Программа "Туризм и художественное воспитание в начальной школе"
план-конспект занятия (1 класс) по теме
Программа расчитана на учащихся начальной школы. В программе предусмотрены темы: азбука туризма, природа и мы, краеведение, художественное творчество
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_komarovoy_e.doc | 105 КБ |
сценарий праздника "Рождество" | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Учебно-воспитательный процесс в начальной школе, требует от учащихся в основном умственного напряжения. На ряду с этим, организм детей в этом возрасте нуждается в активной физической нагрузке, в познании окружающего мира. Через его разнообразные виды деятельности.
Важно, не пренебрегая занятиями пробудить у детей, через с общение с природой, чувство благоговения и благодарения, научить восхищаться красотою созданного мира.
Программа «Туризм и эстетическое воспитание в начальной школе» имеет туристско- краеведческую направленность. Программа комплексная.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Формирование и развитие творчески активной, эмоционально отзывчивой, духовно богатой, физически крепкой личности, через освоение разносторонних умений в туристической и художественной деятельности. При этом предполагается решение следующих основных задач
Обучающиеся:
- обучить детей основам туризма, краеведения,, ориентирования.,
- познакомить с природой, культурным наследием родного края.
- Выработать умение в работе с природным материалом
- Обучить практическим и технологическим навыкам, необходимым в походных условиях.
Воспитательные:
- Развивать индивидуальные творческие способности, формировать художественный вкус.
- Воспитывать ответственность за все живое.
- Пропогандировать здоровый образ жизни
- Совершенствовать культуру общения и поведение в обществе и коллективе.
Развивающие :
- Развивать познавательные процессы( слух, речь, внимание)
- Раскрывать и развивать личностный потенциал через выполнение поставленных задач,
- Развивать творческое мышление и творческую активность.
При составлении данной программы основу положена программа «Юные туристы- краеведы» , автор Смирнов Д.В.. Отличие, заключается в том, что в программу включены разделы некоторых направлений творческой деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей: «Музыка и пение, лепка из глины, театр».
«Музыка и пение» - дети учатся основам вокала , пению под гитару, хоровому пению. Готовят музыкальные вечера, тематические концерты, утренники.
«Лепка из глины»- программа носит практический характер. На занятиях дети овладевают способами лепки, учатся передавать предметные образы на плоскости и в объеме, изучают технологический процесс.
«Театр» - предполагает овладение элементами актерского мастерства для самовыражения, участвуют в процессе создания пространства спектакля ( декорации, костюмы, реквизит)
Программа адресована детям младшего школьного возраста 8 – 10 лет. Детям этого возраста свойственно подвижность, любознательность. Они любят все яркое, незнакомое, ждут от жизни приключений . Быстро утомляются от однообразия, легко отвлекаются на любые внешние раздражители. Легко поддаются азарту соревнования.
Программа рассчитана на три года обучения с учащимися начальной школы. Время на обучение 216 часов в год. Данная программа требует от педагога владения музыкальным инструментом, иметь навыки изобразительного творчества, сценического мастерства. Исходя из времени года и погодно- климатических условий самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятия. Программа составлена с учетом принципов гармонизации личности и среды, принципов наглядности, доступности, целостного подхода в воспитании. Предусмотрены такие формы работы, как викторина, игры, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы, беседы, концерты.
Занимающиеся первого года обучения знакомятся с окружающим их миром- своей семьей, классом, школой, поселком, ближайшее й зеленой зоной «парком», «лесом», «рекой». У них формируется начальные навыки здорового образа жизни, безопасного поведения в окружающем мире, а также элементарные знания и навыки в творческой деятельности. Занимающиеся второго и третьего года расширяют зону познания окружающего мира, знакомятся с достопримечательностями поселка, города, участвуют в походах по родному краю, закрепляют и совершенствуют приобретенные навыки.
Работа с младшими школьниками строится на непрерывно сменяющих друг друга, а в некоторых случаях накладывающихся друг на друга циклах, каждый из которых включает подготовку к мероприятию, организацию и проведение и подведение итогов, выставок, концертов, соревнований.
