Туризм
рабочая программа по зож (4 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Туризм и краеведение являются одним из приоритетных направлений в воспитательной работе. Туристическая деятельность способствует укреплению здоровья, физической выносливости, организованности и дисциплины, взаимоподдержки и взаимовыручке, воспитанию духовности, уважению и любви к природе своей родного края.
Успех любого похода, экскурсии или путешествия во многом зависит от того, насколько хорошо путешественник сумеет определить свое местоположение, в каком направлении следует идти дальше, т.е. от умения ориентироваться на местности.
Благодаря развитию наблюдательности и привычке быстро замечать и запоминать характерные детали местности, вырабатывается умение ориентироваться в любой местности.
Туризм-это не только средство физического и прикладного воспитания. Он воспитывает у подрастающего поколения чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края, совершенствованию нравственного и физического воспитания личности.
Походы и занятия спортивным ориентирование на незнакомой местности позволяют школьникам изучать процессы и результаты взаимодействия природы и общества.
Широкая доступность, красота природы края, способствуют популярности, как школьного туризма, так и спортивного ориентирования. Занятия в кружке содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу, участвовать в городских соревнованиях по спортивному ориентированию, экологических акциях и пропагандировать экологическую культуру среди местного населения.
Особое внимание уделяется прогнозированию перспектив развития ландшафта и выработке рекомендаций по его дальнейшему наиболее рациональному хозяйственному использованию.
Нельзя недооценивать и то, что детскому и особенно подростковому возрасту свойственно стремление к новизне, необычности, к приключениям и романтике. Туризм - прекрасное средство, которое естественным путём удовлетворяет и такие, не всегда учитываемые взрослыми потребности ребят. Нужно помнить и о том, что в походе учащиеся раскрываются совсем с иной стороны, чем в школе. Контакты, которые устанавливаются между взрослыми и учениками в походе, как правило, гораздо более глубокие и душевные, чем в школе. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится в школу.
Разнообразные формы и методы позволяют вовлечь в процесс реализации программы широкий круг учащихся и учителей. Это позволяет создать своеобразную и благоприятную атмосферу общения, воспитания, коммуникативных связей и отношений.
Данная программа комплексная и даёт возможность учащимся осуществлять ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить профессию, жизненные принципы и интерес к познанию окружающего мира.
Туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся.
Цель программы.
Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.
Задачи:
1. В области образования:
- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, физике, математике, литературе и физической подготовки;
- приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом;
- приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
- обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.
2. В области воспитания:
- содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
- формирование самостоятельности и волевых качеств в любой обстановке;
- гуманное отношение к окружающему миру;
- умение вести себя в коллективе, выработка организаторских навыков в случае необходимости.
3. В области физической подготовки:
- физическое совершенствование учащихся (развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями);
Принципы обучения
- Связь физической культуры с жизнью.
- Всестороннее и гармоническое развитие личности.
- Оздоровительное направленность физического воспитания.
- Постепенность наращивания развивающих тренирующих воздействий.
- Цикличность построения занятий.
Личностные результаты:
Умения управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований.
Способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
Умение предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Понимать цель выполняемых действий.
Проговаривать и осуществлять последовательность действий.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств.
Познавательные УУД:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя учебные пособия, интернет-ресурсы.
Умения самостоятельно определять цели своего обучения.
Ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Анализировать полученную информацию.
Коммуникативные УУД:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместное деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально в группе: находить общие решения и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.
Умение формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Выработка умений и навыков коммуникативной культуры в процессе занятий физической культурой.
Предметные результаты:
Расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья.
По завершении обучения кружковцы должны
знать:
- порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;
- вопросы туризма и экологии;
- основы топографии и ориентирования;
- умение ориентироваться по местным признакам и звёздам;
- опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;
- порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;
- способы преодоления различных естественных препятствий;
- основные исторические и географические сведения о родном крае;
- различные способы ориентирования на местности.
