Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы
учебно-методический материал по зож
«Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы». Выступление на ШМО учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 40.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы».
Выступление на ШМО учителей начальных классов.
Здоровый образ жизни – комплекс условий, форм общения и видов деятельности человека, благодаря которым осуществляется сбережение и укрепление физического, психического и духовно-нравственного здоровья.
Здоровье рассматривается как единство трех составляющих: физического, психического и духовно-нравственного.
Физическое здоровье – естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
Психическое здоровье – сохранность и активность механизмов личной саморегуляции, обеспечивающих полноценное человеческое функционирование.
Духовно-нравственное здоровье – наличие у человека нравственных принципов, которые обеспечивают активную созидательную жизненную позицию.
Духовно-нравственное здоровье предполагает способность человека противостоять различного рода жизненным трудностям без утраты социально-психологической адаптации.
В моей работе сложилась определённая система использования “педагогики оздоровления” в работе с учащимися и родителями.
I. Привлечение родителей в формировании у школьников правильного отношения к здоровью. Это систематическая просьба не приводить в школу больных детей. Проведение родительских собраний по темам :
II. Создание на уроках , во внеурочной деятельности обстановки, обеспечивающей личностный рост и благополучие учащегося, способствующей формированию психического, а значит физического здоровья.
1.создание условий для развития творческих возможностей личности (постановка сказок, написание собственных книжек, поддерживаю любое проявление творческого начала у ребенка(Катя Горелова большинство стихов перекладывает на музыку и нам их поёт), создание проектов.;
2.формирование коллектива класса и адаптация к школьной жизни каждого учащегося(групповая работа, походы в лес, совместные праздники)
III Организация урока, основанная на принципах здоровьесберегающей педагогики.
1. Ежедневное проведение под музыку утренней зарядки. (комплекс упражнений дан в приложении №1)
Для того чтобы дети сосредоточились перед уроком, использую разные упражнения на внимание.
2. Для предупреждения утомляемости на уроках я использую динамические, релаксационные паузы, специальные задания по предупреждению утомляемости глаз (электронные физминутки, созданные учителем начальных классов Л.Г. Масько, а также И.В. Чупахи 9 (приложение 2).
Отдых действительно играет огромную роль, поскольку помогает получить новый заряд энергии. В современной школе уже пришли к пониманию правильной организации не только учебной части урока, но и своевременному и правильному восстановлению сил младшего школьника.
Использование на уроках физминуток, упражнений для снятия общего утомления, для кистей рук, для коррекции осанки, улучшения зрения и др.
Для улучшения самочувствия учащихся, развития ассоциативных полей головного мозга и позитивного влияния на развивающийся организм ребенка я провожу разноцветные физминутки. Современные ученые считают, что при постоянной работе с разными цветами активно работает правое полушарие, повышается активность, умственная работоспособность ребенка, его устойчивость к стрессам, возрастает иммунитет.
3. Слежу за правильной посадкой учащихся за партой.
4. Систематически в ход уроков вплетается беседа, реплики о необходимости сохранения здоровья. вовлечение учащихся в деятельность по укреплению и сохранению своего здоровья;
Тема здоровья, его укрепления и пропаганда здорового образа жизни проходит красной нитью на уроках окружающего мира (особенно в 3 классе). (приложение 3)
5. Я продумываю и создаю интерьер класса. Картина (фотообои), комнатные растения, цветовая гамма класса вызывают положительные эмоции и позитивно влияют на психику учащихся.
6. Я рассаживаю детей, принимая во внимание состояние их зрения, слуха. Каждый месяц дети меняются рядами. Пересаживание исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски, благоприятствует сохранению зрения.
IV Одним из условий правильной организации учебного процесса является обеспечение гигиенических, экологосообразных условий.
1. Перед началом урока все дети переобувают сменную обувь.
2. Обязательно отслеживаю, чтобы после физкультуры дети меняли футболки на сухие.
