Программа "Промышленный туризм в начальной школе"
проект (1 класс) по теме
Проект "Промышленный туризм в начальной школе" может быть использован во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_promyshlennyy_turizm.docx | 35.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа проекта
«Промышленный туризм в начальной школе»
Заместитель директора по УВР С.Р. Китикарь
Любому школьнику интересно - откуда берутся все те вещи, которые окружают нас каждый день? Растут ли булки на деревьях, из чего делают одежду, кто заворачивает конфеты в фантики? На эти и многие другие вопросы дадут ответ экскурсии на производственные предприятия. Такие экскурсии не только интересны, но и очень полезны: они воспитывают уважение к чужому труду, учат бережно относиться к вещам и даже помогают определиться с выбором будущей профессии. Сейчас часто можно услышать словосочетание «промышленный туризм» в информационном пространстве школы.
Существование промышленного туризма как такового встречалось в Европе еще в 1930-1940 гг., когда отдельные предприятия (автомобильный завод Peugeot и пивоваренный завод Krononburg) стали принимать туристов. Однако внимание исследователей к такому виду туристической деятельности проявляется только в 90гг. XX в., когда промышленные объекты, особенно имеющие большую историю, входят в разряд культурных ценностей.
В научной литературе не существует четкого определения термина «промышленный туризм». Считается, что промышленный туризм включает посещение широкого спектра туристических объектов, в том числе: корпоративных архивов и музеев, заводов, шахт, банков, страховых компаний, торговых палат и других центров экономической деятельности, транспортной инфраструктуры, общественных зданий и агропромышленных комплексов.
Сегодня практически в каждом учебном заведении организуются различные экскурсии для групп школьников. Ведь они представляют собой отличную возможность внести разнообразие в детский отдых на каникулах и в выходные дни, но и стать новой формой организации учебной деятельности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС. Экскурсии для групп школьников должны быть тщательно подобраны в соответствии с возрастом детей и уровнем знаний школьников. Уроки должны быть близки и понятны детям. И сделать их таковыми под силу лишь грамотному учителю и опытному экскурсоводу. Только тогда экскурсии для групп школьников станут незабываемыми путешествиями в мир знаний.
Для детей туризм - способ (форма) активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни. А для учителей он - средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников и оказать позитивное влияние на их развитие.
В рамках «Инженерной школы» нам было важно приобщить младших школьников к профориентационной работе, в соответствии с этим и был создана программа «Промышленный туризм в начальной школе».
Цель проекта: Создание условий для формирования представлений у младших школьников о различных видах современного производства на основе практического погружения в деятельность.
Задачи:
- Актуализировать в сознании детей специфику инженерной деятельности в различных видах производства.
- Интегрировать промышленный туризм в урочной и внеурочной деятельности как необходимый элемент профориентационной работы (знакомство с современным производством, с особенностями технологических процессов, с условиями труда работников предприятий, рабочие профессии).
- Формировать подход к экскурсии как деятельности – стратегия формирования профессиональных планов в контексте требований ФГОС НОО.
Направление | Экскурсии |
Ремесла |
|
Пищевая промышленность |
|
Заводы и фабрики |
|
Животноводство |
|
Социально-значимые объекты |
|
Мастер- классы |
|
Следует помнить: то, что интересно подростку, будет непонятно для младшего школьника. К тому же, прежде чем заказывать те или иные туры для групп школьников, необходимо подготовить к ним детей. Если планируется путешествие по литературным местам, ребята должны быть знакомы с произведениями тех писателей и поэтов, о которых пойдет речь на экскурсии. Да и сам познавательный материал необходимо преподносить детям не сухо и лаконично, а живо и эмоционально. Рассказывая о том же Пушкине или Есенине, следует познакомить детей с интересными фактами биографии писателей, различными жизненными ситуациями, связанными с созданием тех или иных литературных произведений. То же касается и исторических экскурсий.
Организация и проведение экскурсий, как показывает практика, складывается из нескольких этапов: подготовительного, проведения экскурсии, подведения итогов, обработки собранных материалов, использования материалов в преподавании. Подготовительный этап включает подготовку и учителя и учащихся. Учитель, готовясь к экскурсии, отбирает вопросы для повторения или намечает, какие представления школьники получат для формирования новых понятий в будущем, выбирает объекты для обследования и всесторонне их изучает. При проведении производственных экскурсий следует учитывать, чтобы выбранные объекты представляли собой высокомеханизированные предприятия, имеющие четкую организацию труда, и отражали специализацию хозяйства местного района. В предварительном знакомстве с предприятием учителю необходимо определить вместимость помещений. При этом следует иметь в виду, чтобы все учащиеся могли слушать экскурсовода, видеть все, что он показывает, не создавая сутолоки и помех в работе предприятия. Поэтому перед экскурсией учитель определяет, какое максимальное количество школьников может одновременно посещать объект. В большинстве случаев предприятия могут посещать одновременно не более 25 человек. Цель производственных экскурсий составляет формирование понятий о современном, высокомеханизированном промышленном и сельскохозяйственном производстве, о ведущей специализации, об экономико-географическом положении, о размещении цехов предприятия и внутризаводских производственных связях, об организации труда и воспитание любви к труду. На сегодняшний день нашей школе освоено около 30 экскурсионных маршрутов.
Условия реализации программы:
- Проведение экскурсий малыми группами;
- Экскурсии проводятся 4 раза в год в каждом классе;
- Проведение экскурсии специалистами, способным заинтересовать данным предприятием;
- Возможность практического применения получаемых в школе знаний;
- Использование практико-ориентированных мастер-классов, ролевых игр, в ходе которых у учащихся появляется реальная возможность поучаствовать в процессе выполнения отдельных производств;
- Для организации экскурсий на отдаленные предприятия, необходимо транспортное обеспечение перевозки школьников;
- На выбор предприятия оказывает влияние целый ряд причин: наличие социального заказа;
- Открытость промышленного предприятия для экскурсии;
- Интерес к профессиям родителей;
- Интересы и увлечения учащихся;
- Местонахождение предприятия и его близость к образовательному учреждению.
