Театрализованная экскурсия «В гостях у Богини Гигиены»
материал по зож (2 класс)
Материал предназначен для учащихся 2-х классов. Театрализованная экскурсия «В гостях у Богини Гигиены» направлена на формирование потребности в соблюдении правил личной гигиены и основ здорового образа жизни у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_ekskursiya._v_gostyah_u_bogini_gigieny_1.docx | 369.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрализованная экскурсия
"В гостях у Богини Гигиены"
Тема: Гигиена - основа здоровья.
Идея: Соблюдение правил гигиены с малых лет является залогом здорового будущего.
Цель: сформировать потребность в соблюдении правил личной гигиены и основ здорового образа жизни у младших школьников.
Задачи:
1. Стимулировать устойчивый интерес к заботе о собственном здоровье.
2. Осветить способы распространения инфекционных заболеваний.
3. Создать положительный образ физической активности и рационального питания.
4. Информировать о профилактических мерах по предотвращению возникновения стоматологических заболеваний.
5. Проследить зависимость общего самочувствия человека от образа его жизни.
Аудитория: младшие школьники 8-10 лет.
Место проведения: Музей гигиены (Музей гигиены Городского центра медицинской профилактики).
Сценарный план
Остановки
(маршрутный лист; см.Приложение 8)
1. Вестибюль Музея Гигиены
2. Зал "История медицины"
3. Зал "Профилактика инфекционных заболеваний"
4. Зал "Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний"
5. Зал "Профилактика стоматологических заболеваний. Нарушения слуха, зрения и осанки"
6. Зал "Профилактика заболеваний"
7. Зал "Физическая активность и рациональное питание"
8. Зал "Охрана материнства и детства. Репродуктивная функция"
Реквизит:
- Костюм Хранителя особняка
- Костюм Богини Гигиены
- Костюм Суслика
- Костюм Геракла
- Костюм Зубной Феи
- Костюм Медицины
- Медицинский халат
- Книга истории особняка
1 площадка. Встреча гостей в вестибюле Музея гигиены
Гости Музея гигиены проходят в фойе, там их встречает Хранитель истории особняка.
Хранитель особняка: | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Хранитель, я живу в этом особняке, с самого его основания, вот уже 263 года, и знаю о нём всё. У этого особняка длинная история, которую я бережно храню, записывая в эту книгу. Давайте начнём путешествие по страницам истории этого дома. |
Хранитель особняка открывает книгу, начинает рассказывать.
Хранитель особняка: | Здание, в котором мы сейчас находимся, расположено в одном из лучших кварталов старого Петербурга. Дворец был построен в середине XVIII века, более 250 лет назад. Ребята, слышали ли вы когда-нибудь об одном из самых главных университетов России – Московском государственном университете? |
Ребята: | Отвечают. |
Хранитель особняка: | Так вот первым владельцем этого особняка был Иван Иванович Шувалов — известный общественный деятель, который вместе с Михаилом Васильевичем Ломоносовым и открыл Московский университет, ныне МГУ. В этом особняке он прожил восемь счастливых лет своей жизни, некогда этот дворец славился своими балами и маскарадами. Дворец сменил несколько владельцев и 100 лет назад в этом здании открылся Музей гигиены. Вы знаете кто такая Гигея? |
Ребята: | Отвечают. |
Хранитель особняка: | Ваши современники Гигею называют Гигиеной. Гигея была старшей дочерью бога медицины Асклепия. |
Выходит Богиня Гигиена.
Богиня Гигиена: | О, уважаемый Хранитель, я услышала, как Вы упомянули моё имя и решила спуститься. Будьте добры, скажите, кто эти прекрасные дети? |
Хранитель особняка: | Эти дети пришли к нам на экскурсию. Я рассказываю им историю особняка, мы как раз дошли до того места, когда открылся музей твоего имени. |
Богиня Гигиена: | Так давайте скорее познакомимся. Я - Богиня Гигиена. Хранитель был прав, сказав, что я старшая дочь бога медицины Асклепия. Имя моё в переводе с греческого означает «здоровье». Я на протяжении уже многих веков служу вам. Соблюдая мои правила, люди вот уже на протяжении долгого времени реже болеют, укрепляют здоровье и продляют свою жизнь. Я рада вас приветствовать в своём доме и готова показать свои владения. Хранитель, Вы не против, если я покажу ребятам наш дом? |
Хранитель особняка: | Ты мне очень поможешь. Стар я стал, тяжело мне подниматься по этим длинным лестницам. Благодарю тебя, Гигиена! |
Ребята и Богиня Гигиена следуют в Зал "История медицины".
