  передвижения скандинавской ходьбой (ног, рук, туловища). Освоения техники подъема и спуска. Техники ходьбы по асфальту. Обучение подводящих имитационных упражнений лыжного хода: переменная, одновременная работа рук. Освоение  упражнений: шаговая и прыжковая имитация классического хода.

      2.2. ОРУ:    С палками, без палок направленные на развитие:  гибкости, координацию, ловкости,          внимание, силы. Суставная гимнастика.

Ожидаемый результат: повышение реабилитационного потенциала детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни.
       В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебно-тренировочных занятий;
- проверка выполнения отдельных упражнений;
- выполнение установленных для каждого индивидуально заданий.
Средства, используемые при реализации программы:

  1. физические упражнения;
  2. корригирующие упражнения;
  3. коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
  4. материально-технические средства:палки для скандитнавской ходьбы спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;
  5.  наглядные средства обучения.
  1. Комплекс организационно-педагогических условий

Формы аттестации

При зачислении детей на обучение входного мониторинга физических способностей и технических навыков не предусмотрено.

Итоги работы подводятся в конце учебного года на основании оценки

индивидуального развития воспитанников, анкетирование.

Оценка проводится в ходе наблюдений за детьми в процессе тренировок (занятий).

Критерии оценки умений и навыков детей :

- умение при потере равновесия создавать новую опору, выдвигая ногу в сторону

падения;

- рационализация наклона тела;

- правильная координация, ускорение передвижения;

- перекрестная работа рук и ног;

- согласованность движения рук и ног;

- наличие толчка палками;

- умение анализировать и контролировать свои действия;

- осознание ребенком, оценки техники передвижения у своих товарищей и у себя;

- наличие начальных представлений о здоровом образе жизни, восприятие

здорового образа жизни как ценности.

Условия реализации программы (материально-техническое, кадровое, информационное обеспечение)

Методические материалы

Готовясь к занятию, педагог должен, прежде всего, определить его задачи, содержание, необходимый инвентарь. Рекомендуется составлять подробный конспект с указанием дозировки выполнения упражнений, размещения занимающихся, предопределяя возможные ошибки и пути их исправления. Важным условием правильной организации урока является четко продуманное размещение учеников и расположение мини-игровых площадок с учетом размеров спортивного зала. Во время проведения занятия педагог должен разумно сочетать показ упражнений с объяснением, особенно при освоении новых движений.

Обучение и техническая подготовка

Этапы обучения.

Процесс обучения может быть условно разделен на 3 этапа.

1-й этап – создание предварительного представления о разучиваемом движении,

2-й этап – углубленное разучивание

3-й этап – совершенствование.

Создание предварительного представления опирается на следующие методы:

1. Показ упражнения, с помощью которого создается в первую очередь зрительный образ движения.

2. Предварительное ознакомление с движением – его первичное, пробное исполнение.

Из числа перечисленных методов и приемов наиболее важную роль играют показ и объяснение. Показ осуществляется педагогом дополнительного образования. К показу предъявляются следующие требования: точность и соответствие данному этапу освоения двигательного действия. Разучивание. Создание предварительного представления о движении постепенно переходит в этап разучивания. По мере формирования в целом представления о разучиваемом движении переходят к процессу совершенствования.

Совершенствование движения – наиболее трудоемкий этап. Совершенствование продолжается на протяжении всего периода обучения

Кадровое обеспечение

Осуществлять педагогическую деятельность может педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее специально спортивно-педагогическое образование, прошедший курсовую подготовку по «Северной (скандинавской)ходьбы» . Педагог обязан владеть базовыми техническими элементами, знать методику преподавания, уметь демонстрировать элементы Северной (скандинавской)ходьбы .

Литература:

1.        Программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов/ В.И.Лях, Г.Б. Мейксон. – М.: Просвещение, 1998.

2.        Теория и методика  физического воспитания и спорта: учебник / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

4.        Ходьба с палками и все о физкультуре с палками/ М.Кантанева. – Финляндия, 2001.

5.        Как сделать ребенка физически совершенным / Г.Г. Доман.  – М.: Просвещение, 1998.

6.         Упражнения и игры лыжника / К.К.КОПС. – М.: Физкультура и спорт, 1993.

7.  Копылов Ю.А. Скандинавская ходьба с палками. // Журнал «Физическая культура в

школе». 2014. – № 6.

  1. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. – М.: Физкультура и

спорт, 1976.

9.   Машковцев А.И. На четырех ногах. // Журнал «Спорт в школе». 2014. – № 9.

10.  Полетаева А. Скандинавская ходьба. Секреты известного тренера. – СПб: Питер,

2015.

11. Скандинавская ходьба как средство физического воспитания студентов

специальной медицинской группы: научно методические основы. // Журнал

«Фундаментальные исследования». – 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модернизация дополнительной общеразвивающей программы с учётом ведения в неё основных требований ФГОС

Методическая рекомендация педагога дополнительного образвания МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара Романовской Аллы Леонтьевны по теме: "Модернизация дополнительной  общеразвивающей про...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по рукопашному бою.

Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивной направленности в области единоборств, развития физических...

Дополнительная общеразвивающая программа "Вокальная студия"

Программа «Вокальная студия»  адресована учащимся  дошкольного и младшего школьного возраста.  Срок реализации - 5 лет.Работа в рамках программы осуществляется  по двум...

Публикация в журнале "Методист" статьи: "Использование индивидуальных карточек-заданий при изучении северных росписей в рамках программы "Северная роспись""

Статья  в журнале "Методист" №7 : "Использование индивидуальных карточек-заданий при изучении северных росписей в рамках программы "Северная роспись""...

буклет "Скандинавская ходьба"

Что значит скандинавская ходьба?...

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".

Аннотация к программе объединения «Кукольный театр»      Программа  «Кукольный театр»  ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...