3. На переменах провожу систематическое проветривание.
V. В конце каждого года провожу День здоровья. В этот день мы совместно с учащимися и их родителями выходим в лес, проводим спортивные игры.
Приложение 1
Комплекс 1.
упражнения для осанки
"Летающая птица". И.п.о.с. – 1- развести руки в стороны - вверх, поднять левую ногу, высоко поднимая колено; 2 - вернуться в и. п.; 3-4 - то же, поднимая правую ногу.
для мышц плечевого пояса и рук
"Натяни лук". И.п.о.с. – 1- вверх - назад, максимально прогнуться; 2 - и. п.;
"Ветряная мельница". И.п. – ноги на ширине плеч, правая рука вверху, левая внизу. Попеременные круговые вращения рук вперёд и назад.
мышц туловища
"Пружина". И.п.о.с. – 1-2-3 - медленно присесть; 4 - быстро вернуться в и.п.
мышц ног
"Цирковая лошадка". И.п.о.с. – руки согнуты в локтях, ладони вниз. Бег на месте с высоким подниманием коленей с касанием ладоней рук.
"Подпрыгни выше" – подскоки на месте выпрямившись.
Ходьба на месте.
упражнения на дыхание и внимание
"Будь внимателен". Выполнение команды, если перед ней сказано слово "класс".
Комплекс 2.
упражнения для осанки
И.п.о.с. – 1-4 - ходьба на месте на носках, руки вверх - вдох, 5-8 - руки вниз, обычная ходьба на месте - выдох. До 40 шагов в спокойном темпе.
для мышц плечевого пояса и рук
И.п. – стойка ноги врозь. 1-2 - сжимая пальцы в кулаки, дугами через стороны с силой согнуть руки над плечами - вдох, 3-4 - и.п. - выдох. 6-8 раз в медленном темпе.
мышц туловища (можно выбрать)
И.п.о.с. – 1 - руки вверх ладонями вперёд, левую ногу назад на носок, прогнуться в пояснице - вдох, 2 -руки вниз, приставить ногу - выдох, 3-4 - то же с правой ноги. Повторить 6-8 раз.
И.п. – стойка ноги врозь. 1 - поворот туловища влево, хлопок в ладони над головой - вдох, 2 - и.п. - выдох, 3-4 - то же вправо. 6-8 раз в каждую сторону.
И.п.о.с. – руки на пояс. 1 - левую ногу в сторону на носок, 2-3 - наклоны туловища влево, 4 - и.п., 5-8 - то же с правой ноги. 4-6 раз в каждую сторону. Дыхание произвольное.
И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты к груди, кисти сжаты в кулаки. 1 - поворачивая туловище влево, быстро разогнуть правую руку вперёд (нанести удар), 2 - и.п., 3-4 - то же другой рукой. 8-10 раз обеими руками в среднем темпе. Наносить удар в одну представляемую точку. Дыхание произвольное.
И.п. – стойка ноги врозь, руки назад в замок. 1-2 - наклон вперёд, руки как можно больше вверх - выдох, 3-4 - и.п. - вдох. 6-8 раз в среднем темпе.
мышц ног
И.п.о.с. – 1 - прыжок на обеих ногах, руки в стороны, 2 - то же руки вниз. До 20-30 прыжков, затем перейти на ходьбу на месте, постепенно замедляя темп (15-20 сек.)
упражнения на дыхание и внимание
Игра «Зеркальце»
Приложение 2
Релаксационные паузы
Примите удобную позу, закройте глаза, вспомните о чем-нибудь приятном.
Валеологический массаж:
- Лоб. Помассируйте ладонями лоб. Направление массирования вверх-вниз. 10 сек.
- Виски. Указательным, средним и безымянным пальцами по часовой стрелке помассируйте виски. 10 сек.
- Глаза. Точечными движениями от внутреннего уголка глаза - к внешнему, по кругу.
- Уши. Пощипывающими движениями, по направлению к мочке уха. 10 сек. Ушной козелок – помассируйте указательным пальцем.
