Профилактика ПАВ у младших школьников.
статья по зож
Предварительный просмотр:
Профилактика ПАВ у младших школьников.
Работа с младшими школьниками по предупреждению табакокурения, алкоголизации и употреблению наркотиков имеет свою специфику, определяемую, с одной стороны, организацией обучения в начальной школе (один учитель, сравнительно небольшая нагрузка, возможность осуществлять воспитание учащихся в тесной связи с обучением и т.п.), а с другой - психологическими особенностями младших школьников. В связи с этим следует учитывать следующие факторы, определяющие особенности профилактической работы с учащимися начальных классов.
Учитель - непререкаемый авторитет для младших школьников. Поэтому не только отдельные его высказывания, но и стиль поведения, отношение к тому или иному предмету оказывают воздействие на учащихся. Негативное мнение учителя о курении, приеме алкоголя и наркотиков особенно среди подростков и молодежи, должно многократно повторяться, иллюстрироваться житейскими примерами, наблюдениями, обосновываться ссылкой на авторитетные для ребенка мнения.
Младшие школьники обычно воспринимают мир в полярных категориях: "хорошо - плохо", "правильно - неправильно", "плохой человек - хороший человек" и т.п.
Поэтому все, связанное с вредными привычками, в том числе табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков, должно в сознании ребенка облачаться в "одежды темного цвета", противопоставляться всему светлому, доброму, приятному, полезному.
Образность мышления ребенка позволяет ему увидеть то, что говорит учитель, взрослый, более ярко, фантастично, сказочно.
Стимуляция представлений ребенка - важный элемент его воспитания и развития. Рассказывая младшему школьнику о чем-то, учителю, родителю надо периодически делать паузы, давать ученику возможность самому представить тот или иной образ.
Склонность ребенка к игре обусловливает необходимость максимально активного использования игровых форм и методов работы, касающихся профилактики употребления ПАВ.
Большая, чем у старшеклассников, связь младших школьников с родителями определяет возможности использования этого пути для формирования негативного отношения к употреблению ПАВ.
У учащихся младших классов почти отсутствует ощущение определенной "разорванности" картины мира, к которому приводит свойственная основной и старшей школе предметная разобщенность. Поэтому учителю, родителям предоставляется больше возможностей связать курение, как и другие вредные привычки, со всем, что воспринимается ребенком в негативном контексте.
Общими чертами младших школьников являются: восприимчивость, внушаемость, податливость, большая подражаемость, любознательность, которые в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия алкоголизации, табакокурения, или даже способствовать формированию установки на "престижность" потребления табака и алкоголя с уже осознанным намерением ощутить то, что ощущают взрослые, и тем самым как бы уравнять себя с недоступным ранее взрослым.
Неуспешная учебная деятельность, конфликтные отношения с учителем и низкий статус в классе приводит к депривации потребности в признании, что вызывает к жизни неадаптивные защитные механизмы. При пассивном типе поведения появляются замкнутость, лень, апатия, уход в фантазии. При активном поведении защита может оборачиваться агрессией, компенсируя школьную неуспешность в других сферах, в том числе в асоциальной деятельности.
К концу обучения в начальной школе в классе могут образовываться группы детей (чаще мальчиков), которые утверждают себя через некоторое противостояние требованиям и мнению учителя. В этом возрасте детей уже начинает интересовать все, что связано с табакокурением, наркотиками. Это выступает как запретный и неизвестный мир и, как все незнакомое и запретное, вызывает особое любопытство.
Немаловажным фактором приобщения к вредным привычкам может стать и то обстоятельство, что младшему школьному возрасту присущ так называемый этап естественного саморазрушающего поведения, когда все то, что связано с риском, кажется особенно привлекательным. Главным образом это касается мальчиков. Ребенок с удовольствием демонстрирует "чудеса храбрости": не думая о последствиях, перебегает дорогу прямо перед мчащейся машиной, забирается на крышу, совершает множество других "подвигов". В том случае, если у ребенка недостаточно сформированы функции самоконтроля, стремление к риску может провоцировать отклоняющееся поведение.
Предупреждение табакокурения и алкоголизма у детей младшего школьного возраста, основанное на разъяснении вредных последствий для организма, затруднено отсутствием у детей базисных знаний из области анатомии и физиологии человека, поэтому у них складывается абстрактное, личностно незначимое отношение к курению и приему алкоголя. Это обусловливает определенные требования к первичной профилактике вредных привычек. Например, чтобы сообщить детям о вредном воздействии табачного дыма на дыхательную систему человека, необходимо в образной и доступной форме объяснить, как функционирует эта система и почему ее нужно беречь, и не стремиться раньше времени предлагать учащимся информацию, которую они будут подробно изучать в последующих классах.
Целью первичной профилактики является создание системы информационно - пропагандической работы с родителями, детьми по формированию необходимых жизненных навыков и здорового образа жизни.
Задачи первичной профилактики употребления ПАВ:
- Развитие социальной и личностной компетентности:
- способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей;
- формировать у детей психосоциальные и психогигиенические навыки принятия решений, критического мышления;
- повысить самооценку детей;
- сформировать установку «ведение здорового образа жизни».
