Психологическое и валеологическое развитие школьников как путь гуманизации современного образовательного процесса
статья по зож (1 класс)

Семенова

·        Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что на фоне возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и сниженной сопротивляемости их организма, обусловленной  необходимостью приспособления к изменившимся условиям жизни, ведет к повышенной заболеваемости. Поэтому все мероприятия, направленные на укрепление здоровья и закаливание учащихся этого возраста, приобретают особое значение.

     Мы должны помнить, что каждый ребенок имеет индивидуальную формулу развития и претендует на право валеологического сопровождения его индивидуального маршрута. Очевидной является необходимость рассматривать образовательный процесс параллельно с оздоровительным, поскольку гармонического развития личности без одновременного формирования духовности, нравственности,  здоровья - нет. Не учащиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения и воспитания должны приспосабливаться к ребенку и формировать у него осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья. Учителя часто составляют не «группу поддержки» для сохранения хорошего самочувствия и здоровья, a «группу контролеров», формирующую «рефлекс беспомощности».

     Мы, учителя, это те, кто призван научить, поддержать, помочь, морально и физически защитить, сохранить здоровье ребенку. Нужна система непрерывного валеологического образования и воспитания, которая поможет сохранить и восстановить здоровье детей, вызовет интерес к той области знаний, которая связана со здоровьем. Валеология, как интегрированная наука, объединяющая все общеобразовательные  предметы, способна не только изменять и корректировать отношение учеников и учителей к здоровью, но, и перестраивать учебный процесс с учетом индивидуальных, психофизиологических, типологических,  конституциональных, половых, возрастных особенностей обучающихся.

    Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного и продленного дня без учета всех указанных выше особенностей детей даже при внедрении всех форм оздоровительно-физкультурной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение учебного дня, недели, года.

Что характерно для современного урока?

·        информационная перегрузка учащихся;

·        высокая интенсивность урока;

·        чрезмерное нервно-психическое напряжение;

·        стрессогенная  среда;

·        недостаточная двигательная активность школьников;

·        игнорирование учителем психофизиологических особенностей обучающихся.

  Валеологический подход к уроку направлен на разрешение противоречий между существующей организацией обучения на уроке, наносящей ущерб здоровью школьников и необходимостью сохранения, укрепления и формирования здоровья. Перед учителем стоит проблема: как организовать здоровьесберегающий  учебный процесс  на уроке?  Основной путь решения проблемы –  валеологически обоснованное преобразование урока. Валеологически обоснованный урок – это такая организация процесса обучения, которая позволяет соблюсти соответствие содержания и объема учебного материала, методов, форм учебно-педагогической деятельности возрастным и индивидуальным возможностям и особенностям учащихся, сохраняет их умственную и физическую работоспособность, формирует валеологическую культуру, способствует реализации целей обучения, развития и воспитания здоровой личности. Учителю важно знать факторы, снижающие здоровье учащихся на уроке и способы исключения разрушающего влияния обучения на здоровье и развитие школьников.

Факторы снижения здоровья обучающихся на уроке:

- длительное   искусственное   сокращение   произвольной   двигательной активности;

- недостаточная освещенность рабочих мест;

- недостаточный воздухообмен в помещении;

- несоответствие    школьной    мебели    индивидуальным    физическим особенностям детей;

- чрезерная интенсивность умственного труда и утомительность учебной нагрузки;

- стрессогенная среда на уроке (страх получить плохую отметку, страх отвечать у доски, быть наказанным и т.д.);

- авторитаризм учителя;

- неспособность    школьника    справиться    с    учебной    нагрузкой, вследствие игнорирования учителем индивидуальных особенностей и механизмов  развития  

психики  (несоответствие   предъявляемых требований     возможностям     школьника,   

  состояние     здоровья,

- неготовность   к   усвоению   учебной   программы,   медлительность ребенка, низкий уровень работоспособности и т.д.);

- дидактогения,   т.е.   негативное   психическое   состояние   ученика, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя. В основе дидактогении лежит психическая травма ребенка;

- неприятие детским коллективом;

- чрезмерная    длительность    урока    и    отдельных    видов   учебной деятельности (чтение, письмо, просмотр фильмов и т.д.).

Требования к организации валеологически обоснованного урока в условиях здоровьесберегающей педагогики:

·        Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.

·        Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.

·        Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их со стояния здоровья, половозрастных и личностных особенностей, интересов, наклонностей и потребностей

·        Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

·        Активизация развития всех сфер личности учащихся.

·        Логичность      и      эмоциональность      всех      этапов     учебно-воспитательной деятельности.

