ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Северная (скандинавская) ходьба»
рабочая программа по зож (1, 2, 3, 4 класс)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Северная (скандинавская) ходьба»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sh.docx | 39.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА 56»
Рассмотрено «Утверждаю»
на заседании педсовета директор школы
Протокол №___ _______ Малыгина Н. В.
от «___»_______20___г. печать
Приказ №_____от
«___»_______20___года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Северная (скандинавская) ходьба»
Направленность: физкультурно-спортивная
Уровень: для детей с ОВЗ
Возраст учащихся: от 8 до 13 лет
Срок реализации: 1 года
Объем программы-72ч
Автор/разработчик:
Шульга Ф.В.,
педагог дополнительного образования
г. Нижний Новгород
2020 год
1. Комплекс основных характеристик образования
Пояснительная записка
Общеразвивающая программа «Северная (скандинавская) ходьба» имеет физкультурно-спортивную направленность, соответствует базовому уровню.
При разработке программы за основу были приняты типовые программа по Северной (скандинавской) ходьбе для общеобразовательных учреждений, методики и педагогические практики ведущих российских и международных центров подготовки по Северной (скандинавской) ходьбе(СХ).
Содержание программы адаптированы к условиям реализации в рамках образовательных организаций общего и дополнительного образования детей̆ с ОВЗ.
Актуальность.
На основе диагностических фактов выявлено, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, быстрота реакции, скорость движения, ориентировка в пространстве, слабое физическое здоровье. Занятия СХ улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц, развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков в школе снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале,на спортивной площадке посредством занятий СХ.
Отличительные особенности. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка с ОВЗ, мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостности образовательной деятельности, формирование психического и физического здоровья.
Программа «Северная (скандинавская) ходьба» направлена на коррекцию физического развития детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), реабилитацию двигательных функций организма.
Цель программы:
Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья детей с ОВЗ.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
1. Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков.
2. Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
3. Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.
4. Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.
Развивающие задачи:
- Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции).
- Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера.
- Развитие пространственно-временной дифференцировки.
- Обогащение словарного запаса.
Оздоровительные и коррекционные задачи:
- Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма учащихся.
- Активизация защитных сил организма ребёнка.
- Повышение физиологической активности органов и систем организма.
- Укрепление и развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
- Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия).
- Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки).
- Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
- Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников.
Воспитательные задачи:
- Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.
- Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.
- Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
- Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.
Адресат программы. Программа предназначена для мальчиков и девочек с 8 до 13 лет, не имеющих медицинских противопоказаний для занятий северной(скандинавской) ходьбой.
Условия набора группы – принимаются все желающие пройти обучение северной(скандинавской) ходьбой на базовом уровне. Наполняемость в группе 10-12 человек.
Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятий: основная форма тренировочное занятие, предусмотрено планом открытые занятия, соревнования.
По типу занятия могут быть комбинированными, практическими, контрольными, тренировочными, теоретическими, диагностическими.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Режим: занятия проводятся согласно утвержденного расписания образовательной организации, в которой реализуется данная программа. Количество занятий зависит от возраста обучающихся, чем выше возраст, тем больше двигательная (физическая) недельная нагрузка.
Срок обучения по программе 1 года.
Форма обучения и режим занятий
Количество учащихся в группах – 10-12 человек. Программа рассчитана на работу со всей группой, с выделением времени на индивидуальную работу с отдельными учащимися.
Продолжительность занятий и режим занятий - 1 академический час – 1 занятия по 40 минут учебного времени. Занятия проводятся 2 раз в неделю.
Объем программы: 72 часа,
Форма обучения: очная с возможным использованием дистанционных образовательных технологий.
Теоретические занятия могут проходить с применением дистанционных образовательных технологий, например, посредством программы (Skype, Zoom и др.), записи лекций. Такая двухсторонняя форма коммуникации позволяет обучающимся, не имеющим возможности посещать все занятия в силу различных обстоятельств, получить доступ к изучению программы.
Формы занятий:
На занятиях в секции учащиеся осуществляют следующие виды деятельности: игровая, соревновательная, физкультурно- оздоровительная, познавательная, прикладно-ориентированная. Теоретические занятия составляют 20 %, практические 80%.
