Туризм
рабочая программа по зож (4 класс)

Рабочая прграмма по туризму

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turizm_4_klass.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Туризм и краеведение являются одним из приоритетных направлений в воспитательной работе. Туристическая деятельность способствует укреплению здоровья, физической выносливости, организованности и дисциплины, взаимоподдержки и взаимовыручке, воспитанию духовности, уважению и любви к природе своей родного края.

Успех любого похода, экскурсии или путешествия во многом зависит от того, насколько хорошо путешественник сумеет определить свое местоположение, в каком направлении следует идти дальше, т.е. от умения ориентироваться на местности.

Благодаря развитию наблюдательности и привычке быстро замечать и запоминать характерные детали местности, вырабатывается умение ориентироваться в любой местности.

Туризм-это не только средство физического и прикладного воспитания. Он воспитывает у подрастающего поколения чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края, совершенствованию нравственного и физического воспитания личности.

Походы и занятия спортивным ориентирование на незнакомой местности позволяют школьникам изучать процессы и результаты взаимодействия природы и общества.

Широкая доступность, красота природы края, способствуют популярности, как школьного туризма, так и спортивного ориентирования. Занятия в кружке содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу, участвовать в городских соревнованиях по спортивному ориентированию, экологических акциях и пропагандировать экологическую культуру среди местного населения.

Особое внимание уделяется прогнозированию перспектив развития ландшафта и выработке рекомендаций по его дальнейшему наиболее рациональному хозяйственному использованию.

Нельзя недооценивать и то, что детскому и особенно подростковому возрасту свойственно стремление к новизне, необычности, к приключениям и романтике. Туризм - прекрасное средство, которое естественным путём удовлетворяет и такие, не всегда учитываемые взрослыми потребности ребят. Нужно помнить и о том, что в походе учащиеся раскрываются совсем с иной стороны, чем в школе. Контакты, которые устанавливаются между взрослыми и учениками в походе, как правило, гораздо более глубокие и душевные, чем в школе. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится в школу.

Разнообразные формы и методы позволяют вовлечь в процесс реализации программы широкий круг учащихся и учителей. Это позволяет создать своеобразную и благоприятную атмосферу общения, воспитания, коммуникативных связей и отношений.

Данная программа комплексная и даёт возможность учащимся осуществлять ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить профессию, жизненные принципы и интерес к познанию окружающего мира.

Туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся.

Цель программы.

Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.

Задачи:

1. В области образования:

- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, физике, математике, литературе и физической подготовки;

- приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом;

- приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;

- обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.

2. В области воспитания:

- содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;

- формирование самостоятельности и волевых качеств в любой обстановке;

- гуманное отношение к окружающему миру;

- умение вести себя в коллективе, выработка организаторских навыков в случае необходимости.

3. В области физической подготовки:

- физическое совершенствование учащихся (развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями);

Принципы обучения

  • Связь физической культуры с жизнью.
  • Всестороннее и гармоническое развитие личности.
  • Оздоровительное направленность физического воспитания.
  • Постепенность наращивания развивающих тренирующих воздействий.
  • Цикличность построения занятий.

Личностные результаты:

Умения управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований.

Способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Умение предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Понимать цель выполняемых действий.

Проговаривать и осуществлять последовательность действий.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя учебные пособия, интернет-ресурсы.

Умения самостоятельно определять цели своего обучения.

Ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Анализировать полученную информацию.

Коммуникативные УУД:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместное деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально в группе: находить общие решения и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Умение формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Выработка умений и навыков коммуникативной культуры в процессе занятий физической культурой.

Предметные результаты:

Расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

Понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья.

По завершении обучения кружковцы должны

знать:

- порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;

- вопросы туризма и экологии;

- основы топографии и ориентирования;

- умение ориентироваться по местным признакам и звёздам;

- опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;

- порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;

- способы преодоления различных естественных препятствий;

- основные исторические и географические сведения о родном крае;

- различные способы ориентирования на местности.