·        Профилактика?утомляемости?на?уроке,?формирование?валеологической культуры?школьников,?эффективное?использование педагогических ?средств здоровьесберегающих образовательных технологий ?(физкультминуток, подвижных игр, минуток релаксации, музыкотерапии, ароматерапии, сказкотерапии, пальчиковой и дыхательной гимнастики ).

·        Формирование    практически        необходимых      знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

·        Обеспечение       вариативного      использования    правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

·        Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.

Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование    и     контроль     каждого     урока     с учетом особенностей развития учащихся.

Как сохранить здоровье учащихся?

·        изменение взгляда на организацию учебно-воспитательного процесса

·        создание комфортной психологической атмосферы на уроке, добрых межличностных отношений в школьном сообществе;

·        усиление   дифференциации   и   индивидуализации   обучения,   учет
уровня    обученности,    индивидуальных    особенностей    личности,
состояния здоровья, разработка индивидуальных маршрутов обучения
и   т.д.,   применение   здоровьесберегающих   методов   и   технологий
обучения;

·        реальное снижение учебной нагрузки учащихся, за счет координации
деятельности  педагогов,  пересмотра дозировки  домашних  заданий,
введение интегрированных курсов;

·        увеличение двигательной активности учащихся;

·        создание   принципиально   нового   образа   мышления   учащихся,   их
родителей и учителей, понимающих, что сохранение здоровья - это
элемент общечеловеческой культуры;

·        создание       в       школах       служб       сопровождения:      социально-психологической, логопедической, валеологической, медицинской;

·        Организация правильного горячего питания учащихся.

 

Выступление по теме самообразования:

«Психологическое  и валеологическое развитие школьников как путь гуманизации современного образовательного процесса»

Подготовила:классный руководитель

Семёнова Татьяна Николаевна

Сколько сходу вы назовете прилагательных, описывающих личность человека? Добрый, умный, веселый, грубый, жадный, скромный... В русском языке очень много слов характеризуют личность — стабильные ее качества, отношения, ценности. В Словаре личностных качеств в этом издании их более 470, и это далеко не предел.
Следуя психологическому закону о связи мышления и речи, мы можем говорить о том, что среди прочего с возрастом у каждого из нас развивается и дифференцируется представление о человеке — о самом себе, о других людях, а для обозначения этого представления требуется все больше слов. В какой-то момент человеку для описания людей становится уже недостаточно существующих в его лексиконе слов, появляются все новые определения, и это говорит о том, что постепенно он начинает различать все больше оттенков, нюансов личностных качеств, придавать им смысл. А понимать их — значит, и уметь видеть их в самом себе, в других, а следовательно, и учиться управляться с их проявлениями.

 Специально организуя процесс изучения и осознания личностных качеств, психолог создает ситуацию для более полноценного, активного развития личности ребенка, ускоряет процесс его самопознания, становления мировоззрения. Особенно важна такая работа в подростковом возрасте. Ведь основная особенность этого возрастного этапа — появление активного интереса ребенка к самому себе, своему внутреннему миру. Подросток становится способным сделать себя самого объектом анализа. И очень часто ему в буквальном смысле не хватает слов, чтобы обозначать все то, что он открывает в себе самом, в мире, в других людях.

Разнообразная работа с понятиями, обозначающими личностные качества, по сути, направлена на дифференциацию образа Я подростка.

Долгий путь, равный своей длиной жизни, представляет собой постоянное самопознание человека. Ещё в младенчестве мы начинаем подражать окружающему миру, впитывая его в себя подобно губке. Саморазвитие личности базируется на умении самостоятельно определять благотворно сказывающиеся и негативно влияющие факторы.

Например, ребёнок на четвертый год своей жизни требует от окружающих особенного отношения. Он пытается быть собой и требует, чтобы с его мнением и возникающими целями считались. Малыш хочет осознать и найти свою роль в этом мире, понять, почему именно эти люди - его родители, почему он должен их слушать. Так начинается самопознание и саморазвитие личности человека, когда мы обнаруживаем в себе новые качества, обретая способность познавать себя и особенности собственного характера.

Саморазвитие и самопознание личностных качеств человека наиболее часто происходит через творчество и переживание стрессовых ситуаций, постановку и достижению поставленных целей, и мирному созиданию с окружающими. Чувствуя близкие и чуждые черты в других, оказывается легче познать самого себя.

В школе мы все писали сочинение о планах на будущее, о том, какую профессию выбрать, не задаваясь вопросом "зачем". Окончив институт, пытались разгадать "кто я?", "чего я успел добиться?". И все знают, какую сложность представляет собой подобный выбор. Казалось бы, стоит лишь определить цель в жизни человека. Но это "лишь" длится годы. Так, как познать и найти себя?

