Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования.
статья по зож
Проблема здоровья сейчас беспокоит всех. В последнее время возросло внимание к здоровью школьников. Продолжает возрастать учебная нагрузка,уменьшается двигательная активность,приводя к нарушению осанки, гиподинамии,все свободное время дети уделяют просмотру видеафильмов и игре на компьютере.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования.»
Выполнила:
учитель нач.кл ВКК
Сухочева О.А.
1 класс
МКОУ Листопадовская СОШ
Проверил:
Фамилия, Имя, Отчество
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение………………………………………………………………………….с.3
I глава . Теоретические аспекты формирования ЗОЖ младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности
1. Понятие и сущность «здорового образа жизни»……………………….. с.5
2. Условия формирования здорового образа жизни младших школьников
в процессе обучения ……………………………………………………………. с.6
II глава. Особенности организации здоровьесберегающего пространства
начального общего образования…………………………..…………………….с.7
III глава. Педагогический опыт по формированию здорового образа жизни..с.18
Заключение………………………………………………………………………..с.21
Литература…………………………………………………….. ……………... ..с.24
ВВЕДЕНИЕ
Одна из главных стратегических задач страны- сохранение и укрепление здоровья детей . Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон об образовании в Российской Федерации, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального Общего Образования.
Проблема здоровья детей сейчас беспокоит всех. В последнее время возросло внимание и к здоровью школьников. Продолжает возрастать учебная нагрузка, уменьшается двигательная активность детей, приводя к нарушению осанки, гиподинамии, все свободное время дети уделяют просмотру видиофильмов и игре на компьютере. Растёт число юных курильщиков, массового потребления пива не приходится говорить. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. По последним данным здоровье детей ухудшается за период обучения в 4-5 раз. Доказано, что двигательная активность оказывает благотворное воздействие на растущий организм. Её ограничение ведёт к задержке развития организма, ухудшению здоровья детей, затруднению освоения необходимых двигательных навыков. Оптимальная двигательная активность является важным компонентом здорового образа жизни, а эффективными методами профилактики заболеваний и оздоровления учащихся.
Внимание к охране здоровья шестилеток связано с тем, что школьное обучение предъявляет к организму ребенка, совершенно новые требования, влечет за собой ломку привычного образа жизни, сложившегося в дошкольном периоде воспитания. Ребенок должен приспособиться к новому виду деятельности - учебной деятельности. Организационные формы этой деятельности обусловливают иное соотношение между динамическими (двигательными) и статическими нагрузками. Учебная работа, необходимость длительного сохранения вынужденной позы за партой в течение урока (т.е. статическая нагрузка), пребывание в большом школьном коллективе - все это требует большого напряжения их функциональных возможностей, т.е. напряжения деятельности всех систем организма. Исследования показывают, что из всех видов нагрузок - умственной, динамической, статической - последняя для детей младшего школьного возраста вообще и особенно для детей 6 -7 лет чрезвычайно тяжела. Чтобы четко осознать значение правильной организации учебного дня для сохранения здоровья школьников необходимо
Внимательно относиться к состоянию ребенка, оценивать его настроение и эмоциональные реакции.
Следить за тем, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрастным и индивидуальным возможностям школьников.
Соблюдать рациональный режим труда и отдыха.
Создавать оптимальные условия среды обучения (микроклимат, освещенность, школьное оборудование и другое).
Организовывать режим учебных занятий с учетом динамики умственной работоспособности учащихся в течении учебного дня, недели, года.
Обеспечивать и поддерживать двигательную активность ребенка, правильную рабочую позу при разных видах деятельности, охрану зрения и слуха.
Здоровьесберегающее пространство школы – это специально организованная образовательная среда, направленная на сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья каждого школьника и формирование у них культуры здоровья.
Проблема сохранения здоровья и воспитания культуры ЗОЖ у детей представляет особый интерес для исследователей и является чрезвычайно актуальной.
Объект иссследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: условия формирования здорового образа жизни
Цель исследования: раскрыть особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования.
Задачи исследования:
- Раскрыть сущность понятий «Здоровье», «Образ жизни», «ЗОЖ»;
- Выявить условия формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе обучения и воспитания;
- Охарактеризовать здоровьесберегающие технологии в начальной школе;
- Описать собственный педагогический опыт по формированию здорового образа жизни младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности.
- Раскрыть особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования.
Методы исследования:
- изучение и теоретический анализ литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы;
- педагогическое наблюдение, анкетирование, метод беседы с целью определения уровня сформированности представлений младших школьников о ЗОЖ;
метод словесных описаний с целью изучения самостоятельной деятельности детей по сохранению собственного здоровь
ГЛАВА 1.
Теоретические аспекты формирования ЗОЖ младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности.
1. Понятие и сущность здорового образа жизни
Согласно ФГОС НОО система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в Общеобразовательных учреждениях должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности.
Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Вместе с тем, школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни.
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Проблема здоровья интересовала многих педагогов. В.А.Сухомлинский утверждал, что “Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”. Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения.
Признаками здоровья являются:
- специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
- показатели роста и развития;
- функциональное состояние и резервные возможности организма;
- наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
- уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Ребенка можно назвать здоровым, если он:
В физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
В нравственном плане – честен, самокритичен,
В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей.
Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.
2. Условия формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе обучения.
Одной из приоритетных задач системы образования в соответствии со Стандартом является создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование у них отношения к здоровью как к главной человеческой ценности.
Основными направлениями охраны и укрепления здоровья обучающихся является
- формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности образовательного учреждения;
- разработка и внедрение инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, их полноценное развитие;
- создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющие ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии;
- создание системы и механизмов совместной деятельности школы и семьи по формированию культуры ЗОЖ учащихся, их родителей, педагогов.
Принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни:
1. Системный подход.
- Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью ребенка.
-Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.
2. Деятельностный подход
- Валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями.
3.Принцип «Не навреди!».
- Предусматривает использование в работе только безопасных приемов оздоровления, апробированных и официально признанных.
4. Принцип гуманизма.
- В валеологическом воспитании признается самоценность личности ребенка. - Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
5.Принцип альтруизма.
- Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями: «научился сам – научи друга!».
6. Принцип меры.
- Для здоровья хорошо то, что в меру. Неправильно организованный труд школьников может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни.
ГЛАВА II.
Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования.
Начальная ступень образования сегодня приоритетной задачей определяет сохранение здоровья детей, создание здоровьесберегающего пространства на протяжении всего дня, на каждом уроке. Что же может сделать учитель для создания условий здоровьесберегающей среды в школе? Изучив опыт работы других педагогов, я включила в свою практику следующее.
Первое, на что я обращаю внимание, - это создание благоприятной, вещно - пространственной среды: наличие соответствующей мебели, соответствие температуры и влажности воздуха, освещение класса и доски санитарно-гигиеническим требованиям, составление расписания уроков. Для того, чтобы дети не перегружались, в начале учебного года, при составлении расписания уроков, учитываю то, что каждому предмету присваивается определенное количество баллов по сложности. Затем считаю количество баллов за день. При составлении расписания нужно помнить о том, что в течение недели должно быть 1 или 2 повышения в баллах (желательно или в среду или в четверг), понедельник и пятница самые разгруженные. Правильно составленное расписание учебного дня школьника предупреждает появление переутомления.
Шкала трудности предметов для младших классов.
Предмет | Балл |
Математика Иностранный язык Русский язык Природоведение Литературное чтение Рисование Музыка Труд Физкультура | 11 10 7 7 7 1 2 4 5 |
Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока во многом зависит функциональное состояние учащихся, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоко уровне и предупреждать преждевременное утомление. Показателями рационально организованного урока являются:
- объём учебной нагрузки на уроке;
- нагрузка от дополнительных упражнений на уроке;
- занятия активно-двигательного характера: паузы, физминутки и т.д.
Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления.
Это достигается использованием:
- игровых ситуаций на уроках, проведением нестандартных уроков (урок – сказка, урок – практикум, урок – деловая игра, урок - путешествие);
- драматизации диалогов с движением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов;
- разноуровневого обучения;
- занимательных упражнений;
- фантазирования;
- творческого характера домашних заданий (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему).
Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к уроку.
У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:
а) Чередование различных видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач, работа в группах, работа в парах. Норма 4-7 видов за урок.
б) Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся: метод свободного выбора (беседа, выбор действия, выбор способа действия); активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценки).
Это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности во многом зависит и от соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения я провожу физкультминутки (примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса). Кроме этого определяю и фиксирую психологический климат на уроке, организую при необходимости эмоциональную разрядку; строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки.
Физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. Соблюдаю требования к проведению физкультминуток:
- Комплексы подбираю в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;
- Физминутки проводятся на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;
Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц. В состав упражнений для физкультминуток включаю, кроме общеразвивающих:
- Упражнения для формирования правильной осанки.