2 площадка. Зал "История медицины"
Ребята и Богиня Гигиена приходят в Зал "История медицины". (Описание экспозиции зала смотри в Приложении 1.)
Гигиена: | Экспозиция этого зала посвящена истории медицины… |
Звучит закадровый голос Медицины.
Медицина: | Да, в этом зале рассказывается о моём развитии и становлении как науки. |
Гигиена: | Рада слышать тебя, Медицина! |
На экран проецируется видео «История Медицины».
Звучит закадровый голос Медицины.
Медицина: | Рада представиться вам! Я, Медицина, всю свою жизнь занимаюсь лечением заболеваний, сохранением и укреплением здоровья людей. И в этом мне помогают мои служители - врачи. Но врачи были не всегда. Вы спросите: кто же тогда лечил людей? Я вам сейчас расскажу. Единственным источником медицинской помощи в сельской местности, да и во многих маленьких городах, ещё совсем недавно были травники и целители, которые лечили людей с помощью травяных отваров, заговоров и оберегов. Ваши бабушки и дедушки, наверняка, застали это время. Но я развивалась, и моё формирование как науки в России связано с моими служителями – врачами, о которых вы не раз ещё услышите – это Мечников, Павлов и другие. |
Гигиена: | Спасибо, Медицина, мы много нового узнали о тебе! А нам пора идти дальше. |
Ребята и Богиня Гигиена следуют Зал "Профилактика инфекционных заболеваний".
3 площадка. Зал "Профилактика инфекционных заболеваний"
Ребята и Богиня Гигиена останавливаются в Зале "Профилактика инфекционных заболеваний". (Описание экспозиции зала смотри в Приложении 2.)
Гигиена: | В этом зале рассказывается об инфекционных заболеваниях. Ребята, а вы знаете, что такое инфекция и кто является её переносчиками? |
Ребята: | Отвечают. |
В зал выбегает Суслик, обнюхивает детей.
Гигиена: | Ребята, не бойтесь это ещё один житель нашего особняка, зовут его Суслик. |
Суслик: | Добрый день, ребята! Есть у вас что-нибудь пожевать? |
Гигиена: | Суслик опять ты за своё, потерпи, скоро будем обедать. |
Суслик: | Ладно, ладно... |
Гигиена: | Как вы поняли, Суслик пришёл сюда неспроста. Он живёт в Зале "Профилактика инфекционных заболеваний". Как вы знаете, многие грызуны являются переносчиками разных инфекций. |
Суслик: | Но не стоит меня бояться! Я абсолютно здоров, правда-правда, я регулярно проверяюсь. А вот многие мои собратья суслики, водяные выдры как эта, ондатры и даже дикие хомяки действительно могут быть опасны для человека. Они являются распространителями возбудителей таких страшных болезней с не менее ужасающими названиями как чума, клещевой энцефалит и многих других. Встречали когда-нибудь таких зверей? |
Суслик показывает витрины с чучелами грызунов.
Ребята: | Отвечают. |
Суслик: | Именно поэтому не стоит пытаться познакомиться с дикими грызунами. Заражение человека произойдёт, если больной зверёк укусит вас или если вы выпьете заражённую воду и съедите заражённую пищу. Поэтому так важно мыть фрукты, овощи и другие продукты перед их употреблением. Признавайтесь, кто-нибудь из вас, наверняка, хоть раз ел немытое яблоко, купленное в магазине? |
Ребята: | Отвечают. |
Суслик: | Теперь будете знать, к чему может привести одно немытое яблоко. |
Гигиена: | Благодарим тебя, Суслик, за поучительный рассказ. Я с ребятами пойду в следующий зал, а ты пока подготовься к обеду, помой руки и иди к столу. |
Суслик: | Именно так и сделаю, а то уже погрызть чего-нибудь охота. |
Суслик говорит шёпотом.
