«Здоровьесберегающая организация урочной и внеурочной деятельности в начальной школе».
статья по зож на тему

Ракова Ирина Анатольевна

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становиться первостепенной. Проблема многогранна и требует усилий специалистов, в том числе и учителей начальных классов. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов". Мы исходим из положения, что здоровье - это полноценное,  неосложненное  развитие.

  Здоровьесберегающая школа - это не дубликат районной поликлиники. Это то место, где ребенку комфортно, где он может спокойно учиться и развиваться без лишнего утомления и нервного напряжения, без шансов заработать близорукость или искривления позвоночника и т.п. Иными словами, школа – это то место, где здоровью ребенка ничто не угрожает.

Для снятия утомления, снижения усталости предлагаю использовать разные виды работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающая организация урочной и внеурочной деятельности в начальной школе».

      Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становиться первостепенной. Проблема многогранна и требует усилий специалистов, в том числе и учителей начальных классов. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 -30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускному классу  с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами с 5,6 до 16,4%, с нарушениями осанки с 1,9 до 16,8%.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов". Мы исходим из положения, что здоровье - это полноценное,  неосложненное  развитие.

         Проблема сохранения здоровья учащихся является приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы. Часто в погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется основа для полноценного и гармоничного развития личности – ее физическое и духовное развитие.  

      Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния

  здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление

здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса.

Ребенок, вследствие его умственной и физической незрелости,  нуждается в специальной охране и заботе, на что и направлена деятельность нашей школы.  

     Здоровьесберегающая школа - это не дубликат районной поликлиники. Это то место, где ребенку комфортно, где он может спокойно учиться и развиваться без лишнего утомления и нервного напряжения, без шансов заработать близорукость или искривления позвоночника и т.п. Иными словами, школа – это то место, где здоровью ребенка ничто не угрожает.

Урочная деятельность.

     Наша система образования оказывает значительное негативное влияние на здоровье ученика. Резкую оценку сложившейся ситуации дает профессор В.Ф. Базарный:

  «Сегодня в школе буквально «залежи» разрушающих здоровье начал, факторов, уничтожающих личность».

Особенность школьного обучения состоит в том, что ребенок непременно должен достигнуть обязательного результата. Ожидание педагогов, родителей и самого ребенка приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям и, как следствие этого, к утомлению.

    Постепенно в процессе работы начинает развиваться утомление. Вначале оно субъективно не ощущается, однако затем проявляется рядом внешних признаков

Начальное состояние утомления заметно по некоторым признакам: учащиеся начинают смотреть по сторонам, «закатывать глаза к потолку», покачиваться на стуле. В данный момент ими перерабатывается полученная информация и появляется защита от внешнего воздействия. Ускорение темпа работы, громкая речь педагога могут вызвать у него агрессию и раздражение. Пауза, возможность передохнуть и усвоить  полученную информацию будут способствовать сохранению здоровья.

 

      Если утомление отражает наступающие во время работы объективные изменения в организме, то усталость является субъективным отражением отношения школьника к выполняемой работе. При усталости умственная работа становится  менее  творческой  и содержит все больше стандартных подходов к решению. Продолжение работы на фоне усталости сопровождается нарастающим чувством напряжения, а затем и раздражения и перерастает в переутомление:     

1 этап: Утомлённый ребёнок спешит выполнить работу (покраснев, мышечное напряжение, нажим усилился).

2 этап: Деятельность организма приобретает защитный характер, развивается торможение в рабочем участке мозга и увеличивается мышечная и речевая активность (начинает болтать), низкая способность анализировать, почерк (в первую очередь наклон, далее прыгают буквы), может вообще отказаться работать "мне не интересно".

Утомление перерастает в переутомление в 62% случаев, если оно не снимается. 

Переутомление не компенсируется в течение суток, в связи с глубокими процессами в мозге. Возникает очаг застойного торможения. Это все причины детских неврозов.

