Профилактика заболеваний у младших школьников
статья (1,2,3,4 класс) по теме

Как учитель, я вижу свою задачу в том, чтобы мои ученики сами включились в заботу о собственном здоровье, научились сознательно контролировать свое двигательное поведение, а также приобщились к ценностям здорового образа жизни.

Большой проблемой образовательного процесса вообще и особенно - на этапе начальной школы является быстрая утомляемость учащихся. Первой причиной является то, что на общеобразовательных уроках дети выполняют

работу, к которой еще не привыкли. Им приходится сидеть на одном месте, ограничивать себя в движении, постоянно фиксировать внимание на учебном материале и учителе. Во - вторых, эта работа требует продолжительного времени, что идет вразрез с потребностями детского организма, нуждающегося, прежде всего в частой смене занятий. Отсюда следует, что необходимо регулярно сменять работу отдыхом и наоборот. Но обязательно характер отдыха должен быть противоположен характеру работы.

Итак, очень важно, чтобы дети овладели качественными показателями осуществления двигательных действий. Необходимо также стимулировать развитие самоконтроля и самооценки при выполнении физических упражнений. Ребенка с самого начала надо приучать выполнять упражнение правильно. Необходимо придерживаться золотого правила оздоровительных упражнений: лучше «недобрать» нагрузку на занятии, чем ее превысить. Не гонитесь за быстрым оздоровительным эффектом. Главным принципом должен стать девиз «Поспешишь – здоровью навредишь!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Profilaktika_zabolevaniy_u_mladshih_shkolnikov.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика заболеваний у младших школьников.

Профилактика заболеваний у младших школьников.

Как учитель, я вижу свою задачу в том, чтобы мои ученики сами

включились в заботу о собственном здоровье, научились сознательно

контролировать свое двигательное поведение, а также приобщились к

ценностям здорового образа жизни.

Большой проблемой образовательного процесса вообще и особенно -

на этапе начальной школы является быстрая утомляемость учащихся. Первой

причиной является то, что на общеобразовательных уроках дети выполняют

работу, к которой еще не привыкли. Им приходится сидеть на одном месте,

ограничивать себя в движении, постоянно фиксировать внимание на учебном

материале и учителе.

Во - вторых, эта работа требует продолжительного времени, что идет

вразрез с потребностями детского организма, нуждающегося, прежде всего в

частой смене занятий. Отсюда следует, что необходимо регулярно сменять

работу отдыхом и наоборот. Но обязательно характер отдыха должен быть

противоположен характеру работы.

Следуя этому правилу, каждый рабочий день в классе мы начинаем с

гимнастики, которая длится около 5 минут. За основу можно взять комплекс

упражнений, предложенный доктором С.С. Коноваловым.

Основное рабочее место ребенка в школе - парта, за которой ему

приходится долго сидеть в наклонной позе, что может привести к нарушению

осанки, ослаблению зрения, затеканию ног. Ряд приемов, которые мы

используем в практике могу привести:

1) Смена посадного места.

я 1 раз в месяц меняю ряд, на котором сидит ребенок. А лучше всего это

нужно делать в течение рабочего дня несколько раз менять расположение

парт в классе и расположение посадочного места.

2) Массаж стопы.

Самодельный коврик (из нашитых пуговиц или пробок от пластиковых

бутылок).

3) «Посиди и походи».

На всех уроках в нашей школе через каждые 15 минут проводятся

физкультминутки, направленные главным образом на развитие

эмоционально-волевой сферы, а также на снятие физического напряжения.

Эти упражнения помогают сбросить негативную энергию, раздражение,

тревожность, формируют уверенность в своих силах.

4) Упражнения «Животные», «Снежинки».

Дети, входя в образ тигра, (зайца) и т.д., льва, медведя чувствуют себя

ловкими, уверенными, сильными.

Время выполнения каждого упражнения составляет 2-3 минуты. После

каждого упражнения обязательна дыхательная гимнастика.

Для профилактики плоскостопья, укреплению мышц ног и улучшения

кровообращения я рекомендую родителям дома специальные тренажеры:

нарисовать на полу три дорожки в виде детских стоп: первая пара - пятки

вместе, носки врозь. Вторая пара - носки вместе, пятки врозь. Третья пара -

пятки вместе, носки почти на одной прямой (остальные пары на дорожках

повторяют эти положения).

Гигиенисты считают, что суточная потребность в движении учащихся

младшего возраста в среднем составляет 21-24 тысячи шагов. В настоящее

время предлагается много методик игрового характера, которые

способствуют укреплению здоровья детей.

Как известно из педагогики, развитие речевых способностей ребенка

напрямую связано с развитием его кисти. Поэтому в работе с детьми я много

места уделяю упражнениям, направленным одновременно на развитие речи и

моторики кисти рук.

Самое простое - трущие движения ладонью о ладонь, при этом плечи

двигаются вверх-вниз, что позволяет активизировать биологически активные

точки в области спины.

Укрепления требуют не только мышцы рук, но и глаз. их ослабление

является одной из главных причин плохого зрения у детей. Острота зрения во

многом зависит от общего уровня здоровья ребенка, поэтому, помимо

специальных упражнений для глаз, очень полезно играть на открытом

воздухе, кататься на велосипеде.

В школе тренировка зрения необходима для снятия зрительного утомления,

особенно после работы на близких расстояниях при чтении и письме.

Существует очень много простых и не требующих больших усилий упражнений для глаз. У каждого из наших учителей есть памятки проведения физминуток для глаз: «Моргание», «Движение глазными яблоками», «Вращение глазными яблоками». Для тренировки можно применять и цветотерапию. Пособием может служить красочное панно из геометрических фигур.

        Все эти упражнения дети продолжают выполнять в группе продленного дня.

        Итак, очень важно, чтобы дети овладели качественными показателями осуществления двигательных действий. Необходимо также стимулировать развитие самоконтроля и самооценки при выполнении физических упражнений. Ребенка с самого начала надо приучать выполнять упражнение правильно. Необходимо придерживаться золотого правила оздоровительных упражнений: лучше «недобрать» нагрузку на занятии, чем ее превысить. Не гонитесь за быстрым оздоровительным эффектом. Главным принципом должен стать девиз «Поспешишь – здоровью навредишь!»

Приложение 1.

Комплекс упражнений

1-4 классы

Комплекс 1

1. И.п. - о.с. 1 - руки вперед; 2 - руки вверх, прогнуться; 3 - руки в стороны; 4 - и.п.

2. И.п. - то же. 1-4 - круги руками вперед; 5-8 - то же назад.

3. И.п. - руки на поясе. 1 - выпад правой ногой вперед; 2-3 - два пружинящих

покачивания в выпаде; 4 - и.п.; 5-6 - то же левой ногой.

4. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - руки через стороны вверх, наклон туловища вправо;

2 - и.п.; 3-4 - то же влево.

5. И.п. - руки за головой. 1 - полуприсед, руки вверх; 2 - и.п.; 3 - присед, руки в

стороны; 4 – и.п.

6. И.п. - руки на поясе. 1-4 - прыжки на обеих ногах, 5-8 - прыжки на левой; 9-12-

прыжки на правой.

Начинать и заканчивать комплекс ходьбой на месте с движениями руками (вперед, в стороны, к плечам, за голову, на пояс).

Комплекс 2

1. Ходьба на месте с различными движениями руками.

2. И.п. - о.с. 1 - руки вперед. 2 - руки вверх; 3 - руки в стороны - 4 - и.п.

3. И.п. - руки за головой. 1-3 - наклоны туловища вправо: 4 –и.п. 5-8 - то же влево.

4. И.п. - стоя ноги врозь пошире, руки на поясе. 1 - наклон туловища к правой ноге;

2 – и.п.; - то же к левой; 4 - и.п.

5. И.п. - руки за головой. 1 - наклон туловища назад; 2 – и.г..: 3 - присед, руки

вперед: 4 - и.п.

6. И.п. - руки на поясе. Прыжки на месте. 1 - ноги врозь; 2 - ноги скрестить, правая

перед левой; 3 - ноги врозь; 4 - скрестить, левая перед правой.

Комплекс 3

1. Ходьба на месте с движениями руками.

2. И.п. - о.с. 1-4 - круги руками вперед; 5-8 - круги руками назад

3. И.п. - руки на поясе. 1 - наклон туловища вправо; 2 - наклон влево; 3 - наклон

назад; 4 - и.п.

4. И.п. - руки за спиной, пальцы в «замок». 1 - присед; 2 – и.п.

5. И.п. - руки на поясе. 1- выпад правой ногой вперед, руки в стороны; 2 – и.п.; 3-

4 - то же другой ногой.

6. И.п. - тоже. 1 - прыжок ноги врозь, руки вверх; 2 –и.п.; 3 - прыжок ноги врозь,

руки в стороны; 4 - и.п.

Приложение 2.

Упражнения, направленные на улучшение осанки.

  1. «Улучшим осанку». Встаем вплотную к стене, стопы сомкнуть, живот втянут, голова касается стены, глаза закрыты. Начинаем движение от стены с гордо поднятой головой, плечи немного откинуты, живот подтянут. Таким образом, укрепляются мышцы спины и брюшного пресса.

  1. «Птица перед взлетом». Стоя, подышать спокойно. Выполнить наклон вперед, не сгибая ног, голова вперед, руки за спиной подняты вверх с напряжением, как крылья. Опустить голову, руки расслабленно уронить вниз. Задержаться в таком положении на 5-6 ceкунд. Это упражнение учит детей напрягать и расслаблять мышцы спины.

  1. «Освобождение позвоночника». Сесть на стул правым боком к спинке, упираясь бедром и коленом в спинку стула. Обеими руками взяться за спинку стула и поворачиваться вправо - назад до предела. Затем вернуться в исходное положение, расслабляясь. При этом происходит освобождение нервных корешков позвоночника. Затем упражнение выполняется в другую сторону.