Суслик: | Ребята, в следующий раз, когда придёте, принесите чем-нибудь похрустеть, только Богине Гигиене не говорите. |
Гигиена: | Суслик, я всё слышу... |
Суслик: | Ладно, Ладно... ухожу. |
Ребята и Богиня Гигиена следуют в Зал "Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний".
4 площадка. Зал "Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний"
Ребята, Богиня Гигиена останавливаются в Зале "Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний". (Описание экспозиции зала смотри в Приложении 3).
В зале Богиню Гигиену и ребят встречает Врач.
Гигиена: | Здравствуйте, Имя врача! Как давно я Вас не видела. Познакомьтесь, это ребята, я показываю им наш особняк. Ребята, поздоровайтесь. |
Ребята: | Отвечают. |
Гигиена: | Это Имя врача! Он врач-терапевт и уже много лет помогает музею. Имя врача, раз уж мы встретились, не расскажите нам с ребятами, что это за зал и какой теме посвящены экспонаты? |
Врач рассказывает об экспозиции зала, излагает механизм стрессовой реакции, опасность последствий и методы профилактики. Отвечает на вопросы, благодарит ребят за беседу.
Ребята и Богиня Гигиена следуют в Зал "Профилактика стоматологических заболеваний. Нарушения слуха, зрения и осанки".
5 площадка. Зал "Профилактика стоматологических заболеваний. Нарушения слуха, зрения и осанки"
Ребята и Богиня Гигиена останавливаются в Зале "Профилактика стоматологических заболеваний. Нарушения слуха, зрения и осанки". (Описание экспозиции зала смотри в Приложении 4).
В зале они встречают Зубную Фею.
Зубная Фея стоит, не замечает гостей зала, вытирает пыль с витрины.
Гигиена: | Моё почтение, Зубная Фея! Прошу прощения, что отвлекаю, но мы с ребятами пришли к тебе узнать всё о профилактике стоматологических заболеваний, ведь ты, как никто другой знаешь об этом всё. |
Зубная Фея: | Ой, я вас не заметила. Рада вас видеть! Конечно, я расскажу вам всё, что знаю. И начну я с самого главного врага зубов, с кариеса. На свете есть безжалостный злодей - кариес. От него столько проблем получают наши зубы. Главная его цель - уничтожить мир зубов навсегда. |
Гигиена: | Ребята, вы знаете, что нужно делать, чтобы на ваших зубах не появился кариес? |
Ребята: | Отвечают. |
Зубная Фея: | Правильно. Зубы нужно чистить два раза в день: один раз после завтрака и второй раз после последнего приёма пищи. Это позволит устранить налёт и предупредить развитие заболеваний полости рта. Покажите кто как чистит свои зубки? |
Ребята на макете челюсти показывают движения, используемые ими при чистке зубов.
Зубная Фея: | При чистке зубов следует использовать следующие движения… Также не стоит забывать пользоваться зубной нитью. |
Зубная Фея показывает, как правильно чистить зубы.
Зубная Фея: | А знаете ли вы полезные для зубов продукты, укрепляющие зубную эмаль? |
Ребята: | Отвечают. |
Зубная Фея: | Полезные для зубов продукты укрепляют зубную эмаль, борются с зубным налётом и микроорганизмами в полости рта. К полезным продуктам можно отнести фрукты, овощи, молоко, сыр, орехи, чай, воду и многое другое. Сладкие напитки и продукты вредят зубам: конфеты, печенье, торты и другие кондитерские изделия содержат большое количество сахара-рафинада, который остаётся на зубах до тех пор, пока не будет с них удалён. Бактерии питаются этой сахарозой с образованием кислоты, которая способствует образованию кариеса. |
Гигиена: | Фея, мы благодарим тебя за напоминание правил, которые сохранят наши зубы здоровыми. |
Зубная Фея: | Спасибо Вам за это время, проведённое со мной. |
Ребята и Богиня Гигиена следуют в Зал "Профилактика заболеваний".