Тематическое планирование
№ п/п | Содержание учебного материала | Количество часов |
Введение. Правила безопасности на занятиях в секции «Северная (скандинавская) ходьба. | 1 | |
Краткие сведения о скандинавской ходьбе. Подбор палок. | 1 | |
Беседа «Скандинавская ходьба». ОФП. | 1 | |
Обучение техники движения рук и ног | 1 | |
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. ОФП. | 1 | |
Прыжки в длину с места с опорой на палки. ОРУ | 1 | |
Ходьба на носках, на наружных краях стоп с движением рук. ОФП. | 1 | |
Ходьба по рейке, гимнастической скамьи, боковые шаги, подпрыгивания. | 1 | |
Игра и упражнения на координацию движений: перешагнуть гимнастическую палку, пробежать, не задевая поставленные прутья, флажки, палки. | 1 | |
Игры и упражнения, способствующие выработке координации движений: пройти под палку | 1 | |
Обучение техники передвижения: по прямой | 1 | |
Разминочные упражнения с палками. | 1 | |
Ходьба и бег с палками по пересеченной местности. | 1 | |
Ходьба и бег с палками по пересеченной местности. | 1 | |
Ходьба и бег с палками по пересеченной местности. | 1 | |
Ходьба и бег с палками по пересеченной местности. | 1 | |
Тактика и техника движения на занятия СХ по интересам. | 1 | |
ОФП. Разминочные упражнения с палками | 1 | |
Разминочные упражнения с палками. Ходьба с палками | 1 | |
Разминочные упражнения с палками. Бег с палками | 1 | |
ОФП. Разминочные упражнения с палками | 1 | |
Преодоление незначительных препятствий перешагиванием, перепрыгиванием. | 1 | |
Преодоление незначительных препятствий перешагиванием, перепрыгиванием. | 1 | |
Прохождение дистанции до 500м. | 1 | |
Тактика и техника движения по пересеченной местности. | 1 | |
ОФП, Тактика и техника движения по пересеченной местности. | 1 | |
ОФП. Заминочные упражнения. Ходьба с палками. | 1 | |
ОРУ. Заминочные упражнения. Ходьба с палками. | 1 | |
ОФП. Заминочные упражнения. Бег с палками. | 1 | |
ОРУ. Заминочные упражнения. Бег с палками. | 1 | |
Тактика и техника движения по пересеченной местности. ОРУ. | 1 | |
Тактика и техника движения по пересеченной местности. ОРУ. | 1 | |
Прохождение дистанции по пересеченной местности. | 1 | |
Прохождение дистанции по пересеченной местности. Самоконтроль. Релаксация. | 1 | |
ОФП. Разминочные и заминочные упражнения. Ходьба до 500 м. | 1 | |
ОРУ. Разминочные и заминочные упражнения. Ходьба до 500м. | 1 | |
ОФП. Разминочные и заминочные упражнения. Ходьба 500км. | 1 | |
ОФП. Разминочные и заминочные упражнения. | 1 | |
Подъем по склону с использованием палок. ОРУ. | 1 | |
Подъем по склону с использованием палок. | 1 | |
ОФП, Спуск по склону. | 1 | |
Подъем по склону с использованием палок. Спуск по склону. | 1 | |
Подъем по склону с использованием палок. Спуск по склону. | 1 | |
Преодоление незначительных препятствий. Ходьба до 2 км. | 1 | |
ОФП. Заминочные упражнения. Ходьба и бег с палками. | 1 | |
ОРУ. Заминочные упражнения. Ходьба и бег с палками. | 1 | |
Заминочные упражнения. Подъем по склону. Тактика и техника движения. | 1 | |
Заминочные упражнения. Спуск по склону с использованием палок. Подъем по склону. | 1 | |
ОФП. Разминочные упражнения с палками. Ходьба с палками. | 1 | |
ОФП. Разминочные упражнения с палками. Бег с палками. | 1 | |
Тактика и техника движения. | 1 | |
Спуск по склону с использованием палок. Подъем на склон. | 1 | |
Преодоление незначительных препятствий перешагиванием и перепрыгиванием с помощью палок. | 1 | |
Преодоление незначительных препятствий перешагиванием и перепрыгиванием с помощью палок. | 1 | |
Заминочные упражнения. Ходьба с палками. Преодоление препятствий. | 1 | |
Заминочные упражнения. Ходьба и бег с палками. Преодоление препятствий. | 1 | |
.Спуск по склону с использованием палок. Подъем по склону. | 1 | |
Прохождение дистанции по пересеченной местности. | 1 | |
ОФП. Разминочные упражнения с палками. Тактика и техника движения в походе. | 1 | |
