Программа школьного оздоровительного лагеря "Кладовая солнца"
учебно-методическое пособие по зож
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_letnego_ozdorovitelnogo_lagerya.docx | 238.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 691»
Программа
детского школьного лагеря
с дневным пребыванием
Содержание программы:
Пояснительная записка…………………………………………………………
Цель и задачи программы…………………………………………
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
Направления и виды деятельности…………………………………
Механизм реализации программы…………………………………
Организация взаимодействия с социумом…………………………
Условия реализации программы……………………………………
Диагностика…………………………………………………………
Ожидаемые результаты ……………………………………………
Список используемой литературы…………………………………
Приложение…………………………………………………………
Наименование программы | Программа детского школьного лагеря дневного пребывания «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА» |
Разработчики программы | Учитель начальных классов |
Участники программы | Учащиеся в возрасте 6-14 лет. |
Цель программы | Расширить знания обучающихся об окружающей природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому совершенствованию ребят. |
Задачи программы |
|
Принципы реализации программ |
к окружающему миру.
|
Формы и методы | - тематические мероприятия;
|
Сроки и этапы реализации программы | I этап. Подготовительный – апрель – май II этап. Организационный III этап. Основной IV этап. Заключительный
|
Основные программные мероприятия | Направления:
|
Ожидаемые результаты реализации программы | - повышение уровня экологической культуры. |
«Мы – хозяева нашей Родины и она для нас
кладовая солнца с великими сокровищами жизни»
М. Пришвин
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.
Лагерь – это жизнь в новом коллективе, новая деятельность, новое знакомство. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий. Это период свободного общения детей. Летние оздоровительные лагеря выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе МОБУ СОШ№3. Обязательным является вовлечение в лагерь детей-сирот, детей из многодетных, социально-опасных и малообеспеченных семей.
Период нахождения ребенка в лагере как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Для того, чтобы отдых сделать полноценным разработана программа «Кладовая солнца».Система летнего лагеря с экологической направленностью является способом организации жизнедеятельности участников лагеря, представляющим собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, содействующих развитию личности участника.
Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.
Создание летнего лагеря дневного пребывания с экологической направленностью является актуальной. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Новизна данной программы заключается в том, весь период насыщен разноплановой интересной деятельностью, четким режимом жизнедеятельности и питания, представлением возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу
в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
:создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания и формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности в условиях природы; укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание экологической культуры, развития творческих способностей детей.
- расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;
- формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;
- максимальное использование возможностей природного окружения;
- выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;
- организация активного отдыха и оздоровление детей;
- развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Программа летнего экологического лагеря с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
- Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру.
- Принцип творческого отношения к делу.
- Принцип добровольности участия в делах.
- Принцип учета возрастных особенностей детей.
- Принцип доступности выбранных форм работы.
Лагерь комплектуется на лето из числа учащихся 1-6 классов, продолжительность пребывания в лагере 15 дней, количество детей 150 человек. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Форма занятий групповая. Занятия проводятся с элементами игры. Программа используется в лагере дневного пребывания при школе. Она рассчитана на одну лагерную смену, т. е. 15 дней.
Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др. Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических идей.
Игровая технология раскроет творческий потенциал ребенка, разовьет интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечет ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.
Ситуационно-ролевые и деловые игры – позволяют моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.
Формы и методыработы по программе, которые будут использоваться:
- тематические экскурсии;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- экологические игры;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- беседы, семинары, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов.
- занятия на природе;
- изготовление поделок, гербариев, выпуск школьной газеты.
- концерты, фестивали, акции.
I этап. Подготовительный – апрель- май
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора
по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону; - издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.п.)
II этап. Организационный – июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- комплектование отрядов;
- запуск программы «Кладовая солнца»;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Практический – июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
- работа творческих мастерских.
IV этап. Аналитический – июль
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- выработка перспектив деятельности организации;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
- Управлениеобразования
- Отдел администрации по культуре и спорту
- СЮН
- ЦВР;
- Кинотеатры
- СЮТ
- Детская поликлиника
- Детская центральная библиотека;
- Городские газеты, радио, телевидение
- ГИБДД;
- Городской краеведческий музей;
- Спортивный стадион
Нормативно-правовые условия:
Закон «Об образовании РФ»
Конвенция о правах ребенка.
Устав «СОШ»
Положение о лагере дневного пребывания.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказы Управления образования.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
Акт приемки лагеря.
Планы работы.
Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
- начальник лагеря,
- заместитель директора по ВР;
- педагог-психолог,
- социальный педагог;
- педагог-организатор;
- музыкальный работник
Кураторы отрядов:
- воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
- вожатые (из числа актива школы)
Руководители творческих мастерских
- из числа педагогов
Методические условия предусматривают:
- наличие необходимой документации, программы, плана;
- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
- коллективные творческие дела
- творческие мастерские
- индивидуальная работа
- тренинги
- деловые и ролевые игры
Материально-технические условия
кабинеты, закрепленные за каждым отрядом;
- спортивная площадка и стадион;
- большой спортзал;
- малый спортзал;
- библиотека;
- медиацентр;
- читальный зал;
- музей;
- медицинское отделение
- столовая.
Вводная диагностика | Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:
|
Пошаговая диагностика | Беседы по результатам мероприятий и дел лагеря, на отрядных сборах. |
Итоговая диагностика | Анкетирование |
В ходе реализации данной программы ожидается:
- укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).
- эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
- развитие творческой и исследовательской активности каждого ребенка, творческий рост детей.
- повышение уровня экологической культуры
- приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях.
- повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
- развитие лидерских качеств.
- развитие коммуникативных способностей и толерантности.
- выпуск экологической газеты.
- конкурс рисунков на тему «Экология вокруг нас».
- выставка поделок из бросового материала.
- эстетическое оформление клумб пришкольного участка.
- расширение кругозора детей.
.
Летний лагерь: Организация , работа вожатого, сценарии мероприятий: 1-11 классы - Летний лагерь -М., 2007 г.
Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).-Волгоград: издательство « Учитель», 2006
Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г.
Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 г.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.
Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. - (Библиотека вожатого)
Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2007 г.
Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Школа туристских вожаков: Учеб.-метод. пособие – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – (Воспитание и доп.образование детей).
Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.
Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г.
Ривкин Е.Ю., Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2001. – (Метод.биб-ка).
- Режим дня
- Режим работы специалистов в лагере
- План работы лагеря
- Расписание работы кружков
- Устав лагеря
- Наш девиз
- Примеры речевок
- Название, девизы отрядов
- Сценарии мероприятий
9.00 – 9.15 | Мы вам рады! | |
9.15 – 9.30 | Горн трубит: пора, пора! | Зарядка. |
9.30 – 10.00 | Все за стол! Узнать пора, | Завтрак. |
10.00 – 13.00 | Кто-то любит танцевать, |
Мероприятия по плану. |
13.00. – 13.30 | Подвижные игры на свежем воздухе | |
13.30. – 14.00 | Но у всех, смешливых даже, | Обед. |
14.00. – 14.15 | На линейку становись! | Линейка по итогам дня. |
14.30 | До свиданья! До новых встреч! | Уход домой. |
9.06 «Будем знакомы!» | ||||
13.06 Открытие лагерной смены Праздник «Моя земля – моя родина» Конкурс рисунков «Планета – наш дом» | 14.04 Экскурсия по экологической тропе Игра «Найди клад» | 15.06 День юннатского движения Экскурсия в природу, СЮН | 16.06 Викторина «День животных» Выставка рисунков, поделок | |
19.06 День природы. Экологический конкурс | 20.06 «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» Спортивный праздник | 21.06 «Забавные штучки из мусорной кучки» Конкурс поделок из бросового материала | 22.06 День летнего солнцестояния Первый день войны Митинг | 23.06 День основания российского музея леса Викторина – игра «По лесной тропинке» |
26.06 Конкурс мини-клумбы «Цветочная полянка» | 27.06 Лагерная спартакиада «Хочу быть здоровым» | 28.06 Экологическая игра «Тропа испытаний» | 29.06 Закрытие смены Модный показ одежды из бросового материала |
Инструктор по физкультуре – ежедневно
Медицинский работник – ежедневно
Музыкальный руководитель – ежедневно
Социальный педагог – понедельник, среда, пятница
Педагог-психолог – вторник, четверг.
План работы медицинского работника
Цель: соблюдение гигиенических условий пребывания, отдыха, питания, оздоровления и медицинского обслуживания детей.
Задачи:
-создание адекватных условий для полноценного отдыха и оздоровления детей в помещениях, соответствующих санитарно-эпидемиологическим нормам.
-соблюдение режима
-соблюдение норм полноценного и рационального питания детей.
-проведение максимально возможных оздоровительных процедур и мероприятий.
Мероприятия:
Контроль за санитарным состоянием игровых комнат и участка
Осмотр детей (педикулез, кожные заболевания и т.д.)
Контроль за здоровьем детей в лагере
Контроль за организацией питания и качеством приготовления пищи
Осуществление суточной пробы и хранение её в соответствующих условиях.