6 площадка. Зал "Профилактика заболеваний"
Ребята и Богиня Гигиена приходят в Зал "Профилактика заболеваний". Здесь их уже ждёт Медицина (описание экспозиции зала смотри в Приложении 5).
Гигиена: | Рады тебя видеть, дорогая Медицина! Как хорошо, что мы тебя здесь застали. Как раз ты сейчас нам и расскажешь об экспонатах этого зала. Ребята, здесь находится витрина с эмблемами медицины. Попробуйте её отыскать! |
Ребята находят витрину с эмблемами.
Медицина: | Первый символ, о котором я расскажу, это красный крест. Красный крест - один из самых узнаваемых знаков во всём мире. Вы, наверняка, видели машины скорой помощи с таким символом. Эмблема Красного креста призвана защищать как пострадавших, так и людей, пришедших им на помощь. И установлена она была целых 155 лет назад, как отличительный знак обществ помощи раненым и больным. Четыре части креста символизируют четыре доблести: умеренность, благоразумие, справедливость и мужество. Второй символ - это чаша со змеёй. Эмблемой врачевания стала не ядовитая змея, как вы могли подумать, а безобидный уж, который носит название "Асклепий уж", названный в честь бога медицины Асклепия. Ужи вылизывали больные места (глаза, раны и др.), и больной выздоравливал. В эмблеме змея символизирует мудрость, знания, бессмертие и все добрые начала. Чаша - это сосуд с противоядием. Вы, наверное, ходили с родителями в аптеку и видели эту эмблему, так вот, в настоящее время чаша со змеёй является общепринятой эмблемой в фармацевтической деятельности, то есть в деятельности по продаже лекарственных средств. |
Гигиена: | Медицина, были рады тебя не только услышать, но и увидеть! Благодаря тебе ребята узнали много нового. Правда? |
Ребята: | Отвечают. |
Гигиена: | Ну а сейчас направимся в следующий зал. |
Ребята и Богиня Гигиена следуют в Зал "Физическая активность и рациональное питание".
7 площадка. Зал "Физическая активность и рациональное питание"
Ребята и Богиня Гигиена останавливаются в Зале "Физическая активность и рациональное питание". (Описание экспозиции зала смотри в Приложении 6).
У окна стоит Геракл в раздумьях.
Гигиена: | О чём задумался Геракл? Совсем не обращаешь внимания на то, что происходит вокруг. Я с ребятами пришла к тебе, чтобы узнать о том, как стать таким же сильным и здоровым как ты? Может, расскажешь нам, откуда сила в человеке берётся и как её развивать? |
Геракл: | Задумался я о четвёртом своём подвиге. Целый год бегом я преследовал Керинейскую лань с золотыми рогами и медными ногами, чтобы доставить её Эврисфею. Слышали ли вы когда-нибудь об этом подвиге? |
Ребята: | Отвечают. |
Геракл: | О, это была славная история, в другой раз расскажу вам её поподробнее. Вам, как я понял, интересно знать, откуда силы у меня такие могучие? |
Ребята: | Отвечают. |
Геракл: | Помимо того, что многое мне досталось от отца, с самого детства я занимался своим физическим развитием. Наверное, многие из вас ходят в спортивные секции? |
Ребята: | Отвечают. |
Геракл: | Когда я был маленьким, у нас не было спортивных секций, поэтому я занимался сам дома и на природе. Также для того, чтобы быть здоровым и сильным необходимо правильно питаться. О, сейчас многие дети любят разные сладости, газировку, чипсы, не подозревая, как такая пища вредит здоровью. Давайте подойдём к этой пирамиде. Как думаете, что это? |
Ребята: | Отвечают. |
Геракл: | Это Пирамида здорового питания. Видите, основу питания должны составлять здоровые продукты, в том числе отруби зерновых, хлеб, рис и другие крупы. Их необходимо потреблять в самом большом по объёму количестве. А чипсы, лимонады, пирожные, торты, печенье, конфеты должны включаться в питание редко и в небольшом количестве. Я уже говорил ранее, что помимо соблюдения правил здорового питания, необходимо заниматься спортом, начать можно с зарядки по утрам. Именно эти правила помогут вам стать здоровыми и сильными и тогда, наверняка, вы сможете совершить великий подвиг, который на долгие годы останется в памяти людей. |
Гигиена: | Благодарю тебя Геракл. Твои наставления были полезны и интересны ребятам. |
Ребята и Богиня Гигиена следуют в Зал "Охрана материнства и детства. Репродуктивная функция".
