Программа внеурочной деятельности "Код безопасности"
рабочая программа по зож (4 класс)
Актуальность программы. Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из главных и первостепенных задач взрослых. В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский дорожно-транспортный травматизм, что доказано показателями статистических данных. В возникновении повреждений наряду с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями детей существенное значение имеет, и незнание детьми правил поведения на дороге и в общественных местах, недостаточность житейских навыков, повышенная детская любознательность, растерянность и страх в чрезвычайных ситуациях, неумение выйти из сложной ситуации, в которой он оказался. В современном обществе родители чаще всего обеспокоены своим материальным благосостоянием и все меньше уделяют внимание вопросам безопасности своих детей, хотя многие родители оберегают и защищают своего ребенка от опасности. Но задача взрослых должна состоять не только в этом, а в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями. Новизна: воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий. Поэтому, одним из путей сохранения жизни и здоровья ребенка является подготовка детей по вопросам безопасности жизнедеятельности. Этому будет способствовать программа внеурочной деятельности «Код безопасности» .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kod_bezopasnosti_2.docx | 64.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Гармония» г. Можайска
Рег. №____
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол №___ руководитель ШМО Коршунова И. В. __________________________ от «___»______ 20___ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Чекрышева О. А. __________________________ от «___»______ 20___ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ «Гармония» г. Можайска ______________________ Евтушенко Н.Н. Приказ от __________ №______ |
г. Можайск
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с программой - Модульная программа «Курс интерактивных занятий по профилактике детского травматизма и формированию культуры собственной безопасности «Универсальный КОД безопасности».- М.: Наука и образование, 2013. Сидорина Н. А., Устинов М. В., Дулесов Н. А.
I Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:
Актуальность программы. Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из главных и первостепенных задач взрослых. В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский дорожно-транспортный травматизм, что доказано показателями статистических данных. В возникновении повреждений наряду с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями детей существенное значение имеет, и незнание детьми правил поведения на дороге и в общественных местах, недостаточность житейских навыков, повышенная детская любознательность, растерянность и страх в чрезвычайных ситуациях, неумение выйти из сложной ситуации, в которой он оказался. В современном обществе родители чаще всего обеспокоены своим материальным благосостоянием и все меньше уделяют внимание вопросам безопасности своих детей, хотя многие родители оберегают и защищают своего ребенка от опасности. Но задача взрослых должна состоять не только в этом, а в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями. Новизна: воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий. Поэтому, одним из путей сохранения жизни и здоровья ребенка является подготовка детей по вопросам безопасности жизнедеятельности. Этому будет способствовать программа внеурочной деятельности «Код безопасности» .
Практическая значимость.
- формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание ценности экологического качества окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни;
- установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных предметных областей.
Вид модифицированная, тип образовательная программа, ориентированная на достижение результатов в приобретении самостоятельного социального действия.
Цель программы: формирование у детей стойких навыков безопасного поведения в различных экстремальных (внештатных) ситуациях и умений в оказании себе и окружающим первой необходимой элементарной действенной помощи.
Реализации основной цели программы способствует решение следующих задач:
- активизация познавательной деятельности обучающихся в данном направлении;
- формирование осмысленного понимания необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности;
- формирование устойчивой привычки к контролю окружающего пространства;
- формирование умения выявлять в окружающем пространстве индикаторы опасности и оценивать уровень возможного личного риска;
- передача знаний о классической схеме действий в типовых опасных ситуациях;
- в соответствии с классической схемой, формирование устойчивого навыка собственных действий в различных опасных ситуациях;
- формирование навыков оказания элементарной помощи себе и окружающим в различных опасных ситуациях.
Формы обучения: сочетание индивидуальной и групповой работы, проектной и исследовательской деятельности, экскурсии, деловые игры.
Описание
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Отличительные особенности программы:
В результате прохождения программы у участников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса. Это: - понимание необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности; - готовность и способность к саморазвитию, самообучению и личностному самоопределению; - уважительное отношение к иному мнению; - овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками; - этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей; - знания о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения в экстремальных ситуациях; - положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями в различных нестандартных ситуациях и условиях; - дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; - навыки формирования собственной культуры здорового и безопасного образа жизни; - навыки творческого подхода в решении любых задач, к работе на результат; - навыки в составлении собственной индивидуальной образовательной траектории (ИОТ); - оказание бескорыстной помощи окружающим, умение находить с ними общий язык и общие интересы в преодолении определённых трудностей. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий участники научатся навыкам сотрудничества. Овладеют методами убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с окружающими.
