Доклад на тему: «Музыкально-ритмическая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по коррекционной ритмике»
статья (3 класс)

Мирошниченко Ирина Владимировна

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с ОВЗ.

Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизировать мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.

Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено:

- на преодоление и предупреждение нарушений развития;

- на формирование определенных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в школе;

- на укрепление здоровья воспитанников и воспитания у детей привычки к здоровому образу жизни.

Одной из эффективных педагогических технологий, применяемых на музыкальных занятиях, является – «Коррекционная ритмика».

«Коррекционная ритмика» является наиболее эффективной технологией для детей, построенной на сочетании движений, музыки и слова. Её целью является профилактика и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка. Занятия коррекционной ритмикой способствуют оздоровлению всего детского организма в целом, а также развитию творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_ritmika.docx19.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                   

Доклад на тему:

«Музыкально-ритмическая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по коррекционной ритмике»

 

           

   

                                                                                           

                                                                                                   Составитель: учитель

                                                                                        Мирошниченко Ирина Владимировна

                                                                                                                     

                                                                                                                 

                                                Магнитогорск 2021г   

Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют необходимость оказания им своевременной педагогической помощи с использованием эффективных технологий. Современная специальная педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе искусства, как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития.

Ритмика является одним из разделов, входящих в систему музыкального воспитания. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно могут быть отражены в движении.

Важная задача – научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Точной, выразительной передачей посредством движений характера музыки достигается воплощение образного содержания музыкального произведения.

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с ОВЗ.

Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизировать мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.

Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено:

- на преодоление и предупреждение нарушений развития;

- на формирование определенных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в школе;

- на укрепление здоровья воспитанников и воспитания у детей привычки к здоровому образу жизни.

Одной из эффективных педагогических технологий, применяемых на музыкальных занятиях, является – «Коррекционная ритмика».

«Коррекционная ритмика» является наиболее эффективной технологией для детей, построенной на сочетании движений, музыки и слова. Её целью является профилактика и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка. Занятия коррекционной ритмикой способствуют оздоровлению всего детского организма в целом, а также развитию творческих способностей детей.

Можно выделить несколько блоков коррекционно- развивающих задач, реализуемых на занятиях:

1. Развитие и коррекция основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений.

2. Развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики.

3. Развитие способности ориентироваться в пространстве.

4. Развитие эмоционально-волевой сферы и личностных качеств.

Кроме того, на занятиях решаются задачи на развитие воображения, детской фантазии, творчества, проводятся комплексные игры различной подвижности и разной направленности, релаксационные упражнения, формирующие способности к снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия.

Примеры игр и упражнений каждого блока:

1. Развитие и коррекция основных видов движений

1.1 Игры и упражнения, направленные на:

- нормализацию мышечного тонуса, тренировку отдельных групп мышц и развитие основных видов движений;

- выработку правильной осанки, чувства равновесия;

- развитие точности, координации, плавности, переключения движений;

- преодоления двигательного автоматизма движений.

Например, «Двигательная разминка»

Используются основные виды движений: различные виды ходьбы, перестроения, бег в разных направлениях, дети учатся ориентироваться в пространстве, согласованно действовать в коллективе.

1.2 Музыкально-ритмические упражнения, направленные на:

- формирование чувства музыкального темпа, размера, восприятия ритмического рисунка;

- согласование движений с музыкальным темпом и ритмом, ритмичности движений под музыку;

- изменение характера движений в соответствии с изменением контрастов звучания (громко – тихо, быстро – медленно, высоко – низко);

- согласование движений с пением.

Например, «Упражнения с предметами»

Цель: развитие мышечной регуляции, ритмичности движений и пространственных представлений.

1.3 Игры и упражнения, направленные на развитие выразительности имитационно – подражательных движений:

- под музыку;

- без музыки (изображение движений медведя, лисы, зайчика, кошки, лыжника, наездника и т.п.)

Например, упражнение «Вот такие звери»

Цель: развитие слухового внимания, выполнения подражательных движений.

На ознакомительном этапе дети с помощью педагога подбирают движения, характерные для данного животного и соответствующие характеру отдельных отрывков. В дальнейшем педагог предлагает детям выполнять знакомые подражательные движения, меняя их со сменой музыки.

2. Развитие и коррекцию психических функций, совершенствование психомоторики

Игры и упражнения, направленные на:

- развитие быстроты и точности реакции на звуковые и вербальные сигналы;

- развитие различных качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения);

- развитие всех видов памяти (зрительной, моторной, слуховой);

- развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова и движений (слово управляет движением);

- развитие умения реализовывать запрограммированные действия по условному сигналу.

Например, упражнение «Светофор»

Цель: развитие устойчивости и концентрации внимания, удерживание заданной программы в условиях коллективной деятельности.

