Профилактика заболеваний у младших школьников
статья (1,2,3,4 класс) по теме
Как учитель, я вижу свою задачу в том, чтобы мои ученики сами включились в заботу о собственном здоровье, научились сознательно контролировать свое двигательное поведение, а также приобщились к ценностям здорового образа жизни.
Большой проблемой образовательного процесса вообще и особенно - на этапе начальной школы является быстрая утомляемость учащихся. Первой причиной является то, что на общеобразовательных уроках дети выполняют
работу, к которой еще не привыкли. Им приходится сидеть на одном месте, ограничивать себя в движении, постоянно фиксировать внимание на учебном материале и учителе. Во - вторых, эта работа требует продолжительного времени, что идет вразрез с потребностями детского организма, нуждающегося, прежде всего в частой смене занятий. Отсюда следует, что необходимо регулярно сменять работу отдыхом и наоборот. Но обязательно характер отдыха должен быть противоположен характеру работы.
Итак, очень важно, чтобы дети овладели качественными показателями осуществления двигательных действий. Необходимо также стимулировать развитие самоконтроля и самооценки при выполнении физических упражнений. Ребенка с самого начала надо приучать выполнять упражнение правильно. Необходимо придерживаться золотого правила оздоровительных упражнений: лучше «недобрать» нагрузку на занятии, чем ее превысить. Не гонитесь за быстрым оздоровительным эффектом. Главным принципом должен стать девиз «Поспешишь – здоровью навредишь!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Profilaktika_zabolevaniy_u_mladshih_shkolnikov.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика заболеваний у младших школьников.
Профилактика заболеваний у младших школьников.
Как учитель, я вижу свою задачу в том, чтобы мои ученики сами
включились в заботу о собственном здоровье, научились сознательно
контролировать свое двигательное поведение, а также приобщились к
ценностям здорового образа жизни.
Большой проблемой образовательного процесса вообще и особенно -
на этапе начальной школы является быстрая утомляемость учащихся. Первой
причиной является то, что на общеобразовательных уроках дети выполняют
работу, к которой еще не привыкли. Им приходится сидеть на одном месте,
ограничивать себя в движении, постоянно фиксировать внимание на учебном
материале и учителе.
Во - вторых, эта работа требует продолжительного времени, что идет
вразрез с потребностями детского организма, нуждающегося, прежде всего в
частой смене занятий. Отсюда следует, что необходимо регулярно сменять
работу отдыхом и наоборот. Но обязательно характер отдыха должен быть
противоположен характеру работы.
Следуя этому правилу, каждый рабочий день в классе мы начинаем с
гимнастики, которая длится около 5 минут. За основу можно взять комплекс
упражнений, предложенный доктором С.С. Коноваловым.
Основное рабочее место ребенка в школе - парта, за которой ему
приходится долго сидеть в наклонной позе, что может привести к нарушению
осанки, ослаблению зрения, затеканию ног. Ряд приемов, которые мы
используем в практике могу привести:
1) Смена посадного места.
я 1 раз в месяц меняю ряд, на котором сидит ребенок. А лучше всего это
нужно делать в течение рабочего дня несколько раз менять расположение
парт в классе и расположение посадочного места.
2) Массаж стопы.
Самодельный коврик (из нашитых пуговиц или пробок от пластиковых
бутылок).
3) «Посиди и походи».
На всех уроках в нашей школе через каждые 15 минут проводятся
физкультминутки, направленные главным образом на развитие
эмоционально-волевой сферы, а также на снятие физического напряжения.
Эти упражнения помогают сбросить негативную энергию, раздражение,
тревожность, формируют уверенность в своих силах.
4) Упражнения «Животные», «Снежинки».
Дети, входя в образ тигра, (зайца) и т.д., льва, медведя чувствуют себя
ловкими, уверенными, сильными.
Время выполнения каждого упражнения составляет 2-3 минуты. После
каждого упражнения обязательна дыхательная гимнастика.
Для профилактики плоскостопья, укреплению мышц ног и улучшения
кровообращения я рекомендую родителям дома специальные тренажеры:
нарисовать на полу три дорожки в виде детских стоп: первая пара - пятки
вместе, носки врозь. Вторая пара - носки вместе, пятки врозь. Третья пара -
пятки вместе, носки почти на одной прямой (остальные пары на дорожках
повторяют эти положения).
Гигиенисты считают, что суточная потребность в движении учащихся
младшего возраста в среднем составляет 21-24 тысячи шагов. В настоящее
время предлагается много методик игрового характера, которые
способствуют укреплению здоровья детей.
Как известно из педагогики, развитие речевых способностей ребенка
напрямую связано с развитием его кисти. Поэтому в работе с детьми я много
места уделяю упражнениям, направленным одновременно на развитие речи и
моторики кисти рук.
Самое простое - трущие движения ладонью о ладонь, при этом плечи
двигаются вверх-вниз, что позволяет активизировать биологически активные
точки в области спины.