Работа с отдельными категориями детей
Для детей часто и длительно болеющих простудными заболеваниями
Цель: повышение имуннобиологических функций организма
Мероприятия:
- Закаливающие процедуры
- Правильная организация режима дня
- Максимальное пребывание на свежем воздухе (не менее 3-х часов)
- Занятия физкультурой на свежем воздухе
- ЛФК
Для детей с ослабленным зрением
Цель: вторичная профилактика нарушений зрения
Мероприятия:
- Правильная организация режима дня с максимальным исключением зрительных нагрузок
- Максимальное пребывание на свежем воздухе
- Аутотренинг для глаз
Для детей с неврозами, ВСД
Цель: снятие утомления, психоэмоционального напряжения
Мероприятия:
- Психологическая помощь
- Рациональное питание
- Ежедневное занятие физкультурой
Для детей с нарушением осанки и плоскостопием
Цель: вторичная профилактика сколиоза и плоскостопия
Мероприятия:
- Правильная организация режима дня
- Максимальное пребывание на свежем воздухе
- Занятия физкультурой
- ЛФК для профилактики сколиоза и плоскостопия (ходьба босиком по бревну, по песку и т.д.)
План работы инструктора по физкультуре
Цель: формирование здорового образа жизни и содействие всестороннему развитию личности детей.
Задачи:
-развитие физических качеств и укрепление здоровья детей через физическую культуру
-развитие интереса к организационно-спортивной деятельности
-воспитание по установлению спортивных контактов в духе взаимопонимания, уважения и добра
Мероприятия:
- Ежедневное проведение зарядки
- Проведение спортивных занятий в отрядах по легкой атлетике, футболу, подвижным играм
- Проведение состязания по бегу на 30м, 40м, 60м, 100м за звание «Чемпион лагеря»
- Организация общелагерных спортивных мероприятий
План работы музыкального руководителя
Цель: развитие творческого и музыкального потенциалов личности детей
Задачи:
-формирование музыкальной культуры учащихся
-создание условий для максимальной реализации детьми индивидуальных музыкальных и творческих способностей
-практическое применение полученных умений, навыков в общественной социально-досуговой деятельности
Мероприятия:
- Ежедневное музыкальное оформление зарядки.
- Разучивание отрядных песен.
- 2 раза в неделю проведение в каждом отряде музыкальной тридцатиминутки.
- Аккомпанирование на общелагерных мероприятиях.
- Проведение лагерных дискотек.
Устав лагеря «Планета детства»
Под парусом лета
Летит Планета Детства
Здесь очень много смеха,
Здесь от улыбок тесно!
Название отряда: «Жуки»
Девиз:
Мы подвижные жуки
Две ноги и две руки
Мы на месте не сидим
Тут и там мы победим!
Название отряда: «Бурундуки»
Девиз:
Бурундуки не знают скуки
Они умельцы на все руки!
Название отряда:«Сороки»
Девиз:
Мы все видим, мы все знаем
Мы по лагерю летаем!
Название отряда: «Лесные шишки»
Девиз:
Мы братва — лесные шишки,
Все тихони словно мышки,
Не гуляем по углам,
Все на свете пополам.
Название отряда: «Муравьи»
Девиз:
Мы веселые ребята —
Коротышки муравьи,
Наш девиз — вперед отряд!
Вместе весело пошли!
Отряд: Дельфин
Девиз:
Дельфин всегда плывет вперед
И никогда не отстает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием при МБОУ СОШ № 8 г. Бирска РБ на 2012-2015гг.
Данная прграмма рекомендована для школьных оздоровительных лагерей, которые создаются на базе городских школ. Она полно и целостно отражает все виды работ, проводимых с детьми в рамках школьного...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Город Солнца"
Программа оздоровительного лагеря...
Презентация программы школьного оздоровительного лагеря 2012 года.
Основные этапы программы....
Программа детского школьного оздоровительного лагеря "Пчелка"
Детские оздоровительные лагеря – это часть социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности, в индивидуальной физической и социальной компенсации в с...
ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ «Радуга»
СодержаниеПояснительная записка. Цели и задачи организации работы лагеря Положение о школьном оздоровительном лагере. ...
Программа деятельности школьного оздоровительного лагеря « Дружба»
В основе программы деятельности школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей– целенаправленный процесс, который представляет собой выстроенную систему занятий, дел, игр, экскурсий, об...
Программа школьного оздоровительного лагеря "Книга открывает сердца"
Программа школьного оздоровительного лагеря "Книга открывает сердца"...