Статья "МУЛЬТИПЛИКАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПУТИ РЕШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ"
статья (4 класс)
Статья "МУЛЬТИПЛИКАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПУТИ РЕШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ"
Актуальность. Современные стандарты высшего профессионального педагогического образования отмечают, что выпускники педагогических учебных заведений должны владеть методами поиска, обработки и использования информации, уметь ее интерпретировать, адаптировать в соответствии с запросами учащихся. Данная взаимосвязь медиаобразования и профессиональной подготовки будущего учителя рассматривается как важная составляющая его профессиональной компетентности. Поэтому исследования в области образования направлены на поиск эффективных методов и технологий, соответствующих современным условиям и задачам образовательного процесса, среди которых художественно-творческое развитие личности. Стремительное развитие в современном мире информационно-коммуникационных технологий и средств массовой информации обеспечивает необходимость целенаправленной подготовки личности к умелому и безопасному их использованию. Мультипликация в настоящее время оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка и должна быть использована в современном образовании младших школьников. Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что мультипликация может эффективно решать современные задачи образования в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 58.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МУЛЬТИПЛИКАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПУТИ РЕШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
Введение
Актуальность. Современные стандарты высшего профессионального педагогического образования отмечают, что выпускники педагогических учебных заведений должны владеть методами поиска, обработки и использования информации, уметь ее интерпретировать, адаптировать в соответствии с запросами учащихся. Данная взаимосвязь медиаобразования и профессиональной подготовки будущего учителя рассматривается как важная составляющая его профессиональной компетентности. Поэтому исследования в области образования направлены на поиск эффективных методов и технологий, соответствующих современным условиям и задачам образовательного процесса, среди которых художественно-творческое развитие личности. Стремительное развитие в современном мире информационно-коммуникационных технологий и средств массовой информации обеспечивает необходимость целенаправленной подготовки личности к умелому и безопасному их использованию. Мультипликация в настоящее время оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка и должна быть использована в современном образовании младших школьников. Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что мультипликация может эффективно решать современные задачи образования в начальной школе.
Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие мультипликационной педагогики и раскрыть его сущность;
- в свете современных задач образования определить возможности мультипликационной педагогики для их решения в рамках начальной школы.
Для раскрытия возможностей мультипликационной педагогики в решении современных образовательных задач в статье применяются следующие методы исследования: герменевтический метод, компаративный анализ и обобщение. На основе системного подхода обеспечивается аналитическое описание основных современных проблем и образовательных задач с возможностями мультипликационной педагогики в их решении.
Теоретической базой исследования послужили работы исследователей, которые чаще всего не выделяют мультипликационную педагогику в отдельное направление, а рассматривают ее как часть медиаобразова- ния: Д. Бааке (Baacke, 1997), О. А. Баранов (2002), Л. М. Баженова (2004), Л. С. Зазнобина (1999), Н. Б. Кирилло- ва (2005), Л. Мастерман (Masterman, 1995), А. В. Федоров (2004), С. Френе (1990) и др. Наиболее широко и полно заложили основы мультипликационной педагогики В. Е. Беленко (2008), М. Ю. Красная (Красный, Красная, Кур- дюкова, 2021), Ю. Е. Красный (2006; Красный, Курдюкова, 1990) и Л. И. Курдюкова (Красный, Курдюкова, 1990; Красный, Красная, Курдюкова, 2021).
Практическая значимость исследования заключается в том, что раскрываемый в статье потенциал муль- типликационной педагогики может быть использован в учебно-воспитательном процессе начальной школы для решения современных задач образования.
Понятие «мультипликационная педагогика» и его сущность
В современном мире мультфильмы оказывают огромное влияние на развитие детей. Мультипликация выполняет ряд функций: познавательная, которая заключается в том, что каждый мультфильм несет определенную информацию, дает новые сведения об окружающих предметах; развлекательная направлена на по- лучение положительных эмоций во время просмотра мультфильма, на проведение свободного времени и досуга; эмоциональная тесно связана с развлекательной, только здесь важным моментом выступает эмоциональный эффект, который в мультипликации обеспечивается языком создания художественных образов (яр- кость, динамичность, юмор, эмоциональная насыщенность, условность и символичность); воспитательная, когда происходит транслирование поведения персонажей мультфильмов – дети часто подражают поведению героев мультфильмов так же, как копируют поведение взрослых, для освоения правил поведения в обществе. Мультипликация в силу своих особенностей: образность, предметность, метафоричность, символичность, увлеченность, яркость образов – очень близкий вид искусства к игровой деятельности ребенка. В процессе восприятия мультфильмов ребенок познает мир культуры, общественных ценностей и смыслов, художественных образов, усваивает правила социализации личности и способы творческого самовыражения.