Укрепления требуют не только мышцы рук, но и глаз. их ослабление
является одной из главных причин плохого зрения у детей. Острота зрения во
многом зависит от общего уровня здоровья ребенка, поэтому, помимо
специальных упражнений для глаз, очень полезно играть на открытом
воздухе, кататься на велосипеде.
В школе тренировка зрения необходима для снятия зрительного утомления,
особенно после работы на близких расстояниях при чтении и письме.
Существует очень много простых и не требующих больших усилий упражнений для глаз. У каждого из наших учителей есть памятки проведения физминуток для глаз: «Моргание», «Движение глазными яблоками», «Вращение глазными яблоками». Для тренировки можно применять и цветотерапию. Пособием может служить красочное панно из геометрических фигур.
Все эти упражнения дети продолжают выполнять в группе продленного дня.
Итак, очень важно, чтобы дети овладели качественными показателями осуществления двигательных действий. Необходимо также стимулировать развитие самоконтроля и самооценки при выполнении физических упражнений. Ребенка с самого начала надо приучать выполнять упражнение правильно. Необходимо придерживаться золотого правила оздоровительных упражнений: лучше «недобрать» нагрузку на занятии, чем ее превысить. Не гонитесь за быстрым оздоровительным эффектом. Главным принципом должен стать девиз «Поспешишь – здоровью навредишь!»
Приложение 1.
Комплекс упражнений
1-4 классы
Комплекс 1
1. И.п. - о.с. 1 - руки вперед; 2 - руки вверх, прогнуться; 3 - руки в стороны; 4 - и.п.
2. И.п. - то же. 1-4 - круги руками вперед; 5-8 - то же назад.
3. И.п. - руки на поясе. 1 - выпад правой ногой вперед; 2-3 - два пружинящих
покачивания в выпаде; 4 - и.п.; 5-6 - то же левой ногой.
4. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - руки через стороны вверх, наклон туловища вправо;
2 - и.п.; 3-4 - то же влево.
5. И.п. - руки за головой. 1 - полуприсед, руки вверх; 2 - и.п.; 3 - присед, руки в
стороны; 4 – и.п.
6. И.п. - руки на поясе. 1-4 - прыжки на обеих ногах, 5-8 - прыжки на левой; 9-12-
прыжки на правой.
Начинать и заканчивать комплекс ходьбой на месте с движениями руками (вперед, в стороны, к плечам, за голову, на пояс).
Комплекс 2
1. Ходьба на месте с различными движениями руками.
2. И.п. - о.с. 1 - руки вперед. 2 - руки вверх; 3 - руки в стороны - 4 - и.п.
3. И.п. - руки за головой. 1-3 - наклоны туловища вправо: 4 –и.п. 5-8 - то же влево.
4. И.п. - стоя ноги врозь пошире, руки на поясе. 1 - наклон туловища к правой ноге;
2 – и.п.; - то же к левой; 4 - и.п.
5. И.п. - руки за головой. 1 - наклон туловища назад; 2 – и.г..: 3 - присед, руки
вперед: 4 - и.п.
6. И.п. - руки на поясе. Прыжки на месте. 1 - ноги врозь; 2 - ноги скрестить, правая
перед левой; 3 - ноги врозь; 4 - скрестить, левая перед правой.
Комплекс 3
1. Ходьба на месте с движениями руками.
2. И.п. - о.с. 1-4 - круги руками вперед; 5-8 - круги руками назад
3. И.п. - руки на поясе. 1 - наклон туловища вправо; 2 - наклон влево; 3 - наклон
назад; 4 - и.п.
4. И.п. - руки за спиной, пальцы в «замок». 1 - присед; 2 – и.п.
5. И.п. - руки на поясе. 1- выпад правой ногой вперед, руки в стороны; 2 – и.п.; 3-
4 - то же другой ногой.
6. И.п. - тоже. 1 - прыжок ноги врозь, руки вверх; 2 –и.п.; 3 - прыжок ноги врозь,
руки в стороны; 4 - и.п.
Приложение 2.
Упражнения, направленные на улучшение осанки.
- «Улучшим осанку». Встаем вплотную к стене, стопы сомкнуть, живот втянут, голова касается стены, глаза закрыты. Начинаем движение от стены с гордо поднятой головой, плечи немного откинуты, живот подтянут. Таким образом, укрепляются мышцы спины и брюшного пресса.
- «Птица перед взлетом». Стоя, подышать спокойно. Выполнить наклон вперед, не сгибая ног, голова вперед, руки за спиной подняты вверх с напряжением, как крылья. Опустить голову, руки расслабленно уронить вниз. Задержаться в таком положении на 5-6 ceкунд. Это упражнение учит детей напрягать и расслаблять мышцы спины.
- «Освобождение позвоночника». Сесть на стул правым боком к спинке, упираясь бедром и коленом в спинку стула. Обеими руками взяться за спинку стула и поворачиваться вправо - назад до предела. Затем вернуться в исходное положение, расслабляясь. При этом происходит освобождение нервных корешков позвоночника. Затем упражнение выполняется в другую сторону.