ОФП. Разминочные упражнения с палками. Преодоление препятствий с палками | 1 | |
Заминочные упражнения. Ходьба и бег с палками по пересеченной местности. | 1 | |
Спуск, подъем по склону с использованием палок. | 1 | |
Преодоление незначительных препятствий перешагиванием или перепрыгиванием с помощью палок. | 1 | |
Прохождение дистанции по пересеченной местности в медленном темпе. Самоконтроль и релаксация. | 1 | |
Заминочные упражнения. Ходьба с палками по пересеченной местности. | 1 | |
Заминочные упражнения. Бег с палками по пересеченной местности. | 1 | |
Заминочные упражнения. Преодоление препятствий с палками. | 1 | |
ОФП. Разминочные упражнения с палками. | 1 | |
Спуск, подъем по склону с использованием палок. | 1 | |
Преодоление незначительных препятствий перешагиванием или перепрыгиванием с помощью палок. | 1 | |
ОФП. Разминочные упражнения с палками. Ходьба и бег с палками. Преодоление препятствий с палками. | 1 | |
Эколого-краеведческая нордик-прогулка в парке. Самоконтроль и релаксация | 1 | |
ИТОГО | 72 |
Вариативная часть содержания программного материала
1. «Основы знаний по скандинавской ходьбе»
1.1 История происхождения скандинавской ходьбы. С давних пор профессиональные лыжники искали способы поддержания спортивной формы в летние время, в отсутствие снега. Летом они много тренировались, занимаясь только энергичной ходьбой и бегом по пересеченной местности, в то время еще с простыми лыжными палками. В своем современном виде скандинавская ходьба появилась в Финляндии весной 1997 году. Марко Кантанева на базе спортивного училища в Виерумяки развивал направление, которое в шутку называли «Ходьба на палках». В 1997 году компанией Exel начала производство спортивных палок АО Exel. Весной 2000 года была создана Международная Ассоциация Финской Ходьбы- ONWF.
1.2 Правила поведения на занятиях: знакомство со спортивным инвентарем – палками для ходьбы. Самостоятельный выбор высоты палок. Основные требования к спортивной форме для занятий на улице. Построение, передвижение во время занятия.
1.3 Олимпийское движение: Первые Олимпийские игры, основатель Олимпийских игр, Олимпийское движение. Олимпийские виды спорта (зимние, летние). Олимпийские чемпионы. Олимпиада в Сочи – 2014.
1.4 Формирование здорового образа жизни: Режим дня, значение утренней зарядки. Правильное питание. Закаливающие процедуры.
2. «Физическое совершенствование»
2.1 Освоение техники движений. Освоение передвижения скандинавской ходьбой (ног, рук, туловища). Освоения техники подъема и спуска. Техники ходьбы по асфальту. Обучение подводящих имитационных упражнений лыжного хода: переменная, одновременная работа рук. Освоение упражнений: шаговая и прыжковая имитация классического хода.
2.2. ОРУ: С палками, без палок направленные на развитие: гибкости, координацию, ловкости, внимание, силы. Суставная гимнастика.
Ожидаемый результат: повышение реабилитационного потенциала детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни.
В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебно-тренировочных занятий;
- проверка выполнения отдельных упражнений;
- выполнение установленных для каждого индивидуально заданий.
Средства, используемые при реализации программы:
- физические упражнения;
- корригирующие упражнения;
- коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
- материально-технические средства:палки для скандитнавской ходьбы спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;
- наглядные средства обучения.
- Комплекс организационно-педагогических условий
Формы аттестации
При зачислении детей на обучение входного мониторинга физических способностей и технических навыков не предусмотрено.
Итоги работы подводятся в конце учебного года на основании оценки
индивидуального развития воспитанников, анкетирование.
Оценка проводится в ходе наблюдений за детьми в процессе тренировок (занятий).