Наименование тем и разделов | Теор | Прак. | Всего |
1.Введение. Значение туризма. | 2 | 2 | 4 |
2. Природа и мы. Мир вокруг нас. Гармония в природе Лекарственные растения. Тропа природы. Птицы – объект живой природы. Животный мир нашего леса Экологический десант | 6 2 2 2 2 2 2 - | 6 4 - 2 6 4 2 4 | 12 6 2 4 8 6 4 4 |
ИТОГО: | 12 | 22 | 34 |
Путешествие в прошлое. Родословная Моя школа Мой поселок | 4 4 4 | 6 6 6 | |
ИТОГО: | 12 | 18 | 30 |
Азбука туриста Туристско-бытовые навыки. Топография и ориентирование. Основы гигиены и первая доврачебная помощь. Общая спортивно-оздоровительная подготовка | 10 4 4 2 | 18 6 8 18 | |
ИТОГО: | 20 | 50 | 70 |
Искусство и культура Хоровое пение Народные песни Школьный театр. Лепка из глины и роспись | 4 8 4 2 | 16 10 16 10 | |
ИТОГО : | 18 | 52 | 70 |
ВСЕГО: | 216 часов |
Содержание программы
1.Введение (12 часов)
Туризм – средство познания родного края. Связь путешествия с развитием личности, воспитание самостоятельности. Оздоровительная роль прогулок.
Практическое занятие
«На чем можно путешествовать ?, просмотр слайдов, рисунки по итогам просмотров, игра «Кто первый?»».
2.Природа и мы (24 часа)
Мир рукотворный и нерукотворный, нарушение гармонии в природе. Живое в природе. Забота об окружающем месте. Мусор. Загрязнения почв. Тропа природы, отрядное место. Лес во все времена года. Сбор бересты. Меры безопасности при обращении с огнем. Наблюдения за птицами.
Практические занятия
Лепка птиц из глины, рисунок на бересте. Песня о птицах. Рисунки растений, деревьев. Уборка школьного двора от мусора.
3.Путешествия в прошлое (30 часов)
Состав семьи, семейные традиции и семейные праздники. Истории школы, история поселка. И8рры бабушек и дедушек.
Практические занятия:
Рассказ о родителях, рисунок на тему «Моя семья», «Дом в котором я живу». Экскурсия по улицам поселка. Краеведческая викторина. Народные игры.
4.Азбука туриста (70 часов)
Организация движения группы в лесу. Полоса препятствий, способы преодоления. Снаряжение туриста- лыжника, правила движения на лыжах. Узлы и их применение. Элементы ориентирования , топографические знаки. Комплекс утренней гимнастики, гигиена обуви и одежды. Закаливание. Помощь при ожогах. Аптечка выходного дня. Индивидуальный подход при физических нагрузках.
Практические занятия:
Турпраздник «Посвящение в туристы». Топографический диктант. Игра «Веселая стрелка», игра- задание «Собери рюкзак», лыжные прогулки, спортивные игры.
5.Искусство и культура (70 часов)
Развитие певческого голоса, музыкального слуха, игра на музыкальных инструментах. Сценическое внимание, память. Темп, ритм, координация движения. Социально- значимые мероприятия, работа с глиной. Основные способы лепки.. Передача форм, предмета в объеме. Лепка и роспись простейших игрушек.
Практические занятия:
Вокально- хоровые упражнения, индивидуально- групповая работа, репетиция, концерты, утренники, праздники, творческие задания, практикум, выставки.
Наименование тем и разделов | Теор | Прак. | Всего |
1.Введение. Подведение итогов прошлого года. Задачи на новый год. Правила поведения туриста. | 2 4 | 4 6 | |
ИТОГО : | 6 | 10 | 16 |
Природа и мы. Тропа природы Проблемы охраны природы. Правила сбора лекарственных и дикорастущих растений, грибов, ягод. Правила безопасности во время туристских прогулок. Осень в лесу. Экологическая игра | 2 2 4 2 2 2 | 4 6 4 6 4 4 | |
ИТОГО: | 14 | 28 | 32 |
Путешествие в прошлое Родословная История поселка Богородские святыни Азбука краеведения | 6 4 4 2 | 4 8 10 2 | |
ИТОГО: | 16 | 24 | 40 |
Азбука туриста Основы туристской подготовки Топография и ориентирование Личная гигиена и первая доврачебная помощь Общая спортивно- оздоровительная подготовка | 10 6 4 2 | 16 12 8 14 | |
ИТОГО: | 22 | 50 | 72 |
Искусство и культура Хоровое пение Народные песни Школьный театр Лепка из глины и роспись | 4 2 2 4 | 14 10 10 10 | |
ИТОГО: | 12 | 44 | 56 |
ВСЕГО | 216 часов |
Содержание занятий программы второго года обучения.