В результате у здорового ребенка появляются "застревания":

– читаем и не понимаем;
– усиливаются оборонительные, протестные реакции;
– возникает спазм сосудов в очаге;
– может нарушиться рост, вес, сон.                                                                  

         Вот почему короткие периоды двигательной активности непосредственно в процессе занятий защищают от преждевременного утомления и предотвращают развитие

стресса.

При утомлении снижаются обменные процессы, иммунобиологическая реактивность, резервы здоровья. Снижение усталости, контроль над работоспособностью детей в процессе обучения способствует охране здоровья.

Для снятия утомления, снижения усталости я использую следующие виды работы:

-Свободная физическая нагрузка.

-Физкультминутки (глазные, мышечные).

-Массаж шейного отдела.

-Массаж, гибкость спины.

-Продумывать свой урок (смена видов деятельности, упражнения на релаксацию, переключение внимания.)

Сегодня современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающий и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям.

Я хочу рассказать, какие СПОСОБЫ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ И УСТАЛОСТИ

  я использую в своей работе для создания здоровьесберегающей среды в урочное время.

         Обучение в школе - серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. Все это создает предпосылки для развития у детей отклонений в состоянии здоровья - нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточного веса, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, нарушения обмена веществ.

 Занятия физическими упражнениями в сочетании с рациональным режимом дня служат надежным профилактическим средством против многих заболеваний. Положительное воздействие физических упражнений выражается и в развитии у детей жизнерадостности, оптимизма, активности, собранности, уверенности в себе.

Физическая активность в школе должна быть организована в сочетании двух направлений:

 Уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время (« большие » формы занятий);

« Малых » форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения.

К « малым» формам относятся:

-- вводная гимнастика до начала учебных занятий;

--физкультминутки;

--подвижные игры и прогулки на свежем воздухе.

За счет «малых» форм физического воспитания можно удовлетворять ежемесячную потребность в движениях и реализовывать около 40% их суточной нормы.

В нашей школе 5 год  проводится общешкольная вводная утренняя гимнастика. Она, на протяжении 5-10 минут, не заменяет, а дополняет утреннюю, которую школьник выполняет дома. Какова ее цель? Не только разогнать сонливость у ребят, но и повысить их работоспособность на уроках, создать веселой музыкой («Облака», «Вместе весело шагать», «Танец утят» и т. п.) хорошее настроение, настроится на рабочий день с помощью «магических стихотворений». Их мы разучиваем каждые два месяца новые:

Упрись в землю ногами.                              

Потянись к небу руками

Воздуха чистого вдохни,                              

           

 И мысленно болезни прогони.

Конечно же, никто не отрицает положительного влияния физкультминуток.

  Дети должны двигаться для снятия напряжения с плечевого пояса, с позвоночника.   Самую большую физкультминутку провожу на 20 минуте урока, так как на этой минуте наступает фаза компенсированного (преодолеваемого) утомления.

Время начала физкультминуток выбираю тогда, когда большая часть детей начинает утомляться. В течение урока проводится мною 1-2 физкультминутки.

Их проведение решает следующие задачи:

уменьшение утомления, снижение отрицательного влияния однообразной позы;

активизация внимания и повышение способности к восприятию учебного материала;

эмоциональная «встряска», возможность сбросить накопившийся груз отрицательных эмоций и переживаний (например, опрос).        

В начальной школе дети, кроме психологической, получают и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание их рассеивается. Зрительная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое напряжение. Хороший результат  достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны.

Особенно дети любят танцевальные физкультминутки или ритмические упражнения, которые выполняются под веселую музыку популярных детских песен

Оздоровительно- гигиенические физкультминутки можно выполнять как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, поработать ногами.

Массажные  коврики.

В качестве тренажера мы используем шипованые хозяйственные коврики. Действие этих ковриков идет на базе метода древнекитайской медицины – акупунктуры. За счет точечного массажа стоп коврики снимают усталость, возвращают радость и ощущение силы, улучшают кровообращение, эффективно воздействуя на нужную рефлексогенную зону  (сердца, легких, спины, ног, отделов мозга.) Тренажер восстанавливает правильный свод стопы (профилактика плоскостопия).