Главной особенностью современных мультфильмов является то, что кроме выполнения развлекательной функции мультипликация начинает играть обучающую и воспитывающую роль: дети усваивают понятия добра и зла, узнают об устройстве мира, знакомятся с понятием «героизм», слушают грамотную речь (Gregorius, 2010). В психолого-педагогических целях использовать анимацию предложил Эрлинг Эрикссон (2003), который является аниматором и телепродюсером обучающих программ. Он высоко оценивал возможности мультипликации в образовательных целях и считал, что она способствует удовлетворению основных потребностей личности ребенка: лучшей адаптации к правилам и условиям жизни в обществе, обеспечивающей эмоциональное благополучие личности.
Раскрывая педагогический потенциал мультипликации, Ю. Е. Красный и Л. И. Курдюкова говорят об ун версальности художественно-образного языка, который позволяет комплексно и всесторонне развивать личность разных возрастов (Красный, Курдюкова, 1990, с. 4). Уникальными особенностями мультипликации как средства комплексного развития личности младшего школьника являются: легкость представления со- держания из разных областей знания; свобода творчества и выбора художественного материала и техник; включение в анимацию всех событий человеческой жизни (Красный, 2006, с. 12).
На основе вышеперечисленных особенностей мультипликации можно сформулировать определение мультипликационной педагогики – это отрасль педагогической науки, предметом которой является изучение мультипликации как средства художественно-творческого комплексного развития личности, включающая в себя восприятие, понимание, оценку анимационных произведений. Также мультипликационная педагогика обогащает творческий опыт в процессе самостоятельного создания мультфильмов (Джафарова, 2018, с. 95).
Из определения видно, что мультипликационная педагогика ставит своей задачей комплексное и всесторонне развитие личности ребенка, что соответствует современной цели педагогики (гармоничное и всестороннее развитие личности обучающегося). Данный процесс включает в себя различные виды деятельности: восприятие мультипликационного материала на основе анализа, понимания и оценки анимационных произведений, а также самостоятельное создание мультфильмов.
Важными содержательными компонентами мультипликационной педагогики являются анимация и ребенок. Анимация занимается оживлением картинки или, простыми словами, созданием движения из статичного изображения. Движение выступает сутью анимации, что является главным фактором существования и развития предметов и явлений окружающей действительности. Именно движение обеспечивает развитие и формирование всего живого и неживого мира, особое значение имеет для становления личности (Красный, Красная, Курдюкова, 2021).
Ребенок является интенсивно развивающимся и обучающимся созданием. Мультипликация отвечает возрастным особенностям младших школьников. Дети легче взрослых воспринимают информацию в концентрированном виде, поэтому они не устают при просмотре большого количества мультфильмов, которые от- личаются интенсивностью событий, яркостью картинок, эмоциональной насыщенностью.
В связи с этим мультипликация соответствует возрастным особенностям младших школьников и является эффективным путем формирования и развития личности, что еще раз подчеркивает необходимость ее использования в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Таким образом, мультипликационная педагогика представляет собой отрасль педагогической науки, предметом которой является изучение мультипликации как средства художественно-творческого комплексного развития личности, включающая в себя восприятие, понимание, оценку анимационных произведений. Также мультипликационная педагогика обогащает творческий опыт в процессе самостоятельного создания мультфильмов. Важное значение мультипликация играет в формировании и развитии младших школьников.
Возможности мультипликационной педагогики
для решения современных образовательных задач в начальной школе
Жизнь в современном мире отличается от прошлого скоростью сменяемых друг друга событий и явлений, поэтому в образовательном учреждении ребенок должен научиться быстро адаптироваться и приспосабливаться к новым условиям и формам обучения, находить различные решения проблемных и нестандартных ситуаций. В связи с этим важной задачей современной школы является выработка у обучающихся активной жизненной позиции в стремительно меняющемся мире. У младшего школьника необходимо формировать ключевую способность радоваться переменам в жизни и активизировать познавательный интерес к исследованию нового, неопределенности будущих обстоятельств жизни.
