«Здоровьесберегающая организация урочной и внеурочной деятельности в начальной школе».
статья по зож на тему
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становиться первостепенной. Проблема многогранна и требует усилий специалистов, в том числе и учителей начальных классов. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов". Мы исходим из положения, что здоровье - это полноценное, неосложненное развитие.
Здоровьесберегающая школа - это не дубликат районной поликлиники. Это то место, где ребенку комфортно, где он может спокойно учиться и развиваться без лишнего утомления и нервного напряжения, без шансов заработать близорукость или искривления позвоночника и т.п. Иными словами, школа – это то место, где здоровью ребенка ничто не угрожает.
Для снятия утомления, снижения усталости предлагаю использовать разные виды работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающая организация урочной и внеурочной деятельности в начальной школе».
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становиться первостепенной. Проблема многогранна и требует усилий специалистов, в том числе и учителей начальных классов. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 -30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускному классу с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами с 5,6 до 16,4%, с нарушениями осанки с 1,9 до 16,8%.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов". Мы исходим из положения, что здоровье - это полноценное, неосложненное развитие.
Проблема сохранения здоровья учащихся является приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы. Часто в погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется основа для полноценного и гармоничного развития личности – ее физическое и духовное развитие.
Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния
здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление
здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса.
Ребенок, вследствие его умственной и физической незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, на что и направлена деятельность нашей школы.
Здоровьесберегающая школа - это не дубликат районной поликлиники. Это то место, где ребенку комфортно, где он может спокойно учиться и развиваться без лишнего утомления и нервного напряжения, без шансов заработать близорукость или искривления позвоночника и т.п. Иными словами, школа – это то место, где здоровью ребенка ничто не угрожает.
Урочная деятельность.
Наша система образования оказывает значительное негативное влияние на здоровье ученика. Резкую оценку сложившейся ситуации дает профессор В.Ф. Базарный:
«Сегодня в школе буквально «залежи» разрушающих здоровье начал, факторов, уничтожающих личность».
Особенность школьного обучения состоит в том, что ребенок непременно должен достигнуть обязательного результата. Ожидание педагогов, родителей и самого ребенка приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям и, как следствие этого, к утомлению.
Постепенно в процессе работы начинает развиваться утомление. Вначале оно субъективно не ощущается, однако затем проявляется рядом внешних признаков
Начальное состояние утомления заметно по некоторым признакам: учащиеся начинают смотреть по сторонам, «закатывать глаза к потолку», покачиваться на стуле. В данный момент ими перерабатывается полученная информация и появляется защита от внешнего воздействия. Ускорение темпа работы, громкая речь педагога могут вызвать у него агрессию и раздражение. Пауза, возможность передохнуть и усвоить полученную информацию будут способствовать сохранению здоровья.
Если утомление отражает наступающие во время работы объективные изменения в организме, то усталость является субъективным отражением отношения школьника к выполняемой работе. При усталости умственная работа становится менее творческой и содержит все больше стандартных подходов к решению. Продолжение работы на фоне усталости сопровождается нарастающим чувством напряжения, а затем и раздражения и перерастает в переутомление:
1 этап: Утомлённый ребёнок спешит выполнить работу (покраснев, мышечное напряжение, нажим усилился).
2 этап: Деятельность организма приобретает защитный характер, развивается торможение в рабочем участке мозга и увеличивается мышечная и речевая активность (начинает болтать), низкая способность анализировать, почерк (в первую очередь наклон, далее прыгают буквы), может вообще отказаться работать "мне не интересно".
Утомление перерастает в переутомление в 62% случаев, если оно не снимается.
Переутомление не компенсируется в течение суток, в связи с глубокими процессами в мозге. Возникает очаг застойного торможения. Это все причины детских неврозов.
В результате у здорового ребенка появляются "застревания":
– читаем и не понимаем;
– усиливаются оборонительные, протестные реакции;
– возникает спазм сосудов в очаге;
– может нарушиться рост, вес, сон.
Вот почему короткие периоды двигательной активности непосредственно в процессе занятий защищают от преждевременного утомления и предотвращают развитие
стресса.
При утомлении снижаются обменные процессы, иммунобиологическая реактивность, резервы здоровья. Снижение усталости, контроль над работоспособностью детей в процессе обучения способствует охране здоровья.
Для снятия утомления, снижения усталости я использую следующие виды работы:
-Свободная физическая нагрузка.
-Физкультминутки (глазные, мышечные).
-Массаж шейного отдела.
-Массаж, гибкость спины.
-Продумывать свой урок (смена видов деятельности, упражнения на релаксацию, переключение внимания.)
Сегодня современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающий и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям.
Я хочу рассказать, какие СПОСОБЫ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ И УСТАЛОСТИ
я использую в своей работе для создания здоровьесберегающей среды в урочное время.
Обучение в школе - серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. Все это создает предпосылки для развития у детей отклонений в состоянии здоровья - нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточного веса, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, нарушения обмена веществ.
Занятия физическими упражнениями в сочетании с рациональным режимом дня служат надежным профилактическим средством против многих заболеваний. Положительное воздействие физических упражнений выражается и в развитии у детей жизнерадостности, оптимизма, активности, собранности, уверенности в себе.