Критерии оценки умений и навыков детей :
- умение при потере равновесия создавать новую опору, выдвигая ногу в сторону
падения;
- рационализация наклона тела;
- правильная координация, ускорение передвижения;
- перекрестная работа рук и ног;
- согласованность движения рук и ног;
- наличие толчка палками;
- умение анализировать и контролировать свои действия;
- осознание ребенком, оценки техники передвижения у своих товарищей и у себя;
- наличие начальных представлений о здоровом образе жизни, восприятие
здорового образа жизни как ценности.
Условия реализации программы (материально-техническое, кадровое, информационное обеспечение)
Методические материалы
Готовясь к занятию, педагог должен, прежде всего, определить его задачи, содержание, необходимый инвентарь. Рекомендуется составлять подробный конспект с указанием дозировки выполнения упражнений, размещения занимающихся, предопределяя возможные ошибки и пути их исправления. Важным условием правильной организации урока является четко продуманное размещение учеников и расположение мини-игровых площадок с учетом размеров спортивного зала. Во время проведения занятия педагог должен разумно сочетать показ упражнений с объяснением, особенно при освоении новых движений.
Обучение и техническая подготовка
Этапы обучения.
Процесс обучения может быть условно разделен на 3 этапа.
1-й этап – создание предварительного представления о разучиваемом движении,
2-й этап – углубленное разучивание
3-й этап – совершенствование.
Создание предварительного представления опирается на следующие методы:
1. Показ упражнения, с помощью которого создается в первую очередь зрительный образ движения.
2. Предварительное ознакомление с движением – его первичное, пробное исполнение.
Из числа перечисленных методов и приемов наиболее важную роль играют показ и объяснение. Показ осуществляется педагогом дополнительного образования. К показу предъявляются следующие требования: точность и соответствие данному этапу освоения двигательного действия. Разучивание. Создание предварительного представления о движении постепенно переходит в этап разучивания. По мере формирования в целом представления о разучиваемом движении переходят к процессу совершенствования.
Совершенствование движения – наиболее трудоемкий этап. Совершенствование продолжается на протяжении всего периода обучения
Кадровое обеспечение
Осуществлять педагогическую деятельность может педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее специально спортивно-педагогическое образование, прошедший курсовую подготовку по «Северной (скандинавской)ходьбы» . Педагог обязан владеть базовыми техническими элементами, знать методику преподавания, уметь демонстрировать элементы Северной (скандинавской)ходьбы .
Литература:
1. Программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов/ В.И.Лях, Г.Б. Мейксон. – М.: Просвещение, 1998.
2. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
4. Ходьба с палками и все о физкультуре с палками/ М.Кантанева. – Финляндия, 2001.
5. Как сделать ребенка физически совершенным / Г.Г. Доман. – М.: Просвещение, 1998.
6. Упражнения и игры лыжника / К.К.КОПС. – М.: Физкультура и спорт, 1993.
7. Копылов Ю.А. Скандинавская ходьба с палками. // Журнал «Физическая культура в
школе». 2014. – № 6.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. – М.: Физкультура и
спорт, 1976.
9. Машковцев А.И. На четырех ногах. // Журнал «Спорт в школе». 2014. – № 9.
10. Полетаева А. Скандинавская ходьба. Секреты известного тренера. – СПб: Питер,
2015.
11. Скандинавская ходьба как средство физического воспитания студентов
специальной медицинской группы: научно методические основы. // Журнал
«Фундаментальные исследования». – 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модернизация дополнительной общеразвивающей программы с учётом ведения в неё основных требований ФГОС
Методическая рекомендация педагога дополнительного образвания МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара Романовской Аллы Леонтьевны по теме: "Модернизация дополнительной общеразвивающей про...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по рукопашному бою.
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивной направленности в области единоборств, развития физических...
Дополнительная общеразвивающая программа "Вокальная студия"
Программа «Вокальная студия» адресована учащимся дошкольного и младшего школьного возраста. Срок реализации - 5 лет.Работа в рамках программы осуществляется по двум...
Публикация в журнале "Методист" статьи: "Использование индивидуальных карточек-заданий при изучении северных росписей в рамках программы "Северная роспись""
Статья в журнале "Методист" №7 : "Использование индивидуальных карточек-заданий при изучении северных росписей в рамках программы "Северная роспись""...
буклет "Скандинавская ходьба"
Что значит скандинавская ходьба?...
Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".
Аннотация к программе объединения «Кукольный театр» Программа «Кукольный театр» ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...