Правильная осанка придаёт человеку красивый внешний вид и создаёт лучшие условия для развития и деятельности всего организма. Один раз в месяц меняю местами учеников, не нарушая принципов правильной осанки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски; во-вторых, создает более равномерные условия освещения. Формирование правильной осанки – сложный и длительный процесс. Чтобы достичь положительных результатов, обязательно включаю специальные упражнения на осанку. Задачи данных упражнений:
- научить учеников заботиться о правильном положении тела;
- координация движений;
- правильное сочетание движений с дыханием.
Например:
1. Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд. (Потягивания - руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись -
Вновь урок у нас идёт. (Дети садятся за парты.)
2.Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали (Выпрямиться.)
И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)
На носочках потянулись, (Руки поднять вверх.)
А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки, мы присели (Присесть.)
И тихонько разом сели. (Выпрямиться и сесть.)
Вы достать хотите крышу
Потянитесь вверх повыше — Вы достать хотите крышу. (Потягивания — руки вверх.) Раз, два, три, Корпус влево поверни.
2.Упражнения для укрепления мышц кистей рук.
Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Даже несущественная дисфункция двигательной сферы в коре головного мозга, приводит к недоразвитию действий, необходимых для рисования, письма, конструирования, что ведет к нарушениям речевой сферы коры головного мозга. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.
Задачи:
- стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
- подготовка руки к письму у старших дошкольников и младших школьников;
- тренировка внимания;
- координация движений;
- адаптация маленьких левшей в мире праворуких.
Комплекс упражнений гимнастики для пальчиков рук включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончики пальцев, кисть, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее.
Например:
«Дождь и град»
Учитель говорит: «Дождь идет... Пошел град... Небо стало ясным... Засветило солнышко». Под слова «дождь идет» дети постукивают по парте кончиками пальцев, перебирая их по очереди, как при игре на пианино. Создается впечатление шума во время дождя. Под слова «пошел град» руки поворачиваются ладонями вверх, и дети стучат по парте суставами пальцев. При этом создается впечатление ударов града по крыше. Так повторяется несколько раз, пока учитель не скажет: «Небо стало ясным. Засветило солнышко».
«Елочка»
У елочки, у елочки
Пушистые иголочки! Душистые, пушистые
Зеленые иголочки!
Все встают из-за парт. Руки вытянуты вперед на уровне груди (выполняют это по команде учителя «раз!»). Надо, чтобы ладонь правой руки смотрела в ладонь левой. Учитель говорит, что движение надо начинать с большого пальца. Под слова «у елочки» дети сгибают и разгибают большой палец. Под вторично произнесенные слова «у елочки» — указательный палец; под слово «пушистые» — средний; под слово «душистые» — мизинец. Под слова «пушистые, зеленые иголочки» дети 3 раза сжимают и разжимают ладонь.
3.Упражнения на релаксацию
Упражнения на мышечное расслабление необходимо применять на практике с целью уметь управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Упражнения на мышечное расслабление способствуют профилактике заболеваний органов кровообращения, облегчают дыхание, способствуют нормальной работе органов пищеварения. Упражнения на релаксацию можно проводить на любом уроке в течение 3-5 минут.
Например:
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем… (два раза).
Сном волшебным засыпаем…
Дышатся легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают, засыпают… (два раза).
Шея не напряжена…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется… (два раза).
Дышится легко… ровно… глубоко.
4.Упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
В основу организации физкультминуток с младшими школьниками можно положить дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой. Суть гимнастики – в активном, направленном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы детей.
Выдох после активного вдоха происходит как бы сам собой. Особенностью этой методики является сочетание дыхательных циклов с движениями тела ребёнка. Упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой активно включают в работу все части тела и вызывают общую физиологическую реакцию всего детского организма.
5. Упражнения для профилактики плоскостопия.
Простые упражнения, массаж ступней проводятся под команды в стихах.
- Например: «Балерина»
Сидя на стульчике, упереться пальцами ног в пол. Делать маленькие шажки, как балерина на пуантах. Колени внутрь не поворачивать.
Поочередное поднимание носков и пяток.
Поочередное разведение носков и пяток.
- «На пляже»
Дети изображают, как они захватывают пальцами ног песок на пляже.
- «Нарисуй кружок»
Дети выполняют круговые движения в одну и другую стороны большими пальцами ног.
- «Цапля»
Стоя. Ходьба на носках. Спина прямая.