В сфере познавательных универсальных учебных действий участники научатся работать с информацией, анализировать и делать логические выводы по создавшимися ситуациям. Диагностировать и корректировать личностные качества и умения.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий участники овладеют навыками управления своими действиями, научатся контролировать и корректировать свою самостоятельную деятельность.
№ п/п | Тема занятия 4 класс | Всего часов | |
т | п | ||
1 | МОДУЛЬ 1 «Актуальность программы и знакомство с правилами Универсального КОДа безопасности» (далее - КОД) | 1 | 1 |
2 | МОДУЛЬ 2 «Безопасность в быту» | 3 | 3 |
3 | МОДУЛЬ 3 «Безопасность в обществе» | 1 | 2 |
4 | МОДУЛЬ 4 «Безопасность на улице, в путешествиях на транспорте» | 2 | 1 |
5 | МОДУЛЬ 5 «Безопасность в мире окружающей природы» | 1 | 4 |
6 | МОДУЛЬ 6 «Безопасность использования ресурсов информационного пространства» | 1 | 2 |
7 | МОДУЛЬ 7 «Безопасность при занятиях физической культурой и спортом» | 2 | 3 |
8 | МОДУЛЬ 8* «Безопасность в мире окружающей природы: стихийные бедствия» | 1 | 3 |
Итоговое занятие за курс УКБ. | 1 | ||
Резерв | 1 | 1 | |
Итого | 14 | 20 |
Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень результатов – обучающийся сможет осознавать свою роль в процессе обеспечения собственной безопасности; представлять диапазон нестандартных ситуаций, неправильном поведении, которое может привести к наступлению травмоопасных последствий; самостоятельное открытие универсального алгоритма безопасного поведения – «универсального КОДа безопасности» и проверка его действия в различных опасных жизненных ситуациях.
Второй уровень результатов - обучающийся сможет формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;
Третий уровень результатов - обучающийся сможет разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;
Диагностика результатов.
Оценкой эффективности обучения по программе является результат комплексной диагностики.
Один из диагностических инструментариев программы – «портфель» анкет, которые заполняет каждый обучающийся:
- «входная» и «итоговая» анкеты базового учебного уровня - позволяют оценить эффективность усвоения базовых знаний и составить индивидуальную карту рисков, обозначающую наиболее опасные (значимые для конкретного ребенка) ситуации, а также отобрать темы (подобрать новые), требующие дополнительной (индивидуальной) их проработки на основном уровне обучения в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией каждого обучающегося (ИОТ);
- «входные» и «итоговые» анкеты основного учебного уровня - позволяют оценить динамику результатов по итогам двух уровней обучения, в том числе и изменений в представлениях ребенка по вопросам использования правил КОДа, а также внести поправки в ИОТ каждого обучающегося для обучения на специализированном уровне;
- «входные» и «итоговые» анкеты специализированного учебного уровня – позволяют оценить правильность ИОТ в соответствии с индивидуальными познавательными интересами каждого обучающегося, уровень приобретённых ими знаний, достигнутых результатов (в соответствии целью с задачами программы), различных умений, навыков, эффективности применения на практике правил КОДа;
- «входные» и «итоговые» анкеты различных тематических модулей - позволяют оценить уровень интереса ребенка к тематике конкретных модулей (в соответствии с его ИОТ), содержанию тем и формату их изучения (в соответствии с правилами КОДа) до и после обучения на любом уровне, а также степень новизны и полезности полученной информации;
- общая сводная база данных обучающихся по программе - позволяет проанализировать общую картину образовательных запросов, интересов к изучаемому курсу, приоритетных рисков (с позиции детской травмобезопасности) для различных категорий детей в зависимости от возрастных, психологических, физических и иных факторов.
