Программа "Промышленный туризм в начальной школе"
проект (1 класс) по теме

Проект "Промышленный туризм в начальной школе" может быть использован во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_promyshlennyy_turizm.docx35.2 КБ

Предварительный просмотр:

Программа проекта

«Промышленный туризм в начальной школе»

Заместитель директора по УВР С.Р. Китикарь

Любому школьнику интересно - откуда берутся все те вещи, которые окружают нас каждый день? Растут ли булки на деревьях, из чего делают одежду, кто заворачивает конфеты в фантики? На эти и многие другие вопросы дадут ответ экскурсии на производственные предприятия. Такие экскурсии не только интересны, но и очень полезны: они воспитывают уважение к чужому труду, учат бережно относиться к вещам и даже помогают определиться с выбором будущей профессии. Сейчас часто можно услышать словосочетание «промышленный туризм» в информационном пространстве школы.

 Существование промышленного туризма как такового встречалось в Европе еще в 1930-1940 гг., когда отдельные предприятия (автомобильный завод Peugeot и пивоваренный завод Krononburg) стали принимать туристов. Однако внимание исследователей к такому виду туристической деятельности проявляется только в 90гг. XX в., когда промышленные объекты, особенно имеющие большую историю, входят в разряд культурных ценностей. 

В научной литературе не существует четкого определения термина «промышленный туризм». Считается, что промышленный туризм включает посещение широкого спектра туристических объектов, в том числе: корпоративных архивов и музеев, заводов, шахт, банков, страховых компаний, торговых палат и других центров экономической деятельности, транспортной инфраструктуры, общественных зданий и агропромышленных комплексов. 

Сегодня практически в каждом учебном заведении организуются различные экскурсии для групп школьников. Ведь они представляют собой отличную возможность внести разнообразие в детский отдых на каникулах и в выходные дни, но и  стать новой формой организации учебной деятельности  младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС.  Экскурсии для групп школьников должны быть тщательно подобраны в соответствии с возрастом детей и уровнем  знаний школьников. Уроки должны быть близки и понятны детям. И сделать их таковыми под силу лишь грамотному учителю и опытному экскурсоводу. Только тогда экскурсии для групп школьников станут незабываемыми путешествиями в мир знаний.

Для детей туризм - способ (форма) активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни. А для учителей он - средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников и оказать позитивное влияние на их развитие.

В рамках «Инженерной школы» нам было важно  приобщить младших школьников к профориентационной работе, в соответствии с этим и был создана  программа  «Промышленный туризм в начальной  школе».

Цель проекта: Создание условий для формирования представлений  у младших школьников    о различных видах современного производства на основе  практического погружения в деятельность.

Задачи:

  • Актуализировать в сознании детей специфику инженерной деятельности в различных видах производства.
  • Интегрировать промышленный туризм в урочной и внеурочной деятельности как необходимый элемент профориентационной работы (знакомство с современным производством, с особенностями технологических процессов, с условиями труда работников предприятий,  рабочие профессии).
  • Формировать подход к экскурсии как деятельности – стратегия формирования профессиональных планов в контексте требований ФГОС НОО.

Направление

Экскурсии

Ремесла

  • Кузница
  • Гончарная фабрика
  • Стеклодувное производство

Пищевая промышленность

  • Кондитерская фабрика
  • Хлебозавод
  • Завод по производству лимонада
  • Производство по изготовлению кукурузных     палочек

Заводы и фабрики

  • НПО «Искра»
  • КАМГЭС
  • ПЦБК
  • ОАО «Мотовилихинские заводы»

Животноводство

  • Мини-зоопарки
  • Конные фермы
  • Страусиные фермы
  • Собачий питомник

Социально-значимые объекты

  • Метеостанция
  • Автодром
  • Аэродром
  • Почта
  • Пожарная команда
  • Сады и парки города

         Мастер- классы

  • Изготовление кукол
  • Изготовление тортов
  • Изготовление чаши из глины
  • Ковка гвоздя
  • Изготовление деревянной куклы
  • «Этикет за столом»
  •  «Чайная церемония»
  •  «Бабушкина печка»
  •  «Сервировка стола» 
  •  «Мокрое валяние»
  • «Узелковый батик»
  • «Витраж пластилиновый»
  •  «Роспись по ткани»
  •  «Открытка»,  «Книга»
  •  Керамика»
  • «Бисероплетение»
  • «Ландшафт»