1.ВВЕДЕНИЕ : 16 часов
Туризм – средство познания родного края. Обязанности и должности каждого воспитанника. Достижения. Правила безопасности.
Практические занятия :
Рисунок на тему «Как я провел лето?». Прогулка на отрядное место. Оформление уголка туриста. П
2.Природа и мы (32 часа)
Продолжение тропы природы, начало реки. Пруды. Поле. Наблюдения за животным и растительным миром. Охрана природы. Вода в прирорде. Помощь притцам.
Практические занятия :
Рисунок по итогам прогулки. Поход : «Куда течет Васса?». Утренник «Берегите лес». Экскурсия на водокачку. Экодесант. Рисунки, следы на снегу.
3.Путешествия в прошлое ( 40 часов)
Родословная дерева. География родни. Архитектура предприятия и поселка. Святыни Богородского края. Краеведческие должности.
Практические занятия:
Составление, совместно с родителями родословной. Рассказы о своих родственниках. Экскурсии на предприятия поселка. Поход по святым местам . Экскурсия в краеведческий музей.
4.Азбука туриста (72 часа)
Личное и групповое снаряжение. Питьевой режим во время похода. Состав ремнабора, медаптечки. Схема и план местности. Ориентирование с помощью компаса, по сторонам горизонта. Правила утреннего и вечернего туралета. Обработка ран, наложение повязок. Способы транспортировки пострадавшего. Узлы. Обеспечение безопасности в походе. Меры по исключению субъективных опасностей. Сведения о строении организма. Влияние физических упражнений на укрепление здоровья.
Практические занятия:
Комплектование личного снаряжения. Упаковка продуктов для перекуса. Обеззараживание воды для питья. Игра – состязание «Мастер на все руки». Игра «Выбери место». Изменение расстояния на местности. Топографический кроссворд. Работа с компасом. Оказание первой медпомощи. Игра «Завяжи узел». Турэстафета. Соревнования.
5.Искусство и культура.(56 часов)
Работа над вокально- хоровыми навыками. Музыкальная грамотность. Социально-значимые мероприятия. Упражнения по актерскому мастерству. Работа над репертуаром. Лепка комбинированным способом. Выполнение декоративных украшений.
Практические занятия :
Разучивание песен. Изготовление костюмов. Праздники «Россия- родина моя»., «Рождество», «Мамин праздник». Лепка композиции «Жили- были». Подсвечники. Выставка работ
Учебно-тематический план на 3-й год обучения
Наименование тем и разделов | Теор | Прак. | Всего |
1.Введение. Подведение итогов . Правила поведения | 4 2 | 4 4 | |
ИТОГО : | 6 | 8 | 14 |
Природа и мы. Мир физический и духовный. Вселенная – единый организм. Годовой цикл жизни птиц. Лекарственные напитки. Весна в лесу. Экодесант | 2 2 2 2 2 - | 2 6 - 4 4 4 | |
ИТОГО: | 10 | 18 | 28 |
Путешествие в прошлое Родословная Культурное наследие | 10 4 | 8 12 | |
ИТОГО: | 14 | 20 | 34 |
Азбука туриста Туристско-бытовые навыки Топография и ориентирование Личная гигиена и первая доврачебная помощь Спортивно-оздоровительный туризм | 12 8 10 4 | 12 10 10 12 | |
ИТОГО: | 34 | 44 | 78 |
Искусство и культура Пение под гитару Школьный театр Лепка из глины и роспись | 6 4 4 | 12 12 16 | |
ИТОГО: | 14 | 40 | 54 |
ВСЕГО | 216 часов |
Содержание программы занятий
1.Введение (14 часов)
Подведение итогов прошлого года. Знакомство с программой занятий. Законы туристов.
Практические занятия :
Туристическая прогулка с целью закрепления полученных навыков. Соревнования на СЮТур.