Учебно-тематический план
4 класс
Тема занятия | Содержание | Всего часов | Дата проведения | |||||
Ауд. | Внеауд | п | ф | |||||
МОДУЛЬ 1 «Актуальность программы и знакомство с правилами Универсального КОДа безопасности» (далее - КОД) | ||||||||
1. Инструктаж по ТБ и ОХ № 1.10. Вводное занятие | Многообразие окружающего нас мира, общие понятия о правилах Универсального КОДа безопасности (далее – КОД). Индикаторы опасности. Умение их распознавания. Высокая степень риска, средняя степень риска, низкая степень риска. Составление алгоритма действий (в соответствии со степенью риска). Типичные ошибки. | 1 | ||||||
2. «Навыки привлечения экстренной помощи извне». | Различные виды травм и привлечение соответствующей необходимой помощи извне. Алгоритм вызова скорой медицинской помощи, полиции, пожарной службы, МЧС, пр. - «7 шагов». | 1 | ||||||
МОДУЛЬ 2 «Безопасность в быту» | ||||||||
3.«Бытовые травмы» (вводная часть) | «Домашние» опасности. Причины и виды травм. Алгоритм использования правил КОДа. | 1 | ||||||
4.«Механические повреждения кожного покрова и переломы» | Причины повреждений и переломов. Использование правил КОДа. Оказание первой медицинской помощи | 1 | ||||||
5«Электрическая» опасность | «Электороопасные» места в загородном доме и городской квартире. Причины поражения током Использование правил КОДа. Оказание первой медицинской помощи. | 1 | ||||||
6.«Газовая» опасность | «Газовые» приборы в городской квартире и загородном доме. Причины опасных ситуаций с бытовым газом. Использование правил КОДа. Оказание первой медицинской помощи. | 1 | ||||||
7.«Бытовые отравления» | Ядовитые вещества, наиболее часто используемые в быту. «Внимание - лекарственные препараты!». Использование правил КОДа. Оказание первой медицинской помощи | 1 | ||||||
8. «Ожоги» | Пожар в быту и причины его возникновения. Химические ожоги. Иные бытовые ожоги (вода, пар, пр.). Использование правил КОДа. Возможные самостоятельные действия по устранению очага пожара и его тушению. Оказание первой медицинской помощи. | 1 | ||||||
МОДУЛЬ 3 «Безопасность в обществе» | ||||||||
9. «Общие правила безопасного общения с окружающими». | Понятия: «толерантность», «терпимость к окружающим», пр. Правила безопасного общение со сверстниками. «Осторожно – сектанты!» | 1 | ||||||
10. «Поведение в толпе и при посещении массовых зрелищных мероприятий» | Вводная часть – перечень возможных опасностей. «Как вести себя в толпе». «Массовые зрелищные мероприятия, -главные опасности и запреты в поведении». Использование правил КОДа. Оказание первой медицинской помощи. | 1 | ||||||
11 «Нестандартные ситуации на улице и в общественных местах» | Классификация нестандартных ситуаций по степени опасности. Определение уровня риска. Принципы общения с незнакомыми людьми.Использование правил КОДа. Умение сказать «НЕТ». Принципы защиты от манипуляций и агрессии со стороны чужих людей. Основные действия в нестандартной ситуации на улице.Оказание первой медицинской помощи. Алгоритм вызова полиции, скорой медицинской помощи, - «7 шагов». | 1 | ||||||
МОДУЛЬ 4 «Безопасность на улице, в путешествиях на транспорте» | ||||||||
12«Безопасность на проезжей части улицы» | Правила дорожного движения (для пешеходов и транспорта). Несчастные случаи с пешеходами. Использование правил КОДа. Оказание первой медицинской помощи. Алгоритм вызова скорой медицинской, службы ГИБДД, - «7 шагов». | 1 | ||||||
13. «Аварии на транспорте» | Личный транспорт (автомобиль, мотороллер, велосипед). Городской общественный транспорт (автобус, троллейбус, трамвай, метро, маршрутное такси). Самолёт. Речной и морской транспорт. Использование правил КОДа. Оказание первой медицинской помощи. Алгоритм вызова скорой медицинской помощи, службы ГИБДД, полиции, МЧС, - «7 шагов». | 1 | ||||||
14. «Незнакомый маршрут» | Умение обращаться за помощью к окружающим. Разговор по телефону. Использование функции «НАВИГАТОР» в мобильном телефоне. Использование правил КОДа. Основные действия при потери ориентации в городе (если заблудились (потерялись). | 1 | ||||||
МОДУЛЬ 5 «Безопасность в мире окружающей природы». | ||||||||
15. Вводная часть | «Опасная» экспедиция в мир окружающей природы | 1 | ||||||