Следует помнить: то, что интересно подростку, будет непонятно для младшего школьника. К тому же, прежде чем заказывать те или иные туры для групп школьников, необходимо подготовить к ним детей. Если планируется путешествие по литературным местам, ребята должны быть знакомы с произведениями тех писателей и поэтов, о которых пойдет речь на экскурсии. Да и сам познавательный материал необходимо преподносить детям не сухо и лаконично, а живо и эмоционально. Рассказывая о том же Пушкине или Есенине, следует познакомить детей с интересными фактами биографии писателей, различными жизненными ситуациями, связанными с созданием тех или иных литературных произведений. То же касается и исторических экскурсий.

Организация и проведение экскурсий, как показывает практика, складывается из нескольких этапов: подготовительного, проведения экскурсии, подведения итогов, обработки собранных материалов, использования материалов в преподавании. Подготовительный этап включает подготовку и учителя и учащихся. Учитель, готовясь к экскурсии, отбирает вопросы для повторения или намечает, какие представления школьники получат для формирования новых понятий в будущем, выбирает объекты для обследования и всесторонне их изучает.      При проведении производственных экскурсий следует учитывать, чтобы выбранные объекты представляли собой высокомеханизированные предприятия, имеющие четкую организацию труда, и отражали специализацию хозяйства местного района. В предварительном знакомстве с предприятием учителю необходимо определить вместимость помещений. При этом следует иметь в виду, чтобы все учащиеся могли слушать экскурсовода, видеть все, что он показывает, не создавая сутолоки и помех в работе предприятия. Поэтому перед экскурсией учитель определяет, какое максимальное количество школьников может одновременно посещать объект. В большинстве случаев предприятия могут посещать одновременно не более 25 человек. Цель производственных экскурсий составляет формирование понятий о современном, высокомеханизированном промышленном и сельскохозяйственном производстве, о ведущей специализации, об экономико-географическом положении, о размещении цехов предприятия и внутризаводских производственных связях, об организации труда и воспитание любви к труду. На сегодняшний день   нашей школе освоено около 30 экскурсионных маршрутов.

Условия реализации программы:

  • Проведение экскурсий  малыми группами;
  •  Экскурсии  проводятся 4 раза в год в каждом классе;
  • Проведение экскурсии  специалистами, способным заинтересовать данным предприятием;
  • Возможность практического применения получаемых в школе знаний;
  • Использование практико-ориентированных мастер-классов, ролевых игр, в ходе которых у учащихся появляется реальная возможность поучаствовать в процессе выполнения отдельных производств;
  • Для организации экскурсий на отдаленные предприятия, необходимо транспортное обеспечение перевозки школьников;
  • На выбор предприятия оказывает влияние целый ряд причин: наличие социального  заказа;
  •   Открытость промышленного предприятия для экскурсии;
  • Интерес  к профессиям родителей;
  •  Интересы и увлечения учащихся;
  • Местонахождение предприятия и его близость к образовательному учреждению.

Планирование экскурсий по классам:

класс

направление

объект

1 класс

пищевая промышленность

производство кукурузных палочек

ремесла

гончарная фабрика

животноводство

мини-зоопарк

мастер-класс

Изготовление кукол

2 класс

пищевая промышленность

хлебокомбинат

ремесла

кузница

животноводство

страус-парк

социальные объекты

сады и парки города

3 класс

пищевая промышленность

кондитерская фабрика

ремесла

стеклодувное производство

животноводство

конеферма

социальные объекты

метеостанция

4 класс

пищевая промышленность

мастер-класс

завод по производству лимонада

производство тортов

ремесла

Краснокамский целлюлозный комбинат

животноводство

собачий питомник

социальные объекты

Автодром, аэродром

Этапы реализации программы:

Этап

Содержание

Ответственный

Результат

Подготови-

тельный этап

2011/2012 уч. г

Знакомство с реестром предложений  туристических фирм

руководитель проекта

Выбор экскурсий для каждой параллели

Составление плана-графика посещений предприятий

Классные руководители 1-4 классов

План-график

Анкетирование родителей и учащихся на предмет интереса  и увлечений

Классные руководители1-4 классов

Анализ анкет и выбор предполагаемых направлений

Информирование родителей о предстоящих экскурсиях

Классные руководители1-4 классов

Классные родительские собрания

Составление плана экскурсии

Классные руководители1-4 классов

конспект урока-экскурсии

Обсуждение на МО классных руководителей плана экскурсий и возможности реализации

рук. параллели

протокол заседания МО

Основной

этап

2012/2014 уч.г.г.