Передавая мяч по кругу, дети называют по одному цвету светофора в определенной последовательности: красный, желтый, зеленый, красный, желтый и т.д. Мяч должен пройти 3 – 4 круга. Педагог следит за тем, чтобы дети внимательно слушали друг друга и не сбивались при названии цвета.

3. Развитие способности ориентироваться в пространстве

Игры и упражнения, направленные на развитие:

- ориентировки в собственном теле;

- ориентировки в пространстве зала через движение;

- способности к словесному выражению пространственных отношений (движение влево, вправо, назад, вперед, руки вверх – вниз и т.д.)

Например, упражнение «Запомни свое место в колонне»

Цель: развитие зрительной памяти и ориентировки в пространстве.

4. Развитие эмоционально – волевой сферы и компонентов личности

Игры и упражнения, направленные на:

- формирование способности к пониманию различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов (мимика, пластика и т.д.);

- развитие способности к созданию выразительного образа с помощью невербальных средств;

- развитие произвольности при выполнении движений и действий;

- развитие умения выполнять совместные действия, а также на развитие коммуникативных навыков.

Например, игра – превращение «Деревянные и тряпичные куклы»

Цель: развитие мышечных и кинестетических ощущений и умение передавать заданный образ.

5. Развитие воображения, детской фантазии, творчества

Игры различной подвижности и разной направленности, релаксационные упражнения.

Например, подвижная игра «Тучка»

Цель: развивать у детей выдержку, умение легко бегать.

Игры, включенные в занятия, имеют особое значение. Это связано с тем, что игра является основной формой деятельности младших школьников. Она способствует развитию произвольности движений и поведения, развития мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры стимулирует познавательную активность ребенка. Вызывает стремление осознать правила игры, дает возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре. Чтобы достичь в ней успеха, ребенку необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия.

Таким образом, предъявление на занятиях заданий в игровой форме и проведение игр позволяет повысить эффективность коррекционно – развивающего воздействия.

Завершаются занятия релаксационными упражнениями, которые сопровождаются тихой, спокойной музыкой.

Для успешной работы необходимо выполнять ряд условий.

Условия для успешной работы с детьми

- знание психофизических и речевых особенностей детей, учет этих особенностей, состава группы и ее речевого профиля;

- взаимосвязь учителя ритмики с классным руководителем, воспитателем, учителем-логопедом, дефектологом, педагогом-психологом, педагогом по физической культуре;

- укрепление здоровья детей, их психоэмоционального и физического состояния;

- требовательность к себе, которая предполагает выдержку в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, творческий подход при выборе материала, методических приемов, внимание к своему поведению, своей речи (речь должна быть неторопливой, выразительной и эмоциональной, простой и доступной);

- соблюдение дидактических принципов обучения: систематичность, последовательность, повторность, сознательность и активность, наглядность, доступность и постепенное повышение требований.

Методические рекомендации к организации и проведению занятий

Чтобы научить детей воспринимать музыку, выполнять разнообразные двигательные упражнения, в соответствии с темпом, ритмом и словом нужно применять следующие методы и приемы:

1. «Вовлекающий показ» (на этапе разучивания упражнения – подражание детей образцу исполнения движений педагогом в процессе совместной деятельности) помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения.

Показ должен быть «опережающим», то есть на доли секунды движения опережают музыку. Это необходимо для того, чтобы дети успели «перевести» зрительное восприятие в двигательную реакцию.

В процессе подражания у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения. Совместное исполнение движений способствует созданию общего приподнятого настроения, единое ритмичное дыхание под музыку регулирует психофизические процессы, максимально концентрирует внимание.

2. Показ исполнения композиций детьми (выбор ведущих вместо педагога – по очереди или по желанию);

3. Показ упражнения условными жестами, мимикой;

4. Словесные указания;

5. «Провокации», то есть специальные ошибки педагога при показе с целью активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку.

6. Интенсивный тренинг

В результате деятельности коррекционной ритмики, направленной на развитие высших психических функций, эмоционально-волевой сферы, формирование и развитие коммуникативных навыков, эстетических и нравственных ценностей, дети эффективно преодолевают свои психофизические недостатки и к концу обучения приобретают положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации коррекционной работы"

В презентации раскрываются:- проблемы родителей ребенка с ОВЗ;- формы работы педагога с родителями; - роль семьи в социализации ребенка с ОВЗ;- проблемы социализации ребенка с ОВЗ;- линии поведен...

Презентация "Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации коррекционной работы"

В презентации рассказывается о методах и приемах работы с родителями детей с ОВЗ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида (из опыта работы)

Идея разработать комплексное психолого-педагогическое сопровождение УКП  возникла вследствие осознания необходимости объединить работу тех, кто призван создавать коррекционно - развивающее  ...