Для начала вспомним Фрейда. Согласно его теории самопознания и саморазвития, наша личность состоит из: "Я", "сверх - Я" (супер-эго), "Оно". За последнюю составляющую отвечает наше бессознательное (ключевое в решении как открыть себя в жизни). "Я" балансирует между нашими желаниями, стремлениями ("оно", как найти себя в мире), устоями общества и стремлением соблюдать нравственные и моральные нормы ("супер-эго", сформированное за счёт родительских наставлений).

Те, кто не знает, как найти себя в мире или профессии, должны помнить об этих "трёх китах", прислушиваясь к интуиции, желаниям. Сложно понять, как выбрать род деятельности, но, поступив по указке этого самого общества, не прислушавшись к себе, человек теряет возможность познать себя, пополняя копилку самообманов и достижению ложных целей. Чтобы найти и познать самого себя, нужно пробовать свои силы в том, к чему стремится душа, чтобы не было стыдно за упущенные в жизни возможности.

Определение системы ценностей подскажет, как найти и открыть себя в этом непредсказуемом мире. Этот фундамент определяет саморазвитие личности человека. Но есть и препятствия, мешающие достижению поставленных целей. Откуда они? Снова окунемся в самопознание и попробуем понять природу и особенности каждого.

 Самосознание личности.

Изучение личности не заканчивается изучением ее психических свойств - темперамента, мотивов, способностей, характера. Завершающий этап – изучение самосознания личности. Долгие годы самосознание было Золушкой в отечественной психологии. И лишь с активным проникновением идей гуманистической психологии проблема самосознания стала активно разрабатываться.

Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим. Поэтому прав С.Л. Рубинштейн, когда отмечал, что изучение личности «завершается раскрытием самосознания личности».

Становление самосознание включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития самой личности, начиная с первых ее шагов по жизни.

Цель развития самосознания состоит в осознании личностью своего «Я», своей отдельности от других людей, что находит свое выражение в растущей самостоятельности и независимости субъекта

Быть собой - это, помня о недостатках, не забывать и о собственных достоинствах; удивляться им и радоваться своим способностям каждый день Наши таланты - это проявление лучших черт. Соединяя их со своими желаниями, будучи требовательными к себе, мы и определяем, как быть самим собой и найти свое место в мире.

Что касается карьеры и выбора профессии, то все этот вопрос понимают по-разному (и это уж точно не цель жизни человека). Многим людям нужно попробовать себя в различных сферах деятельности и при этом подстраиваться под различные условия работы, непрерывно занимаясь самопознанием личности и саморазвитием профессиональных качеств. Нужно научиться быть самим собой и не терять самообладание в подобных стрессовых ситуациях.Не стремление заработать больше денег должен скрывать выбор профессии. Решая, нужно вернуться к тому самому списку ценностей и определить для себя мотивирующие факторы, которые помогут найти себя в профессии и будут настраивать на качественную активную деятельность. Также именно они подскажут, как правильно сделать выбор в соответствии с психологическими нормами.

Развитие личности учащегося через самопознания,саморазвития,самовоспитания.

Подготовила

Классный руководитель 11А

Семенова Т.Н.