уметь:
- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;
- преодолевать вместе естественные препятствия на пути;
- ориентироваться по компасу и карте в походе;
- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь;
- передвигаться по дорогам, тропам и пересечённой местности в составе группы;
- владеть приёмами самостраховки, преодолевать различные естественные или искусственные препятствия;
- уметь правильно применять туристские узлы;
- уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам;
- организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или слёт;
- оказывать доврачебную помощь и правильно транспортировать пострадавшего.
Тематическое планирование 4 класс
№ | Дата | Содержание |
1 | 05.09 | ТБ и личная гигиена на занятиях. Цели и задачи занятий. |
2 | 12.09 | Погода, климат. Основные характеристики погоды. Местные признаки погоды. Организация наблюдений за погодой. |
3 | 19.09 | Лекарственные растения. |
4 | 26.09 | Растения, которые надо охранять. |
5 | 03.10 | Животные своего края. |
6 | 17.10 | Необходимость охраны природы. Правила поведения на природе. |
7 | 24.10 | Экскурсия в природу. Наблюдения за жизнью животных. |
8 | 31.10 | Съедобные и несъедобные грибы. |
9 | 07.11 | Жизнь насекомых. Жизнь птиц. Влияние времени года на жизнь животных. |
10 | 14.11 | Знакомство с основными реками, озёрами, водохранилищами, |
11 | 28.11 | Компас, устройство компаса. Стороны горизонта. Ориентирование на местности. |
12 | 05.12 | Условные знаки карт. Ориентирование с картой и компасом. |
13 | 12.12 | Знакомство с картой своего края. |
14 | 19.12 | Определение сторон горизонта по компасу и местным признакам. Игры с элементами ориентирования. |
15 | 26.12 | Игры с элементами топографии. |
16 | 09.01 | Разгадывание и составление кроссвордов с элементами топографии. |
17 | 16.01 | Культура. Знакомство с художниками, композиторами, писателями, |
18 | 23.01 | Сбор материала по истории своей семьи. |
19 | 30.01 | ТБ и личная гигиена на занятиях в спортивном зале. Спортивные игры. |
20 | 06.02 | Спорт и туризм, их значение в формировании ЗОЖ современного человека. |
21 | 13.02 | Развитие ловкости, силы, выносливости. |
22 | 27.02 | ТБ в походе. Личное и групповое снаряжение. |
23 | 06.03 | Туристские узлы. |
24 | 13.03 | Правила преодоления возможных препятствий. |
25 | 20.03 | Туристские узлы. Игры с элементами топографии. |
26 | 27.03 | Привалы и ночлеги в туристическом походе. |
27 | 03.04 | Гигиена и доврачебная помощь. |
28 | 17.04 | Питание в походе. |
29 | 24.04 | Экскурсия по памятным местам родного края. |
30 | 08.04 | Занятия усиленной физической подготовкой. |
31 | 15.05 | Ориентирование на местности. |
32 | 15.05 | Проведение туристического похода. |
33 | 22.05 | Игры с элементами ориентирования на местности. |
34 | 29.05 | Развитие ловкости, силы, выносливости. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательные вопросы по туризму и краеведению.
Готовимся к олимпиаде по краеведению....
Уральское самоцветие московского музея.Статья опубликована в журнале "Туризм в школе" №5 (спецвыпуск), 2010г.
Статья о рождении музея "Сказы Павла Петровича Бажова".Посвящена 60-й годовщине памяти Мастера. Создание музея - творчество учителя, коллективный исследовательский проект учащи...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Начало туризма и краеведения"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Начало туризма и краеведения"...
Программа "Туризм и художественное воспитание в начальной школе"
Программа расчитана на учащихся начальной школы. В программе предусмотрены темы: азбука туризма, природа и мы, краеведение, художественное творчество...
Программа "Промышленный туризм в начальной школе"
Проект "Промышленный туризм в начальной школе" может быть использован во внеурочной деятельности....
Внеклассное занятие по туризму во втором классе
В данном материале опубликовано внеклассное занятие по туризму во втором классе. Тема занятия: "Туристское многоборье". В данном занятии применяются технологии обучения: личностно-ориентировочная и зд...