программы по воспитанию национального самосознания на прогулках средствами фольклора и русскими народными играми «За околицей»
рабочая программа (2 класс) по теме

Дьяченко Лиана Викторовна

Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_-za_okolicey.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Программа « За околицей»


.

Русские народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры с народными песнями, прибаутками, плясками.

Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.

Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).

Русские народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности. Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

     Цель: воспитание национального самосознания в области образования на основе возрождения традиционной и развития современной игровой культуры, духовное совершенствование физически здоровой личности учащегося, расширение его историко-культурного кругозора.

Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:

Обучающие:

  1. приобретение знаний о русских народных играх, о традициях, истории и культуре русского народа;
  2. обучение разнообразным правилам русских народных игр и других физических упражнений игровой направленности;
  3. прививать необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта, гигиены.

Развивающие:

  1. Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
  2. Гармоническое развитие функциональных систем организма ребёнка, повышение жизненного тонуса;
  3. Повышение физической и умственной работоспособности школьника.

Воспитывающие:

  1. формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье;
  2. привить учащимся интерес и любовь к занятиям  различным видам спортивной и игровой деятельности;
  3. воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.

Особенности программы. 

Основная функция этой программы - воспитание национального самосознания Русские народные игры, входящие в первый компонент, поделены на разделы, по характеристикам игр. Здесь есть игры, отражающие отношение человека к природе, ведь народ всегда трепетно относился к природе, берёг её, прославлял. Есть игры, которые воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и их различные варианты.

С историческим наследием русского народа знакомят игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Это народные игры: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», а также различные их варианты.

С большим интересом дети знакомятся с играми сверстников прошлых столетий. К этим играм относятся: «Бабки», «Городки», «Горелки», «Городок-бегунок», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», и др.

Так же, во время прогулок  предусмотрено   получение детьми экологических представлений в опоре на отечественные традиции, менталитет  русского народа. Разучиваются пословицы, поговорки, народные приметы. Так как,  системообразующим элементом программы является ориентация на традиции русской культуры, сформировавшие одушевленный образ природы, на опыт народной мудрости, являющей пример внимательного и уважительного отношения к окружающему миру. Идея одухотворенности, идея Живой Природы создает ощущение волшебства, загадочности, чуда, что так близко природе ребенка, а волшебство всегда связано с творчеством, созиданием, верой в добрые силы, с новыми возможностями. Волшебство часто невидимо глазом, но ощутимо сердцем.

 Такое отношение к природе дает нам богатый инструментарий для развития  личности ребенка. Если мы поможем детям почувствовать  свою, особенную жизнь в каждом природном существе и поможем  понять, что этот мир создан для любящего человека,  возникнет ли у них желание бездумно ломать ветки или рвать цветы, захочется ли им загрязнять воду, воздух и т. д.  Опыт народной мудрости помогает детям почувствовать себя частью огромного, удивительного мира, пробуждает радость сопричастности, формирует гуманное отношение к живому, понимание его самоценности и неповторимости, признание его права на существование, принятие на себя ответственности.  

 




Учебно-тематический план

1класс


п/п

Содержание

Общее количество

часов

1.

Общие подвижные символические игры.

2

2.

Игры для формирования правильной осанки.  

2

3.

Игры со скакалками

2

4.

Игры с бегом

1

5.

Игры с прыжками

2

6.

Игры с метанием, передачей и ловлей мяча

2

7.

Игры лазанием и перелезанием

2

8.

Игры для развития внимания

2

9.

Общеразвивающие игры

2

10.

Игры с разными предметами

1

11.

Игры с камешками, шариками и палками

1

12.

Хороводные игры

3

13.

Игры в помещении

3

14.

Игры в фанты

1

15.

Игры- шутки

1

16.

Сюжетные игры

3

17.

Загадки, шарады, каламбуры

1

     18.

Праздник «Мир народных игр»

5

Всего часов:

36


Распределение часов на разделы для 1 класса условно, т.к. в большинстве занятий предусмотрено содержание теоретического и практического материала, упражнения, комплексы упражнений, игры различных разделов в одном занятии.

Содержание программы

1.Общие подвижные символические игры.

    «Бабки»,  «Борящаяся цепь», «Редька», «Бес соли соль», «Серый волк»,  «Платок», «Пирожок».

2. Игры для формирования правильной осанки.  

   «Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки».

3. Игры со скакалками.

   «Найди жгут»,  «Скакалочка», «Люлька», «Удочка».

4.Игры с бегом.

    «Дорожки», «Караси и щука», «Змейка», «Пятнашки обыкновенные», «Салка»,  «Городок- бегунок».

5. Игры с прыжками.

   «Кто дальше», «Перетягивание прыжками», «Попрыгунчики», «Воробушки и   кот», «Болото».

6. Игры с метанием, передачей и ловлей мяча.

    «Охотники и утки», «Сильный бросок», «Мячик кверху», «Свечки», «Лови мяч»,   «Колодка», «Зевака».

7. Игры лазанием и перелезанием.

    «Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Кошки - мышки», «Цепи  кованы».

8. Игры для развития внимания.

    «Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки».

9. Общеразвивающие игры.

   «Ворота», «Встречный бой», «Во поле берёза», «Вытолкни за круг», «Казаки и  разбойники», «Перетягивание каната», «Камешек».

10. Игры с разными предметами.

    «Домики», «Городки», «Лапта», «Единоборство», «Бирюльки».

11. Игры с камешками, шариками и палками.

    «Двенадцать  палочек», «Достань камешек», «Коршун», «Кольцо», «Рулетка».

12. Хороводные игры.

      «Ясное золото», «Плетень», «Просо сеяли»,  «Жених ищет невесту»,  «Луг - лужочек», «Заинька», «Ручеёк».

13. Игры в помещении.

    «Дедушка – рожок», «Море волнуется», «Игровая», «Коза»,  «Колечко», «Все в   кружок», «Слепой козёл».

14. Игры в фанты.

     «Работа и забава», «Птичник», «Тяни - пускай», «Голуби».

15. Игры- шутки.

      «Кольцо», «Чур», «Орехи», «Барабанщик», «Черепаха».

16. Сюжетные игры.

      «Два Мороза», «Гуси-Лебеди», «Волк во рву», «У медведя во бору», «Зайцы в   огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки».

17. Загадки, шарады, каламбуры.

      «Да и нет», «Отвечай, не говоря!», «Царёк», «Обмен именами», «Чепуха», «Мимика», «Почему и потому», «Отгадай слово», «Искатель цветов».

18. Праздник «Мир русских народных игр».

     Игры к различным народным праздникам: «Проводы берёзы», «Бой крашенками», «Шапочники», «Коробейники», «Сказочница», Гусиное перо»,  «Подвижки льда».













Учебно-тематический план

2класс.

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения

прогулки

Форма контроля

1

08.09

Осень перемен восемь

1

Беседа, наблюдение

Анализ наблюдений. Фронтальный опрос

2

15.09

Сентябрь-златоцвет, румянец осени. Игра «У медведя во бору»

1

Рассказ воспитателя, наблюдение

Анализ наблюдений. Коллективная игра

3

22.09

Игра «Курочка - рябушечка»

1

Практическая деятельность по разучиванию РНИ

Коллективная игра

4

29.09

Игра «Мышка». Русские сентябрьские посиделки.

1

Рассказ воспитателя. Практическая деятельность по разучиванию РНИ

Анализ действий участников сентябрьских посиделок. Коллективная игровая деятельность.

5

06.10

Октябрь- листопад, грязник, подзимник

1

Рассказ воспитателя, наблюдение

Анализ наблюдений. Фронтальный опрос

6

13.10

Приметы октября. Игра «Позови-ка в хоровод»

1

Рассказ воспитателя. Практическая деятельность по разучиванию РНИ

Фронтальный опрос. Коллективная игра


7

20.10

Народные развлечения на октябрьской ярмарке

1

Рассказ воспитателя. Практическая деятельность по разучиванию РНИ

Фронтальный опрос. Коллективная игра

8

27.10

Игры и считалки.

1

Практическая деятельность по разучиванию РНИ

Коллективная игра

9

03.11

Ноябрь - листогной, ворота зимы

1

Рассказ воспитателя, наблюдение

Анализ наблюдений. Фронтальный опрос

10

10.11

Осенние загадки. Игра «У дядюшки Трифона»

1

Практическая деятельность по разучиванию РНИ и отгадыванию загадок

Коллективная игра.

Анализ и разгадывание загадок.

11

17.11

Позовем Зиму Красную

1

Рассказ воспитателя, наблюдение

Анализ наблюдений. Фронтальный опрос

12

24.11

Игра- хоровод «Царевич-королевич»

1

Практическая деятельность по разучиванию РНИ

Коллективная игра

13

01.12

Декабрь- шапка зимы

1

Беседа. наблюдение

Анализ наблюдений. Фронтальный опрос

14

08.12

Приметы  декабря. Декабрь зиму начинает, а год кончает.

1

Рассказ воспитателя, наблюдение

Анализ наблюдений. Фронтальный опрос

15

15.12

Игра «Олень»

1

Практическая деятельность по разучиванию РНИ

Коллективная игра

16

22.12

Самый короткий день в году 22 декабря. Зимнее солнцестояние.

1

Рассказ воспитателя, наблюдение

Анализ наблюдений. Фронтальный опрос

17

12.01

Январь- весне дедушка

1

Беседа. наблюдение

Анализ наблюдений. Фронтальный опрос

18

19.01

Январь всему году запевало. Приметы января.

1

Рассказ воспитателя, наблюдение

Анализ наблюдений. Фронтальный опрос

19

26.01

Январь лютовей, трескун, снеговик.

1

Беседа. наблюдение

Анализ наблюдений. Фронтальный опрос

20

02.02

Приметы февраля

1

Рассказ воспитателя, наблюдение

Анализ наблюдений. Фронтальный опрос

22

09.02

Зимние забавы. Зимние считалки.

1

Рассказ воспитателя. Разучивание игровых заданий

Проблемные задания

23

16.02

15 февраля - Сретенье.

1

Рассказ воспитателя, наблюдение

Анализ наблюдений. Фронтальный опрос

24

23.02

Масленичные развлечения

1

Практическая работа по изучению развлечений

Соревновательные игры и развлечения.

25

02.03

Март протальник, предвесенье

1

Беседа. наблюдение

Анализ наблюдений. Фронтальный опрос

26

16.03

Мартовские приметы

1

Рассказ воспитателя, наблюдение

Анализ наблюдений. Фронтальный опрос

27

23.03

Игра «Море, берег, волна»

1

Практическая деятельность по разучиванию РНИ

Коллективная игра

28

30.03

Весна красна нам добра принесла

1

Рассказ воспитателя, наблюдение

Анализ наблюдений. Фронтальный опрос

29

06.04

Приметы апреля.

1

Рассказ воспитателя, наблюдение

Анализ наблюдений. Фронтальный опрос

30

13.04

Игра «Коршун»

1

Практическая деятельность по разучиванию РНИ

Коллективная игра

31

20.04

Игра «Бояре»

1

Практическая деятельность по разучиванию РНИ

Коллективная игра

32

27.04

Игра «Круговая считалочка»

1

Практическая деятельность по разучиванию РНИ

Коллективная игра

33

04.05

Май травень,цветень.

1

Рассказ воспитателя, наблюдение

Анализ наблюдений. Фронтальный опрос

34

11.05

Игра «Лес, поле, река, село»

1

Практическая деятельность по разучиванию РНИ

Коллективная игра

35

18.05

Игра «Гори, гори ясно»

1

Практическая деятельность по разучиванию РНИ

Коллективная игра

36

25.05

Игра «Догонялки»

1

Практическая деятельность по разучиванию РНИ

Коллективная игра

Всего:                                                             36 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности в 1 классе "Русские народные игры"

Программа курса «Русские народные игры»1 класс (66 ч)Пояснительная записка  Безусловно, содержание обучения должно максимально предусматривать физическое, трудовое, нравственное, эмоциональн...

ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

Человек, введенный в фольклор, – это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий услов...

Проектная деятельность в воспитании национального самосознания и духовно- нравственного становления личности учащихся.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориен...

Рабочая программа курса «Русские народные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»

1.  Пояснительная записка1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путе...

Конспект занятия по внеурочной деятельности « Фольклор. Жанры русской народной музыки»

Конспект занятия кружка  по внеурочной деятельности "Вокал" предназначен для учащихся 1-4 классов....

“Воспитание национального самосознания у учащихся младших классов”

Сегодня очевидно, что формирование школы XXI века невозможно без глубокого изучения и использования национального раздела в системе образования и воспитания.Я считаю, что каждый человек, как представи...