"Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми"
методическая разработка по зож
Методиеский материал по теме: "Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_rabote_s_detmi.docx | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа №7 (Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №7) Красносельского района Санкт-Петербурга
Методическая наработка в направлении
сохранения и укрепления здоровья детей.
Автор: Никифорова Лилия Александровна
Воспитатель высшей квалификационной категории.
Санкт – Петербург
2020 г.
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми
О проблеме здоровья мы говорим всё больше, но, а здоровых детей с каждым годом всё меньше.
В условиях модернизации образования с введением в действие ФГОС дошкольного образования одной из главных и основных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их воспитания и развития, создание развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
Дошкольный возраст, а особенно дети младшего дошкольного возраста, считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья.
Поэтому основная задача оздоровительной технологии заключается в укреплении здоровья и физического развития дошкольника.
Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть работы воспитателя.
Скажите, каков психологический портрет современного ребёнка? Правильно, это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий.
Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов развития его.
В своей работе мы активно будем использовать как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику.
Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровъесберегающих технологий.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
- улучшение памяти, внимания, мышления;
- повышение способности к произвольному контролю;
- улучшение общего эмоционального состояния;
- повышается работоспособность, уверенность в себе;
- стимулируются двигательные функции;
- снижается утомляемость;
- улучшаются пространственные представления;
- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
- стимулируется речевая функция;
- улучшается соматическое состояние.
Неотъемлемой и очень важной частью работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение помогает:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость)
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
Одной из форм оздоровительной работы является – пальчиковая гимнастика
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Для организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса с детьми я использую самомассаж рук.
Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
С успехом в своей работе используем элементы точечного массажа. Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток.
Принципы, лежащие в формировании единства применения здоровьесберегающих технологий:
- принцип развития творческого воображения – внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических и медицинских воздействий. И, как показала статистика, благодаря включению ребенком воображения, можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний: ОРЗ, диатеза, ануреза, отдельных нарушений сердечнососудистой системы и ЖКТ;
- принцип формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело;
- принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы;
- принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.
Выделяются также три группы здоровьесберегающих технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).
3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Педагогические здоровье сберегающиеТехнологии
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Технологии обучения здоровому образу жизни
- Динамические паузы
- Подвижные и спортивные игры
- Релаксация
- Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др)
- Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая, логоритмическая
- Физкультурные занятия
- Проблемно-игровые :игротренинги, игро- терапия
- Коммуникативные игры
- Технологии музыкального воздействия
- Сказкотерапия
- Занимательные разминки
- Хороводы, различные виды игр
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Ответственный исполнитель: воспитатели.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Ответственный исполнитель: все педагоги
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Ответственный исполнитель: все педагоги
Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Ответственный исполнитель: воспитатели.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин.Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель.
Проблемно-игровые игротреннинги, игротерапия – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не -заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.
Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.
Самомассаж. В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Перспективный план работы по направлению
" Технологии здоровьесбережения в ОУ"
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями |
Октябрь, ноябрь | Игровая ситуация: "К нам приехал Айболит" " Купание куклы Маши" " Как лечили жирафика" " Витаминчики на грядках и на деревьях" | Папка передвижка " Помощь при простуде" |
Подвижные игры: "Солнышко и дождик" "Наседка и цыплята" " Воробушки и автомобиль" " Большие ноги, маленькие ножки" " Мой весёлый, звонкий мяч" | ||
Развлечения: " Приключения мыльного пузыря" Игры с водой: " Теплая - холодная" "Веселятся крошки" " У солнышка в гостях" " Мы спортсмены" | Консультация " Режим - главное условие здоровья малыша" | |
Чтение художественной литературы: " Водичка, водичка" потешка " Уронили Мишку на пол" А. Барто " Про непослушные ручки и ножки". Мойдодыр К. Чуковский. Пальчиковая гимнастика" " Желаем здоровья" " Ладушки" " Рыбка" " Вышли пальчики гулять" | Советы: " О пользе и вреде соков" | |
Дыхательная гимнастика: " Шарик лопнул" " Нашли гуся" " Подуй на листик" " Едем на поезде" | ||
Артикуляционная гимнастика: " Дудочка" " Улыбка" " Вкусное варенье" " Рыбки разговаривают" | Консультация: " Развиваем пальчики" | |
Дидактические игры: " Полезные овощи" " Разноцветное настроение" " Оденем куклу на прогулку" " Что лежит в чемоданчике у Айболита" | ||
Декабрь, янваь | Игровая ситуация: " Научим Мишку умываться" " Покажем кукле Кате, как делаем зарядку" "Кукла Катя заболела" "Варвара - краса, длинная коса" | |
Подвижные игры: " Кошечка крадется" "Догони мяч" " У медведя во бору" " Пузырь" | Папка передвижка: "Закаляемся водой" | |
Развлечения: " Петрушка в гостях у ребят" " Забава с мячом" Театр игрушек по песенке: " Два веселых гуся" " Веселая ферма" | ||
Чтение художественной литературы: " Аккуратные зайчата" Г. Лагздынь. " Колыбельная Баю- баю-баю-бай" " Больная кукла" В. Берестов. " Приказ" Э. Мошковская. Пальчиковая гимнастика" " Маленькие ушки" " Под сосной" " Боровики" "Теремок" | Консультация: " Влияние одежды на здоровье ребенка" Стенд: " Лечебные игры при простуде" | |
Дыхательная гимнастика: " Часы" " Гуси летят" " Лягушонок" " Насос" | ||
Артикуляционная гимнастика: " Гудок паровоза" " Упрямый ослик" " Плакса" " Лошадка" | Советы: " Детская одежда для детей от 1- 3 лет. | |
Дидактические игры: " Один - много" " Кто где живет" " Кто что ест" " Что растет на огороде" | ||
Февраль, март | Игровая ситуация: " Мы ждем гостей" " Моем чисто" " Изучаем части тела" " Моем трубачиста" | Консультация: " Укрепляем иммунитет" |
Подвижные игры: " Поезд" " Преодолей препятствие" "Лошадки" " Заинька, улыбнись" | ||
Развлечения: " Медведь и дети" "Поплывет или утонет" игра с водой. " Кукольный праздник" " Ёжик и его друзья" | ||
Чтение художественной литературы: " Что ты девочка чумазая" " Обедать" Е. Благининой. " Петушок и бобовое зернышко" " Расти коса до пояса" потешка. | Ширма с наглядной информацией: " Если ребенок ест плохо" | |
Пальчиковая гимнастика" " Курочки" " Дом" " Рыбка", " Прогулка" Дыхательная гимнастика: " Как шипит змея" "Петушок" " Дудочка" " Сердитый ёж" | Папка- передвижка " Здоровый ребенок" | |
Артикуляционная гимнастика: " Сытый хомячок" " Заборчик" " Бублик" " Лопаточка" | ||
Дидактические игры: " Волшебный мешочек" " Варим суп" " Где чьи цыплята" "Чье же это платье" | Консультация: " Важное условие здоровья" | |
Апрель, май | Игровая ситуация: " Разноцветное настроение" "Приключения в пути " "Автобус " "В гостях у Светофорчика" | |
Подвижные игры: " Стой - иди" " Цветные автомобили" " Воробушки и автомобиль" "Мыши и кот" | Консультация: " Гендерное воспитание ребенка в семье" | |
Развлечения: "Учись Мишка ходит по улице " "Девочка Чумазая " кукольный театр "Все захлопали в ладоши" "Доктор Айболит" | ||
Чтение художественной литературы: "Светофор " С. Михалков "Машины" Я. Пишумов "Тили -Бом " Потешка "Все спят" С. Капутикян | Дискуссия: " Наказания - " За" и " Против" | |
Пальчиковая гимнастика" "Дружба " "Замок " "Человечки ", "Коза " | ||
Дыхательная гимнастика: "Подуй на ленточку " "Ветерок" "Султанчик шуршит " " Как дышит собачка" | Папка - передвижка: " Оздоровительно - развивающие игры с детьми дома" | |
Артикуляционная гимнастика: "Иголочка " "Карасик " "Варенье " "Хомячки" | Оформление стенда: " Ребенок на дороге" | |
Дидактические игры: "Какие бывают машины " "Кто где живет " "Кто что любит " "Это что и для чего" |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
из опыта работы:статья-выступление" Использование здоровье-сберегающих технологий с внедрением ФГОС нового поколения"
Выступление на пед.совете " Использование здоровье-сберегающих технологий в процессе обучения свнедрением ФГОС нового поколения"...
Проект с использованием здоровье сберегающих технологий
Проект с использованием здоровье сберегающих технологий для д...
Использование здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе....
"Использование здоровье сберегающих технологий в работе с воспитанниками"
Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашей группе -это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей. ...
"Использование здоровье сберегающих технологий в работе с воспитанниками"
Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашей группе -это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей. ...
Конспект урока по окружающему миру на тему «Здоровый образ жизни» c использованием здоровье сберегающей технологии и кейс –метода.
Задача занятия обобщить имеющиеся знания детей о здоровом образе жизни и его составляющих, разработать комплекс мероприятий, позволяющий каждому учащемуся улучшить качество жизни с точки зрения ...
Конспект урока по окружающему миру на тему «Здоровый образ жизни» c использованием здоровье сберегающей технологии и кейс –метода.
Задача занятия обобщить имеющиеся знания детей о здоровом образе жизни и его составляющих, разработать комплекс мероприятий, позволяющий каждому учащемуся улучшить качество жизни с точки зрения ...