Экскурсия "В гости к весне"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Молчан Наталья Владимировна

Привлечь внимание учащихся к проблемам охраны окружающей среды, популяризовать бережное и внимательное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_vesne.odt24.47 КБ

Предварительный просмотр:

В гости к весне

 (экскурсия)

Цель: Привлечь внимание учащихся к проблемам охраны окружающей среды, популяризовать бережное и внимательное отношение к природе.

Задачи: сформировать у воспитанников навыков работы с живым материалом, систематизировать полученные знания, знакомить с методикой ведения журнала – наблюдений; развивать внимание, самостоятельность, память, мышление; воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в команде, стимулировать интерес к учебе.

Оборудование: сачок, баночка (0,5л), блокнот, карандаш.

Планируемые результаты.

Предметные: знать особенности развития лягушки, виды кладок, строение икринок.

Метапредметные: понимать учебную задачу, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения, высказывать и обосновывать предположения, выполнять практическую работу,

Личностные: иметь представление о целостности окружающего мира, испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Этот этап проводится в учебном кабинете.

-Сегодня наше занятие пройдет необычно. Мы отправимся к водоему, который располагается в лесу, и постараемся найти взрослых земноводных и их кладки.

С помощью собранного материала мы попытаемся выяснить с вами, чистоту водоема, в ходе дальнейшего эксперимента.

Сообщается место проведения экскурсии, маршрут движения до места экскурсии, проводиться инструктаж по техники безопасности: повторяются правила дорожного движения, правила поведения на природе, техника безопасности вблизи водоёмов: не шуми, чтобы не распугать лесных обитателей; не ломай  ветви деревьев и кустарников; не срывай цветы; не подходи к воде близко.

Дети выходят на экскурсию.

2. Ход экскурсии:

Придя с детьми в лес, педагог предлагает детям вопросы и задания:

− Дети подойдите ко мне и положите свои ладошки ко мне на ладонь. Ваши ручки это лучики, а моя ладонь это солнце. Посмотрите, какое веселое  у нас получилось солнышко.

 – Остановитесь, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой пейзажа.

– Что вы слышите?

– Какое у вас ощущение от весеннего леса?

– Какие стихи приходят вам на память?

– Какие загадки, пословицы, поговорки о весне вы знаете?

Педагог просит детей вспомнить особенности земноводных отличающих их от других животных:

Ответ: у большинства земноводных тело голое, окраска покровительственная, хорошо маскирующее животное под цвет субстрата. Кожа богата железами. У большинства земноводных в коже также имеются серозные железы, секрет которых иногда очень токсичен и служит для защиты от врагов и различных микроорганизмов.  Отличие между земноводными и рыбами заключается в том, что у первых никогда не бывает парных плавников. Вместо них есть две пары конечностей: передние обычно четырехпалые, а задние — пятипалые. Глаза приспособлены к видению на большом расстоянии. Земноводные получают кислород не только через легкие, но и через кожу.

Подходя к водоему, педагог  показывает детям иллюстрацию земноводных обитающих на данной местности, кладку земноводных. Знакомит обучающихся с особенностями яйцеклеток земноводных. Рассказывает детям, что кладка у разных видов земноводных разная. Показывает картинки с разными кладками.

Педагог: икринки, или яйцеклетки, как называют их ученые – это женские половые клетки, из которых развивается новый организм. Они формируются  у самок в небольших парных железах — яичниках.

Созревая, они вываливаются из яичников в полость тела. Теперь им нужно попасть в яйцевод — специальную трубку, которая своим расширенным в виде воронки концом открывается в полость тела, а другим — в клоаку. У половозрелых лягушек воронка прирастает к сердечной сумке. Сокращения сердца заставляют яйцевод сжиматься и расправляться, засасывая внутрь яйцеклетки. Проходя по яйцеводу, они покрываются слизистой оболочкой. Теперь яйца в любой момент могут быть выметаны.

В яйцах бесхвостых амфибий мало желтка, к тому же он сконцентрирован в одном месте. Так называемый желточный полюс, как наиболее тяжелая часть яйцеклетки, всегда обращен вниз.

Верхняя, темная, часть яйца — это экран, предохраняющий его от губительных ультрафиолетовых лучей, а для северных лягушек это еще и светопоглощающая поверхность, хорошо нагревающаяся на солнце.

Всему перечисленному в известной мере способствует внешняя студенистая оболочка, которая, с одной стороны, как линза, фокусирует солнечные лучи на темном полюсе яйца, с другой — предохраняет яйцо от теплопотерь.

