«Роль динамической паузы в формировании УУД младших школьников»
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)
Раскрыть роль динамической паузы в формировании УУД младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_dinamicheskoy_pauzy_v_formirovanii_uud_mladshih_shkolnikov_14.04.2017.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №405
Научная работа на тему:
«Роль динамической паузы в формировании УУД младших школьников»
Выполнил:
Обрезкова Юлия Геннадьевна
Должность:
Учитель начальных классов
Санкт-Петербург
2019
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Формирование УУД во время динамических пауз………………………….4
2. Проведение динамических пауз с младшими школьниками при формирования УУД………………………………………………………………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..13
ВВЕДЕНИЕ
Выполнение контрольной работы требует вдумчивого осмысления важных тем современности. Мы уверены, что одной из значимых проблем сегодняшнего дня является вопрос о роли динамической паузы в формировании УУД младших школьников.
Актуальность выбранной темы. Здоровье - главное богатство человека, и его необходимо сохранять и укреплять с самого начала жизни человека. В последнее десятилетие наблюдается резкое ухудшение здоровья учащихся. Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, плохая экология, эпидемии - все это оказывает отрицательное влияние на здоровье будущих граждан. В этой связи все чаще приходится задумываться над вопросом: как школа может повлиять на улучшение состояния здоровья учеников. Важным гигиеническим принципом построения режима дня учащегося начальной школы является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, заключающаяся не только в получении школьниками разносторонних знаний, но и формировании физически здоровой и развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности. Важнейшее значение для этого приобретают динамические паузы.
Объект нашего исследования – динамическая пауза на занятиях у младших школьников. Предмет изучения – роль динамической паузы в формировании УУД младших школьников
Цель контрольной работы - раскрыть роль динамической паузы в формировании УУД младших школьников. Данная цель потребовала рассмотрения ряда существенных задач:
1.Рассмотреть роль формирования УУД во время динамических пауз.
2. Описать проведение динамических пауз с младшими школьниками при формировании УУД.
1. Формирование УУД во время динамических пауз
В последние несколько десятилетий в российском обществе произошли кардинальные изменения в представлениях о целях процесса образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основного результата образования произошел переход к пониманию процесса обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, умению занять активную общественную позицию, успешному решению жизненных задач, возникающих перед ними, умению сотрудничества и работы в группе, готовности быстрому переобучению в ответ на обновление требований и знаний рынка труда [1].
Такие изменения в плане образования привели к выбору наиболее перспективного пути – формированию у обучающихся универсальных умений, призванных на помощь в решении задач быстрого и качественного обучения. Исходя из этого, ФГОС начального общего образования в качестве
главных результатов определил не только предметные, но и личностные, и метапредметные результаты [2]. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование УУД, обеспечивающих школьникам умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения обучающимися социального опыта [6].
Но данные позитивные изменения в школьном образовании усугубили другую проблему современного времени. По статистическим данным уже в 1 классе только 5% учащихся можно считать здоровыми. Но за дальнейшие годы обучения этот процент становится еще ниже. Поэтому не случайно сегодня активно обсуждается проблема сохранения здоровья детей в процессе обучения.
Во время уроков у учеников снижается внимание и работоспособность. Устав, некоторые начинают сутулиться, ложиться на стол, наклонять туловище, что отрицательно влияет на осанку.
Ещё великий философ античных времён Сократ отмечал: «Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто» [3, c. 112].
В современном мире главной задачей является сохранение здоровья ребенка при его физическом развитии. Задачи физического развития многогранны. Они предусматривают совершенствование физического состояния и двигательного аппарата ребенка, развитие физических качеств: выносливости, устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов среды, сопротивляемости утомлению.
Важным гигиеническим принципом построения режима дня учащегося начальной школы является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, заключающаяся не только в получении ими разносторонних знаний, но и формировании физически здоровой и развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности.
Важнейшее значение для этого приобретают динамические паузы.
Динамическая пауза в 1-4-х классах – одна из форм физического развития, поддерживающих и сохраняющих здоровье младших школьников.
Ведение курса «Динамические паузы» - необходимость не только времени, но и физиологическая, поскольку даже 3 урока физкультуры не компенсируют дефицита физической нагрузки, чтобы удовлетворить биологическую потребность растущего организма в движении.
Двигательная активность обеспечивает обогащение мозга кислородом, ускорение процессов восстановления, повышение работоспособности, что способствует снятию дискомфорта и напряжения во время учебного дня.
Важное направление в содержании программы «Динамические паузы» уделяется спортивно-оздоровительному воспитанию младшего школьника.
Цель динамических пауз: формирование у обучающихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности [10, c. 31].
Задачи: укреплять здоровье школьников; - совершенствовать жизненно важные навыки и умения посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям; формировать общие представления о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; - развить интерес к самостоятельным занятиям, физическим упражнениям, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга.
Проводится динамическая пауза может после последнего урока в целях организации отдыха учащихся, смены вида деятельности, снятия утомляемости [4, c. 17]. Чтобы предупредить утомляемость, во время учебной деятельности после однообразной работы или на 25–30-й минутах урока с учениками также рекомендуется проводить динамические паузы. Динамические паузы ещё можно проводить в перерывах между занятиями.
Формы проведения динамической паузы в 1-4-х классах разнообразны: это – и подвижные игры, и упражнения для разминки, и прогулки, и игры на свежем воздухе, и общеразвивающие физические упражнения, творческие и игровые задания, и упражнения психологического характера, и ролевые игры и др.
Динамическая пауза может быть разнообразной, но обязательно доступной.
Кроме того, дети во время проведения динамической паузы учатся выполнять определенные правила игры, устанавливать взаимоотношения со
сверстниками, соблюдать гигиенические нормы, приобретают умения и навыки самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику, получают знания по правильному дыханию во время выполнения упражнений. Также у учащихся формируется потребность в здоровом образе жизни, в соблюдении мер безопасности.
Динамическая пауза, проводимая в виде физических упражнения, помогает снять усталость и восстановить работоспособность учеников. Игнорирование такого вида деятельности отрицательно сказывается на физическом развитии, истощает нервную систему, снижает сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям.
Применение динамических пауз на уроках общеобразовательного цикла учит детей культуре умственной деятельности [8, c. 87].
Учитель должен объяснять ученикам, что статическое положение во время сидения приводит к ухудшению циркуляции крови, снижению обмена веществ, нарушению осанки, застойным явлениям в органах брюшной полости и таза, провоцирующим заболевания органов пищеварения и половой системы.
Неподвижная поза снижает вентиляцию лёгких, вызывает ощущение тяжести, усталости, сонливости, головную боль. Общее утомление приводит к снижению внимания, плохому запоминанию материала, увеличению количества ошибок, ухудшению дисциплины.
Динамическая пауза помогает обеспечить детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяет им активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке; обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках.
Упражнения для динамических пауз учителю желательно выбирать с учётом темы урока.
И в итоге отметим: чтобы двигательная активность доставляла радость ребенку, нужно, чтобы она была организована незаметно, без напряжения для него. Поэтому она в первую очередь должна быть разнообразной. Чтобы обеспечить разнообразие в условиях современной школы нам видится выход в организации для каждой параллели классов цикличных занятий по скользящему графику.
2. Проведение динамических пауз с младшими школьниками при формировании УУД
Расскажем о возможном практическом опыте проведения динамических пауз с младшими школьниками при формировании УУД.
Место курса «Динамической паузы»» в учебном плане в соответствии с Федеральным базисным учебным планом курс «Динамическая пауза» проводится в 1-4 –х классах по 2 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 66 часов в год в 1-х классах и 68 часов в год – во 2-4-х классах.
