Русские народные игры
классный час
Технологическая карта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_narodnye_igry_-_tehnologicheskaya_karta.docx | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ
МАСТЕР-КЛАСС «Русские народные игры»
Аннотация. Мастер-класс предназначен для учащихся начальной школы. Данное мероприятие может быть использовано как внеклассная деятельность к урокам литературного чтения (раздел «Устное народное творчество»), к уроку азбуки Смоленского края (тема «Игры и хороводы»), к уроку физической культуры (при изучении подвижных игр в младшем школьном возрасте); может быть частью праздника, посвященного истории и культуре родного края. Мероприятие направлено на взаимодействие и сотрудничество разных возрастных групп учащихся, способствует установлению связи ребенка с культурными традициями прошлого.
Организаторы | Участники | Место и дата проведения | Технология проведения |
Игнатьева Т.П. – учитель начальных классов | Учащиеся 1 и 5 классов | МБОУ «СШ №32 им. С.А.Лавочкина» города Смоленска | Обмен опытом между учащимися среднего и младшего звена школы |
Цель: изучение народных игр как культурной традиции русского народа. | |||
Задачи: - узнать историю создания русских народных игр; - узнать о многообразии русских народных игр и их правила; - научиться русским народным играм; - развивать память, ловкость, умение соблюдать правила; - воспитывать дружелюбие, самостоятельность, уважение к одноклассникам и своим старшим товарищам. | |||
Планируемые результаты: | |||
личностные: | - формирование уважительного отношения к истории и культуре нашего народа, развитие эмоциональности и отзывчивости, - развитие навыков сотрудничества с учащимися разных возрастных групп и педагогом, - формирование установки на здоровый образ жизни, бережному отношению к духовным ценностям. | ||
метапредметные: | - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств, | ||
предметные: | - формирование первоначального представления о роли игры в жизни и деятельности наших предков, - формировать уважительное отношение к истории родного края, к традициям наших предков, - осознание значимости устного народного творчества в различных сферах жизни человека, - овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность. | ||
Организация пространства: | |||
Межпредметные связи | литературное чтение, азбука смоленского края, музыка, физическая культура | ||
Ресурсы | Оборудование: карточки с названиями игр, обруч с лентами, веревка, лента, музыкальное сопровождение | ||
Список использованных источников: М.Ф.Литвинова Русские народные подвижные игры. М.: Просвещение, 1986 Болтали две сороки. Русские народные сказки, песенки, потешки. Детская литература: ДЕТГИЗ, 2014 Чижик знает песенку. Русские народные потешки. Мелик-Пашаев, 2013 http://www.playwithus.ru/poteshki.html | |||
Содержание мероприятия: Роли участников мероприятии: ведущий, учащиеся 5 класса (разучивают игры для учащихся 1 класса), учащиеся 1 класса (участвуют в играх). Предварительная подготовка: изучение некоторых игр с пятиклассниками, обучение игре, подготовка русской народной песни (исполняют первоклассники), первоклассники заранее готовят народные потешки наизусть, подготовка чаепития к завершению мастер-класса. Сценарий мероприятия: Учитель: Славится зима гуляньями и забавами. А еще зима славится раздумьями. Когда же, как не зимой, в длинные, темные вечера хочется поразмыслить, скоротать время за длинной дружеской беседой. Как водилось в старину, в январе сразу после рождества проводились рождественские посиделки или зимние святочные гулянья. Проходили посиделки очень весело, на них ребята и девушки пели песни, играли, танцевали. В гости приходили ряженные, которые были одеты в разные костюмы, животных и зверей. Исполнялись на таких посиделках народные песни, многие из которых вам знакомы. Учащиеся 1 класса исполняют русскую народную песню. Жили у бабуси Жили у бабуси Учитель: Кроме песен, наши бабушки и дедушки любили играть в разные игры. Вот и мы с вами сегодня вспомним те игры, которые были популярны среди таких же мальчиков и девочек. В каждую из них научимся играть. Ребята из 5 класса подготовили для вас различные игры. Каждый из них представит игру и научит в нее играть. Ваша задача – быть активными участниками. Пятиклассник: Русская народная игра «Золотые ворота». (слайд и название на желтом фоне) Для этой игры выбираются 2 пары игроков, которые встают лицом друг к другу. Они берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные играющие, держась за руки, «змейкой» проходят через «ворота» и поют песню: Золотые ворота Пропускают не всегда: Первый раз прощается, Второй раз запрещается, А на третий раз Не пропустим вас! После последних слов игроки, стоящие в парах, опускают