На уроках физической культуры использую фитнес-мячи.

Очень полезны физкультминутки для глаз, которые не только снимают напряжение, но служат средством профилактики близорукости.

Выделяют три вида таких упражнений:

  •   упражнение на снятие напряжения;
  •  профилактика близорукости с применением офтольмотренажера,
  •  точечно-пальцевой массаж.

 Такие упражнения выполняются после 10-15 минут напряженного зрительного труда, особенно на уроках чтения и письма.

Вот некоторые приемы зарядки для глаз:  

1.офтольмотренажеры-разного рода траектории, по которым дети «бегают глазами». которых у меня несколько видов и я их постоянно меняю;

2. «веселые домики». На карточках, которые показывают детям, схематично изображены домики. Размер изображения равен 2 см. Дети повторяют контуры домиков   глазами.  

3. «маятники». Сидя за столом, расслабиться и медленно переводить зрачки слева и направо, наоборот; вверх-вниз.

4.закрыть ладонями глаза так, чтобы они не плотно лежали на глазницах, но не пропускали свет. И повторить «маятники».

Пальчиковая гимнастика.

Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный аппарат. Даже несущественная дисфункция двигательной сферы в коре головного мозга, особенно в области мелкой, тонкой моторики, приводит к вторичному недоразвитию действий, необходимых для письма, рисования, конструирования, что ведет к нарушениям речевой сферы коры головного мозга. Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в младшем школьном возрасте имеет особое значение.

Задачи:

- стимуляция развития речи у детей раннего возраста;

- подготовка руки к письму;

- тренировка внимания;

- координация движений;

-адаптация маленьких левшей в мире праворуких.

Использую не тугие прищепки для массажа кончиков пальцев, карандаши и ручки, которые нужны для работы на уроках русского языка и являются самым подручным тренажером (катаем между ладоней, постукиваем кончики пальцев и т.п.)

Как говорил немецкий философ Иммануил Кант: « Рука является вышедшим наружу головным мозгом».

Воспитательное пространство  во внеурочное время

Вторая половина дня - коррекционно-развивающие занятия во внеурочное время: 

Задействованы все: логопед, психолог, воспитатель ГПД, родители. Их цель:

-Ограждение детей от асоциальных явлений

-Адаптация для восприятия детей важных, но сложных жизненных явлений и формирование представлений о них

-Сглаживание социального и материального неравенства в детской среде

Режим работы школы составлен с учетом продолжительности пребывания детей в учреждении, регламентируется единым расписанием учебных занятий, внеурочной деятельности  в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, строится на принципах интеграции основного и дополнительного образования, обеспечивает научно-обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха.
   В основе рационального режима – закономерности динамики работоспособности в течение дня, недели, учебного года.

Школа работает  по 6-ти дневной неделе, что наиболее благоприятно для осуществления поставленных задач по интеграции оздоровительного процесса в образовательный.

Продолжительность урока - 45 мин.

            Правильный гигиенический режим, организованное двухразовое питание, прогулка, разумно организованный отдых, занятия по выбору в свободное время, самостоятельное (под руководством педагогов) выполнение домашних заданий в читальном зале и в предметных кабинетах, занятия в эстетических студиях, участие в техническом творчестве, активной общественной деятельности, занятия спортом – вот что дает школа во внеурочное время.          

        Занятость учащихся во внеурочное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время.

Здоровьесберегающие условия пребывания ребенка в нашей школе включает в себя:

∙  создание атмосферы сотрудничества, содружества и сотворчества учителей, учащихся

и родителей;

∙  наличие психолого-медико-педагогической службы;

∙  организация горячего питания;

∙  оборудование мест отдыха и психологической разгрузки;

∙  посещение бассейна;

∙  игры, прогулки;

∙  динамические паузы и утренняя гимнастика;

∙  витаминизация;

∙  мониторинги заболеваемости;

∙  традиционный "День здоровья".