- Выработка навыков самозащиты:
- формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ;
- информирование о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях потребления ПАВ.
- Предупреждение возникновения проблем общения и взаимоотношений:
- Обучить детей методам решения жизненных проблем и конфликтных ситуаций, навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ;
- Сформировать навыки регуляции эмоций.
Таким образом, основные задачи предупреждения развития вредных привычек у младших школьников - разъяснение пользы от физкультуры, закаливания организма, ведения правильного здорового образа жизни и несовместимости с этим употребления ПАВ, а также рассмотрение причин курения взрослых и вреда от пассивного курения.
Основные направления работы.
- Информирование и просвещение учеников, их родителей и других значимых лиц.
- Освоение знаний по проблеме профилактики ПАВ, интерактивных форм работы с участниками программы.
- Проведение творческих мероприятий по профилактике ПАВ.
Основным направлением работы по предупреждению табакокурения, алкоголизма должно стать обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте, условием чего является отказ от вредных привычек.
Содержание работы.
Первичная профилактическая работа состоит из двух блоков.
- Информационно-просветительский блок проводится в образовательном учреждении и включает в себя работу с детьми и подростками и их родителями или другими значимыми лицами. Работа проводится в рамках учебной деятельности, при условии внесения изменения содержания изучаемых предметов: окружающего мира, литературы, физкультуры, ОБЖ, классных часов, на родительских собраниях, а так же в рамках специальных образовательных программ. Распространение информационно-демонстрационного материала пропагандистского характера.
- Практический блок
Проведение мероприятий, в которых поощряется любое творческое самовыражение детей, подростков, педагогов и родителей:
- тренинги, практические семинары,
- родительские собрания и конференции,
- игровые занятия,
- ролевые игры,
- спортивные соревнования,
- праздники здоровья,
- выпуск плакатов о здоровом образе жизни,
- выставки творческого самовыражения: сочинения, рисунки, поделки,
- использование наглядных пособий,
- индивидуальные консультации среди детей, педагогов и родителей.
Таким образом, основные задачи предупреждения развития вредных привычек у младших школьников - разъяснение пользы от физкультуры, закаливания организма, ведения правильного здорового образа жизни и несовместимости с этим употребления ПАВ, а также рассмотрение причин курения взрослых и вреда от пассивного курения.
План мероприятий, направленных на профилактику ПАВ в младшем школьном возрасте.
Дата проведения | Мероприятие | Ответственные |
сентябрь | Беседы о вредных привычках ( по классам) «Если хочешь быть здоров», «Полезные и вредные привычки», «Что такое хорошо и что такое плохо» | Кл. рук. 1-4 класс |
сентябрь | Спортивные состязания. Марафон игр. | Кл.рук, Вожжова В. А., уч-ся 1-4 кл. |
октябрь | Тренинг «Всё в твоих руках», | Кл. рук. |
ноябрь | Кл. час. Сказка о черных братьях (алкоголь, никотин, наркотик) | Кл.рук. 1-4 кл. |
ноябрь | Конкурс рисунков «НЕТ вредным привычкам!» | Кл.рук., Вожжова В. А. |
декабрь | Подвижные игры на свежем воздухе. Ролевая игра: «Умей сказать — нет!» | Кл.рук., Вожжова В. А. |
январь | Праздник чистоты и порядка. Игра «Осторожно, это враги!» | Вожжова В. А. |
февраль | Спортивные соревнования «Сильные, ловкие, умелые» | Мочалова М. В., Моисеенко С. А. |
март | Презентация «Ступени, ведущие вниз» | Кл.рук. 1-4 кл. |
март | Инсценировка «Вредные привычки – не мои ли вы сестрички» | Вожжова В.А., кл.рук. |
апрель | Групповая дискуссия «Вот задачка для ребят – кто же в этом виноват», | Вожжова В. А., кл. рук. 3-4 кл. |
апрель | Спортивные игры. Веселись играй, да дело знай. | Вожжова В. А, кл.рук. 1-2 кл. |
май | Праздник Здоровья. В гостях у витаминов. | Вожжова В. А., кл рук. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика заболеваний у младших школьников
Как учитель, я вижу свою задачу в том, чтобы мои ученики сами включились в заботу о собственном здоровье, научились сознательно контролировать свое двигательное поведение, а также приобщились к ценнос...
Упражнения по профилактике дисграфии у младших школьников
Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии....
Профилактика психоэмоциональных перегрузок младших школьников в условиях введения ФГОС НОО
Материал представленный на районную НМК педагогов "Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения"...
Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у младших школьников школьников
Организация досуговой деятельности одним из факторов профилактики агрессивности младших школьников.Формы организации в педагогическом процессе....
Конспект по профилактике дисграфии у младших школьников
Разработанный урок направлен на развитие просодических компонентов речи. Может быть полезен в работе учителей-логопедов школьных логопедических пунктов при общеобразовательных школах, педагогов учебно...
ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье представлены проблемы компьютерной зависимости младших школьников, выделены основные её причины, раскрыты способы профилактики....