6. «Оживлялки».
Эти простые дыхательные, массажные и физические упражнения, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение и усталость в процессе умственных занятий.
7. Псохологические паузы
Психологические паузы – упражнения, игры, снимающие мышечное и эмоциональное напряжение. Их можно разделить на несколько различных направлений:
«Я и моё тело» (упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение).
«Я и мой язык» (игры и упражнения направлены на развитие языка жестов, мимики и пантомимики).
«Я и мои эмоции» (игры и упражнения направлены на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.)
«Я и я» (упражнения направлены на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, переживаниям).
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.
В последние годы, в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий, появилась возможность использовать электронные физкультминутки для глаз (офтальмотренажёры). Образцы таких физкультминуток учусь создавать сама с помощью программы PowerPoint или пользуюсь материалами библиотеки Сети творческих учителей.
Такие физкультминутки могут быть проведены на всех уроках с целью сохранения зрения, снятия усталости, повышения работоспособности.
Особым режимным моментом в начальной школе является динамическая пауза. Цель которой после продолжительных учебных занятий, вернуть ребёнку работоспособность, снять мышечное и умственное утомление, предупредить нарушение осанки, повысить эмоциональный уровень учащихся. Динамическая пауза проводится после третьего урока. Активный отдых на динамической паузе может быть самым разнообразным. Это и подвижные игры, и физические упражнения, прыжки, эстафеты. Для организованного проведения динамической паузы предъявляются общепедагогические требования:
- Они должны соответствовать возрастным особенностям детей.
- Не утомлять и не возбуждать их излишне.
- Быть доступными и увлекательными.
Для профилактики простудных заболеваний в кабинете в нескольких местах на тарелках лежит разрезанный лук или чеснок. Родителям я рекомендую, чтобы дети употребляли витамины “Алфавит”, “Ревит”, “Аскорбиновая кислота”. Также рекомендовано упорядочить режим дня школьников, ограничить время, проводимое у телевизоров и компьютеров, больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, больше уделять внимание занятием спортом.
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Важным направлением здоровьесберегающей деятельности учителя я считаю работу по формированию ЗОЖ учащихся. Семья может и должна стать помощником учителю в этой важной деятельности.
Работа с семьей ведется по следующим направлениям:
- Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни (проведение тематических родительских собраний и конференций, индивидуальные беседы, приглашения на открытые уроки и классные часы, инструктажи по организации закаливания в семье и т.д.).
- Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей.
- Приучение школьников к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.
- Участие в конкурсах и выставках (поделок, стихотворений, плакатов «Скажи наркотикам «НЕТ», «Разговор о правильном питании»).
- Организация досуга учащихся и собственного (дни здоровья, соревнования, помощь в проведении мероприятий летнего лагеря).
- Проведение совместных праздников. Во все мероприятия спортивной направленности включаются подвижные игры, задания на ловкость, силовые упражнения, в которых с интересом принимают участие не только дети, но и родители.
Например, в 2015-2016 учебном году мною были проведены следующие классные часы на тему «Профилактика и сохранение здоровья младших школьников»:
Сентябрь. Режим дня.
Октябрь. Личная гигиена.
Ноябрь. Зарядка- лучший друг.
Декабрь. Как сохранить хорошее зрение?
Январь. Правильная осанка.
Февраль. Как правильно чистить зубы?
Март. Что такое витамины?
Апрель. Вредные привычки.
Май. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
III глава.
Педагогический опыт по формированию здорового образа жизни.
В школе разработана и введена в действие Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни младших школьников в соответствии с определением Стандарта.
Программа обеспечивает:
- Побуждение в детях желания заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил ЗОЖ и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
- Формирование установок на использование здорового питания;
- Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- Соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
- Формирование негативного отношения к факторам риска здоровью сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания);
- Становление умений противостояния вовлечению к табакокурению, употребление алкоголя, наркотических веществ;
- Формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
- Формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся включает:
- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения;
- использование здоровьесберегающих технологий обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся;
- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудио-визуальных средств;
- индивидуализация обучения (учет темпа развития и деятельности).
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы
-обеспечивает рациональную организацию двигательного режима учащихся,
- нормальное физическое развитие и двигательную подготовленность детей,
- повышение адаптивных возможностей организма,
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Формирование культуры здоровья включает:
- полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья;
- рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;
-организацию часа активных движений (динамической паузы) ;
-организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках;
-организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
-регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований спортивных эстафет и т.п.).