уметь:

- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

- преодолевать вместе естественные препятствия на пути;

- ориентироваться по компасу и карте в походе;

- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь; 

- передвигаться по дорогам, тропам и пересечённой местности в составе группы;

- владеть приёмами самостраховки, преодолевать различные естественные или искусственные препятствия;

- уметь правильно применять туристские узлы;

- уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам;

- организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или слёт;

- оказывать доврачебную помощь и правильно транспортировать пострадавшего.

Тематическое планирование 4 класс

Дата

Содержание

1

05.09

ТБ и личная гигиена на занятиях. Цели и задачи занятий.

2

12.09

Погода, климат. Основные характеристики погоды. Местные признаки погоды. Организация наблюдений за погодой.

3

19.09

Лекарственные растения.

4

26.09

Растения, которые надо охранять.

5

03.10

Животные своего края.

6

17.10

Необходимость охраны природы. Правила поведения на природе.

7

24.10

Экскурсия в природу. Наблюдения за жизнью животных.

8

31.10

Съедобные и несъедобные грибы.

9

07.11

Жизнь насекомых. Жизнь птиц. Влияние времени года на жизнь животных.

10

14.11

Знакомство с основными реками, озёрами, водохранилищами,
прудами своей местности Значение рек, водоёмов в жизни людей.

11

28.11

Компас, устройство компаса. Стороны горизонта. Ориентирование на местности.

12

05.12

Условные знаки карт. Ориентирование с картой и компасом.

13

12.12

Знакомство с картой своего края.

14

19.12

Определение сторон горизонта по компасу и местным признакам. Игры с элементами ориентирования.

15

26.12

Игры с элементами топографии.

16

09.01

Разгадывание и составление кроссвордов с элементами топографии.

17

16.01

Культура. Знакомство с художниками, композиторами, писателями,
поэтами своего края.

18

23.01

Сбор материала по истории своей семьи.

19

30.01

ТБ и личная гигиена на занятиях в спортивном зале. Спортивные игры.

20

06.02

Спорт и туризм, их значение в формировании ЗОЖ современного человека.

21

13.02

Развитие ловкости, силы, выносливости. 

22

27.02

ТБ в походе. Личное и групповое снаряжение.

23

06.03

Туристские узлы.

24

13.03

Правила преодоления возможных препятствий.

25

20.03

Туристские узлы. Игры с элементами топографии.

26

27.03

Привалы и ночлеги в туристическом походе.

27

03.04

Гигиена и доврачебная помощь.

28

17.04

Питание в походе.

29

24.04

Экскурсия по памятным местам родного края.

30

08.04

Занятия усиленной физической подготовкой.

31

15.05

Ориентирование на местности.

32

15.05

Проведение туристического похода.

33

22.05

Игры с элементами ориентирования на местности.

34

29.05

Развитие ловкости, силы, выносливости. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные вопросы по туризму и краеведению.

Готовимся к олимпиаде по краеведению....

Уральское самоцветие московского музея.Статья опубликована в журнале "Туризм в школе" №5 (спецвыпуск), 2010г.

Статья о рождении  музея  "Сказы Павла Петровича Бажова".Посвящена 60-й годовщине памяти Мастера. Создание музея -  творчество учителя, коллективный исследовательский проект  учащи...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Начало туризма и краеведения"

Рабочая программа  внеурочной деятельности "Начало туризма и краеведения"...

Программа "Туризм и художественное воспитание в начальной школе"

Программа расчитана на учащихся начальной школы. В программе предусмотрены темы: азбука туризма, природа и мы, краеведение, художественное творчество...

Программа "Промышленный туризм в начальной школе"

Проект "Промышленный туризм в начальной школе" может быть использован во внеурочной деятельности....

Внеклассное занятие по туризму во втором классе

В данном материале опубликовано внеклассное занятие по туризму во втором классе. Тема занятия: "Туристское многоборье". В данном занятии применяются технологии обучения: личностно-ориентировочная и зд...