8 площадка. Зал "Охрана материнства и детства. Репродуктивная функция"
Ребята и Богиня Гигиена приходят в Зал "Охрана материнства и детства. Репродуктивная функция". (Описание экспозиции зала смотри в Приложении 7).
В зале их ждёт Хранитель.
Гигиена: | А это последний зал нашего музея. Его экспонаты рассказывают нам о том, что здоровье человека формируется ещё в утробе матери. Поэтому будущим мамам рекомендуется заботиться не только о себе, но и о здоровье её малыша. |
Выходит Хранитель, закрывает книгу.
Хранитель особняка: | Богиня Гигиена провела вас по залам, экспозиция которых формировалась последние 100 лет. Весь этот век стены особняка, его работники просвещают вас, детей и взрослых в вопросах сохранения и укрепления здоровья. И запомните самое главное правило: соблюдение правил гигиены с малых лет является залогом здорового будущего. На этом история нашего особняка прерывается. Кто знает, что его ждёт дальше, но я буду служить этому дому верой и правдой до тех пор, пока он здесь стоит. |
Гигиена: | Благодарю вас, ребята! Мне было приятно провести это время в вашем обществе. |
Ребята прощаются с героями.
Приложения
Приложение 1.
В витринах зала демонстрируются медицинские инструменты прежних лет, портреты и бюсты крупнейших деятелей отечественного здравоохранения, документальные материалы, открытки, значки, старинные книги. Привлекает внимание картина, на которой изображен великий русский хирург Н.И.Пирогов в операционной в окружении коллег. На ней детально отображены условия работы хирургов в «доантисептическую» эпоху и подчеркнуто значение исследований Н.И. Пирогова по проблемам асептики и антисептики. На сенсорном мониторе посетители могут посмотреть короткометражные видеофильмы по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья, предупреждению и отказу от вредных привычек. В напольной витрине можно посмотреть материалы, отражающие историю развития микроскопии в России – основополагающего метода исследования клеток и тканей.
Приложение 2.
Экспозиция зала выстроена по двум основным направлениям: история развития гигиены как науки о предупреждении болезней и профилактики инфекционных заболеваний среди детей и взрослых. Знакомство с историей гигиены целесообразно начать с Гиппократа и его высказывания по укреплению здоровья, сохранившее свое значение до нашего времени. «Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье. Напротив того, устремление ума к чему-либо приносит за собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни». (2500 лет назад). Большой объём информации по истории развития гигиены содержат стендовые материалы, расположенные справа от входа. Скульптура «Мальчик с шайкой» и «Грязный мальчик» подчеркивают значение личной гигиены для предупреждения инфекционных заболеваний. В настенных планшетах кратко описаны часто встречающиеся инфекционные заболевания, причины их возникновения, меры индивидуальной профилактики. В стеклянных витринах представлены чучела животных, способные передавать возбудителей заболеваний человеку, миниатюрные макеты, иллюстрирующие гигиенические правила поведения в быту и змеи Ленинградской области.
Приложение 3.
Зал вызывает большой интерес посетителей, т.к. в нём в доступной форме представлены проблемы сердечно-сосудистых заболеваний, имеющих в настоящее время широкое распространение во всем мире. Центральным экспонатом является электрифицированная модель сердца, работающая в четырех режимах и демонстрирующая причины возникновения патологических изменений в различных отделах сердца и бассейне коронарных артерий. Экспозицию зала дополняет стендовый материал по профилактике стресса, играющего ведущую роль в нарушении работы сердца и сосудов. В доступной форме изложен механизм стрессовой реакции, опасность последствий и методы профилактики. На одном из стендов отражены процессы физиологического старения организма и причины частого возникновения сердечно-сосудистой патологии у пожилых. В зале вы можете познакомиться с приборами для контроля работы сердца и сосудов.
Приложение 4.