- Щеки. Разотрите ладонями щеки, по направлению вверх – вниз. 10 сек.
- Дыхание. Глубокий вдох носом и медленный выдох – 2 раза; глубокий вдох – быстрый выдох со звуком (ха-хо).
Профилактика зрительного утомления и близорукости
Волшебный сон
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают… Засыпают…
Шея не напряжена
И рассла-бле-на…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляются…
Дышится легко… ровно… глубоко…
(Пауза).
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
(Громче, быстрей, энергичней.)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!
Упражнения для глаз (И.В. Чупаха)
- Движение зрачков влево – вправо, вверх – вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.
- Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз (эти упражнения приносят успокоение, засыпание).
- Сесть напротив стены на расстоянии 2-5 метров. Наметить на стене две точки, одна под другой, на расстоянии 50 см. Перевести взор с точки на точку (самоуправление засыпанием).
- Созерцание точки с расстояния 5 метров в течение 10-20 секунд – один из йоговских приемов отдыха.
- Сведем взор внутрь кверху, веки автоматически начнут опускаться. Теперь взор сам вернется в первоначальное положение. Несколько таких упражнений – появится легкое головокружение и сонливость.
Упражнения для глаз
1. Глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против
часовой стрелке.
- Глазами нарисовать цифры от 0 до 9 и наоборот.
- Глазами написать свое имя и фамилию.
- Глазами написать сегодняшнюю дату, день недели, месяц, год.
- Глазами нарисовать "пружинки" горизонтально.
- Глазами нарисовать "пружинки" вертикально.
- Глазами нарисовать 6 горизонтальных и 6 вертикальных "восьмерок".
- Глазами нарисовать 6 треугольников по и против часовой стрелке.
- Зажмурив левый глаз, правым написать нечетные числа от 1 до 9,
Зажмурив правый глаз, левым написать четные от 2 до 10.
Поменять задание для разных глаз.
10.Глазами нарисовать 6 ромбов по часовой стрелке и 6 ромбов против часовой стрелке.
11.Глазами нарисовать пружинку из 12 витков слева-направо и
наоборот.
Приложение 3
Тема здоровья, его укрепления и здорового образа жизни на уроках окружающего мира (особенно в 3 классе).
1 класс
тема | |
Вводный урок. Что такое окружающий мир. Ты и твое имя. | Беседа о природе, о людях, о том, как стать умным, добрым, сильным и жить интересно. |
Твоя школа. Во дворе школы (экскурсия). | Урок на свежем воздухе. |
Дорога в школу (экскурсия). | Урок на свежем воздухе. Изучение дорожных знаков и разметок. |
Твой распорядок дня. | Как проводишь время? Когда ешь? Когда ложишься спать? Чем занимаешься перед сном? Обсуждение режима дня. |
Осень (экскурсия). | Урок на свежем воздухе. |
Твое тело. | Беседа об осанке, о необходимости утренней зарядки, занятий спортом. Упражнения во время утренней зарядки. |
Как ты питаешься | Какое значение имеют для человека витамины, какие витамины бывают и в каких продуктах содержатся. Как правильно питаться? Почему нужно есть разнообразную пищу. |
Твоя одежда. | Как правильно одеваться, чтобы не заболеть |
Будь здоров! | Что такое вирусы. Правила гигиены. Необходимость занятий спортом, чтобы быть здоровым. |
Твое настроение. | Как настроение влияет на здоровье. |
Вода и воздух | Значение воды и воздуха для укрепления здоровья человека. Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья. |
Зима (экскурсия). | Урок на свежем воздухе. |
Деревья, кустарники, травы. | Как человек использует культурные растения. Внимание, ядовитые растения |
Растения в нашем классе | О пользе растений. |
Береги природу, человек! | Беседа об экологии, о влиянии свежего воздуха на здоровье человека |
Весна (экскурсия). | Урок на свежем воздухе |
Наша безопасность. | Правильное поведение-залог нашей безопасности и здоровья |
Скоро лето. | Правила безопасности на воде, в лесу, на прогулке. |
2 класс
тема | |
Экскурсия в лес | Урок на свежем воздухе. |
Измерение температуры и времени | Научить пользоваться градусником, предупредить о необходимости аккуратного обращения с ним. |