Физическая активность в школе должна быть организована в сочетании двух направлений:
Уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время (« большие » формы занятий);
« Малых » форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения.
К « малым» формам относятся:
-- вводная гимнастика до начала учебных занятий;
--физкультминутки;
--подвижные игры и прогулки на свежем воздухе.
За счет «малых» форм физического воспитания можно удовлетворять ежемесячную потребность в движениях и реализовывать около 40% их суточной нормы.
В нашей школе 5 год проводится общешкольная вводная утренняя гимнастика. Она, на протяжении 5-10 минут, не заменяет, а дополняет утреннюю, которую школьник выполняет дома. Какова ее цель? Не только разогнать сонливость у ребят, но и повысить их работоспособность на уроках, создать веселой музыкой («Облака», «Вместе весело шагать», «Танец утят» и т. п.) хорошее настроение, настроится на рабочий день с помощью «магических стихотворений». Их мы разучиваем каждые два месяца новые:
Упрись в землю ногами.
Потянись к небу руками
Воздуха чистого вдохни,
И мысленно болезни прогони.
Конечно же, никто не отрицает положительного влияния физкультминуток.
Дети должны двигаться для снятия напряжения с плечевого пояса, с позвоночника. Самую большую физкультминутку провожу на 20 минуте урока, так как на этой минуте наступает фаза компенсированного (преодолеваемого) утомления.
Время начала физкультминуток выбираю тогда, когда большая часть детей начинает утомляться. В течение урока проводится мною 1-2 физкультминутки.
Их проведение решает следующие задачи:
☻ уменьшение утомления, снижение отрицательного влияния однообразной позы;
☻ активизация внимания и повышение способности к восприятию учебного материала;
☻ эмоциональная «встряска», возможность сбросить накопившийся груз отрицательных эмоций и переживаний (например, опрос).
В начальной школе дети, кроме психологической, получают и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание их рассеивается. Зрительная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое напряжение. Хороший результат достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны.
Особенно дети любят танцевальные физкультминутки или ритмические упражнения, которые выполняются под веселую музыку популярных детских песен
Оздоровительно- гигиенические физкультминутки можно выполнять как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, поработать ногами.
Массажные коврики.
В качестве тренажера мы используем шипованые хозяйственные коврики. Действие этих ковриков идет на базе метода древнекитайской медицины – акупунктуры. За счет точечного массажа стоп коврики снимают усталость, возвращают радость и ощущение силы, улучшают кровообращение, эффективно воздействуя на нужную рефлексогенную зону (сердца, легких, спины, ног, отделов мозга.) Тренажер восстанавливает правильный свод стопы (профилактика плоскостопия).
На уроках физической культуры использую фитнес-мячи.
Очень полезны физкультминутки для глаз, которые не только снимают напряжение, но служат средством профилактики близорукости.
Выделяют три вида таких упражнений:
- упражнение на снятие напряжения;
- профилактика близорукости с применением офтольмотренажера,
- точечно-пальцевой массаж.
Такие упражнения выполняются после 10-15 минут напряженного зрительного труда, особенно на уроках чтения и письма.
Вот некоторые приемы зарядки для глаз:
1.офтольмотренажеры-разного рода траектории, по которым дети «бегают глазами». которых у меня несколько видов и я их постоянно меняю;
2. «веселые домики». На карточках, которые показывают детям, схематично изображены домики. Размер изображения равен 2 см. Дети повторяют контуры домиков глазами.
3. «маятники». Сидя за столом, расслабиться и медленно переводить зрачки слева и направо, наоборот; вверх-вниз.
4.закрыть ладонями глаза так, чтобы они не плотно лежали на глазницах, но не пропускали свет. И повторить «маятники».
Пальчиковая гимнастика.
Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный аппарат. Даже несущественная дисфункция двигательной сферы в коре головного мозга, особенно в области мелкой, тонкой моторики, приводит к вторичному недоразвитию действий, необходимых для письма, рисования, конструирования, что ведет к нарушениям речевой сферы коры головного мозга. Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в младшем школьном возрасте имеет особое значение.
Задачи:
- стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
- подготовка руки к письму;
- тренировка внимания;
- координация движений;
-адаптация маленьких левшей в мире праворуких.
Использую не тугие прищепки для массажа кончиков пальцев, карандаши и ручки, которые нужны для работы на уроках русского языка и являются самым подручным тренажером (катаем между ладоней, постукиваем кончики пальцев и т.п.)
Как говорил немецкий философ Иммануил Кант: « Рука является вышедшим наружу головным мозгом».
Воспитательное пространство во внеурочное время
Вторая половина дня - коррекционно-развивающие занятия во внеурочное время:
Задействованы все: логопед, психолог, воспитатель ГПД, родители. Их цель:
-Ограждение детей от асоциальных явлений
-Адаптация для восприятия детей важных, но сложных жизненных явлений и формирование представлений о них
-Сглаживание социального и материального неравенства в детской среде
Режим работы школы составлен с учетом продолжительности пребывания детей в учреждении, регламентируется единым расписанием учебных занятий, внеурочной деятельности в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, строится на принципах интеграции основного и дополнительного образования, обеспечивает научно-обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха.