Реализация образовательной программы, экскурсионной и исследовательской деятельности предусматривает:
- координация рабочих программ по предметам учебного плана по темам, направленным на формирование здорового образа жизни;
- организация работы научного общества учащихся, разработка проектов и исследований по проблемам сохранения здоровья, по проблемам экологического характера;
- проведение «Дней здоровья», конкурсов, праздников.
Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:
- лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам развития ребенка, его здоровья, факторов, влияющих на здоровье детей и т.п.;
- приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
- организация совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.
Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребёнку динамические игры, состязания. Весёлая атмосфера Дней здоровья передаётся и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.
Решение проблемы сохранения здоровья школьников в процессе обучения носит комплексный характер, включая в себя анализ и преобразование всех сторон жизнедеятельности ребенка в школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Работая по формированию у младших школьников навыков здорового образа жизни, я пришла к выводу, что школа может и должна быть местом укрепления здоровья учащихся. А главная цель педагогической деятельности учителя—воспитание мотиваций, которые обеспечат активное и сознательное привлечение каждого ученика к процессу сохранения и укрепления здоровья физического, психического и духовного.
Актуальность темы, рассматриваемой в данной работе, в наши дни все более возрастает и одним из ключевых направлений современного образования являются сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный и воспитательный процесс, организация здоровьесберегающего пространства.
В данной работе решался ряд педагогических задач:
- Раскрыть сущность понятий «Здоровье», «Образ жизни», «ЗОЖ»;
Решая данную задачу, раскрыты понятия «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни». С помощью психолого-педагогической литературы удалось выяснить, что Здоровый образ жизни – это стиль жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма, условиям существования человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций. Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» образуют между собой связи, обозначение которых позволяет обобщенно выразить их содержание и использовать его в педагогической практике.
- Выявить условия формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе обучения и воспитания;
Решая вторую задачу, выявлено, что одной из приоритетных задач системы образования в соответствии со Стандартом является создание условий для сохранения и укрепления физического и духовного здоровья обучающихся, формирование у них отношения к здоровью как к главной человеческой ценности. Большое значение имеет налаживание рационального образа жизни младшего школьника.
- Охарактеризовать здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе;
Решая третью задачу, я убедилась, что наиболее эффективным путем формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребенка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать свое состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены; что формирование ценности здоровья и здорового образа – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы, создание благоприятного психологического климата, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.
- Описать собственный педагогический опыт по формированию здорового образа жизни младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности.
Результаты контрольного этапа экспериментальной работы доказывают эффективность проведенной работы по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе.
- Раскрыть особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования.
Понятна истина: если нет здоровья, все остальное бессмысленно.
Владея современными педагогическими знаниями, работая в тесном взаимодействии с учащимися, их родителями, со всеми социальными службами, используя здоровьесберегающие технологии, получаю положительные результаты.
Литература:
- Амосов М.В. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы» - М.: АРКТИ, 2003.
- Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: Методическое пособие. М.: ООО «Издательство «Астрель», 2004.
- Безруких М. М., Сонькина В.Д., Т.А.: Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологиии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. М.:«Триада-Фарм», 2002.
- Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. Москва , 2004.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании: Методическое пособие для учителя. М.:«Нестле» « ОЛМА-ПРЕСС», 2005.
- В.И.Ковалько, Здоровьесберегающие технологии в 1-4кл.-М.,2004
- А.В. Наследухов “Охрана безопасности жизнедеятельности”, М., АСТ – ПРЕСС, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель организации внеурочной деятельности начального общего образования
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать поз...
Особенности организации внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования в МОУ Урлукская СОШ
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей, культурных обычаев и тра...
Авторский проект «Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования»
Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно- ...
Презентация "Особенности организации здоровьесберегающего пространства в НОО (с позиций здоровьесбережения)"
Особенности организации здоровьесберегающего пространства в НОО (с позиций здоровьесбережения...
Организация здоровьесберегающего пространства начальной школы в контексте требований ФГОС НОО
Данный сборник представляет опыт работы участников творческой группы - учителей начальных классов МБОУ СОШ № 6 г.Красного Сулина Ростовской области по проблем...
Доклад «Реализация ФГОС начального общего образования: обеспечение единства образовательного пространства и свободы выбора участников образовательных отношений»
доклад к проведению МО...
Здоровьесберегающие технологии в организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего образования
В статье автор делится своими рассуждениями и опытом применения здоровьесберегающих технологий в организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего...