МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
рабочая программа по зож

Вафина Алевтина Анатольевна

Употребление психоактивных веществ – одна из серьёзных социальных проблем современного общества. Наметились тенденции омоложения наркомании: средний возраст наркозависимого в России –  12-14 лет. Сегодня осознание всей опасности, которую несёт наркомания обществу, уже наступило. Нужен следующий шаг: осуществление комплексных мероприятий по первичной профилактике химической зависимости в подростковой и молодёжной среде.

Поэтому особое место в системе профилактической работы должно занять превентивное обучение школьников – сочетание овладения детьми знаниями с формированием здоровых установок и навыков ответственного поведения в отношении личностного здоровья. Превентивное обучение предполагает формирование положительного образа Я-ребёнка, навыков принятия ответственных решений и эффективного общения, сопротивления давлению средств массовой информации и сверстников и некоторых других навыков личностной и социальной компетентности.   

Данная обучающая программа для детей и подростков и их родителей – направлена на решение вышеназванных проблем на этапе первичной профилактики употребления психоактивных веществ. Основная её цель – дать учащимся объективные, соответствующие возрасту знания, а также формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_profilaktike_himicheskoy_zavisimosti.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

«УРОКИ ЛИЧНОСТНОГО ЗДОРОВЬЯ»

Пояснительная записка

Употребление психоактивных веществ – одна из серьёзных социальных проблем современного общества. Наметились тенденции омоложения наркомании: средний возраст наркозависимого в России –  12-14 лет. Сегодня осознание всей опасности, которую несёт наркомания обществу, уже наступило. Нужен следующий шаг: осуществление комплексных мероприятий по первичной профилактике химической зависимости в подростковой и молодёжной среде. Часто антинаркотическая работа сводится к разовым выступлениям врачей, педагогов, СМИ, работников МВД, не имеющим чёткой возрастной направленности, критериев оценки их эффективности.

Поэтому особое место в системе профилактической работы должно занять превентивное обучение школьников – сочетание овладения детьми знаниями с формированием здоровых установок и навыков ответственного поведения в отношении личностного здоровья. Превентивное обучение предполагает формирование положительного образа Я-ребёнка, навыков принятия ответственных решений и эффективного общения, сопротивления давлению средств массовой информации и сверстников и некоторых других навыков личностной и социальной компетентности.  

Данная обучающая программа для детей и подростков и их родителей – направлена на решение вышеназванных проблем на этапе первичной профилактики употребления психоактивных веществ. Основная её цель – дать учащимся объективные, соответствующие возрасту знания, а также формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Иногда возникает необходимость коррекции или даже ломки традиционных семейных моделей воспитания. Именно с этой целью проводятся лектории для родителей параллельно с детьми.

Программа призвана решать не только узкие специфические задачи, направленные на формирование здорового образа жизни учащихся. В ходе её реализации в течении 4 лет, школьники приобретают важные общеучебные навыки работать в группах, цивилизованно дискутировать; овладевают алгоритмом принятия ответственных решений. Занятия строятся таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность высказать своё мнение, не боясь быть не услышанным или не понятым. Решаются такие важные психологические задачи: формируется положительный образ Я-концепции, коммуникативные навыки, толерантность по отношению к окружающим и другие важные навыки, способствующие безболезненной социализации ребёнка.

Данная обучающая программа построена на основе био-психо-социальной модели природы заболевания наркоманией. При этом человеческий организм рассматривается как единое целое, состоящее из взаимозависимых составляющих: физического, эмоционального, личностного, духовного. В ходе внедрения программы воздействие на личность происходит на всех уровнях, на всю систему её отношений.

Цель программы: 

  1. Создание мотивации на выбор здорового образа жизни.
  2. Формирование навыков здорового образа жизни.
  3. Развитие духовно–нравственных основ здоровья и приобщение к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, истине, здоровью, счастью как условию духовно–нравственного развития.

Задачи программы:

  • Дать адекватные знания о различных аспектах химической зависимости;
  • Сформировать чёткие негативные установки по отношению к психоактивным веществам;
  • Развить коммуникативные и эмпатийные способности учащихся;
  • Развитие стремления детей к психическому здоровью, равновесию, гармонии;
  • Создание условий для осознания и разрешения личностных проблем и межличностных конфликтов;

Методы обучения:

  • Работа в малых группах, ролевые игры, мозговой штурм, групповые дискуссии, тренинги, лекции, беседы.

Принципы обучения:

  • Контактность;
  • Сотрудничество;
  • Эмпатия;
  • Взаимопонимание;
  • Доверие;
  • Конфиденциальность.

Критерии оценки эффективности обучения:

  • Проведение мониторинга, специальных занятий до начала занятий и в динамике;
  • Регулярные исследования на основе тестирования;
  • Уменьшение влияния факторов риска развития аддиктивного поведения у детей, подростков, развитие личностных ресурсов, жизненных навыков, помогающих противостоять негативному действию наркосреды.

Предполагаемые результаты:

  • Организация комплексной системной профилактики химической зависимости на первой ступени обучения;
  • Уменьшение влияния и снижение факторов риска формирования аддиктивного поведения;
  • Привитие когнитивного, эмоционального, поведенческого иммунитета к наркотическим средствам у школьников;
  • Снижение частоты ссор и конфликтов между детьми;
  • Умение выражать словами собственные мысли и чувства;
  • Осознание детьми неразрывной связи между физическими и психологическими основами здоровья.

Участники реализации  программы

Внутришкольная аудитория

  • Учащиеся 1 – 4 классов;
  • Социальный педагог;
  • Психолог;
  • Классные руководители.

Внешкольная аудитория

  • Родители учащихся 1 – 4 классов;
  • Медицинские работники.

Сроки реализации программы

Срок реализации данной программы – 4 года.

Основные направления деятельности специалистов

по первичной профилактике химической зависимости:

1. Проведение социологического опроса, составление мониторинга по выявлению отношения учащихся и их родителей к данной проблеме.

2. Диагностика, выявление групп и создание банка данных по направлениям:

  • Здоровых детей и их родителей;
  • Детей группы риска и их родителей;
  • Аддиктов и их родителей.

3. Проведение консультационной и тренинговой работы со здоровыми детьми и их родителей.

4. Проведение специальной тренинговой и коррекционной работы с детьми и родителями группы риска по аддиктивному поведению.

5. Организация пропаганды здорового образа жизни (согласно общешкольному плану воспитательной работы и данной программы).

6. Проведение сравнительного анализа данных до и после внедрения программы.

Механизмы реализации

Групповые занятия проводятся с учащимися начальных классов в группе продленного дня один раз в неделю.

Программа осуществляется с использованием материальной базы школы: видео- и киноматериалы, множительная техника, библиотечный фонд и др.

Порядок осуществления руководства и контроля над выполнением программы

Контроль и руководство над выполнением программы осуществляется путём индивидуальных бесед с учащимися, анкетирования, посещения занятий и собеседования с педагогами класса.

Содержание программы:

Подпрограмма «Полезные привычки»

(учащиеся 1 – 4 классов)

I класс.

  1. Знакомство. Путешествие в мир полезных привычек.
  2. Урок здоровья.
  3. Учимся принимать решения. Вредные (неполезные) привычки.
  4. Тренинг: «Мой ум, мои чувства».
  5. Рекомендации родителям.

II класс.

  1. Вкусы и увлечения. Учусь находить друзей и интересные занятия.
  2. Опасные и безопасные ситуации. Учусь принимать решения в опасных ситуациях.
  3. Тренинг: «Какие мы все разные!»
  4. Рекомендации родителям.

III класс.

  1. Учусь оценивать себя сам. Учусь взаимодействовать.
  2. Учусь настаивать на своём. Я становлюсь увереннее.
  3. Курение. Когда на меня оказывают давление.
  4. Пассивное курение. Традиции моей семьи. Как жить, чтобы жить здоровым?
  5. Тренинг: «Решение проблем и конфликтов».
  6. Лектории для родителей.

IV класс.

  1. Учусь сопротивляться давлению. Учусь говорить «нет».
  2. Реклама табака и алкоголя. Правда об алкоголе. Алкоголь в компании.
  3. Привычки, дружба, самоуважение.
  4. Психопрофилактическая программа для детей и подростков «Волна» –  компьютерная диагностика.
  5. Тренинг: «Я и Мы» (итоговое занятие).
  6. Лектории для родителей.

Структура занятия

Каждое занятие состоит из трёх частей: разминки, основной и заключительной.

Разминка – направлена на создание положительного настроя в группе, сохранение доброжелательного отношения друг к другу и развитие положительной самооценки.

Основная часть – выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает в себя интерактивные игры, беседы, групповые дискуссии, нацелена на реализацию конкретных задач программы.

Заключительная часть – направлена на развитие у каждого ребёнка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Она носит ритуальный характер.

Литература

  1. Полезные привычки. Рабочие тетради 1 – 4 кл. , Москва, 2000 г.
  2. И.И.Казанцев, Н.С.Караваева. Рука в руке. Пособие для родителей (в двух частях). Тюмень, 2000 г.
  3. И.И.Казанцев, Н.С.Караваева. Учимся и воспитываем жить без наркотиков. Пособие для психологов и социальных педагогов. Тюмень, 2001 г.
  4. Т.И.Скоромная, В.А.Балашова – вариативные программы по профилактике ПАВ, 2005 г.
  5. М.И.Чистякова Психогимнастика. М.: «Просвещение», 1995 г.
  6. Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. ООО Издательство «Речь», 2001 г.
  7. Н.В.Самоукина. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1993 г.

III класс.

Занятие 1

Учусь оценивать себя сам. (Моё отношение к себе).

Цель: познакомить детей с понятием «самооценка».

Задачи: развивать у детей самоуважение, принятие себя.

Оборудование: лоскутный мяч, альбомные листы, карандаши, плакат с написанными на нём качествами.

Ход занятия

  1. Разминка

Упр. №1. «Ласковое имя» - передавая мяч по кругу, дети должны назвать ласково соседа, который должен поблагодарить говорящего, сказав «Спасибо».

Упр. №2. «Берёзка»

Ведущий:

  – Встаньте прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднимите руки вверх, спина при этом прямая, подбородок приподнят. Тянитесь всем телом вверх, как сильное дерево, которому не страшна никакая буря. Ваше тело стройное, красивое, сильное. Ветер слегка колышет листья. По истечении 10 секунд руки плавно опускаются, сделайте 2 – 3 спокойных вдоха и выдоха и повторите упражнение.

2. Основная часть

Ведущий:

  • Ребята, сегодня мы будем учиться оценивать себя и свои действия. Это называется самооценкой. Это не всегда легко, но очень часто необходимо.

   Упр. №3. «Ладошка»

      Ведущий раздаёт детям альбомные листы и предлагает обвести свою ладошку. На каждом пальчике написать одно качество, которым обладает сейчас, затем перевернуть ладошку и написать, каким хотел бы стать, что хотел бы изменить в себе.

      Групповая дискуссия.

  Объяснить детям, что есть заниженная самооценка – это когда человек недооценивает себя, не уверен в своих силах, а есть завышенная самооценка – это когда человек переоценивает свои способности и возможности. Есть реалистическая самооценка. Это когда человек оценивает себя справедливо (можно привести примеры по каждому виду самооценки).

Предложить детям ещё раз рассмотреть ладошки, спросить, не хотят ли они что-то исправить на них. Подвести к выводу, что любое качество можно в себе развить, если очень захотеть.

На доске пишутся слова в столбик (качества): аккуратность, ловкость, трудолюбие, смелость, доброта, трусость, и др. Дети, стоя у доски, обсуждают, что необходимо для развития хороших, положительных качеств. Слова не стираются на весь период занятий.

Игра «Говорящие вещи»

Ведущий:

  • Вы можете представить себе говорящие вещи? Возникало ли у вас когда-нибудь ощущение, что окружающие вас предметы будто бы хотят что-то сказать вам? Например, телевизор хочет вам сказать: «Включи меня, и я разгоню твою тоску, а уроки подождут». Или велосипед: «Давай, залезай на меня, и я отвезу тебя к твоему другу». А ботинки говорят: «Как давно ты нас не чистил!».
  • Представьте себе, что какой-то предмет научился говорить. Что он рассказал бы о вас? Выберите из предлагаемого списка три предмета и напишите всё, что каждый из них смог бы рассказать о вас.

На доске записываются названия следующих предметов:

  • зубная щётка, автобус, пальто;          
  • ботинки, шкаф, расчёска;                              
  • ручка, зеркало, обеденный стол;
  • кровать, телевизор, тарелка;
  • велосипед, учебник русского языка, ботинки;
  • мыло, письменный стол, лампа;
  • футбольный мяч, расчёска, мягкая игрушка.

После выполнения задания, ребята разбиваются на группы по 3 – 4 человека и представляют друг другу свои рассказы.

Групповая дискуссия: какие предметы ты для себя выбрал; что из того, что сказали предметы о себе, понравилось больше всего; рассказали ли предметы о твоих слабых сторонах; чьи рассказы были для тебя самыми интересными; что бы сказал о тебе стол, за которым сидит учитель?

Заключение

Упр. №4. «Я хороший, ты хороший»

Держа мяч в руках, ребёнок говорит: «Я хороший», передавая его стоящему рядом, он говорит: «Ты хороший», и так по кругу. Первый раз – шепотом, второй раз – громко.

Упр. №5. «Лаковые руки, добрый взгляд, приятная улыбка» 

Ведущий предлагает каждому ребёнку положить свои руки на руки соседа, сидящего слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО второго поколения на первой ступени обучения

Презентация. Организация внеучебной (внеурочной) деятельности  при введении ФГОС НОО второго поколения  на  первой  ступени  обучения....

Использование современных информационных технологий на первой ступени обучения

 Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности».          Сейчас это уже не ...

Презентация "Организация самоуправления на первой ступени обучения"

В презентации рассматриваются достоинства и недостатки самоуправления,актуализация, пути активизации ученического самоуправления....

Интеграция урочной и внеурочной деятельности на первой ступени обучения

В работе представлена презентация и выступление по теме "Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе" в условиях введения ФГОС...

Внеклассное мероприятие для учащихся первой ступени обучения "Разговор о правильном питании"

Соблюдение режима  дня, правильное питание - залог хорошего здоровья младших школьников....

Организация самоуправления на первой ступени обучения.

Презентация к педагогическому совету....

Морфемный разбор как одно из средств проверки, коррекции и повышения орфографической грамотности учащихся первой ступени обучения.

Данный материал  раскрывает обоснованность и доступные подходы в организации и проведении морфемного анализа на основе дифференцированного подхода. Задания подобного типа  прежде всего связа...