В основе рационального режима – закономерности динамики работоспособности в течение дня, недели, учебного года.
Школа работает по 6-ти дневной неделе, что наиболее благоприятно для осуществления поставленных задач по интеграции оздоровительного процесса в образовательный.
Продолжительность урока - 45 мин.
Правильный гигиенический режим, организованное двухразовое питание, прогулка, разумно организованный отдых, занятия по выбору в свободное время, самостоятельное (под руководством педагогов) выполнение домашних заданий в читальном зале и в предметных кабинетах, занятия в эстетических студиях, участие в техническом творчестве, активной общественной деятельности, занятия спортом – вот что дает школа во внеурочное время.
Занятость учащихся во внеурочное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время.
Здоровьесберегающие условия пребывания ребенка в нашей школе включает в себя:
∙ создание атмосферы сотрудничества, содружества и сотворчества учителей, учащихся
и родителей;
∙ наличие психолого-медико-педагогической службы;
∙ организация горячего питания;
∙ оборудование мест отдыха и психологической разгрузки;
∙ посещение бассейна;
∙ игры, прогулки;
∙ динамические паузы и утренняя гимнастика;
∙ витаминизация;
∙ мониторинги заболеваемости;
∙ традиционный "День здоровья".
Состояние здоровья учащихся
Снизилось число детей, стоящих на учете. 5 лет количество дней, пропущенных учащимся по болезни за год в среднем на 1 ученика было 12 дней. Сейчас (в среднем) это 5 дней.
Количество дней, пропущенных по болезни в год на одного ученика, занимающегося в спортивных секциях, танцевальных кружках: 3 дня.
Вряд ли сможем уменьшить социальные факторы. Но ни разу не закрылись на карантин, даже к порогу не подходили, за счет средств экспериментальной площадки и выигранного миллиона были закуплены ингаляторы, кварцевые аппараты, которые успешно применяются в осеннее-зимний период.
Школа, работающая по ФГОС заключает в себе пользу тройного действия-
Для уч-ся:
- Выявить и развить потенциальные творческие способности;
- Достаточно рано определиться в своих интересах и возможностях;
- Удовлетворять свои образовательные потребности;
- Получить разнообразный социальный опыт;
- Самоутверждаться социально-адекватным способом.
Для родителей:
- Рассматривать школу не только как среду для удовлетворения образовательных задач, но и для творческого развития детей;
- Рассматривать школу как среду для сохранения и коррекции психического, физического и духовного здоровья ребёнка.
Для педагогов:
- Решить проблему перегрузки школьников за счет создания единого
- расписания на первую и вторую половину дня;
- Достигать интеграции за счёт взаимодействия общего и ДО;
- Решить проблему в обучении;
- Осуществлять социальную помощь семье.
Продуктом новой школы является ученик с определенной суммой знаний, обладающий активной творческой и социальной позицией, собственной деятельностью, совершенствующийся в нравственном плане, имеющий стремление к познанию, способность к самовыражению, владеющий навыками анализа, рефлексии, проектирования, организации собственной образовательной деятельности, заботящийся о здоровье, как о капитале, востребованный обществом.
Ожидаемые результаты
- Сохранение и по возможности укрепление здоровья школьников через овладение навыками ЗОЖ
- Улучшение санитарно-гигиенических условий
- Позитивная динамика результатов обученности за счет сокращения количества уроков, пропущенных по болезни;
- Повышение адаптационных возможностей детского организма;
- Повышение уровня психологической комфортности в системе "ученик - учитель"
- Повышение мотивации к получению знаний по вопросам сохранения и улучшения здоровья, соблюдение принципов ЗОЖ при условии неавторитарного стиля преподавания предметов в процессе обучения
За время обучения в школе ребенок должен всем овладеть и все приобрести. Я вижу главную задачу в том, чтобы развить ребенка и научить искусству учебы. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга, чтобы обучение ребенка не нанесло вреда его здоровью, не исказило нормального хода его развития.
Вот тогда и будут выходить из школы самостоятельные, уверенные в себе, умеющие думать и принимать решения, функционально грамотные юноши и девушки, а не бесполые, не реализовавшие свои способности «учащиеся»
Академик Н.М.Амосов писал: «Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддержать его высокий уровень здоровья вполне возможно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Метод проектов в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы"
Предлагаю презентацию раскрывающую методы работы над проектом в начальной школе. Описаны этапы работы над проектом, выбор тематики проекта, формы защиты проекта, виды проектов в начальной школе....
Творческие проекты в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе
Статья о том/, как сделать учебную деятельность интересной и увлекательной...
Аннотация к программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»
Приводится краткая аннотация к программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»...
"Развитие творческого потенциала учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы)".
Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самос...
Презентация на тему «Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности».
Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности.Неоценимую роль играет способность учащегося работать в проектной или исследовательской...
Обобщение опыта по теме «Проектная и исследовательская деятельность в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе».
Значение проектной и исследовательской деятельности в начальных классах....
Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы
laquo;Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы». Выступление на ШМО учителей начальных классов....