Организация экскурсий по выбранным направлениям

Классные руководители1-4 классов

4 экскурсии в год

Мониторинг полученных результатов с помощью анкетирования

. руководитель проекта

аналитическая справка

Круглые столы и семинары в ОУ о реализации программы

зам. директора по УВР

справка

 Разработка и введение странички на сайте школы о промышленном туризме

руководитель сайта

страничка сайта

Конкурсы рисунков, эссе, фотографий  школьников

руков. пар. 1-4 классов

Заключительный этап

2014/2015 уч. г

Подведение итогов проекта

Сбор рефлексивных материалов из каждого класса

классные руководители 1-4 классов

Дневник рефлексивных материалов класса

Изготовление аналитических материалов о реализации проекта

зам. директора по УВР

Справка

Изготовление буклета наиболее интересных объектах промышленного туризма (дневник путешественника)

 руководитель проекта

Выставка буклетов

Преемственность в реализации программы с основной школой.

Начальная школа

Основная школа

     Аэроклуб

Уралкалий

     Музей пермской нефти

ПЦБК

     Стеклодувное производство

КамГЭС

Кузница

НПО «Искра»

Гончарная фабрика

Пермский военный институт

Камский целлюлозно-бумажный комбинат

Добрянская ГРЭС и др.

Фабрика упаковки

Типография

Телевидение

Метеостанция

Кондитерские производства

Хлебокомбинат

Страусиные и конные       фермы

      Мини-зоопарки

Мониторинг  реализации программы.

Экскурсии школьников на современное промышленное производство города является одним из элементов системы профориентационной работы, позволяющей ознакомиться с современным производством, с особенностями технологических процессов, с условиями труда работников предприятий, узнать подробности о рабочих профессиях, вакантных местах и о сложившейся ситуации на рынке труда на текущий момент времени. Это экскурсии не только на крупные промышленные предприятия, колледжи, профтехучилища, но и предприятия малого бизнеса.

                 После проведенных экскурсий проводится анкетирование учащихся с целью выяснения их отношения и предпочтения к той или иной профессии, что заинтересовало и удивило.

Анкета

  • Какая цель посещения предприятий стояла перед Вами?
  • Что заинтересовало Вас при посещении предприятий?
  • Встретили ли Вы на предприятиях интересных людей, увлеченным своим делом?
  • Какая форма проведения экскурсии Вам больше понравилась?

Анализируя ответы сводной анкеты, можно сделать вывод, что проведение подобных экскурсий полезно для учащихся. Школьники знакомятся с предприятиями города, тем самым узнавая больше нового о мире профессий, знакомясь с условиями труда и выпускаемой  продукцией. Посещая предприятия города, у учащихся повышается осведомленность о рабочих специальностях, карьерном росте, получении социальных льгот и гарантий. Все это благотворно влияет на дальнейший профессиональный выбор учащихся.

Ожидаемые результаты:

  • Возникновение чувства гордости профессией родителей и земляков;
  • Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия за пределами школьной среды;
  • Положительная мотивация  к трудовой профессиональной деятельности.
  • Возможности для изучения педагогом  личности учащихся, интеллектуальный процесс, коммуникабельность, ментальность, эмоциональность.
  • Возможность превратить множество отвлеченных, "книжных" знаний в конкретные, привязанные к месту и времени.
  • Организация  коллективной творческой деятельности в рамках проекта «Промышленный туризм».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"

Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Программа "Туризм и художественное воспитание в начальной школе"

Программа расчитана на учащихся начальной школы. В программе предусмотрены темы: азбука туризма, природа и мы, краеведение, художественное творчество...

Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»

В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...