Приложение 3.
Психогимнастика.
- Игра «Веселая пчелка». Вдох глубокий и свободный. На выдохе произносится звук «з-з-з». Представляем, что пчелка села на нос, на руку или на ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определенный участок тела.
- «Остров плакс». Представляем, что путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание - короткие резкие вдохи (3-5 минут). За счет этого происходит насыщение крови кислородом.
3. «Холодно - жарко». Подул холодный северный ветер, дети съежились в комочки. Выглянуло летнее солнышко. Дети расслабились, обмахиваются платочками или веерами («смена времен года» проводится 2-3 раза). Происходит расслабление и напряжения мышц туловища.
Приложение 4.
Комплексы физкультурных пауз.
Физкультурная пауза повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.
Пауза 1.
Ходьба на месте 20-30 секунд, темп средний.
1. Исходное положение /и.п./ - основная стойка /о.с./ 1. Руки впереди, ладони книзу. 2. – руки в стороны, ладони кверху. 3. – встать на носки, руки вверх, прогнуться.
2. И.п. – ноги врозь, немного шире плеч. 1 – руки за голову, поворот туловища направо. 2 – туловище в и.п., руки в сторону, наклон вперед, голова назад. 3 – выпрямиться, руки за голову, поворот туловища на лево. 4 – и.п. 5-8 тоже в другую сторону (6 раз средний темп).
3. И.п. – руки к плечам. 1 – выпад вправо, руки в стороны. 2 – и.п. 3 – присесть, руки вверх, 4 – и.п. 5-8 тоже в другую сторону. (6 раз, средний темп).
4. И.п. – ноги врозь, руки на пояс. 1-4 круговые движения туловищем вправо, 5-8 круговые движения туловищем влево (4 раза).
5. И.п. – о.с. 1 – мах правой ногой назад, руки в стороны. 2 – и.п. 3-4 тоже левой ногой назад, руки в стороны. 2 – и.п. 3-4 тоже левой ногой (6-8 раз).
6. И.п. – ноги врозь. Руки на пояс. 1 – мах правой ногой назад, руки в стороны. 2 – не выпрямляя головы, наклонить ее назад. 3 – голову наклонить вперед. 4 – и.п. 5-8 тоже в другую сторону (4-6 раз).
Приложение 5.
Для нормального формирования зрения и его сохранения.
1) Необходимо читать, писать, мастерить в хорошо освещенном помещении. При письме лампу надо ставить слева, чтобы тень от руки не закрывала написанное.
2) Нельзя читать в транспорте, лежа, располагать текст ближе или дальше 30-35 см от глаз.
3) Рабочее место должно быть окрашено в спокойные (например, желто-зеленые) тона. Это способствует понижению внутриглазного давления, обостряет зрение и повышает работоспособность.
4) Очень важно чаще бывать на свежем воздухе.
5) Очень вредно смотреть на слишком яркий свет (например: электросварку или яркое солнце); это приводит к гибели чувствительных клеток глаз и резкому ухудшению зрения.
6) Надо оберегать глаза от ударов. Ушибы не только вызывают кровоизлияние, но и способствуют возникновению многих опасных заболеваний глаз, последствием чего может стать слепота.
7) Из-за нехватки в пище витамина А ухудшается чувствительность глаз к свету и развивается "Куриная слепота" (человек плохо видит в сумерки).
8) То же бывает и при употреблении спиртных напитков. Алкоголь
попадает в кровь, разрушает находящийся там витамин А, следовательно, если хочешь сохранить зрение – не привыкай к «горячительным» напиткам.
Литература:
1. | Беднарская И.Г. Искусство быть красивым. |
2. | Ваинбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. |
3. | Коростеев Н.Б. Воспитание здорового школьника. |
4. | Похлебкин В.П. Уроки здоровья. |
5. | Начальная школа «Плюс до и после», №1 – 2007 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения по профилактике дисграфии у младших школьников
Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии....
Профилактика психоэмоциональных перегрузок младших школьников в условиях введения ФГОС НОО
Материал представленный на районную НМК педагогов "Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения"...
Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у младших школьников школьников
Организация досуговой деятельности одним из факторов профилактики агрессивности младших школьников.Формы организации в педагогическом процессе....
Конспект по профилактике дисграфии у младших школьников
Разработанный урок направлен на развитие просодических компонентов речи. Может быть полезен в работе учителей-логопедов школьных логопедических пунктов при общеобразовательных школах, педагогов учебно...
ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье представлены проблемы компьютерной зависимости младших школьников, выделены основные её причины, раскрыты способы профилактики....
Школьно-обусловленные заболевания у младших школьников и способы борьбы с ними.
quot;Детский фитнес" вид физической активности, направленный на профилактику школьно-обусловленных заболеваний....