В мире звука | Чем опасен для здоровья человека шум? |
Берегите лес! | Беседа: «Лес- лёгкие планеты» Продолжить воспитание у детей бережного отношения к живой природе; познакомить с правилами поведения в лесу |
3класс
тема | |
Экскурсия "Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы". | Урок на свежем воздухе |
Экскурсия "Изучение влияния деятельности человека на природу". | Урок на свежем воздухе Беседа об экологии |
Явления природы. | Беседа о безопасном поведении во время грозы. |
Вода растворитель | Беседа о том, какую воду употреблять. Беседа о минеральной воде. |
Водоемы | Беседа о безопасном поведении на воде летом , зимой и весной. |
Использование и охрана воды. | Беседа о том, какое воздействие оказывает на человека загрязнённая вода. |
Значение воздуха для жизни. Состав воздуха Охрана воздуха. | Беседа о значении сбережения чистого воздуха. прогулок, проветривания. Какое значение имеет для человека отдых на природе. |
Охрана воздуха. | Рисование плаката на тему: «Окружающая среда и здоровье человека» Беседа о том, почему для человека опасны овощи и фрукты, выращенные вблизи промышленных предлриятий и автодорог. |
Разнообразие растений. | |
Дикорастущие и культурные растения | Беседа о роли растений в жизни человека, о необходимости употребления овощей и фруктов. |
Грибы и бактерии | Чем полезны и опасны бактерии для человека. |
Человек - часть живой природы. | Почему необходимо знать свой организм? Какие науки изучают наш организм? Организм-единое целое. |
Кожа - наша первая "одежда". | Как ухаживать за кожей, почему грязная кожа опасна для человека, опасность ран, обморожений и солнечных ожогов. Как нужно ухаживать за ногтями и волосами. |
Скелет. | Значение для здоровья правильной осанки. Упражнения для поддержания правильной осанки. |
Мышцы. | Как укрепить мышцы, почему от однообразной работы мышцы устают, какое значение для мышц имеет физический труд и занятия спортом. |
Кровеносная система. | Почему нужно укреплять и как укрепить сердце, какой вред наносит сердцу употребления спиртных напитков и курения. |
Дыхание. | Почему нужно тренировать дыхательные мышцы, как их тренировать. Какие правила надо выполнять, чтобы уберечь себя от заболеваний органов дыхания. Что такое вирусы? Какой вред наносит организму курение. |
Питание. | Какое значение имеют для человека витамины, какие витамины бывают и в каких продуктах содержатся. Как правильно питаться? Почему нужно есть разнообразную пищу. От чего портятся зубы? Как за ними ухаживать? Как правильно чистить зубы? Практическое занятие проводит мама учащейся врач-стоматолог. |
Органы чувств. | Какие правила нужно выполнять, чтобы сохранить хорошее зрение, слух? Сколько времени можно проводить у телевизора, компьютера? |
Нервная система. | Почему нужно беречь нервную систему? Чем опасен для человека шум? |
Эмоции и темперамент. | Как разные эмоции впияют на человеке? Почему нужно управлять своими эмоциями? Как избавиться от плохого настроения? Почему люди обижаются друг на друга? Как можно избежать обид? |
Обобщающий урок. | Что такое лечебная физкультура? Как сохранить и укрепить здоровье? Чтобы избавиться от простудных заболеваний - закаляться. Чтобы не получить травму- тренироваться в ловкости и выносливости, избегать ненужного риска. Чтобы не тратить зря нервную энергию- необходимо воспитывать в себе терпимость и доброжелательность. Основная цель таких уроков: научить детей быть здоровыми, прививать интерес к систематическим занятиям физической культурой, к выполнению физических упражнений, укрепляющих здоровье, к формированию привычки выполнения гигиенических требований и развитие желания побеждать в себе отрицательные привычки. |
Права ребенка | Право на гражданство, на образование, на охрану здоровья и лечение. Как сохранить и укрепить здоровье? Какие качества в человеке вырабатывают спортивные занятия? Как с учёбой в школе? |