2.Природа и мы (28 часов)
Взаимосвязь человека и природы. Влияние человека на природу. Наблюдение за изменениями в окружающем мире. Понятие добра и зла. Сотворение мира. Распределение птиц по ярусам. Использование растений в приготовлении пищи на костре.
Практические занятия:
Чтение и обсуждение рассказов из серии «Чтение для души», «Добрые чувства животных. «Фитобар» игра задание.
3.Путешествие в прошлое.
Традиции и обряды. Мир русской деревни, быт русской семьи. Г. Курин – герой войны 1812 года. Богородские святыни.
Практические занятия. :
Экскурсия на СЮТур «Музей – Русская Изба». Поход к памятнику Г.Курина. Поход «По святым местам».
4.Азбука туриста (78 часов)
Правила безопасности при разведении костров, пользование колющими и режущими инструментами. Костры. Узлы. Палатка. Приготовление пищи. Азимут. Ориентирование по карте. Способы отметки КП. Обязанности санитара. Одежда и обувь туриста. Пульс. Температура тела. Самонаблюдение. Пищевые отравления, укусы насекомых. Полоса препятствий. Техника и тактика преодоления.
Практические занятия:
«Робинзонада» игра. Игра «Собираемся в поход» Лыжный поход «В гостях у Солонош» Условные знаки спортивных карт Рисование. Соревнования по ориентированию. Игра- задание «Составь меню». КТМ для младших кружковцев.
5.Искусство и культура. (54 часа)
Барды. Авторская песня. Работа над репертуаром. Пробы на роли. Элементы сценического движения. Лепка конструктивным способом.
Практические занятия:
Разучивание песен. Праздник «Прощание со школой».Постановка спектакля «Кошкин дом». Панно «Шестодиев», участие в выставках.
Методическое обеспечение программы.
Минимальный показатель туристских навыков и умений первою года обучения.
правила поведения в лесу
птиц живущих в лесу, городе;
исторические данные о школе;
название улиц поселка;
3-4 песни I) природе:
2 народные песни и игры;
основные приемы работы с глиной;
как вест себя во время выступления перед зрителем; умеет ориентироваться в лесу по приметам;
двигаться в заданном направлении; правила поведения во время прогулки;
прямой узел.
Минимальный показатель туристских навыков и умении второго гола обучении.
где находится отрядное место:
2-3 лекарственных растения:
2-3 дикорастущих съедобных растения:
Умеет убрать место привала в лесу:
правила соблюдения техники безопасности при приготовлении пищи
умеет разжечь костер;
умее'1 начертить маршрут туристской прогулки;
знает топознаки I0 штук;
знает устройство компаса:
знает 2 узла:
знает откуда берет начало река: умеет трудиться на благо природы
Минимальный показатель туристских навыков и умений третьего года обучения.
правила охраны природы:
умеет выбран, место для костра:
игры бабушек и дедушек:
знает где расположен краеведческий музей: маршрут к памятнику Г.Курина;
знают предприятия поселка:
какие должны быть oтношения в семье; знают, как' работать, с берестой:
знают. как работать с глиной:
знают. кто такие барды:
знают мастеров благовещенской игрушки; умеют работать с ролью:
умеют работать с лыжным креплением:
знают простейшие узлы;
знают лыжные маршруты:
знают. где расположена Станция юных туристов.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий смотра художественной самодеятельности в начальной школе
Получилась очень интересная программа....
статья ""Значение чтения художественных произведений в начальной школе"
В статье акцентируется внимание взрослых на значение чтения художественной литературы в начальной школе. Почему очень важно не упустить возможность формирование личности ребенка через восприятие худож...
Методическая разработка урока художественного труда в начальной школе.
Урок художественного труда посвящён изготовлению украшения - снежинки. Очень актуально провести его накануне новогоднего праздника. В ходе урока организована групповая работа учащихся, работа по...
Презентация: "Технология поэтапного обучения художественному чтению в начальной школе"
Презентация Технологии поэтапного обучения художественному чтению в начальной школе....
Методические приемы и подходы формирования умения работать с художественным текстом в начальной школе.
Как известно, подходы к литературному чтению в отечественной методике были определены еще М.А. Рыбниковой.С тех пор они практически не изменились....
Литературоведческие основы изучения художественного произведения в начальной школе.
Методическая помощь учителю в подготовке урока по литературному чтению....