       В понятии «самовоспитание» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы - воспитание - лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития. В процессе воспитания необходимо побудить подростка к осуществлению самовоспитания. 
Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основным душевным фактором развития человека является самовоспитание. 
Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организаци самовоспитания.     
Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль. 
Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции. 
К методам самовоспитания относятся: 1) самопознание; 2) самообладание; 3) самостимулирование. 
Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение. 
Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение. 
Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание,самоограничение. 
Подросток не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируется внутренняя позиция к этим воздействиям, в зависимости от которой он может или активно работать над своим совершенствованием (саморазвитием) или оставаться пассивным. 
Понимание указанных положений привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии личности, стали подразделять на две группы - внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам личностного развития человека. Природные склонности, способности и задатки, а так же вся совокупность его чувств и переживаний, которые возникают по влиянием внешних воздействий, относятся к внутренним факторам. 
С этой точки зрения должно быть понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутренние стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активности и собственное стремление растущего человека к своему совершенствованию в конечном итоге и определяют его личностное развитие. 
Из этого следует - и это необходимо подчеркнуть, - что процесс развития личности по существу приобретает характер саморазвития. Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево, ведь в буквальном смысле не человек его выращивает - оно само растет. Он только создает условия и стимулирует этот рост: рыхлит и удобряет почву, когда нужно поливает, уничтожаетвредителей. 
Самовоспитание - высшая форма самоуправления. Психологические предпосылки самовоспитания. 
В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности, который должен соответствовать следующим показателям: трудолюбие; творческое отношение к труду;высокая культураповедения. 
Работа по нравственному самовоспитанию результативна при системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов самовоспитания; включение самого себя в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у себя положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение). 
В младшем школьном возрасте границы самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности - учения. Оно направлено на развитие волевых качеств, ответственности, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и добросовестному выполнению учебных заданий. 
Существуют правила способствующие самовоспитанию: 
Пять “надо”: 
1. Всегда помогать родителям. 
2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно. 
3. Быть честным. 
4. Подчинять личные интересы коллективным. 
5. Всегда и всюду проявлять добросовестность. 
Пять “можно”: 
1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”. 
2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам. 
3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится ! 
4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся. 
5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам. 
Это нужно тебе самому! 
1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его - ложь. 
2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу. 
3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься. 
4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту. 
5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте. 
Этого делать нельзя! 
1. Учиться без старания, лениво и безответственно. 
2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших. 
3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей. 
4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям. 
5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком. 
Пять “хорошо”: 
1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам) 
2. Планировать каждый свой день. 
3. Оценивать свои поступки. 
4. Сначала думать, а потом делать. 
5. Браться вначале за самые трудные дела. 
В.Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя”. 
Что дает человеку знание самого себя? 
1.Объективно оценить себя, свои возможности и способности. Исходя из этого, определить цели жизни. 
2.Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения жизненных планов. 
3. Определить свое призвание, безошибочно выбрать профессию. 
4.Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих; скромность и достоинство - показатели объективной самооценки. 
5. Искать причины неприятности в себе, а не в других. 
От самопознания к самовоспитанию 
Нет ничего более сложного и более важного, чем трезвая, объективная самооценка. «Познай самого себя» - учили великие мыслители древности. Сложно беспристрастно контролировать свое поведение, последствия своих поступков. Еще более сложно объективно оценить свое место в обществе, свои возможности, т.к. психофизиологический потенциал во многом определяется врожденными генетическими задатками, типом высшей нервной деятельности и эмоционально-волевой сферой. Однако систематический и строгий самоанализ необходим, благодаря нему человек может рассчитывать на свое духовное, нравственное развитие. 
Хочу напомнить об одной интересной традиции, которая возникла в очень давние времена у юношей и девушек. Юность - это возраст, когда человек пытается познать самого себя, определить, кто же он, какой он, как он выглядит в глазах других людей. В этом может помочь дневник. Теперь не модно писать дневники, и очень жаль. 
Дневник - великолепное средства самопознания, а следовательно, и самовоспитания. В дневнике люди обычно отмечают свои недостатки, свои сильные стороны, но чаще всего недостатки, поверяют страницами дневника сокровенные мечты и раздумья. 
Вот какие признания мы находим в опубликованных дневниках известных деятелей прошлого. В дневнике великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского читаем, например, следующие правила, которые должны были помочь ему в самовоспитании. 
«1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее. 
2. Прямота в словах и поступках. 
3. обдуманность в действиях. 
4. Решительность. 
5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова. 
6. Не проводить времени бессознательно, делать то, что хочешь, а не то, что случится. 
7. Издерживать только на необходимое или на приятное, а не по страсти издерживать. 
8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках. 
9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет». 