Динамические паузы включаются в расписание учебных занятий, проводятся учителем после второго урока, их длительность - не менее 40 минут. Чаще всего динамические паузы проходят на свежем воздухе, если не позволяют погодные условия, в спортивном зале, в классе, в рекреации. Проводить их необходимо в эмоционально положительном настроении. На улице, в зале есть возможность каждому ребенку и учителю смотреть в глаза друг другу, а не на затылки, сидя за партой.
Проведение динамических пауз должно строиться на таких принципах, как: реализация потребности детей в двигательной активности, учет специфики двигательных занятий, комплексный подход к укреплению и сохранению здоровья младших школьников при постепенном усилении физической и мышечной нагрузки, преемственность урочных и внеурочных форм работы с учениками [9].
Снятие у учащихся начальных классов утомляемости, повышение умственной работоспособности, привитие интереса и самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой - вот основные цели при проведении динамических пауз в начальной школе.
Комфортная адаптация в школе, устранение мышечной скованности, снятие физической и умственной усталости, ведение закаливающих процедур, укрепление и развитие дыхательного аппарата и организма детей, совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм и физическим упражнениям, формирование общих представлений о режиме двигательной активности, его значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья - важнейшие задачи при подготовке и проведении динамических пауз в начальной школе.
Также необходимо помнить о воспитании и формировании лидерских качеств личности, способной взаимодействовать в команде, развитии интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга.
При проведении динамических пауз необходимо помнить о реализации ФГОС II поколения, а соответственно и формировании универсальных учебных действий, которые включают в себя: формирование чувства гордости за свою Родину, уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование здорового образа жизни - это те личностные универсальные учебные действия, которые можно и нужно формировать во время проведения динамических пауз [5].
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определение наиболее эффективных способов достижения результата, умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих - это те метапредметные результаты, о которых необходимо помнить при проведении динамических пауз.
Формирование первоначальных представлений о значении двигательной активности для укрепления здоровья, ее позитивном влиянии на развитие человека, физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации, овладение умениями организовать здоровье сберегающую жизнедеятельность, а именно: режим дня, утреннюю зарядку, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и другие способы включения подвижных мероприятий в ежедневное расписание- об этом необходимо помнить, как о формировании предметных результатов при использовании динамических пауз для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Проведение динамических пауз в форме подвижных игр занимает особое место в развитии ребенка младшего школьного возраста. Можно использовать, например, такие подвижные игры, как:
Спортивные игры: «Класс, смирно!», «Попади в цель», «Мяч сквозь обруч», «Эстафета с мячами» и т.д.
Игры с элементами общеразвивающих упражнений: «Светофор», «Запрещенное движение», «Фигуры», «Гонка мячей».
Игры с бегом: «Вызов номеров», «Пятнашки», «Через кочки и пенечки», «К своим флажкам», «Мы веселые ребята», «Два мороза», «Ловишки с приседаниями».
Игры с прыжками: « Попрыгунчики-воробушки», «Кто обгонит?», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры».
Игры с метанием: «Метко в цель», «Кто дальше бросит?», «Попади в обруч», «Мяч в корзину», «Мяч водящему», «Гонка мяча в колонне», «Снежком по мячу».
Эффективны при проведении динамических пауз русские народные игры: «Берегись», «Кошка и мышка», «Гуси-лебеди», «Стоп», «Лошадки», «Защищай город», «Салки», «Салки на одной ноге», «Обыкновенные жмурки», «Платок», «Салки с футбольным мячом».
Можно использовать при проведении динамических пауз и национальные игры разных народов: белорусская народная игра - «День и ночь»; азербайджанская народная игра - «Продаем горшки»; татарская народная игра - «Колдун (Чаклун)»; украинская народная игра - «У медведя во бору» [7]/
Проведение динамических пауз в виде физкультминуток, гимнастики для глаз, пальцев, музыкальных пауз, релаксаций на уроке является эффективным активным отдыхом для младших школьников. Применение кратковременных минуток отдыха способствуют снижению утомления и повышению умственной работоспособности ребят на уроке.