Состояние здоровья учащихся

Снизилось число детей, стоящих на учете. 5 лет количество дней, пропущенных учащимся по болезни за год в среднем на 1 ученика было 12 дней. Сейчас (в среднем) это 5 дней.

Количество дней, пропущенных по болезни в год на одного ученика, занимающегося в спортивных секциях, танцевальных кружках:  3 дня.

Вряд ли сможем уменьшить социальные факторы. Но ни разу не закрылись на карантин, даже к порогу не подходили, за счет средств экспериментальной площадки и выигранного миллиона были закуплены ингаляторы, кварцевые аппараты, которые успешно применяются в осеннее-зимний период.

Школа, работающая по ФГОС заключает в себе пользу тройного действия-

Для уч-ся:

  • Выявить и развить потенциальные творческие способности;
  •  Достаточно рано определиться в своих интересах и возможностях;
  •  Удовлетворять свои образовательные потребности;
  •  Получить разнообразный социальный опыт;
  •  Самоутверждаться социально-адекватным способом.

Для родителей:

  • Рассматривать школу не только как среду для удовлетворения образовательных задач, но и для творческого развития детей;
  • Рассматривать школу как среду для сохранения и коррекции психического, физического и духовного здоровья ребёнка.

Для педагогов:

  • Решить проблему перегрузки школьников за счет создания единого
  •   расписания на первую и вторую половину дня;
  •  Достигать интеграции за счёт взаимодействия общего и   ДО;
  •  Решить проблему в обучении;
  •  Осуществлять социальную помощь семье.

       Продуктом новой школы  является ученик с определенной суммой знаний, обладающий активной творческой и социальной позицией, собственной деятельностью, совершенствующийся в нравственном плане, имеющий стремление к познанию, способность к самовыражению, владеющий навыками анализа, рефлексии, проектирования, организации собственной образовательной деятельности, заботящийся о здоровье, как о капитале, востребованный обществом.

              Ожидаемые результаты

  1.    Сохранение и по возможности укрепление здоровья школьников через овладение навыками ЗОЖ
  2. Улучшение санитарно-гигиенических условий
  1. Позитивная динамика результатов обученности за счет сокращения количества уроков, пропущенных  по болезни;
  1. Повышение адаптационных возможностей детского организма;
  2. Повышение уровня психологической комфортности в системе "ученик - учитель"
  3. Повышение мотивации к получению знаний по вопросам сохранения и улучшения здоровья, соблюдение принципов ЗОЖ при условии неавторитарного стиля преподавания предметов в процессе обучения

За время обучения в школе ребенок должен всем овладеть и все приобрести. Я вижу главную задачу в том, чтобы развить ребенка и научить искусству учебы. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга,  чтобы обучение ребенка не нанесло вреда его здоровью, не исказило нормального хода его развития.    

Вот тогда и будут выходить из школы самостоятельные,  уверенные в себе, умеющие думать и принимать решения, функционально грамотные юноши и девушки, а не бесполые, не реализовавшие свои способности «учащиеся»

Академик Н.М.Амосов писал: «Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддержать его высокий уровень здоровья вполне возможно».

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Метод проектов в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы"

Предлагаю презентацию раскрывающую методы работы над проектом в начальной школе. Описаны этапы работы над проектом, выбор тематики проекта, формы защиты проекта, виды проектов в начальной школе....

Творческие проекты в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе

Статья о том/, как сделать учебную деятельность интересной и увлекательной...

Аннотация к программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»

Приводится  краткая  аннотация  к  программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в  начальной  школе»...

"Развитие творческого потенциала учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы)".

     Развитие творческих способностей – важ­нейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самос...

Презентация на тему «Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности».

Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности.Неоценимую роль играет способность учащегося работать в проектной или исследовательской...

Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы

laquo;Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы». Выступление на ШМО учителей начальных классов....