Для формирования активной жизненной позиции и радости от новой информации обучающиеся в процессе восприятия и создания мультипликации приобретают начальный опыт в неограниченном количестве видов художественной деятельности. В процессе создания мультфильма у ребенка формируется творческий подход к решению задач и готовность экспериментировать с различными художественными материалами и техниками. Также младший школьник развивается в разных видах искусства: литературе, изобразительном искусстве и различных видах прикладного творчества, музыкальном искусстве. Дети получают опыт работы с различным оборудованием и осваивают современный мир техники (фотоаппараты, компьютерные программы и сервисы по обработке фото и видео). При создании различных видов анимации (пластилиновая, кукольная, перекладная и др.) младшие школьники знакомятся с новыми возможностями художественных материалов и техник. Комбинируя различные умения и фантазируя для создания выразительного образа, они приобретают практический опыт творческого решения проблем.
Следующей проблемой современности является то, что человек сталкивается с огромным потоком информации, который поступает из большого количества источников. Поступающая информация носит различный характер: ложная и правдивая, позитивная и разрушающая, положительная и отрицательная. И если взрослый может критически обработать полученные сведения, то ребенку определить важное и существенное очень сложно, поэтому у подрастающего поколения, в том числе у младших школьников, часто возникают трудности в поиске смысла жизни и постановке целей на разных этапах человеческой жизни.
При создании мультфильмов, как самого продуктивного вида деятельности в мультипликационной педагогике, необходимо максимально вовлекать яркие впечатления и события из жизни самого ребенка. При включении в содержание сценария мультфильма ярких событий из жизни, ребенок имеет возможность прожить еще раз сильные эмоции, которые носили положительный характер, или найти при помощи мультипликации сказочный выход, если ситуация была сложной. Данный подход позволяет младшему школьнику выступать автором событий и перестраивать их ход, если события были негативные. Именно авторская позиция помогает ребенку проникнуть в суть искусства (Мелик-Пашаев, 2014).
В младшем школьном возрасте закладываются основы представления о мироустройстве и начинает формироваться система взглядов на мир. Информация о предметах или явлениях должна представляться в образовательном процессе в определенной последовательности и четких этапах действительности. На разных предметах в начальной школе обучающиеся изучают одно явление – человеческую жизнь. Важно предоставлять информацию о законах и явлениях жизни во взаимосвязи, чтобы ту ребенка формировалось целостное представление об окружающей действительности и его месте как части этого мира. Создаваемый творческий продукт – муль фильм – выступает целым явлением, составленным из отдельных частей: звуки, изображение, отдельные кадры. В процессе работы над мультипликационным фильмом ученику приходится осознать выбранную им проблему, раскрыть ее причины, предложить пути решения этой проблемы, выбрать форму ее реализации, создать художественные образы персонажей, которые бы лучше всего помогли выразить его мысли (Максимова, 2016). При та- ком подходе у личности формируется богатая и яркая картина мира, которая помогает осознавать происходящие события, критически их оценивать, обрабатывать объективно информацию и формулировать цель жизни.
Следующей проблемой современного мира является качественная и продуктивная коммуникация. Важной задачей современной школы, особенно начальной, является освоение учащимися процесса коммуникации для успешной социализации личности. В настоящее время школьник ориентирован на технические средства общения, что диктует свои правила и требования для успешности коммуникации: краткость изложения, отсутствие эмоционального взаимодействия, конкретика в сообщениях. Продуктивная коммуникация предполагает осознание ценности своей неповторимой личности в ансамбле других уникальных личностей, использование речи для самореализации и раскрытия внутреннего мира. Важной особенностью мультипликационных средств является включение групповых и коллективных форм работы при создании мультипликации, обсуждение мультфильмов среди своих сверстников по интересующим проблемам, подбор и презентация примеров мультипликации для решения педагогических задач. Все перечисленные возможности предполагают активное взаимодействие участников творческого процесса и усвоение правил продуктивной коммуникации младшими школьниками.
Помимо групповых форм работ, в которых дети получают навыки коммуникации, важной задачей является развитие речи ребенка. К. Л. Крутiй (2013) разработала авторскую технологию использования видеосюжетов из мультфильмов как средства обучения языку и развитию связной речи детей. Она выделила наиболее благоприятные условия для реализации технологии работы с мультфильмами: процесс обучения организован и направлен на осознанное восприятие информации, развитие умения наблюдать, классифицировать, выбирать, обучение анализу и резюмированию полученной информации, восприятие и выражение устных фраз и т. д. Применение данной технологии в практике начальной школы обусловлено тем, что экранные виды искусства для современного ребенка являются привычными и любимыми, приносящими ему радость. Также применение этой технологии помогает взрослому расширить вариативность речевых ситуаций, опираясь на детские стремления к новому. Мультипликация вызывает интерес у ребенка и активизирует вербальное выражение оценки и анализа событий и явлений.