Планирование экскурсий по классам:
класс | направление | объект |
1 класс | пищевая промышленность | производство кукурузных палочек |
ремесла | гончарная фабрика | |
животноводство | мини-зоопарк | |
мастер-класс | Изготовление кукол | |
2 класс | пищевая промышленность | хлебокомбинат |
ремесла | кузница | |
животноводство | страус-парк | |
социальные объекты | сады и парки города | |
3 класс | пищевая промышленность | кондитерская фабрика |
ремесла | стеклодувное производство | |
животноводство | конеферма | |
социальные объекты | метеостанция | |
4 класс | пищевая промышленность мастер-класс | завод по производству лимонада производство тортов |
ремесла | Краснокамский целлюлозный комбинат | |
животноводство | собачий питомник | |
социальные объекты | Автодром, аэродром |
Этапы реализации программы:
Этап | Содержание | Ответственный | Результат |
Подготови- тельный этап 2011/2012 уч. г | Знакомство с реестром предложений туристических фирм | руководитель проекта | Выбор экскурсий для каждой параллели |
Составление плана-графика посещений предприятий | Классные руководители 1-4 классов | План-график | |
Анкетирование родителей и учащихся на предмет интереса и увлечений | Классные руководители1-4 классов | Анализ анкет и выбор предполагаемых направлений | |
Информирование родителей о предстоящих экскурсиях | Классные руководители1-4 классов | Классные родительские собрания | |
Составление плана экскурсии | Классные руководители1-4 классов | конспект урока-экскурсии | |
Обсуждение на МО классных руководителей плана экскурсий и возможности реализации | рук. параллели | протокол заседания МО | |
Основной этап 2012/2014 уч.г.г. | Организация экскурсий по выбранным направлениям | Классные руководители1-4 классов | 4 экскурсии в год |
Мониторинг полученных результатов с помощью анкетирования | . руководитель проекта | аналитическая справка | |
Круглые столы и семинары в ОУ о реализации программы | зам. директора по УВР | справка | |
Разработка и введение странички на сайте школы о промышленном туризме | руководитель сайта | страничка сайта | |
Конкурсы рисунков, эссе, фотографий школьников | руков. пар. 1-4 классов | ||
Заключительный этап 2014/2015 уч. г | Подведение итогов проекта Сбор рефлексивных материалов из каждого класса | классные руководители 1-4 классов | Дневник рефлексивных материалов класса |
Изготовление аналитических материалов о реализации проекта | зам. директора по УВР | Справка | |
Изготовление буклета наиболее интересных объектах промышленного туризма (дневник путешественника) | руководитель проекта | Выставка буклетов |
Преемственность в реализации программы с основной школой.
Начальная школа | Основная школа |
Аэроклуб | Уралкалий |
Музей пермской нефти | ПЦБК |
Стеклодувное производство | КамГЭС |
Кузница | НПО «Искра» |
Гончарная фабрика | Пермский военный институт |
Камский целлюлозно-бумажный комбинат | Добрянская ГРЭС и др. |
Фабрика упаковки | |
Типография | |
Телевидение | |
Метеостанция | |
Кондитерские производства | |
Хлебокомбинат | |
Страусиные и конные фермы | |
Мини-зоопарки |
Мониторинг реализации программы.
Экскурсии школьников на современное промышленное производство города является одним из элементов системы профориентационной работы, позволяющей ознакомиться с современным производством, с особенностями технологических процессов, с условиями труда работников предприятий, узнать подробности о рабочих профессиях, вакантных местах и о сложившейся ситуации на рынке труда на текущий момент времени. Это экскурсии не только на крупные промышленные предприятия, колледжи, профтехучилища, но и предприятия малого бизнеса.
После проведенных экскурсий проводится анкетирование учащихся с целью выяснения их отношения и предпочтения к той или иной профессии, что заинтересовало и удивило.
Анкета
- Какая цель посещения предприятий стояла перед Вами?
- Что заинтересовало Вас при посещении предприятий?
- Встретили ли Вы на предприятиях интересных людей, увлеченным своим делом?
- Какая форма проведения экскурсии Вам больше понравилась?
Анализируя ответы сводной анкеты, можно сделать вывод, что проведение подобных экскурсий полезно для учащихся. Школьники знакомятся с предприятиями города, тем самым узнавая больше нового о мире профессий, знакомясь с условиями труда и выпускаемой продукцией. Посещая предприятия города, у учащихся повышается осведомленность о рабочих специальностях, карьерном росте, получении социальных льгот и гарантий. Все это благотворно влияет на дальнейший профессиональный выбор учащихся.
Ожидаемые результаты:
- Возникновение чувства гордости профессией родителей и земляков;
- Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия за пределами школьной среды;
- Положительная мотивация к трудовой профессиональной деятельности.
- Возможности для изучения педагогом личности учащихся, интеллектуальный процесс, коммуникабельность, ментальность, эмоциональность.
- Возможность превратить множество отвлеченных, "книжных" знаний в конкретные, привязанные к месту и времени.
- Организация коллективной творческой деятельности в рамках проекта «Промышленный туризм».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"
Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
Программа "Туризм и художественное воспитание в начальной школе"
Программа расчитана на учащихся начальной школы. В программе предусмотрены темы: азбука туризма, природа и мы, краеведение, художественное творчество...
Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»
В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...
Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...