И мы знаем, что всю жизнь Ушинский производил впечатление человека, который усел прекрасно управлять своими поступками, кправлять собственной личностью. 
У Льва Толстого в юношеском дневнике также содержится интересная программа самовоспитания. Сначала он подвергает себя резкой критике, но не просто для самобичевания, а чтобы улучшить себя. Вот что он писал: «Теперь, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе своего развития». 
Прочитывая впоследствии дневник, человек может сравнивать свои достижения в самовоспитании с поставленными ранее задачами, со своей программой. О себе Толстой замечает: «Я дурен собой, неловок, скучен для других, нескромен, нетерпим и стыдлив, как ребенок. Я почти невежда, что я знаю, тому я выучился кое-как, сам, урывками без связи, без толку, и то так мало. Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, груб, тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр, я не аккуратен; в жизни я так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой. Я умен, но ум мой еще никогда ни на чем не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового! Я честен, то есть люблю добро, сделал привычку любить его, когда отклоняюсь от него, я не доволен собой и возвращаюсь к нему с удовольствием. Но есть вещь, которую я люблю больше добра, славу». 
И дальше Лев Николаевич Толстой составляет для себя программу: «Что назначено непременно исполнить, то исполняй несмотря ни на что. Что исполняешь, исполняй хорошо. Никогда не справляйся по книге, если что-либо забыл, а старайся сам припомнить. Заставь постоянно ум свой действовать со всею возможною силой». 
Таким образом, дневник это не только способ самоанализа, но и своеобразная план - программа самоизменения. Самоанализ ради самовоспитания. 
Возникает вопрос: а насколько человек может изменить себя, изменит свой характер, обуздать свой темперамент? Оказывается, пределов здесь почти нет никаких. Известно, например, что великий писатель Антон Павлович Чехов был человеком удивительно скромным, уравновешенным и деликатным. Но его собственные признания говорят о том, что это не было прирожденные качества, что эти замечательные качества, что эти замечательные черты - результат самовоспитания. Вот что он писал своей жене Ольге Леонардовне Книппер - Чеховой:
«Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы у меня характер резкий: я вспыльчив и прочее и прочее. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что». Это признание неожиданно от мягкого скромного, умного, деликатного Чехова. Среда, в которой рос и воспитывался Антон Павлович, как вы знаете, не способствовала появлению таких черт характера. 
Очевидно, понятно как важно заниматься самоизучением, самопознанием, как полезен самоотчет, программа и применение таких средств, как самоприказ и самообязательство. 
Таким образом, результатом самовоспитания является личность. Смысл самовоспитания, таким образом, это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество. 
Самовоспитание человека состоит в том, что человек есть самоценность. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации. Главное в любой личности - устремленность ее в будущее. С этой точки зрения прошлое не является основанием для окончательной оценки человека как личности. Внутренний феноменальный мир человека влияет на его поведение не в меньшей (а иногда и в большей) мере, чем внешний мир и внешние воздействия. 
Самовоспитание - целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому запрещению самому себе дурных поступков и даже помыслов. 
Значительно упрощает трудовой ритм жизни, делает его более четким и емким метод разумного самопринуждения. 
Метод разумного самопринуждения вырабатывает у человека привычку, а потом и потребность выполнять неизбежное сразу, в разумные оптимальные сроки (относится это и к работе с корреспонденцией, к составлению ежемесячных отчетов, выполнению домашних работ и ко многим другим неизбежным, рутинным, часто обременительным делам). 
Непрост в реализации метод самоанализа (самонаблюдения), часто считают его утомительным и малоэффективным. Но постоянный контроль, за своим поведением в обществе и наедине с самим собой необходим, достаточно присмотреться к выражению лица, жестам, манерам окружающих, особенно если они уверены, что за ними никто не наблюдает. Владеющие, методом самоанализа никогда не позволяют себе упиваться собственным красноречием, хамить окружающим, глумиться над подчиненными, помыкать слабым и зависимым. 
Факторы побуждающие личность к самовоспитанию 
Учащиеся начинают заниматься самовоспитанием, когда у них появляется способность к анализу и самооценке своих положительных свойств и качеств и возникает внутреннее влечение к собственному личностному развитию и совершенствованию. Обычно это происходит в подростковом возрасте. Нельзя не учитывать так же того, что отдельные подростки, а в некоторых случаях и старшеклассники, в процессе самовоспитания пытаются подражать примерам рискованных и даже предосудительных действий и поступков и не в состоянии как следует осуществлять самовоспитание. 
Какие же факторы побуждают учащихся к самовоспитанию? 
1. Требования, которые предъявляет общество к развитию личности, а так же те социальные идеалы, моральные образцы и примеры, которые увлекают и становятся для нее притягательными. Все это обусловливает необходимость содержательного раскрытия вопросов о том, каким должен быть человек в современном обществе, какими свойствами и качествами он должен обладать. Следует добиваться того, чтобы у каждого учащегося был свой любимый герой, жизнь и деятельность которого побуждала бы к подражанию, к личностному развитию и совершенствованию. 

    продолжение

1 2    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Использование интерактивной доски на уроке математике в начальной школе....

Современный образовательный процесс в начальной школе

Начальное общее образование является  первой ступенью общего образования. В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным. В условиях модернизации н...

СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ УСПЕШНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Я давно отметила, что одна из проблем современного образования в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то ...

Выступление на городской конференции "Успешность учителя и ученика - путь повышения эффективности образовательного процесса"

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию и...

ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

Человек, введенный в фольклор, – это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий услов...

Статья "МУЛЬТИПЛИКАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПУТИ РЕШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ"

Статья "МУЛЬТИПЛИКАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПУТИ РЕШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ"Актуальность. Современные стандарты высшего профессионального педагогического образова...