Еще одной проблемой современности является определение эффективных путей создания и управления своим сценарием жизни. Получая опыт создания своих мультфильмов, ребенок занимает авторскую позицию, которая позволяет формировать умение видеть произведение со стороны зрителя и создателя; учится замечать особенности и выразительные возможности художественного языка мультипликации, которые наиболее полно выражают авторскую идею. В творческом процессе, по мнению В. В. Зеньковского (1914), основой становления личности является внутренняя энергия души, которая обеспечивает авторский подход к собственной жизни. Исходя из таких особенностей детей младшего школьного возраста, как интерес и эмоциональная отзывчивость, высокая впечатлительность, можно утверждать, что в процессе творческой деятельности младших школьников происходит интенсивное развитие их эмоционального интеллекта. Важным моментом при создании мультфильма является получаемый опыт авторства и творчества (Мелик-Пашаев, 2017).
Мы рассмотрели основные проблемы современности, из которых вытекают задачи начального образования, и выделили возможности мультипликационной педагогики в решении поставленных задач, которые кратко представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Возможности мультипликационной педагогики в решении современных образовательных задач начальной школы
№ | Проблемы XXI века | Образовательные задачи | Пути решения |
1 | Высокая скорость перемен | Развитие способности быстро и четко ориентироваться в постоянно меняющихся условиях жизни | Мультипликация позволяет приобретать начальный опыт в неограниченном количестве видов художественной деятельности |
2 | Большой объем информации | Формирование цели и смысла жизни | Максимально вовлекать яркие впечатления и события жизни ребенка в его творческую деятельность |
3 | Проблемы общения | Формирование умений продуктивной коммуникации и социализации личности | Групповые и коллективные формы работы при восприятии, оценке и создании мультипликации |
4 | Отсутствие жизненного сценария | Создание и управление своим сценарием жизни | Обладая опытом создания своих художественных работ, личность становится автором сценария своей жизни |
Как видим из вышеизложенного, особенности современного мира ставят перед системой образования определенные задачи, которые успешно можно решать, используя возможности мультипликационной педагогики: для развития способности быстро приспосабливаться в меняющихся условиях жизни мультипликация предлагает опыт в разнообразных художественно-творческих видах деятельности; для умения работать с огромным объемом информации и выделять в нем главное – включать в создание мультипликационных продуктов яркие впечатления из жизни самого ребенка; для развития коммуникативных умений – применять групповые формы работы при создании мультипликации; самой важной задачей является формирование умения управлять своим сценарием жизни, формирование целостного мировоззрения через авторскую позицию при создании художественного произведения.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы: на основе анализа литературы по проблеме исследования мы определили понятие мультипликационной педагогики как отрасли педагогической науки, предметом которой является изучение мультипликации как средства художественно-творческого комплексного развития личности, включающего в себя восприятие, понимание, оценку анимационных произведений; обогащающего творческий опыт в процессе самостоятельного создания мультфильмов. Использование ее в начальной школе обусловлено возрастными особенностями: интенсивное развитие психических процессов, яркость впечатлений, скорость восприятия информации окружающего мира. Для формирования у младших школьников способности быстро и максимально полно ориентироваться в постоянно меняющихся условиях жизни необходимо включать в их художественно-творческую работу как можно больше видов деятельности и работы с различны- ми материалами и техниками; для формирования цели и смысла жизни личности вовлекать яркие впечатления и события жизни ребенка в его творческую деятельность; для формирования умений продуктивной коммуникации и социализации личности – включать групповые и коллективные формы работы при восприятии
и создании школьником мультипликации; для развития умения управлять своим сценарием жизни – обогащать опыт создания своих художественных авторских работ.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более детальном изучении важных компонентов мультипликационной педагогики: анимации и личности ребенка, раскрытии путей реализации перечисленных возможностей мультипликационной педагогики в практике начальной школы. Мы раскрыли только некоторые проблемы современности, что требует дополнительного определения новых задач для мультипликационной педагогики.
Источники | References
- Баженова Л. М. Медиаобразование школьника (1-4 классы). М.: Изд-во Российской академии образования, 2004.
- Баранов О. А. Медиаобразование в школе и в вузе. Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2002.
- Беленко В. Е. Новое информационное пространство: вызовы сложившимся представлениям // Медиаобра- зование: от теории - к практике: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конферен- ции «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации» (г. Томск, 4-5 декабря 2008 г.) / сост. И. В. Жилавская; ред. кол.: И. В. Жилавская, Ю. Н. Кириленко (1 часть), Н. А. Тельцова (2 часть). Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2008.
- Джафарова О. С. Значение мультипликационной педагогики в процессе подготовки будущих учителей начальных классов // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материа- лам XXV международной научно-практической конференции (г. Москва, 31 января 2018 г.) / под общ. ред. А. В. Туголукова. М.: ИП Туголуков А. В., 2018.
- Зазнобина Л. С. Медиаобразование в школе: как выжить в мире СМИ // Человек. 1999. № 1.
- Зеньковский В. В. Проблема психической причинности. 1914. URL: https://www.klex.ru/l63
- Кириллова Н. Б. Медиасреда российской модернизации. М.: Академический проект, 2005.
- Красный Ю. Е. АРТ - всегда терапия. М.: Межрегиональный центр управленческого и политического кон- сультирования, 2006.
- Красный Ю. Е., Красная М. Ю., Курдюкова Л. И. Анимационная педагогика // Искусство в школе. 2021. № 4.
- Красный Ю. Е., Курдюкова Л. И. Мультфильм руками детей. М.: Просвещение, 1990.
- Крутій К. Л. Медіадидактичні особливості використання мультфільмів як засобу навчання мови і розвитку зв'язного мовлення дошкільників // Наукові записки Тернопільського національного педагогічного університету імені Володимира Гнатюка. Сер.: Педагогіка. 2013. № 3.
- Максимова С. М. К. Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста: теоретико- методологический анализ. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tselostnoy-kartiny-mira- u-detey-doshkolnogo-vozrasta-teoretiko-metodologicheskiy-analiz
- Мелик-Пашаев А. А. Мультипликация - надежда художественного образования? 2017. URL: http://art- inschool.ru/article/multiplikaciya-nadezhda-hudozhestvennogo-obrazovaniya
- Мелик-Пашаев А. А. Создание мультфильмов как творческая деятельность детей // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 4.
- Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. 2004. URL: https://www.researchgate.net/publication/ 278512949_Mediaobrazovanie_i_mediagramotnost
- Френе С. Избранные педагогические сочинения / вступ. ст. Б. Л. Вульфсона. М.: Прогресс, 1990.
- Эрикссон Э. Оживляй-ка поживей! М.: Книжная типография АБ, 2003.
- Baacke D. Medienpädagogik. Tübingen: Niemeyer Verlag, 1997.
- Masterman L. Media Education Worldwide: Objectives, Values and Superhighways // Media Development. 1995. Vol. XLII. № 2.
- Gregorius R. M. Good Animation: Pedagogy and Learning Theory in the Design and Use of Multimedia. 2010. URL: https://www.researchgate.net/publication/286426518
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий
МБУ МОШ №26 Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...
# кубановедение Преподавание кубановедения в начальной школе с использованием современных образовательных технологий. Опыт работы.
Опыт работы....
Обобщение опыта по теме «Формирование УУД в начальной школе при помощи современных образовательных технологий »
В работе описаны приемы и задания, используемые для формирования УУД. Методики для отслеживания сформированности УУД...
Родительское собрание «Проблемы самостоятельного выполнения домашних заданий в начальной школе: пути решения»
Родительское собрание«Проблемы самостоятельного выполнения домашних заданий в начальной школе: пути решения»...
Понятия универсальных учебных действий учащихся. Способы формирования УУД на уроках в начальной школе при помощи современных образовательных технологий
Понятия универсальных учебных действий учащихся. Способы формирования УУД на уроках в начальной школе при помощи современных образовательных технологий...
Мультстудия как универсальный инструмент для решения современных образовательных задач
Современные дети не мыслят себя без компьютера, проводят много часов в социальных сетях и Интернете, за игрой в компьютерные игры. Но мало кто из них владеет компьютерной техникой и технологиями так, ...
Причины недостаточной сформированности навыков смыслового чтения в начальной школе, пути решения проблем.
Выступление учителя начальных классов...