соединенные руки и ловят в свои «ворота». Пойманные игроки тоже становятся «воротами». Учащиеся играют в эту игру. Учитель: Ворота! Ворота! Отворите! Вы друзей в гости к нам пропустите! Дети размыкают руки и все садятся на стульчики. Пятиклассник: Игра «Карусель». (слайд и название на зеленом фоне) Ведущий держит обруч, к которому привязаны ленты. Дети берутся одной рукой за ленту и двигаются по кругу в соответствии с темпом музыки и произнося слова: Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели, А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, Не спешите, карусель остановите, Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра! 2-я часть – дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Ребенок, оставшийся без ленты, становится «музыкантом». Учащиеся играют в эту игру. Учитель: Между играми девушки и молодцы устраивали словесную перепалку. Придумывали потешки и небылицы. Наши ребята приготовили такие стихи: Первоклассник: Ехала деревня Первоклассник: Лиса по лесу бежала, Учитель: Пошутили, посмеялись. А вот уже и черед следующей игры настал. Пятиклассник: Русская народная игра «Пирог». (слайд и название на фиолетовом фоне) Игроки становятся в две шеренги друг против друга. Водящий приседает в центре, он — пирог. Играющие поют и показывают движения. Экий он высоконький, Руки поднимают вверх. Экий он широконький, Руки в стороны. Экий он мягошенький. Руками гладят живот. На столе пирог сладешенький. Руки вперед, ладошками вверх. Режь да ешь. Ударяют рука об руку. Первый в каждой шеренге бежит и дотрагивается до пирога. Кто первый коснулся — уводит его к себе в шеренгу, кто опоздал — становится пирогом. Учащиеся играют в эту игру. Пятиклассник: Удар по верёвочке. (слайд и название на синем фоне) Для игры необходима замкнутая в круг веревочка. Игроки берутся обеими руками за веревочку с внешней стороны. Выбирается один водящий, который должен находиться в центре круга, образованного веревочкой. Цель водящего – посалить, т.е. ударить по руке одного из играющих находящихся с внешней стороны круга. Те, кто находятся с внешней стороны круга, во время атаки водящего могут отпустить от веревочки только одну руку. Если играющий отпускает от веревочки две руки или по одной из них попадает водящий, то уже именно он становится в круг и игра продолжается дальше. Учащиеся играют в эту игру. Игра «Заря-зарница». (слайд и название на красном фоне) Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с лентой. Дети поют: Заря-зарница, С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и они оба бегут по кругу в разные стороны, стараясь занять свободное место. Тот, кто останется без места, становится «зарей». Дети играют в игру. Игра «Змея». (слайд и название на розовом фоне) Водящий «змея» ходит перед игроками, которые стоят по кругу и поет: (имя ребенка) стань моим хвостом! Дети играют в игру. Учитель: Наше путешествие в волшебный город игр подошло к концу. Каждая игра имеет свой цвет, а у вас – такие же цветные карточки. Прошу каждого проголосовать за понравившуюся игру. После игр принято устраивать чаепитие. Поэтому все приглашаются к столу. Мастер-класс завершается совместным чаепитием и обсуждением понравившихся игр, о возможности играть в них на переменах в школе и после уроков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности в 1 классе "Русские народные игры"
Программа курса «Русские народные игры»1 класс (66 ч)Пояснительная записка Безусловно, содержание обучения должно максимально предусматривать физическое, трудовое, нравственное, эмоциональн...
Русские народные игры
Презентация "Русские народные игры" выполнена с целью познакомить учащихся с русскими народными забавами, развлечениями в рамках школьного мероприятия. Предлагается использовать полученную информацию ...
Русские народные игры
Описание подвижных русских народных игр...
программы по воспитанию национального самосознания на прогулках средствами фольклора и русскими народными играми «За околицей»
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольс...
Внеурочная деятельность: «Русские народные игры». Тема: Игры – веснянки.
Игры издавна служили средством самопознания,здесь проявляли лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку. Данная внеурочная деятельность "Русские народные игры" способствует укреплению здоров...
Рабочая программа курса «Русские народные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»
1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путе...
Методическая разработка Подвижные игры на свежем воздухе "Русские народные игры на свежем воздухе"
Мероприятие Подвижные игры на свежем воздухе«Русские народные игрына свежем воздухе»Игры народные на свежем воздухе–издавна известная забава детей.Эти игры, как песни и сказки, созда...