16. «Тайны леса» | Перечень опасностей и определение их уровней риска. Лесные растения и грибы. Животный мир леса (опасные животные, змеи, насекомые, птицы, пр.). Необходимая экипировка при походе в лес. Собираем походный мешок. Использование правил КОДа. Умение ориентироваться в лесу без подручных средств. Оказание первой медицинской помощи в нестандартной ситуации | 1 | ||||||
17. «Смелых в горы возьмём» | Перечень опасностей и определение их уровней риска. Необходимая экипировка при походе в горы. Главные «правила» гор. Использование правил КОДа. Оказание первой медицинской помощи в нестандартной ситуации Алгоритм вызова необходимой помощи извне «7 шагов». | 1 | ||||||
18. «Водные пространства» | Перечень опасностей и определение их уровней риска. Опасные обитатели рек и морей. Правила поведения на воде (лето, зима). Использование правил КОДа. Принципы «самопомощи», Алгоритм спасения на воде и оказания первой медицинской помощи. Алгоритм вызова необходимой помощи извне «7 шагов». | 1 | ||||||
19. «Огненный рейс» | Основные виды и причины пожаров. Правила пожарной безопасности. «Осторожно: пиротехника!» Профилактика пожаров. Использование правил КОДа. Основные действия при пожаре. Последствия пожаров.Оказание первой медицинской помощи. | 1 | ||||||
МОДУЛЬ 6 «Безопасность использования ресурсов информационного пространства» | ||||||||
20. Вводная часть. | Знакомство с многообразием информационного пространства и его опасностями. | 1 | ||||||
21.«Средства массовой информации, кинематограф, реклама и издательская литература». | Основные направления и последствия психологической атаки источников недостоверной и бездуховной информации. Опасности «жёлтой прессы» и сомнительной рекламы. «Фильмы для взрослых – хорошо или плохо?» Использование правил КОДа. | 1 | ||||||
22. «Компьютер». | Опасности, подстерегающие в путешествиях по социальным сетям в Интернете. Уровень достоверности информации, полученной из Интернета и перечень опасностей при её использовании. Интернет-зависимость и её последствия. Профилактика и противостояние этой зависимости. Использование правил КОДа. Преимущества качественного программного обеспечения. Основные гигиенические правила работы за компьютером. Вирусы и антивирусное обеспечение. | 1 | ||||||
МОДУЛЬ 7 «Безопасность при занятиях физической культурой и спортом» | ||||||||
23. Вводная часть | Актуальность содержания модуля. Перечень наиболее частых травм, полученных обучающимися на занятиях физической культурой и спортом. | 1 | ||||||
24. Безопасность эксплуатации спортивных залов и сооружений | Основные необходимые условия безопасности эксплуатации спортивных залов (помещений) и визуальное определение их нарушений. Основные необходимые условия безопасности эксплуатации стадионов, открытых спортивных площадок, велосипедных трасс, пр. и визуальное определение их нарушений. Использование правил КОДа. Алгоритм действий при выявлении нарушений. | 1 | ||||||
25.«Безопасность занятий физической культурой и спортом в крытых спортивных залах» | Основные общие правила безопасности поведения при занятиях в спортивном зале. Основные правила визуального контроля за установкой и креплением оборудования в зале для его безопасной эксплуатации. Необходимость соблюдения правил поведения и безопасности эксплуатации спортивного оборудования и инвентаря при занятиях конкретными видами спорта (баскетбол, волейбол, мини-футбол, гимнастика, акробатика, силовых видов спорта, занятий на различных тренажерах, пр.).Спортивная форма и безопасность. Основные правила самоконтроля за состоянием своего физического самочувствия. Использование правил КОДа. Алгоритм действий при выявлении нарушений в исправности и креплении спортивного оборудования. Оказание первой медицинской помощи | 1 | ||||||
26.«Безопасность занятий в бассейнах» | Основные риски и правила безопасности поведения при занятиях в бассейне. Визуальный контроль за исправностью спортивного оборудования и инвентаря. Визуальный контроль за наличием спасательного оборудования. Самодисциплина – залог безопасности на воде. Основные правила самоконтроля за состоянием своего физического самочувствия.Соблюдение основных правил гигиены при подготовке и занятиях в бассейне. Использование правил КОДа. Алгоритм действий при выявлении нарушений. Оказание первой медицинской помощи | 1 | ||||||