Таким образом, внедрение в обучение динамических пауз, как одного из видов здоровье сберегающих технологий, ведет к снижению показателей заболеваемости детей, сохранению и укреплению их здоровья, улучшение психологического климата в коллективах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все вышеобозначенное в контрольной работе позволило нам подвести итоги и сделать следующие выводы:
Динамическая пауза как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья детей: ходьба, бег, прыжки, как жизненно важные способы передвижения человека
Проведение динамической паузы в начальной школе предназначено для увеличения двигательной активности учащихся, для снятия напряжения, для работы над развитием внимания и мышления в игровой форме. На занятиях проводится эффективная коррекция нарушений или незначительных отклонений от нормы в области основных психических процессов.
Во время проведения динамических пауз должны сформироваться навыки игры в команде.
Планируемые результаты освоения программы «Динамическая пауза» в начальной школе являются одним из механизмов реализации требований ФГОС и представляют собой систему спортивных познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных действий (УУД), которыми овладеют учащиеся в процессе занятий.
В начальной школе проведение динамической паузы в форме подвижных игр – одно из самых любимых занятий младших школьников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: ФЗ №273 от 26.12.12. – Режим доступа: http://base. consultant.ru /cons/cgi/online. cgi?req=doc (дата посещения - 11.04.2017).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс].- Гарант- Плюс, 2017.
- Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания/ Б.Г. Ананьев. – М.: Наука, 2013. – 260 с.
- Ежеченко Я.В., Алистратова Ю.С. целесообразность использования динамических пауз а начальной школе // Физкультура и спорт. – № 5.- 2014.- С. 15- 19.
- Закирова А.М. Модифицированная общеобразовательная программа. Реализация здоровье сберегающих технологий в ГПД. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.schoolexpert.ru
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2013. – 541 с.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. / М.Ф. Литвинова. – М.: Просвещение, 2015. – 320 с. (дата посещения – 11.04.2017).
- Матвеев, А.П. Физическая культура. Рабочие программы. 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.П. Матвеев. – М.: Просвещение, 2016. – 112 с.
- Печенкин А.В., Киселева Н.В. ОФП (ежедневные динамические паузы) как фактор сохранения здоровья учащихся в учебном процессе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. schoolexpert.ru (дата посещения – 11.04.2017).
- Скорина О. В. Динамическая пауза на уроках общеобразовательного цикла // На страже здоровья. – № 8 (44). – 2015. – C. 29 – 32.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника
В статье рассказывается о том, какую роль имеет эстетическое воспитание в развитии младшего школьника....
Роль воспитательной системы в формировании личности младшего школьника
Построение воспитательной системы класса в современных условиях становится объективной необходимостью. На протяжении многих лет я осуществляю целенаправленную, системную и тщательно планир...
Роль классного руководителя в формировании личности младшего школьника коррекционной школы 8 вида.
Роль классного руководителя в развитии личности младшего школьника посредством постоянного изменения содержания и форм работы с детьми, планирования содержания работы детского коллек...
Роль воспитательной системы в формировании личности младшего школьника
Цель воспитательной системы:· Поэтапно создавать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения....
Роль игровой деятельности в формировании личности младших школьников
Мир детства – это таинственная планета, жители которой много знают, понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей игровой деятельности.Каждый челов...
Роль классного руководителя в формировании коллектива младших школьников
Статья опубликована в электронном научно-практическом журнале: «СОВУШКА» 2015. №1Публикация доступна по ссылке (выходные данные статьи):Ласкова О.В. Роль классного руководителя в формировани...
Специфика организации динамических пауз на занятиях с младшими школьниками, имеющими проблемы развития навыков письма.
Проблема развития навыков письма у младших школьников достаточно актуальна в настоящее время. Она напрямую связана с общим уровнем развития двигатедьных функций у ребенка. Одна из причин, тормоз...