Приложение 3.

Психогимнастика.

  1. Игра «Веселая пчелка». Вдох глубокий и свободный. На выдохе произносится звук «з-з-з». Представляем, что пчелка села на нос, на руку или на ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определенный участок тела.

  1. «Остров  плакс». Представляем, что путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание - короткие резкие вдохи (3-5 минут). За счет этого происходит насыщение крови кислородом.

3. «Холодно - жарко». Подул холодный северный ветер, дети съежились в комочки. Выглянуло летнее солнышко. Дети расслабились, обмахиваются платочками или веерами («смена времен года» проводится 2-3 раза). Происходит расслабление и напряжения мышц туловища.

Приложение 4.

Комплексы физкультурных пауз.

        Физкультурная пауза повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.

Пауза 1.

        Ходьба на месте 20-30 секунд, темп средний.

        1. Исходное положение /и.п./ - основная стойка /о.с./ 1. Руки впереди, ладони книзу. 2. – руки в стороны, ладони кверху. 3. – встать на носки, руки вверх, прогнуться.

2.  И.п. – ноги врозь, немного шире плеч. 1 – руки за голову, поворот туловища направо. 2 – туловище в и.п., руки в сторону, наклон вперед, голова назад. 3 – выпрямиться, руки за голову, поворот туловища на лево. 4 – и.п. 5-8 тоже в другую сторону (6 раз средний темп).

3. И.п. – руки к плечам. 1 – выпад вправо, руки в стороны. 2 – и.п. 3 – присесть, руки вверх, 4 – и.п. 5-8 тоже в другую сторону. (6 раз, средний темп).

4. И.п. – ноги врозь, руки на пояс. 1-4 круговые движения туловищем вправо, 5-8 круговые движения туловищем влево (4 раза).

5. И.п. – о.с. 1 – мах правой ногой назад, руки в стороны. 2 – и.п. 3-4 тоже левой ногой назад, руки в стороны. 2 – и.п. 3-4 тоже левой ногой (6-8 раз).

6. И.п. – ноги врозь. Руки на пояс. 1 – мах правой ногой назад, руки в стороны. 2 – не выпрямляя головы, наклонить ее назад. 3 – голову наклонить вперед. 4 – и.п. 5-8 тоже в другую сторону (4-6 раз).

Приложение 5.

Для нормального формирования зрения и его сохранения.

1) Необходимо читать, писать, мастерить в хорошо освещенном помещении. При письме лампу надо ставить слева, чтобы тень от руки не закрывала написанное.

2) Нельзя читать в транспорте, лежа, располагать текст ближе или дальше 30-35 см от глаз.

3) Рабочее место должно быть окрашено в спокойные (например, желто-зеленые) тона. Это способствует понижению внутриглазного давления, обостряет зрение и повышает работоспособность.

4) Очень важно чаще бывать на свежем воздухе.

5) Очень вредно смотреть на слишком яркий свет (например: электросварку или яркое солнце); это приводит к гибели чувствительных клеток глаз и резкому ухудшению зрения.

6) Надо оберегать глаза от ударов. Ушибы не только вызывают кровоизлияние, но и способствуют возникновению многих опасных заболеваний глаз, последствием чего может стать слепота.

7) Из-за нехватки в пище витамина А ухудшается чувствительность глаз к свету и развивается "Куриная слепота" (человек плохо видит в сумерки).

8) То же бывает и при употреблении спиртных напитков. Алкоголь

попадает в кровь, разрушает находящийся там витамин А, следовательно, если хочешь сохранить зрение – не привыкай к «горячительным» напиткам.

Литература:

1.

Беднарская И.Г. Искусство быть красивым.

2.

Ваинбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников.

3.

Коростеев Н.Б. Воспитание здорового школьника.

4.

Похлебкин В.П. Уроки здоровья.

5.

Начальная школа «Плюс до и после», №1 – 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по профилактике дисграфии у младших школьников

Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии....

Профилактика психоэмоциональных перегрузок младших школьников в условиях введения ФГОС НОО

Материал представленный на  районную НМК педагогов  "Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения"...

Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у младших школьников школьников

Организация досуговой деятельности одним из факторов профилактики агрессивности младших школьников.Формы организации в педагогическом процессе....

Конспект по профилактике дисграфии у младших школьников

Разработанный урок направлен на развитие просодических компонентов речи. Может быть полезен в работе учителей-логопедов школьных логопедических пунктов при общеобразовательных школах, педагогов учебно...

ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье представлены проблемы компьютерной зависимости младших школьников, выделены основные её причины, раскрыты способы  профилактики....

Школьно-обусловленные заболевания у младших школьников и способы борьбы с ними.

quot;Детский фитнес" вид физической активности,  направленный на профилактику школьно-обусловленных заболеваний....