27. «Безопасность занятий на стадионах и открытых спортивных площадках». | Основные риски и правила безопасности поведения при занятиях на стадионе и на открытых спортивных площадках. Визуальный контроль за исправностью спортивного оборудования и инвентаря. Основные правила визуального контроля за установкой и креплением оборудования на стадионе, хоккейной и других открытых спортивных площадках. Необходимость соблюдения правил поведения и безопасности эксплуатации спортивного оборудования и инвентаря при занятиях конкретными видами спорта (баскетбол, волейбол, футбол, хоккей, лыжные гонки, коньки, большой теннис, занятий на полосе препятствий, велосипедной трассе, «паркуре», пр.). Спортивная форма и безопасность. Основные правила самоконтроля за состоянием своего физического самочувствия. Использование правил КОДа. Алгоритм действий при выявлении нарушений. Оказание первой медицинской помощи | 1 | ||||||
МОДУЛЬ 8 «Безопасность в мире окружающей природы: стихийные бедствия» | ||||||||
28. Вводная часть | Перечень основных стихийных бедствий в мире и уровни их опасности. | 1 | ||||||
29. «Ураганный ветер, смерч» | Перечень главных опасностей и определение их уровня риска. Использование правил КОДа. Правила поведения во время данного стихийного бедствия (лето, зима). Алгоритм «самопомощи» и «самоспасения». Оказание первой медицинской помощи. Алгоритм вызова необходимой помощи извне «7 шагов». | 1 | ||||||
30. «Наводнение» | Перечень видов наводнения (половодье, сильные ливни и резкое таяние снега в горах, прорыв дамбы, сильный шторм, пр.) и его главные опасности. Использование правил КОДа. Правила поведения во время данного стихийного бедствия (в зависимости от вида). Алгоритм «самопомощи» и «самоспасения».Оказание первой медицинской помощи.Алгоритм вызова необходимой помощи извне «7 шагов». | 1 | ||||||
31. «Метель, сильный мороз» | Перечень главных опасностей. Использование правил КОДа. Правила поведения в зависимости от места, в котором застала метель (город, открытая местность, горы, лес, пр.). Алгоритм «самопомощи» и «самоспасения». Оказание первой медицинской помощи. Алгоритм вызова необходимой помощи извне «7 шагов». | 1 | ||||||
32 Итоговое занятие за курс УКБ. | Использование правил КОДа. | 1 | ||||||
33-34 Резерв |
Содержание программы
4 класс | К-во часов | |
Модуль 1 «Актуальность программы и знакомство с правилами Универсального КОДа безопасности» | Актуализация темы безопасности и ценностей собственной жизни и здоровья, мотивация осознания персональной ответственности за личную безопасность, изучение правил КОДа безопасного поведения в различных ситуациях, выработка навыков оценивания уровня опасности, прогнозирование вариантов развития событий и выбора адекватных действий, знакомство с алгоритмом привлечения помощи из вне. На этом же занятии происходит старт игровой модели и анонс всей программы | 2 |
МОДУЛЬ 2 «Безопасность в быту» | Изучение и оценка потенциальных опасностей в загородном доме, в городской квартире, в отдельном конкретном помещении, применение правил КОДа безопасного поведения в отдельных конкретных ситуациях (электричество, газ, пожар, бытовые ожоги, травмы, пр.), моделирование различных ситуаций и проверка КОДа на практике. Например: а) до пожара – анализ причин пожаров (с изучением правил пожаробезопасного поведения), б) во время пожара – алгоритм действий предотвращения пожара, умений при передаче срочной информации; в) после пожара – навыки оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим. | 6 |
МОДУЛЬ 3 «Безопасность в обществе» | Изучение потенциальных опасностей присутствия в общественных местах, при общении с чужими людьми на улице, применение КОДа безопасного поведения в толпе, во время присутствия на массовых мероприятиях и т.д.; формирование и отработка навыка «отказа» (умение сказать «нет») при общении со сверстниками, незнакомыми людьми, сектантами, воспитание навыков толерантности, уважительного отношения к мнению других людей, умений правильно обратиться за помощью, иных коммуникативных качеств. | 3 |
МОДУЛЬ 4 «Безопасность на улице, в путешествиях на транспорте» | Изучение правил дорожного движения (ПДД), правил поведения в опасных ситуациях, связанных с использованием различных видов транспорта (личного и общественного), в местах скопления людей на вокзалах и аэропортах (посадка и высадка), поведения во время транспортных аварий. Знакомство с существующими и выработка собственных правил безопасного поведения в пути, оценка уровня опасности ситуации и выхода из неё в соответствии с правилами КОДа. | 3 |
МОДУЛЬ 5 «Безопасность в мире окружающей природы» | Знакомство с многообразием растительного мира (растения, ягоды, грибы, пр.), распространённого на территории России, и возможных опасностей соприкосновения с ним. Изучение дикого животного мира страны (с позиции безопасности жизнедеятельности), а также знакомство с опасными ситуациями, идущими от домашних животных (агрессия, заражение, царапины, укусы, пр.), практика применения правил КОДа безопасного общения с живой природой и оказания первой помощи в нестандартных ситуациях. Например: безопасность на воде - изучение, анализ и игровое моделирование потенциальных опасностей, связанных с водой и купанием, варианты предопределения и предотвращения опасностей, обсуждение важности соблюдения инструкций, отработка КОДа безопасного поведения при чрезвычайной ситуации на воде. | 5 |
МОДУЛЬ 6 «Безопасность использования ресурсов информационного пространства» | Приобретение навыков критического отношения к достоверности потребляемой информации, поиск и отбор необходимой качественной информации, анализ потенциальных рисков сомнительных источников и недостоверной (опасной) информации, навыки исключения из своей жизни негативной (опасной, агрессивной, бездуховной) информации; изучение правил КОДа безопасного поведения в сети Интернет (защита от вирусов, спама, мошенничества, навязывания негативного контента, умение обезопасить личные данные, различать особенности реального и виртуального общения, профилактика интернет-зависимости, пр.). | 3 |
МОДУЛЬ 7 «Безопасность при занятиях физической культурой и спортом» | Знакомство с наиболее вероятными нарушениями правил эксплуатации физкультурно-спортивных зданий и сооружений, правилами безопасности при проведении физкультурно-спортивных занятий и массовых физкультурно-спортивных мероприятий в образовательных учреждениях и последствиями их нарушений. Определение исправности спортивного оборудования и инвентаря с позиции самосохранения и безопасности использования. Знакомство, изучение и практическое моделирование правил безопасного поведения во время занятий физической культурой и спортом в спортивных залах, бассейнах, на открытых спортивных площадках, стадионах, велосипедных трассах, «скалодромах», пр. Установка на понимание собственного участия и собственной мотивации на знание и добросовестное выполнение всех рассмотренных в данном учебном модуле правил безопасности при занятиях физической культурой и спортом, а также алгоритмов действий в возможных нестандартных ситуациях в части «самопомощи» и помощи окружающим. Изучение и отработка правил КОДа безопасного поведения в конкретных нестандартных ситуациях и действия с целью их профилактики и предотвращения. | 5 |
МОДУЛЬ 8 «Безопасность в мире окружающей природы: стихийные бедствия» | Знакомство (изучение) с наиболее вероятными опасными природными явлениями (наводнение, ураган, сильные ливни, грозы, штормовой ветер, лесной пожар, пр.), изучение правил КОДа безопасного поведения в рассматриваемых конкретных случаях, отработка навыков применения правил КОДа в различных игровых моделях, приобретение навыков оказания первой помощи себе и окружающим в отдельных конкретных случаях, привлечения помощи извне. | 4 |
Итоговое занятие за курс УКБ. | Использование правил КОДа. | 1 |
Резерв | 2 | |
Итого | 34 |
Методическое обеспечение программы
Формы и методы работы
В модульной программе курса «Универсальный КОД безопасности» приоритет отдан интерактивным формам работы (обучения), где ребенок находится не в роли пассивного, скучающего наблюдателя, а является активным участником процесса обучения, в результате которого остаются личные впечатления и опыт безопасного поведения, которые пригодятся ему в дальнейшем.
Интерактивное обучение (от англ. «interact» – взаимодействовать) — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого.
Интерактивные методики не заменяют полностью лекционный материал, но способствуют его лучшему усвоению и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения.
К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:
- «мозговой штурм» (атака);
- мини-лекция;
- работа в малых группах;
- различные виды игр (ролевые, моделирующие, деловые);
- игровые упражнения;
- решение ситуационных задач;
- приглашение визитера (гостя);
- инсценировка (моделирование) ситуаций;
- выступление в роли обучающего (тренера, эксперта);
- презентация;
- тестирование;
- групповые дискуссии (с присваиванием или без социальных ролей);
- сочинения;
- интервью;
- просмотр и обсуждение фильмов (видеосюжетов);
- обсуждение литературных, музыкальных и других художественных произведений;
- подготовка и проведение различных акций, мероприятий;
- обратная связь.
Список литературы
- Волонич В.Г. Академия выживания. М., 1995.
- Воробьев Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / Ред. Ю.Л. Воробьев, В.А. Пучков, Р.А. Дурнев; МЧС России. М.: Деловой экспресс, 2006.
- Всемирная организация здравоохранения. Европейское региональное бюро. Доклад о профилактике детского травматизма в Европе. Рим, Италия, 2010.
- Гостюхин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания. М.: Знание, 1995.
- Грачев С.И. Спаси себя сам: практикум личной безопасности: Учеб. пособие. Н.Новгород: Институт стратегических исследований ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2005.
- Громов В.И. Васильев Г.А. Энциклопедия безопасности. Москва, 1998.
- Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. М.: Владос, 2000.
- Зеккарди Д. Энциклопедия экстренной медицинской помощи. М.: Крон- Пресс, 1998.
- Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Метод. пособие. М.: Изд. дом «Третий Рим», 2005.
- Книга скаута: Учеб.-метод. пособие / Ред. В.И.Несевря; Российская академия образования. Моск. психол.-соц.ин-т. М.; Воронеж, 2003.
- Крючек Н.А., Латчук В.Н., Миронов С.К. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения / Ред. Г.Н. Кириллов. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
- Латчук В.П. и др. Безопасность жизнедеятельности: Сб. нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. М.: АСТ, 1998.
- Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. М.: Эксмо, 2005.
- Методические рекомендации к проведению профилактической работы по детскому дорожно-транспортному травматизму в 1999—2000 гг. / Сост. Е.С. Фоминова, В.Л. Маковлева. Оренбург, 2000.
- Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Программно-метод. материалы. М.: Дрофа, 2001.
- Палкевич Я.Е. Выживание в городе. Выживание на море. М.: Карвет, 1992.
- Самыгин С.И. и др. Школа выживания. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
- Сборник основных нормативных и правовых актов по вопросам ГО и РСЧС. М.: ИЦ, Редакция «Военные знания», 2000.
- Сидорина Н.А. Социально-педагогическое сопровождение развития одаренности подростков во временном детском объединении: Дис. канд. пед. наук. Кострома, 2006.
- Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2001.
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537).
- Ужегов Г.Н. Секреты выживания в чрезвычайных ситуациях. М.: Кн. дом «АНС», 1999.
- Шойгу С.К. и др. Учебник спасателя. М.: МЧС России, 1997.
- Ярочкин В.И. Теория безопасности / Ред. В.И. Ярочкин, Я.В. Бузанов. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.
- Бэскинд Э. Энциклопедия личной безопасности. М.: Аквариум, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Безопасная дорога"
Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, умение использовать правила дорожного движения в реально...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Безопасное детство»
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития обучающихся обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрыва...
Методическая разработка по программе внеурочной деятельности «Безопасное колесо». Тема: "Перекресток"
Занятие разработано для учащихся 3 класса в форме игры. Основные цели занятия: воспитание осознания опасности неконролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения, а также...
Программа внеурочной деятельности " Безопасность - это важно"
Программа внеурочной деятельности " Безопасность - это важно" для 3 класса. Программа расчитана на 2 часа в неделю....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасность - это важно!"
Программа разработана на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования. Министерство образования и науки РФ( Стандарты второго поколения).Программа курса &laqu...
рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасность в сети Интернет" для 1-4 классов
Рабочая программа составлена на 1 год, реализует безопасное использование сети Интернет. Предназначен для обучающихся начальных классов...