Для яиц южных лягушек, которые развиваются в вечном сумраке тропических лесов, не нужен светозащитный экран, поэтому они бесцветны или имеют покровительственную окраску. Например, у листовой лягушки абботти и у тростниковой повитухи зародыши в яйцах имеют зеленый цвет.

Клетки, из которых построены тела высших животных и человека, очень мелкие, их можно увидеть лишь в сильный микроскоп. В отличие от них яйцеклетки могут быть крупными, а иногда и очень крупными. Вспомните куриные, гусиные и страусовые яйца. Последние достигают почти полуторакилограммового веса. Куриные и страусовые яйца — это гигантские половые клетки.

Размер яйца зависит от количества в нем желтка — резервного вещества, используемого для питания развивающегося зародыша, а также от толщины яйцевых оболочек. К ним относятся, например, скорлупа птичьих яиц и их белок — белковая оболочка яйцеклетки.

Величина яиц амфибий варьирует от 0,5 миллиметра у западной плавающей жабы до 10-12 миллиметров у пятнистой и техасской саламандр и до 25 миллиметров у мраморной саламандры. Таким крупным яйцам не каждый хищник способен причинить вред. Дети, рассмотрите, пожалуйста, развитие остромордой лягушки.

КТО ТАКИЕ ГОЛОВАСТИКИ

У всех высших позвоночных животных, рождаются ли они живыми или вылупляются из яйца, детеныш всегда по внешнему виду напоминает родителей. Ну, а у амфибий только что вылупившиеся из икры головастики (те немногие виды, детеныши которых полностью заканчивают развитие в яйце, в расчет не идут) обычно похожи на своих предков — рыб. У них даже нет намека на конечности. Поэтому юных головастиков называют не детенышами лягушки, а личинками, которым еще только предстоит превратиться в маленьких лягушат.

Вылупившиеся из яйца головастики имеют небольшое туловище и хвост, окруженный плавательной перепонкой. Однако активно передвигаться они еще не могут и поэтому повисают на ближайших растениях или остатках яйцевых оболочек, прикрепившись к ним с помощью специальной присоски. Им нет нужды разыскивать пищу, так как их кишечник забит остаточным желтком. К тому времени когда запас желтка будет израсходован, рот у головастиков прорвется начнут расти клюв и губы, окружающие его виде хоботка и богато снабженные крохотными роговыми  зубами. По мере того, как одни стираются, на их месте появляются новые.

Под присмотром педагога дети берут немного кладки сочком и помещают ее в банку с водой из этого же водоема.

3.  Итоги занятия (этот этап проводится в учебном кабинете)

После отдыха предлагается обобщающая беседа, в ходе которой подводятся итоги занятия:

- Ребята сегодня у нас было интересное путешествие. Если вам понравилось, изобразите солнышко при помощи ладошек, если нет-просто присядьте.

  • Что мы сегодня наблюдали?
  • Что нового узнали?
  • Где были на экскурсии?
  • Какие кладки земноводных вы заметили?

Дети зарисовывают разные кладки лягушек, и развитие остромордой лягушки.

4. Домашнее задание

Педагог просит детей дома поместить собранную икру в 4 баночки. В одну налить воду из водоема, где бралась икра, в другую водопроводную воду, в 3 кипяченую воду, в 4 соленую воду. Пронаблюдать и зафиксировать, как развиваются головастики в разных условиях. Составить таблицу выживаемости головастиков, время развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира «В гости к весне» (экскурсия) (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о весенних изменениях в неживой и живой природе;Планируемые результатыПредметные:знать характерные признаки весны в живой и неживой прир...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "В гости к весне" (экскурсия) УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему мируТема: «В гости к весне» (экскурсия) Цель деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о живой и неживой природе; ознакомление с изм...

Конспект урока-экскурсии по окружающему миру "В гости к весне"

ТЕМА: «В гости к весне» (живая природа)Цели деятельности учителя: Наблюдение за весенними изменениями в природе, признаками наступления весны в живой природе.Планируемые результаты.Предмет...

Конспект урока (экскурсия) " В гости к весне" 2 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о признаках весны в живой и неживой природе; умений определять по внешним признакам период наступления весны.Планируемые результатыПредметные:знать: призн...

Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне (экскурсия)" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе.Планируемые результаты:Предметные:Знать характерные признаки весны в живой и неживой природе;Уметь анализ...