Основная цель таких уроков: научить детей быть здоровыми, прививать интерес к систематическим занятиям физической культурой, к выполнению физических упражнений, укрепляющих здоровье, к формированию привычки выполнения гигиенических требований и развитие желания побеждать в себе отрицательные привычки. |
4 класс
тема | |
Грозные явления природы | Почему опасна молния? |
Экскурсия в смешанный лес | Урок на свежем воздухе |
Равнины. Горы. | Правила безопасного поведения в горах |
Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши. | Правила безопасного поведения в пещерах |
Богатства недр | Почему необходимо употреблять соль в пищу, почему человеку необходима пресная вода. |
Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы. | Влияние экологии на здоровье человека. |
Письмо родителям младших школьников.
Уважаемые родители!
Ваши дети на уроках в школе знакомятся с основными правилами здоровьесбережения. Учеников учат бережно относиться к общественному имуществу, соблюдать чистоту и порядок в общественных местах, в своем дворе, доме, подъезде.
Пожалуйста:
- Поговорите с Вашим ребенком, для чего очень важно соблюдать чистоту и порядок в общественных местах.
- Обратите внимание Вашего ребенка на состояние вашего двора, дома, подъезда.
- Научите Вашего ребенка:
- Соблюдать чистоту и порядок в общественных местах;
- Следить, чтобы другие дети не совершали эти действия.
Чтобы Ваш ребенок всегда выглядел опрятно, научите его:
- Чистить зубы ежедневно не мене 2 раз в день;
- Ежедневно мыться;
- Содержать в порядке ногти;
- Ухаживать за своей обувью и одеждой;
- Менять ежедневно нижнее белье, носки;
- Всегда иметь при себе чистый носовой платок, зеркальце расческу.
Мы просим продолжать обучение Вашего ребенка основным правилам личной и общественной гигиены.
Рекомендации родителям:
- Внимание! Боритесь с симптомом «склоненной головы», следите за
позой ребенка во время занятий (предварительно проверьте состояние его глаз у врача). Выполняйте режим зрительной работы: яркое, но не слепящее освещение, источник искусственного света должен быть слева, расстояние до книги — 30-40 см; не разрешайте читать и даже смотреть картинки лежа (ребенок ложится только спать!).
- Телевизор ребенку смотреть телевизор в 6-7 лет можно 30 мин 2 раза в день и только сидя.
- Знакомство с компьютером рекомендуется не ранее 7 лет. Детям 8-10
лет компьютерные игры не более 1 ч в день! Видеотехника должназанимать в жизни ребенка скромное место! Отвлекайте ребенка от
компьютера, съездите с ним в зоопарк, сходите на лыжах, на каток.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Метод проектов в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы"
Предлагаю презентацию раскрывающую методы работы над проектом в начальной школе. Описаны этапы работы над проектом, выбор тематики проекта, формы защиты проекта, виды проектов в начальной школе....
Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе.
В сфере деятельности педагогического коллектива находятся все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, информационная...
Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе.
Презентация "Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе."...
«Здоровьесберегающая организация урочной и внеурочной деятельности в начальной школе».
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становиться первостепенной. Проблема многогранна и требует усилий специалистов, в том числе и уч...
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности. Стажировочная площадка по программе "Формирование здоровьесберегающего пространства в условиях современной школы".
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности....
Презентация "Система оценки планируемых результатов в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы"
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на в...
презентация Система оценки планируемых результатов в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы
презентация Система оценки планируемых результатов в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы ...