Методическая разработка по окружающему миру во 2 классе с использованием здоровьесберегающих технологий
Тема: «Ты и твои друзья»
Класс: 2
Учитель: Разживина Ксения Павловна
Тип урока: изучение нового материала
Цели по содержанию:
Цели деятельности учителя: формировать у учащихся понятия «друг», «дружба», формировать умения высказывать собственные суждения, связанным с этим понятием; развивать умения видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других людей, мотивировать, объяснять свои поступки и отношение к ним с позиции общечеловеческих понятий; воспитывать чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки, взаимоуважения.
Планируемые результаты:
Предметные – понимать ценность дружбы; оценивать характер взаимоотношений со сверстниками; раскрывать личностный смысл пословиц и поговорок о дружбе и друзьях.
Метапредметные –принимать и сохранять целевые установки урока, осваивать начальные формы личностной рефлексии через оценку взаимоотношений со сверстниками; взаимодействовать в группе при выполнении учебных заданий, участвовать в ролевой игре в соответствии с заданными условиями; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные – осознавать ценность дружбы, согласия, взаимопомощи между людьми, ценить добрые и справедливые поступки и стремиться их совершать.
Универсальные учебные действия
Личностные:
Учащиеся имеют представление о дружбе.
У учащихся формируется понимание необходимости соблюдения «правил дружбы».
Познавательные:
Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями о том, что такое «друг», «дружба».
Построение рассуждений на тему: «Кто мой друг и почему я считаю его своим другом?».
Учащиеся будут учиться осуществлять поиск информации при выполнении заданий.
Регулятивные:
Формировать умение ставить цель, удерживать ее и планировать шаги для ее достижения.
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном. (При обсуждении жизненных ситуаций)
Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
Коммуникативные:
Применять правила работы в паре.
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Формировать у учащихся умения слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению.
Оборудование: музыкальные фонограммы, рисунки сказочных героев, мягкие игрушки, карточки со словами, индивидуальные карточки с пословицами, толковый словарь Ожегова, мультимедийная презентация.
Ход:
Этапы | Методы и приёмы | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | Соответствие требованиям энергосбережения |
1.Организация начала урока; | Словесный | 1 мин | Здравствуйте! Присаживайтесь. Сегодня на улице ясно, солнечно, тепло. Пусть и в нашем классе царит такое же солнечное настроение, а так же, уважение и взаимопонимание!
Повернитесь все друг к другу И пожмите руку другу. Улыбнитесь, не ленитесь Дружно за руки беритесь. Начинаем наш урок Поработаем, дружок! Итак, начнём!
| Приветствуют учителя; | Соблюдение требований к состоянию учебного кабинета Обеспечение позитивного настроя на получение знаний |
2.Проверка домашнего задания; | Словесный, практический, наглядный; Беседа, диалог | 5 мин | -Ребята, давайте откроем тайну нашим гостям, расскажем им, какой раздел мы сейчас изучаем?(Общение) –Что такое общение? (Взаимные отношения) -Где мы общаемся?(В школе, дома, на улице, в транспорте) -На прошлом уроке вы разговаривали об общении в школе. Кто мне напомнит, что нужно делать, чтобы это общение было приятным? (Соблюдать правила поведения, принятые в обществе) -С чего мы обычно начинаем урок? (С повторения). На одном из последних уроков мы говорили о правилах общения в семье. Я предлагаю вспомнить их. Выберем высказывания, при соблюдении которых семья будет жить счастливо. Оцениваем смайликами - согласен, не согласен. ПРАВИЛА общения в семье. Высказывания: 1) Помогать друг другу. 2) Смотреть телевизор. 3) Не убирать в комнате. 4) Вместе отдыхать. 5) Поздно вставать и поздно ложиться. 6) Заботиться о младших сестрёнках и братишках. 7) Помогать родителям, бабушкам и дедушкам. 8) Просить купить себе игрушку. 9) Поздравлять с праздниками. 10) Рассказывать друг другу новости. Какие правила мы оставим? Правильные ответы На слайде учитель фиксирует выбранные правила: помогать друг другу вместе отдыхать заботиться о младших сестрёнках и братишках помогать родителям, бабушкам и дедушкам поздравлять с праздниками рассказывать друг другу новости – Встаньте, кто выбрал эти правила. – Что мы повторили? (Правила общения в семье).
| Вступают в беседу с учителем; отвечают на вопросы; | Доброжелательное отношение учителя к ученикам |
3. Мотвационный | Словесный, наглядный; беседа, постановка темы и целей урока; | 5 мин | - Чтобы узнать о чем мы будем с вами говорить на уроке, давайте попробуем расшифровать тему нашего сегодняшнего урока. Представьте, что вы разведчики и вам нужно очень быстро расшифровать одну шифровку. В ней – тема нашего урока. Посмотрим, кто сделает это быстрее. ТЫКВА – КВА ИКРА – КРА ТВИСТЕР – ИСТЕР - + МОИ – М ДРУЖБА – ЖБА + ЗЬ - + ЯМА – МА – Какова тема нашего урока? (Ты и твои друзья). - Какие учебные задачи вы поставите перед собой? Чему вы будите учиться сегодня? (воспитывать чувство товарищества, дружбы, взаимопомощи, взаимоуважения. ) -Ребята, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? ( о дружбе, друзьях ) - Что же такое дружба? Вопрос кажется совсем простым, но так трудно на него ответить. (видео и ответы детей ) | Вступают в диалог с учителем, формулируют тему и цели урока; | Чередование видов работы
Оправданное использование ТСО соответствует гигиеническим нормам |
4. Усвоение новых знаний | Словесный, наглядный, практический; Беседа, ответы на вопросы, работа с иллюстрацией; | 12 мин | Послушайте стихотворение « Монолог о дружбе» Что такое дружба? Каждый знает. Может быть, и спрашивать смешно. Слово “дружба” что обозначает? Может быть, поход вдвоём в кино, Может быть, хороший пас в футболе? Может быть, подсказку у доски, Может быть, защиту в драке школьной Или просто средство от тоски? Ну, а может быть, молчанье в классе, Если друг плохое совершит? Скажем, Коля стены разукрасил, Михаил всё видел, но молчит. Разве это дружба, если кто-то Дроби дома не хотел решать: Заниматься не было охоты, А дружок даёт ему списать. Разве это дружба, если двое Вздумали уроки прогулять, А спросила мама: “Вы не в школе?” – Оба дружно начинают врать. - Вы согласны с автором, что именно это дружба? Так надо дружить? (Дети высказывают свои мнения) - А какими качествами должен обладать настоящий друг? Давайте составим модель слова ДРУГ.
НАСТОЯЩИЙ ДРУГ | Верный | Добрый | Скромный | Честный | Порядочный | Бескорыстный |
(На доску прикрепляю таблички, дети называют качества). | Слушать учителя. Отвечать на вопрос о прослушанном стихотворении. | Чередование видов работы
Правила посадки при письме Соблюдение гигиенических правил при письме
|
5.Физкультминутка |
| 1 мин | Выполнение разминки. |
| Физкультурная минутка для улучшения мозгового кровообращения |
6. Закрепление полученных знаний | Практический метод; чтение текста. Работа с рабочей тетрадью. Работа по учебнику. Закрепление темы. | 17 мин | - Наверно и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Дружба – это высокое чувство, в которое не может вмешиваться корысть, выгода. Если в мыслях человека есть такая формула “Ты – мне, я – тебе” это не дружба. Дружба должна быть бескорыстной. (Вывешиваю на доску табличку). Откройте учебники на с 57. Посмотрите внимательно и скажите, в какие игры можно играть на дне рождения. Какие игрушки предпочтут мальчики, а какие девочки? В какие игры можно ещё играть в гостях? Молодцы! О дружбе сложено много пословиц и поговорок. У каждого на парте лежат конверты, в них слова из которых нужно собрать пословицу или поговорку. Ваше задание собрать пословицу или поговорку. Объясни её значение. Как вы эту пословицу понимаете? Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друга ищи, а найдешь - береги. Дружба не гриб, в лесу не найдешь. Старый друг лучше новых двух. Новых друзей заводи, а старых береги. Друг познается в беде. - А какие вы еще знаете пословицы о дружбе? - Так кто же такой настоящий друг? А сейчас сыграем в игру «Круглый стол». - Представьте, что вас пригласили на телепередачу( ток-шоу) о роли дружбы в человеческой жизни в роли экспертов. Вы рассуждаете, спорите, высказываете свою точку зрения. При этом вы должны быть весьма убедительны в своих высказываниях. - Я читаю вам утверждение, а вы должны ответить и доказать примером из личного жизненного опыта – так ли это или не так.
| Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. Выполнять работу в тетради. Читать учебник и анализировать задание. Работа в группах. | Чередование видов работы
Эмоциональный настрой.
Создаёт условие для восприятия нового задания
Соблюдение гигиенических правил при письме
|
7. Подведение итогов. | Словесный; Ответы на вопросы; |
| -Домашнее задание. К следующему уроку выполнить задание в рабочей тетради на стр. 33 номер 1. | Записывают домашнее задание. | Соблюдение гигиенических правил при письме
|
8. Рефлексия |
| 3 мин | -Вернемся к теме и задачам урока. -Что узнали нового? Чему учились? Вы сегодня молодцы. Хорошо потрудились. А сейчас проведём оценочную работу. Взяли в руки листы с карандашами. Раскрасьте карандаш зеленым цветом, если урок вам понравился и вам было интересно, желтым раскрасьте, если что-то недопоняли. И красным цветом, если было не интересно и ничего не поняли. Поднимите вверх ваши карандаши.
| Выполняют задание учителя. | Эмоциональный настрой.
|
8. Организационный конец урока |
| 1 мин | Спасибо за урок! Подготавливаемся к следующему уроку. |
|
|