Зал имеет свою направленность – профилактика стоматологических заболеваний. Нарушения слуха, зрения и осанки. Четыре фрагмента экспозиции, которые лишь на первый взгляд могут показаться разнородными, преследуют на самом деле единую цель — объединить понятия физической красоты и здоровья. С этой целью посетителям предлагаются различные схемы, модели, средства ухода за зубами и полостью рта, текстовой материал. Здесь же демонстрируются старинные стоматологические инструменты, современные материалы и образцы протезирования. Интерьер дополнен стоматологическим креслом конца XIX века.
Приложение 5.
Зал неслучайно называется «Многое о разном». В нем содержится обширная информация по профилактике заболеваний различных органов и систем: опорно-двигательного аппарата, сердца и сосудов, мочевыделительной системы, органов пищеварения, верхних дыхательных путей и легких, желез внутренней секреции. Экспозиция содержит большое количество анатомических препаратов, моделей человеческого тела и отдельных органов, пояснительных схем и описаний. Заслуживает внимания картина А. Казанцева «Урок анатомии» (1950 г.). Главной исторической ценностью зала является угловой мраморный камин, около которого, как свидетельствует молва, любил сидеть М.В. Ломоносов с графом И.И. Шуваловым. Бывал здесь поэт Сумароков и многие другие исторические деятели. Огромная люстра, висящая в центре зала, усиливает эмоциональное восприятие увиденного.
Приложение 6.
Основное направление экспозиции – пропаганда физической активности и рационального питания, как главных составляющих здорового образа жизни. В центре зала располагается «пирамида питания», которая наглядно демонстрирует рекомендуемые соотношения различных продуктов в рационе питания здорового человека. В межоконном пространстве представлен небольшой барельеф-планшет, отображающий анатомию органов пищеварения и дающий представление о продвижении пищи в процессе ее переваривания. В напольных витринах выставлены муляжи недоброкачественных продуктов и грибов, употребление которых опасно для здоровья. В центре зала, подчеркивая взаимосвязь рационального питания и физической активности, находится велотренажер. Обращает на себя внимание статуя выдающегося французского скульптора-реалиста А. Гудона (1741–1828 гг.) «Анатомия», на которой четко видны мышцы физически развитого человека. Спортивное, атлетическое телосложение и красота тела взаимосвязаны.
Приложение 7.
Зал имеет свою направленность – сохранение репродуктивного здоровья и профилактика заболеваний половой сферы. Экспозиция ориентирована лиц +16.Она интересна для лиц обоего пола. Наряду с уникальными анатомическими препаратами, муляжами, различными иллюстративными материалами, экспозиция содержит большой объем текстового материала по проблемам генетики, предупреждению патологии беременности, профилактике заболеваний, передающихся половым путем, грамотному применению противозачаточных средств. Одна из витрин зала посвящена первой в России женщине – врачу В.А. Кашеваровой-Рудневой.
Приложение 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-экскурсия "В гости к Осени".
Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе: расширить знание детей об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц, показать их связь с неживой ...
Экскурсия «В гостях у Золотой осени»
Цель: понаблюдать за осенними изменениями природы. Образовательные задачи:1) учить распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев;2) развивать умение различать кустарники, дере...
Экскурсия "В гости к весне"
Привлечь внимание учащихся к проблемам охраны окружающей среды, популяризовать бережное и внимательное отношение к природе....
Урок - экскурсия "В гости к осени"
Данный урок предназначен для учителей начальных классов при проведении осенней экскурсии в природу....
Театрализованное представление "В гостях у Мухи-цокотухи"
В течение месяца дети знакомились с удивительным миром насекомых и затем показали гостям театрализованное представление "В гостях у Мухи-цокотухи"...
Сценарий театрализованного представления «В гостях у Садовника»
Данное мероприятие поможет сформировать у детей представление о разнообразии цветущих растений, бережное отношение к растениям, окружающему миру, чувства прекрасного в душе ребёнка. Также способствует...
Театрализованная экскурсия «В гостях у Феи чистоты»
Материал предназначен для учащихся 2-х классов. Театрализованная экскурсия направлена на формирование потребности в соблюдении правил личной гигиены и основ здорового образа жизни у младших школьников...